Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"
Оценка 5

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Оценка 5
Лекции +1
docx
психологическая работа +1
Взрослым
16.10.2017
Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"
Юношеский возраст – это значимый и важный период в жизни каждого человека. Он является достаточно обширным временным отрезком и охватывает период от 14-15 до 21-23 лет. Период юношества находится между подростковым возрастом (предшествующий) и молодостью (последующий возрастной период). Условно принято делить период юношества на старший школьный (ранний юношеский возраст – от14-15 до 17-18 лет) и собственно юность (17-18 до 21-23 лет). Возраст 14-15 до 17-18 лет биологически является периодом завершения физического созревания. Большинство юношей и девушек вступают в него поступертатными, то есть достигшими биологической зрелости. В документе даются полные ответы на все вопросы по психологии юношествкого возраста.
Экзаменационные билеты Психология юношеского возраста.docx
1. Общая характеристика юности как психологического возраста Юность  –   завершающий   этап   первичной   социализации,   однако   социальный   статус   юношества   неоднороден.  В подростковом возрасте преобладает интимно­личностное общение. (В словаре Даля) юноша – молодой, малый и преимущественно парень (15 лет  и более). (В психологическом словаре) юность – это определенный этап созревания человека между детством и взрослостью. Зависимое детство, юноши относительно независимы от своих родителей. Конец   19­начало   20   века   –   юношей   считался   только   выходец   из   семьи   дворянина,   он   мог   стать   студентом университета или учеником в гимназии. В   отечественной   психологии   слово   юношеств   появляется   в   начале   20   века.   Юношество   –   это   период самостоятельности, самоопределения, формирования гражданской позиции, идейной зрелости. Отечественная психология: Ранняя юность (14­18). Неопределенный период жизни. Он приходится на 8, 9, 10 класс. Психические процессы подходят к зрелости, уходят комплексы, связанные с внешность. Этот возраст называют постпубертатным. ВВД – учебно­профессиональная, но без четкого осознания Ответственность: 1. Уголовная ответственность с 14 лет, получение паспорта 2. В 18 лет появляется избирательное право (активное) 3. С 18 наступает полная ответственность 4. Оформляются задачи и идеи о семье, подготовка к семье, создание семьи. Одна из главных задач это выбор профессии. Поздняя   юность   (18­23).   Более   ответственный   период.   В   этом   возрасте   общество   осознает   человека,   как полноправного гражданина. Оформление материальной независимости. Создание семьи. Возрастные задачи: Освоение   мужской   и   женской   роли;   установление   более   зрелых   отношений   со   сверстниками   (обоих   полов); подготовка к профессиональной карьере, обучение направленное на профессию; подготовка к браку и семейной жизни; оформление системы ценностей морали, нравственности, этики; формирование гражданской позиции и ответственного поведения (политика и идеология); оформление и принятие социальных ролей; поиск своего места и закрепление в мире   взрослых;   оформление   и   осознание   своей   сексуальности;   обретение   тесных   и   прочных   дружеских   связей; личностное самоопределение. 2. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте Начало взрослой жизни, самостоятельность, оказание влияния на сверстников и младшего поколение. ССР  ­   это   единственное   и   неповторимое,   специфическое   для   данного   возраста   отношение   между   ребенком   и средой. Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. С усложнением жизнедеятельности у юношей   происходит   не   только   количественное   расширение   диапазона   социальных   ролей   и   интересов,   но   их качественное их изменение. Появляются все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности ответственности. В 14 лет юноша получает паспорт, в 18 лет – избирательное право и возможность вступать в брак. Юноша   становится   ответственным   за   уголовные   преступления.   Многие   в   этом   возрасте   уже   начинают   трудовую деятельность, все думают о выборе профессии и т.д. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающее его положение с положением ребенка. Материально старшеклассник еще находится на иждивении родителей. В школе ему, с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрослый, старший, а с другой – постоянно требуют от него послушания.  В отличие от подростков, которые все являются школьниками, 15­17летние юноши и девушки могут быть также учащимися   колледжей.   Некоторые   из   юношей   совмещают   учение   с   производительным   трудом.   Эти   различия сказываются на их психологии и должны учитываться воспитателями. Социальная ситуация развития личности в юности характеризуется в первую очередь тем, что юношам и девушкам предстоит во многом самостоятельно (автономно) выйти на путь трудовой деятельности и определить своё место в обществе. В связи с этим, меняются социальные требования к юношам и девушкам , изменяются общественные условия, в которых происходит их личностное формирование: они должны быть подготовлены к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей. Юность   для   юношей   и   девушек   —   это   время   выбора   жизненного   пути,   учеба   в   ВУЗе,   обучение   и   работа   по выбранной специальности (включая поиск её), создание семьи, для юношей, вероятно, – служба в армии. 3. Ведущая деятельность и новообразование в юношеском возрасте ВВД ­ деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека  на  данной  ступени   развития   его  личности.  Л.И. Божович отмечала,  что   старшеклассник  стоит  на  пороге самостоятельной   жизни,   что   и   создает   совершенно   новую социальную   ситуацию   развития.   Вступление   в самостоятельную жизнь предполагает решение острого для старшеклассников вопроса об определении дальнейшего жизненного пути, об избрании для себя той или иной профессии. Л.И. Божович отмечает, в связи с этим, что личность старшеклассника   обращена   в   будущее.   В   связи   с   этим   развивается   новый   тип ведущей   деятельности —   учебно­ профессиональной. Основными особенностями развития личности в юношеском возрасте являются: развитие самосознания, в том числе, нравственного самосознания; формирование мировоззрения; развитие активной жизненной позиции, самоопределения; преобразование эмоциональной сферы личности. Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Главное приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Одним   из   важнейших   новообразований интеллектуально­когнитивной сферы   в   юношеском   возрасте   становится развитие   теоретического   мышления.   Старшеклассники   и   студенты   младших   курсов   чаще   задаются   вопросом «почему?»,  их  мыслительная  деятельность  более активна и самостоятельна;   они  более  критично  относятся  как  к преподавателям, так и к содержанию получаемых знаний. Особенностью интеллектуального развития в юношестве следует считать выраженную тягу к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. 4. Особенности познавательной сферы в юношеском возрасте. Познавательные   психические   процессы  –   психические   явления,   в   своей   совокупности   непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат.  Ощущение  — психофизический процесс непосредственно чувственного   отражения   (познания)   отдельных   свойств   явлений   и   предметов   объективного   мира,   т.   е.   процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних.  Представление  — наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Восприятие   –  сложный   психофизиологический   процесс   формирования   перцептивного   образа. Восприятие становится   произвольным,   проявляется   в   перцептивных   действиях   планомерного   наблюдения   за определенными объектами. Появляется наблюдения за своими действиями, поведением, переживаниями, мыслями. Внимание  — процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Растет объем, степень сосредоточенности и скорость переключения внимания, но увеличивается и избирательность   внимания,   его   зависимости   от   направленности   интересов,   возрастает   роль   последовательности внимания. Такая противоречивость обусловливает неспособность концентрироваться на чем­то одном, поэтому почти постоянно проявляется невнимательность. Память  —   запоминание,   сохранение   и   последующее   воспроизведение   индивидом   его   опыта.  Увеличивается произвольность памяти и   производительность   логического   запоминания,   совершенствуются   средства   запоминания, юноши   пытаются   овладеть   своей   памятью,   управлять   ею,   увеличивать   ее   производительность,   разрабатывают рациональные приемы запоминания. Воображение  —   это   образное   конструирование   содержания   понятия   о   предмете   (или   проектирование   схемы действий   с   ним)   еще   до   того,   как   сложится   само   это   понятие   (а   схема   получит   отчетливое,   верифицируемое   и реализуемое в конкретном материале выражение).  Увеличивается объем памяти, применяются рациональные приемы произвольного запоминания материала. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства, развивается критичность мышления. Мышление — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Под влиянием специфической организации учебной деятельности существенно изменяется мыслительная деятельность старших школьников, характер их умственной работы. Мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется (по сравнению с подростковым возрастом): ­ более высоким уровнем обобщения и абстрагирования ­ нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, ­ умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, ­ делать глубокие выводы и обобщения, ­ связывать изучаемое в систему. Таким образом, в юношеском возрасте развивается критическое мышление. 5. Особенности развития личности в юношеском возрасте  Личность ­ рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Одно   из   достижений   юности   –   новый   уровень   развития   самосознания.   Центральное   психологическое новообразование юношеского возраста – становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и   уникальности.   Юноши   и   девушки   осознают   себя   в   качестве   неповторимой,   не   похожей   на   других   личности,   с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. И эту свою личность как нечто особое, не похожее на других, юный человек хочет утвердить среди окружающих людей. Он хочет, чтобы его такую особенную личность заметили. Отсюда – тенденция к манифестации себя в разных формах: в манере двигаться, говорить,   одеваться;   в   своеобразных   оценках   явления   быта,   школьной   жизни;   в   каких­то   особенных   словечках   и выражениях, в неприятии некоторых общепринятых положений. Переживание   собственной   уникальности   приводит   к   открытию   одиночества,   поэтому   чувство   текучести   и необратимости времени сталкивает юношество с проблемой конечности своего существования и темой смерти, что свидетельствует о формировании еще одного элемента юношеского самосознания – философской рефлексии. Изменившееся  отношение к  себе,  осознание своей особости сочетается  с  интересом  к  себе,   со стремлением  к самопознанию. Отсюда – саморефлексия, способность замечать и примечать проявления характера, свойств воли, те или иные особенности переживаний, понимать природу возникающих желаний и устремлений. Отсюда – рост интереса к самоанализу.   Центральный   психологический   процесс   в   самосознании   –   это   формирование   личной   идентичности, чувство   индивидуальной   самотождественности,   преемственности   и   единства.   Открытие   себя   как   неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Самоанализ становится элементом социально­нравственного самоопределения. Чрезвычайно   важный   компонент   самосознания   –   самоуважение.   Юноши   и   девушки   с   низким   самоуважением (неприятие   себя,   неудовлетворенность   собой,   презрение   к   себе,   отрицательная   самооценка),   как   правило,   менее самостоятельны, более внушаемы, более неприязненно относятся к окружающим, более конформны, более ранимы и чувствительны   к   критике,   насмешкам.   Пониженное   самоуважение   и   трудности   в   общении   сочетаются   также   со снижением социальной активности личности. Наоборот, юноши и девушки с высоким самоуважением (принятие и одобрение себя, уважение к своей личности и поступкам, положительная самооценка) более самостоятельны, контактны, открыты, легче «принимают» окружающих и   их   мнения,   не   скрывают   свои   слабости   и   неумения,   проще   переживают   неуспехи,   в   них   сильнее   развит   мотив достижения, соревновательности. Фактически самосознание юношества акцентировано на трех существенных для возраста моментах: 1) физический рост и половое созревание; 2) озабоченность тем, как юноша выглядит в глазах других, что он из себя представляет; 3) необходимость   найти   свое   профессиональное   призвание,   отвечающее   приобретенным   умениям,   индивидуальным способностям   и   требованиям   общества.   Знакомое   нам   по   концепции   Э.   Эриксона   чувство   эго­идентичности заключается   во   все   возрастающей   уверенности   в   том,   что   внутренняя   индивидуальность   и   целостность,   имеющие значения для себя, равно значимы и для других. 6. Общая характеристика сферы общения в юношеском возрасте Общение  — взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно­оценочного характера. Общение   может   быть   в   3   видах:   словесное;   эмоциональное   ­  общение посредством   мимики,   жестов, поз, интонаций; тактильное. Юношеский возраст – это пик межличностного общения. Особенности юношеского общения: дружеские связи не сохраняются потом; формируется способность тесным и прочным к дружеским связям; расширенные сферы общения против растущей индивидуализации и обособления; общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего я; характерен процесс обособления и временного отстранение от семьи, отношения с родителями становятся партнерскими; содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношения в значимых сферах жизнедеятельности; ценностно­смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников обсуждение личностных дел, взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями отношений с родителями, своего развития, физического и интеллектуального. 7. Особенности отношения со взрослыми в юношеском возрасте. Одна из главных особенностей раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Юношеский возраст считается возрастом разворачивания проблемы отцов и детей. Мы и Они (взрослые) –   одна   из   ведущих   тем   юношеской   рефлексии,   основа   формирования   особой   юношеской   субкультуры.   С   одной стороны,   сохраняет   свою   актуальность   потребность   освобождения   от   контроля   и   опеки   родителей   –   актуальны процессы обособления, стремления эмансипироваться, обособиться от влияния семьи, освободиться от зависимости. Это уже не подростковый негативизм,  а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние   непосредственные   отношения   с   вырастающими   сыном   или   дочерью.   Неумение   или   нежелание   родителей принять автономию своих детей часто приводит к конфликтам. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким. С   другой   стороны,   в   юности   сильна   тенденция   на   отождествление   со   взрослыми.   Практически   нет   ни   одного социального или психологического аспекта поведения юношей, которые не были бы связаны с семейными условиями. Среди тем,  на основе которых могло бы строиться  общение и сама общность  со взрослыми,  в первую  очередь с родителями, называются: выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, нравственные проблемы, увлечения, вопросы о себе и своем прошлом, настоящем, будущем, ­ все то, что связано с жизненным самоопределением. Но общение со взрослыми, по мнению самих юношей и девушек, возможно лишь при условии его диалогичности и доверительности. Юноши и девушки стремятся быть со взрослыми на равных и хотели бы видеть в них друзей и советчиков, а не наставников. Поскольку   идет   интенсивное   освоение  «взрослых»   ролей   и   форм   социальной   жизни,   они   часто   нуждаются   во взрослых, поэтому в это время можно наблюдать, как часто юноши и девушки ищут совета и дружбы у старших по возрасту. 8. Особенности отношения со сверстниками. Особенности дружбы. Психология влюбленности и любви в юношеском возрасте. Типы любви.  Общение со сверстниками имеет для юношей и девушек очень важное значение. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, юноши и девушки не могут выработать необходимых для самостоятельной взрослой жизни коммуникативных качеств. В   этом   возрасте   появляются   первые   дружеские   и   любовные   привязанности   достаточно   длительного,   хотя   по преимуществу   романтического   характера.   Сознание   групповой   принадлежности,   солидарности,   товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку и юноше обособление от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.   Обособление   как   средство   удержания   дистанции   при   взаимодействии   с   другими   позволяет   молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения. В юности ценится одиночество – чем самостоятельнее юноша или девушка и чем острее потребность в самоопределении, тем сильнее у него потребность быть одному. Общение со сверстниками решает целый ряд специфических  задач: 1) это очень важный канал специфической информации   (которую   нельзя   получить   у   взрослых);   2)   это   специфический   вид   деятельности   и   межличностных отношений (усвоение статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения); 3) это специфический вид   эмоционального   контакта   (осознание   групповой   принадлежности,   автономия,   эмоциональное   благополучие   и устойчивость). Можно   назвать     несколько  типов  любви,   которые     обозначаются   греческими   терминами.   Эрос   —   любовь чувственная. Лудус — это любовь­игра. Мания — любовь одержимая. Прагма — любовь практичная. Агапе — любовь жертвенная. Сторге — это любовь­дружба.  Элейн Хатфильд  выделил всего два типа любви, страстную и сострадательную. Страстная любовь – сильная и неуправляемая. Эта любовь, как считает Хатфильд, зависит от воспитания человека и от некоторых обстоятельств. Сострадательная же любовь – совершено иная. Со временем страстная должна переходить в сострадательную любовь. Сострадательная любовь основана на общих интересах партнеров, ценностях, её можно назвать любовью – дружбой. Зик   Рубин  предложил   нам   рассматривать   любовь,   как   набор   нескольких   элементов,   забота,   интимность   и привязанность. Забота, в его понятии, это обеспокоенность в потребностях и счастье своего партнера, как собственная. Интимность – общие мысли с партнером, чувства, их желания и идеи. А привязанность – это та же самая потребность в заботе к своему партнеру, при этом с физическим контактом с человеком. Зик Рубин разработал шкалы, по которым, как он считает, можно подсчитать силу любви. 9. Концепции юности. Биогенетические теории. Концепция  персонологической (личностной) ориентации: Э.Шпрангер, Ш. Бюлер. Гештальтпсихология. Биогенетические   теории  –   это   учения,   в   которых   формирование   индивидуальности   понимается   как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Биогенетическая теория обращает основное внимание на биологические   детерминанты   развития,   из   которых   выводятся   или   с   которыми   соотносятся   социально   ­ психологические свойства. Сам процесс развития в названной теории трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны.  Главная   задача   по   Шпрангеру:  познание   внутреннего   мира   личности,   который   тесно   связан   с   культурой   и историей.  Юношеский возраст   тянется у девочек с 13 до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет, ­ это, прежде всего, определенная   стадия   духовного   развития,   хотя   оно   и   связано   с   комплексом   психофизиологических   процессов. Новообразования: открытие "я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия "я" к практическому включению в различные виды жизнедеятельности.  Ш. Бюлер, последовательница идей Э. Шпрангера, в отличие от своего предшественника, предприняла попытку интеграции биогенетических положений с персонологической ориентацией в психологии юношеского возраста. Она увязывает   биологическое   и   культурное   созревание   с   особенностями   протекания   психических   процессов.   В   этой концепции выделяются две фазы развития: негативная (беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность и т.д.) и позитивная, в контексте гендерных признаков. Гештальтпсихология  –  направление   в   западной   психологии,   возникшее   в   Германии   в   первой   трети   ХХ   в.   и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.  Важный вклад в понимание юношеской психологии внес представитель гештальтпсихологии Курт Левин (1890­1947). Человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой ­ окружающей ее среды.  Свойства личности и свойства среды  взаимосвязаны.  Особенности:  расширение жизненного  мира личности, круга   ее   общения,   групповой   принадлежности   и   типа   людей,   на   которых   она   ориентируется;   специфичность   его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в его психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. 10. Концепции   юности.   Концепция   Ж.   Пиаже.   Психоаналитические   теории   (3.   Фрейд,   А.   Фрейд), неофрейдисты (Э.Эриксон). Отечественные концепции юности.  Стадии   развития   по   Пиаже.   Сенсомоторная   стадия  (от   рождения   до   2   лет).   Сенсомоторная   стадия характеризуется   отсутствием   речи.   Поскольку   у   детей   нет   слов   для   обозначения   предметов,   объекты   перестают существовать   вне   ситуации   непосредственного   манипулирования   ими.   Взаимодействие   с   окружающей   средой ограничивается сенсомоторикой и ситуацией «здесь и сейчас». 2. Дооперационное мышление (приблизительно от 2 лет до 7 лет). Дооперациональная стадия мышления включает в себя две подгруппы. 1) Допонятийное мышление (от 2 до 4 лет). На данном этапе дооперационального мышления у детей появляются зачатки формирования понятий. Они начинают классифицировать предметы на основе их сходства, но делают ряд ошибок вследствие своих представлений; так, все мужчины «папы», все женщины «мамы», а игрушки, попадающиеся на глаза, «мои». 2) Фаза интуитивного мышления (от 4  до 7  лет).  В данном периоде дооперационального мышления дети решают задачи интуитивно,  не прибегая к правилам логики 3. Стадия конкретных операций (от 7 лет до 11­12 лет). Теперь у детей формируется способность к сохранению наравне с умениями правильно классифицировать, упорядочивать и оперировать числами. 4. Формальные операции (от 11­12 лет до 14­15 лет). Теперь дети могут справляться с гипотетическими проблемами, и их познавательные процессы не привязаны к реальной ситуации. На этой стадии превалирует логическое мышление. Психоаналитические теории, Фрейд. З.Фрейд выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности: В подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает  с новой силой.  Сначала она проявляется  в эротических  сновидениях, поллюциях,   преходящем   онанизме,   а   затем   либидозная   энергия   полностью   переключается   на   полового   партнера. Наступает стадия половой зрелости – генитальная стадия. Неофрейдизм Э. Эриксон. Развитие человека складывается из трех взаимосвязанных, процессов: соматического развития; развития сознательного «Я»; социального развития. Основной закон развития —«эпигенетический принцип». Переход   к   новой   фазе   развития   протекает   в   форме   «нормативного   кризиса».   Развитие   человека   предполагает совместное действие врожденных и средовых компонентов. Жизненный   цикл   по   Э.Эриксону.   Младенчество.   Выработка   у   младенца   бессознательное   чувство   «базового доверия» к внешнему миру. Раннее детство. Формирование у ребенка чувства своей автономии и личной ценности или их противоположность— стыд и сомнение. Игровой возраст (5 ­7 лет). Формируется чувство инициативы, желание сделать   что­то.  Школьный   возраст.   Формируется   чувство,   предприимчивости   и   эффективности,   способность добиваться поставленной цели. Юность. Появляется чувства своей неповторимости, индивидуальности. Молодость. Появляется   потребность   и   способность   к   интимной   психологической   близости   с   другим   человеком,   включая сексуальную близость. Взрослость. Появление творческой деятельности и сопутствующее ей чувство продуктивности. Зрелый возраст или старость. Характеризуется появлением чувства удовлетворенности. Отечественные концепции. Подробно в 1920 изучались и описывались: закономерности полового созревания,  умственные интересы,     формы социальной активности,  содержание внутреннего мира подростков и юношей. Главное новообразование переходного возраста, по Выготскому,­ то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее  лицо,  новый качественно своеобразный фактор ­ личность самого юноши. В связи с возникновением самосознания для юноши становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное   развитие,   которое   приводит   к   образованию   личности,   приобретает   в   самосознании   опору   для   своего дальнейшего развития».  В 1930:  Стали запретными проблемы полового созревания и юношеской сексуальности. Самосознание стало все чаще   оцениваться   как   проявление   «ячества»   и   буржуазного   индивидуализма.   Психология   подменила   изучение многогранной   юношеской   жизни   апологетическим   описанием   процесса   насильственной   подгонки   ребенка   к требованиям бюрократической школьной системы.  Эльконин:   у   15­17­летних   (старший   школьный   возраст)   ведущей   становится   учебно­профессиональная деятельность,   благодаря   которой   у   старшеклассников   формируются:   определенные   познавательные   и профессиональные   интересы;   элементы   исследовательских   умений;   способность   строить   жизненные   планы   и вырабатывать нравственные идеалы; самосознание Божович: В ее описании юношеского возраста главное внимание сосредоточено на развитии мотивационной сферы личности:   определении   своего   места   в   жизни,   формировании   мировоззрения   и   его   влиянии   на   познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. 11. Выбор   жизненного   пути   и   характеристика   жизненного   пути   как   содержание   социальной   ситуации развития в юношеском возрасте.  Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления. Критерием взросления становится не просто физическое возмужание, но и овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17­ 21 годом для юношей и 16­20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22­23 годам у юношей и 19­20 годам у девушек. Современные представления о границах возраста охватывают период от 14­ 15 до 18 лет. Характерная   черта   ранней   юности   —   формирование   жизненных   планов.   Жизненный   план   возникает,   с   одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения.    В  отличие  от   мечты,  которая  может  быть   как  активной,  так  и  созерцательной,  жизненный   план   —  это   план деятельности. Профессиональные  планы старшеклассников  зачастую  недостаточно конкретны.  Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение квартиры, машины и т. д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их   осуществления.   Профессиональная   ориентация   —   сложная   психологическая   проблема,   связанная   еще   и   с проблемами социально­экономическими. Приятно   отметить,   что   сегодня   активно   проводится   профессиональное   консультирование   школьников   и   их родителей   по   проблемам   выбора   профессии.   Решение   задач   самоутверждения   и   самоопределения   в   юношеском возрасте   во   многом   зависит   от   потребности   в   достижении.   Потребность   в   достижении   понимается   рядом исследователей   как   присущее   людям   стремление   к   успеху   в   деятельности,   в   соревновании   с   ориентацией   на определенный стандарт высокого качества исполнения. В ранней юности наблюдается усиленное развитие потребности в достижении. Реализуется она по­разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других — в различного рода хобби, у третьих — в спорте и т. д. Есть основания полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно развита   потребность   в   достижении,   слабее   выражена   потребность   в   общении.   В   то   же   время   именно   в   юности потребность в достижении может быть направлена на достижение успеха именно в сфере общения.  12. Особенности самосознания, самоуважения и самопознания в юношеском возрасте Самосознание  ­   осознания   личностью   самой   себя   во   всем   многообразии   индивидуальных   ее   особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей. Самоуважение ­ уважение (или неуважение) человека к самому себе, основанное на объективных достоинствах и успехах личности, либо, напротив, в связи   с   виной   или   ошибками. Самопознание —   это   изучение   личностью   собственных   психических   и   физических особенностей, осмысление самого себя. Развитие самосознания  — центральный психический процесс переходного возраста. Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира.  Для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам.  Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки.  Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем­то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.   Не менее сложным является осознание своей преемственности, устойчивости своей личности во времени.  Для ребенка из всех измерений времени самым важным, а то и единственным является настоящее, «сейчас». В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы.  Изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов.  Размышления   о   себе   и   направлении   своей   жизни   возникают   непроизвольно,   по   случайным   поводам,   часто   не вовремя.  Диффузность, расплывчатость представлений о времени сказывается и в самосознании, в котором страстная жажда нового   опыта   может   перемежаться   со   страхом   перед   жизнью.   Одни   буквально   рвутся   вон   из   детства,   у   других расставание с ним проходит очень мучительно, вызывая даже желание умереть. Одна из проблем, с которой сталкивает подростка идея необратимости времени и которую старательно обходят наивно­суеверные взрослые (чур меня, не упоминайте при детях о мрачных предметах!),— тема смерти.  Путь самопознания юноши сложен и неоднороден. Известны два способа самопознания в юности. Один состоит в   том,   чтобы  соизмерять   уровень   своих   притязаний   с   достигнутым   результатом.  Однако   ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняет такую проверку и приводит подчас к опасному желанию испытать себя в неоправданном   риске.   Второй   путь   самопознания   ­  социальное   равнение,   сопоставление   мнений   о   себе окружающих.  Самопознание в юности  ­ это открытие себя как неповторимо индивидуальной личности, оно тесно связано с открытием   социального   мира,   в   котором   этой   личности   предстоит   жить.   Исключительно   важной   инстанцией самосознания,   во   многом   закладываемой   в   ранней   юности,   является   самоуважение,   т.   е.   обобщенная   самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности.  Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я».  Юноши с пониженным  самоуважением особенно ранимы и чувствительны  ко всему,  что  как­то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что­то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой­то недостаток. Вследствие этого  многим  из них свойственна застенчивость,  склонность  к  психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества. Но   неудовлетворенность   собой   и   высокая   самокритичность   не   всегда   свидетельствуют   о   пониженном самоуважении.   Несовпадение   реального   и   идеального   «Я»   —   вполне   нормальное,   естественное   следствие   роста самосознания и необходимая предпосылка. 13. Развитие   эмоциональной   сферы   в   юношеском   возрасте.   Особенности   содержания   и   протекания депрессии в юношеском возрасте. Эмоции  –   психические   явления,   отражающие   в   форме   переживаний   личную   значимость   и   оценку   внешних   и внутренних   ситуаций   для   жизнедеятельности   человека.   Эмоции   служат   для   отражения   субъективного   отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье» (Якобсон, 1966). Эмоциональная сфера юношей характеризуется:   способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на чувства других, близких им людей; развитием   эстетических   чувств,   способностью   замечать   прекрасное   в   окружающей   действительности. Развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует развитию чуткости,  отзывчивости, мягкости,  сдержанности. Эстетические  чувства у старшеклассников более сложны,  чем у учащихся   средних   классов.   Но,   с   другой   стороны,   они   могут   подменяться   оригинальничаньем,   незрелыми   и неправильными эстетическими представлениями;  большей устойчивостью и глубиной дружбы; друзей выбирают, исходя из общих интересов и занятий, равенства отношений, преданности и обязательств; дружба, в основном, прерывается из­за предательства;  появлением чувства любви; юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности. В большинстве случаев возникающее чувство любви вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные качества личности, развиться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные чувства и стремления. Отмечается   появление  депрессивного   состояния,  которое продуцируется   часто   возникающим  чувством  печали, безнадежности, самоуничижения. Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до противоправных поступков. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов. Первый  — это  безразличие и чувство  пустоты.  При этом  самочувствие таково,  что  возникает ощущение,  что детство   уже   кончилось,   а   взрослым   человек   себя   еще   не   чувствует.   Этот   вакуум   и   порождает   повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход. Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений. Старшеклассник изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего он хочет и в какой поддержке он нуждается. Тогда приходит осознание, что его или ее потенциальные возможности ограничены, а вместе с ним — мысль о самоубийстве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о самоубийстве. К   концу   юношеского   возраста   на   первый   план   выступают   “кризис   оторванности”,   чувство   изоляции   от   мира, одиночества, с которыми юноши и девушки не всегда способны справиться самостоятельно. 14. Ранние браки в юношеском возрасте: причины, особенности, последствия.  Юридически, это брак, заключенный молодыми людьми, не достигшими законодательного возраста. Также ранними называют браки, которые, по общественному мнению, заключены раньше стандартного возраста, т. е. в 18­20 лет. Но существует также и психологический аспект данного определения, не привязанный к конкретному возрасту, – это когда молодые люди вступают в брак, психологически неподготовленными и не понимают, что и зачем они делают. Причины: сильное чувство любви и желание поскорее воссоединится со своим партнером; стремление узаконить свои   интимные   отношения;   статистика   ранних   браков   называет   беременность   самой   распространенной   причиной; желание   освободится   от   чрезмерной   родительской   опеки;   несчастная   любовь.  Плюсы:  свадьба,   сильные   чувства, нормальная   нервная   система,   психологическое   взросление   (самостоятельность),   свобода   действий,   характер   и привычки   еще   не   устоялись   и   более   гибкие.  Минусы:  рутинный   быт,   самостоятельность,   конфликты,   обиды, несформированная   или   потеря   идентичности   (вера   человека   в   социальную   роль),   сильное   чувство   влюбленности. Трудности: пониженная ответственность за судьбу создавшейся семьи; доступный и законный способ удовлетворения своих сексуальных потребностей, а иногда и обеспечение себя жильем; на прочность и гармонию в семье огромное значение оказывают добрачная беременность и нежелание супругов обзаводиться детьми, и нести за это определенную ответственность;   кроме   этого   большое   влияние   на   крепость   брака   несут   в   себе   финансовые   трудности,   которые осложняют и обостряют все остальные проблемы; разрыв со сверстниками, неумение организовывать надлежащий уход за новорожденным, плохие жилищные условия.  15. Содержание, особенности протекания и специфика кризиса идентичности. Открыл,  описал   и   сформулировал   термин   кризис   идентичности   Эрик   Эриксон.  Идентичность  –   это   свойство психики  человека  в  концентрированном   виде  выражать   для   него  то,  как   он  представляет  себе  принадлежность  к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств. Кризис идентичности – это потеря (несформированность) эго­идентичности, исчезают или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль. Характеристики: встреча со взрослостью, не развивается по прямой (не знание с какой ролью себя отождествлять); новообразование кризиса – самоопределение или личностная идентичность; приходится делать огромное количество выборов. Проблемы: уход от психологической интимности и избегание тесных межличностных отношений; размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх   взросления   и   перемен;   размывание   продуктивных,   творческих   способностей,   неумение   мобилизовать   свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой­то главной деятельности; формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов подражания. Э. Эриксон считал, что кризис идентичности включает  ряд   противостояний:   временная   перспектива   и   расплывчатое   чувство   времени;   уверенность   в   себе   и застенчивость; экспериментирование с другими ролями и фиксация на одной роли; ученичество  и паралич трудовой деятельности;   сексуальная   поляризация   и   бисексуальные   ориентация;   отношения   лидер­последователь   и неопределенность   авторитета;   идеологическая   убежденность   и   спутанность   системы   ценностей.  Четыре   этапа развития идентичности: неопределенная размытая идентичность характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько­нибудь   четких   убеждений,   не   выбрал   профессий   и   не   столкнулся   с   кризисом   идентичности;   досрочная, преждевременная идентификация имеет место, если индивид, включился в соответствующую систему отношений, но сделал   это   не   самостоятельно,   в   результате   пережитого   кризиса   и   испытания,   а   на   основе   чужих   мнений;   этап «моратория» характерно, то, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределении, выбирая из многочисленных   вариантов   развитий,   тот   единственный,   который   может   считать   своим;   этап   достигнутой,   зрелой идентичности кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации. 16. Отношение к труду и профессии. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. В   психологических   периодизациях   А.Н.Леонтьева,   Д.Б.Эльконина   акцент   делается   на   смене   ведущего   типа деятельности, которой в юношеском возрасте становится учебно­профессиональная деятельность. Ведущее место у старшеклассников   занимают   мотивы,   связанные   с   самоопределением   и   подготовкой   к   самостоятельной   жизни,   с дальнейшим   образованием   и   самообразованием.   Эти   мотивы   приобретают   личностный   смысл   и   становятся действенными. У юношей и девушек появляется интерес к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно­теоретических проблем. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности, ответственности за ее процесс и результаты. Л.И.Божович   определяет   данный   возраст   в   соответствии   с   развитием   мотивационной   сферы:   юношество   она связывает с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием. Период юности – это период самоопределения. Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовно­практическое   –   составляет   основную   задачу   юношеского   возраста.   В   качестве   главного   результата самоопределения психологи выделяют потребность юноши  занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя  в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. В возрастной психологии установлено, что при переходе от подросткового к юношескому возрасту происходит изменение в отношении будущего: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, что юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведение неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально­психологических и индивидуально­психологических различий. Характерное приобретение ранней юности – формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений   постепенно   становится   жизненной   программой,   когда   предметом   размышлений   оказывается   не   только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненные планы старшеклассников, как по содержанию, так и по степени   их   зрелости,   социального   реализма   и   охватываемой   временной   перспективе   весьма   различны.   В   своих ожиданиях,   связанных   с   будущей   профессиональной   деятельностью   и   семьей,   юноши   и   девушки   достаточно реалистичны.   Но   в   сфере   образования,   социального   продвижения   и   материального   благополучия   их   притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. У многих юношей и девушек желание иметь и получать не сочетается с психологической готовностью к   более   интенсивному   и   квалифицированному   труду.   Профессиональные   планы   юношей   и   девушек   недостаточно конкретны.   Реалистично   оценивая   последовательность   своих   будущих   жизненных   достижений,   они   чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. 17. Отечественные и зарубежные концепции профессионализации.  Зарубежные:  Генетическое   направление   (Сьюпер,   Э.   Гинзберг).   Три   периода:   период   фантазий,   период   пробных   выборов, период реалистического выбора. 1. Период фантазий, по мнению автора, характерен для детей в возрасте до 11 лет. Фактически данный период относится   к   допрофессиональному   развитию   и   обеспечивает   формирование   адекватной   готовности   школьников   к выбору профессии. 2. Период пробных выборов, приходящийся на возраст 11–17 лет, был поделен Э. Гинзбергом на четыре стадии: а) первая стадия: выбор профессии определяется интересами школьника (11–12 лет); б) вторая стадия: выбор профессии определяется способностями (одаренность, умения), возрастной диапазон – 13– 14 лет; в) третья стадия: выбор профессии определяется ценностями личности (15–16 лет); г) четвертая стадия: переходная, когда происходит смена этапа жизни (17 лет). 3. Период реалистического выбора (после 17 лет) включает три ступени: а) исследовательская (активное изучение себя и рынка труда в плане поиска взаимного соответствия); б) кристаллизация (выбор оптимальной группы профессий, например, человек–человек); в) детализация (выделение конкретной профессии и ее возможностей). Типологический подход (Э. Шпрангер). Он выделил шесть типов личности, которые сочетались с определенными типами профессиональной деятельности. Кратко рассмотрим их. Теоретический человек. Для него характерен повышенный интерес к проведению различного рода исследований, к разработке теорий и решению проблем, к постановке новых вопросов и поиску ответов на них. Экономический человек. Он всегда стремиться к экономической выгоде, для него интересны только те проблемы, которые приносят экономическую пользу, имеют практическую ценность. Эстетический человек. Люди, относящиеся к данному типу, всегда и во всем (в одежде, в поступках, в общении) ориентированы на восприятие прекрасного. У них сильно развиты эстетические потребности, их интересует красота природы, красота души, красота человеческих отношений, красота предметов и т.д. Социальный человек. Представители данного типа личности всегда ориентированы на других людей. Их оценки и отношение очень важны для него.  Вместе с тем, социальный человек готов трудиться ради других,  оказывать им всестороннюю помощь и поддержку. Политический человек. Такой человек всегда стремится к власти и лидерству. Ему нравится и он умеет управлять другими людьми, ему доставляет удовольствие, когда другие подчиняются ему, поддерживают его позицию, оказывают доверие. Религиозный человек. В обыденной жизни люди этого типа склонны верить в различные чудеса и суеверия. Их вера может   иметь   как   светский,   так   и   религиозный   характер.   В   последнем   случае   она   может   перерастать   в   активное служение в рамках различных религиозных конфессий. Психодинамический подход (Роу). Выделил шесть типов взаимодействия родителей с ребенком, которые, по ее мнению, порождают у ребенка и соответствующие типы интересов, в том числе и специфические профессиональные интересы.   Типы:   защищающий,   требовательный,   враждебный,   попустительский,   небрежный,   любящий.   Каждый   тип взаимоотношений   ориентирует   ребенка,   а   в   дальнейшем   подростка   на   определенный   тип   профессиональной деятельности. Отечественные концепции: Профессиональная пригодность.  В рамках данного подхода процесс профессионализации рассматривается как формирование   или   развитие   профессиональной   пригодности   индивида,   ведущими   критериями   которой   является профессиональная успешность, а по ряду источников и удовлетворенность трудом (К.М. Гуревич). Профессиональная пригодность – степень соответствия индивидуальных качеств работника тем требованиям, которые предъявляет ему профессия.   Он  считает,  что  человек  профпригоден   в  двух   случаях:   а)   если  профессия   требует   соответствующих психофизиологических   особенностей   и   человек   обладает   ими,   б)   если   профессия   не   требует   выраженных психофизиологических особенностей – но они, тем не менее, есть у человека. Он считает, что человек профнепригоден, если профессия требует соответствующих психофизиологических особенностей, но они отсутствуют у человека или слабо выражены. Концепция профессионального самоопределения. Климовым Е.А. была разработана классификация профессий, которая традиционно представляется в виде пяти базовых типов с учетом специфики предмета труда. Тип П – человек­природа: ведущий предмет труда – растения, животные, микроорганизмы. Тип Т – человек­техника: ведущий предмет труда – технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии. Тип Ч – человек­человек: ведущий предмет труда – люди, группы, коллективы, общности людей. Тип З – человек­знак: ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Тип Х – человек­художественный образ: ведущий предмет труда – художественные образы, условия их построения. Однако   в   дальнейшем   эта   классификация   была   доработана,   и   было   предложено   комплексное   основание   для классификации, которое включало четыре показателя: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия труда. В свою очередь было выделено: а) пять видов предмета труда (техника, человек, природа, знаковая система и художественный образ), которые соответствовали типу профессии; б) три вида цели труда (гностические, преобразовательные и изыскательские), которые соответствовали классам профессий; в)   четыре   вида   орудий   труда   (ручные,   механизированные,   автоматизированные   и   функциональные),   которые соответствовали отделам профессий; г) четыре вида условий труда (высокая моральная ответственность, необычные условия, бытового типа, на открытом воздухе), которые определяли группы профессий. Концепции готовности к труду. Е.С. Романова выделила пять этапов жизненного пути субъект, и каждый из них начинается и определяется определенным типом готовности. Автор фиксирует следующие типы готовностей, которые определяют процесс включения индивида в конкретные социальные ситуации развития и соответствуют пяти этапам жизненного пути: 1. Готовность к школе. 2. Готовность к самоопределению и профессиональному выбору. 3. Готовность к профессиональной деятельности. 4. Готовность к профессиональному совершенствованию. 5. Готовность к перемене рабочего места, специальности, профессии. Системогенетическая   концепция   профессиональной   деятельности   В.Д.   Шадрикова.   В.Д.   Шадриковым предложена эффективная модель ее психологического анализа, которая включает следующие уровни:   –   личностно­мотивационный   анализ,   предполагающий   оценку   общественного   значения   профессиональной деятельности, выявление ее личностной значимости, определение мотивационной структуры личности работника и мотивационного потенциала профессии;  – компонентно­целевой анализ, на уровне которого выясняется компонентный состав деятельности, раскрывается цель и значение каждого действия в общей структуре профессиональной деятельности;   –   информационный   анализ,   на   уровне   которого   изучается   информационная   основа   деятельности,   а   также механизмы приема, переработки, хранения и реализации значимой информации;   –   структурно­функциональный   анализ,   предполагающий   выявление   связи   между   отдельными   компонентами деятельности, установление значимости связей и веса отдельных компонентов;  – индивидуально­психологический анализ, на уровне которого стремятся выявить, как индивидуальность субъекта раскрывается и реализуется в деятельности, как формируется индивидуально–своеобразный способ ее выполнения; – психофизиологический анализ, предполагающий исследование мотивационно­активационных и информационно­ активационных процессов, выявление оптимального уровня активации для конкретной профессиональной деятельности и конкретного субъекта труда;  – генетический анализ, позволяющий проследить а) как данная деятельность развивалась и видоизменялась в ходе развития   материально­технической   базы   производства   и   б)   как   формируется   психологическая   система профессиональной деятельности на разных этапах профессионализации. 18. Подходы к пониманию профессионального самоопределения субъекта труда Существует   несколько   направлений   ПС:   социологическое   (Рубина   Л.Я.;   Леднева   О.В.);   профориентационное (Климов   Е.А.);   жизнедеятельностное   (Бюлер   Ш.);   направление   профессионального   развития   (Кудрявцев   Т.В., Поваренков Ю.П.; Зеер Э.Ф.).  Профориентационное:  Е.А.   Климов   дает   определение   понятию   ПС,   предлагает   адекватную   задачам профориентации   подростков   классификацию   профессий   и   периодизацию   развития   субъекта   труда,   разрабатывает практические рекомендации по организации и проведению индивидуальных профконсультаций подростков по поиску и выбору профессии. Он рассматривает ПС «… как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного   участника   сообщества   «делателей»   чего–то   полезного,   сообщества   профессионалов».   Выделяет   два уровня   ПС:   гностический,   который   связан   с   перестройкой   сознания   и   самосознания   и   практический,   который предполагает реальное изменение социального статуса личности. Пряжников Н.С. выделил уровни ПС: приобщение к культуре, приобщение к своей профессии, приобщение к специальности, приобщение к своей должности и трудовому посту, приобщение к конкретным трудовым функциям задачам. Жизнедеятельностное: Бюлер Ш. считает, что чем понятнее человеку его призвание, т.е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление личности. В работах Ш. Бюлер выделено и описано 5 основных фаз жизни. Первая фаза (до 16–20 лет) характеризуется отсутствием у человека семьи и профессиональной деятельности. По мнению автора, на этой фазе самоопределение отсутствует.  Во  второй  фазе  (с  16–20   до   25–30  лет)   активизируется   общее  и  профессиональное  самоопределение,   которое помогает человеку в поиске друзей, в знакомстве с представителями противоположного пола, выборе профессии и т.д.  В третьей фазе (с 25–30 до 45–50 лет) происходит  конкретизация  самоопределения, то есть человек  начинает ставить перед собой конкретные цели и отслеживать успешность их достижения. В четвертой фазе жизни (с 45–50 до 65–70) человек завершает профессиональную деятельность, из его семьи уходят взрослые дети.  В пятой фазе (от 65–70 до смерти) из–за отсутствия самоопределения и профессиональной деятельности человек влачит бесцельное существование. Внутренний мир стариков обращен к прошлому. Э. Гинзберг  выделил 3 периода профессионального развития и зафиксировал характерные для каждого из них специфические формы ПС. Первый период, до 11 лет, связан с профессиональными фантазиями, ролевыми играми. Второй период (пробного выбора) охватывает возраст от 11 до 17 лет (интересы). Третий период – реалистического выбора (после 17 лет). 19. Периодизации   профессионального   становления   человека.   Роль   юношеского   возраста   в профессиональном становлении.  «Периодизация  – деление процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями природы и общества». Д. Сьюпер выделяет 5 стадий, часть которых разбивается на отдельные фазы. В основе его периодизации лежит динамика профессиональной зрелости. 1.Стадия пробуждения (от рождения до 14 лет), которая делится на фазы фантазии (4 – 10 лет, доминируют детские потребности,   профессиональные   роли   проигрываются   в   фантазии);   интересов   (11   –   12   лет,   формируются профессионально значимые предпочтения); способностей (13 – 14 лет, апробируются индивидуальные способности,  2.Стадия проявляются   представления   о   профессиональных   требованиях   и   профессиональном   образовании). исследования (15 – 24 года), когда индивид пытается опробовать себя в различных ролях при ориентации на свои реальные   профессиональные   возможности.  3.Стадия   консолидации   (25   –   44   года)   характеризуется   стремлением обеспечить в найденном профессиональном поле устойчивую личную позицию. 4.Стадия сохранения (45 – 64 года), в рамках которой профессиональное развитие индивида идет в одном определенном направлении, без выходов за рамки найденного   поля.  5.Стадия   спада   (65   и   более   лет)   происходит   развитие   новых   ролей:   частичное   участие   в профессиональной жизни, наблюдение за профессиональной деятельностью других людей. Е.А.   Климов  (Климов   Е.А.,   1998)   выделяет   два   больших   этапа   в   развитии   человека:   допрофессиональное   и собственно профессиональное развитие, которые, в свою очередь делятся на ряд стадий. Так первый этап делится на следующие стадии:  1.стадия предыгры (от рождения до 3 лет); она, по мнению автора, составляет около 5% времени, если принять за 100% «юридический» цикл развития субъекта трудовой деятельности от рождения до пенсионного возраста. 2.стадия игры (от 3 до 7–8 лет); она составляет 7% от условного цикла развития субъекта труда; 3.стадия овладения учебной деятельностью (от 7–8 до 11–12 лет); также, по мнению автора, составляет 7% от отмеченного цикла; В рамках второго этапа обозначаются следующие стадии: 4.стадия оптации,  результатом которой является формирование реалистического  представления о референтной профессиональной общности, от 11–12 до 14–18 лет; 5.стадия профессиональной подготовки, ее результатом является формирование профессиональной готовности, от 15–18 до 16–23 лет; 6.стадия адаптации, в рамках которой молодой специалист привыкает к новым условиям деятельности; 7.стадия интернала, когда человек достигает нормативного уровня профессиональных требований. Одной из наиболее подробных, на наш взгляд, является периодизация  В.А. Бодрова, которая включает девять стадий: 1. От рождения до, примерно, 3 лет (стадия предыгры) 2. От 3 до 6–8 лет (стадия игры) – ребенок овладевает «основными смыслами» человеческой деятельности 4. От 13–14 до 16–18 лет (стадия оптации – подготовки к жизни и труду) – происходит овладение системой социально значимых ценностных представлений  5. В 15–16 или 17–23 года (стадия профессионального обучения) – целенаправленное освоение системы знаний и практических навыков и умений  6. От   19–21   до   24–27   лет   (стадия   профессиональной   адаптации)   –   приспособление   к   социальным   и профессиональным нормам, условиям 7. От   21–27   до   45–50   лет   (стадия   развития   профессионала)   –   совершенствование   личностных   структур профессионала 8. От 45–50 до 60–65 лет (стадия реализации профессионала) – отмечается полная или частичная реализация профессионального потенциала 9. От 61–66 лет до завершения жизни (стадия спада) – прогрессивно снижается профессиональная активность или сужаются ее сферы 20. Психологическая структура профессионального самоопределения.  В   исследованиях   Е.М.   Борисовой,   в   качестве   ведущих   элементов   психологической   структуры   ПС   выделены следующие: 1.Мотивационная сфера личности. Мотивы личности являются основной побудительной силой выбора профессии и стремления  к   высоким  достижениям  в  ней.  Во–первых,  это   мотивы,  связанные  с  содержанием  труда,   овладением мастерством; во–вторых, это мотивы, связанные с потребностями общения, оценки престижа; и, наконец, в третьих, это мотивы, связанные с материальными потребностями. 2.Профессиональные способности. Способности, развиваясь в деятельности, образуют комплексы профессионально важных качеств, обеспечивая дальнейшее продвижение в достижении мастерства. Под способностями автор понимает уже  сформировавшиеся   и  готовые  к  использованию  системы  функциональных  органов,  обеспечивающих   успешное овладение новыми для человека видами деятельности и поведения. 3.Индивидуально–типологические   особенности   человека.   В   профессии   можно   условно   выделить   две   стороны: содержательную   и   динамическую.   Первая   определяется   набором   соответствующих   заданий,   целей   деятельности, требуемых   знаний,   умений   и   навыков,   что   предъявляет   специфические   требования   к   развитию   психических, личностных особенностей человека. Динамическая сторона проявляется в том, что любая работа требует определенной скорости, темпа ее выполнения, умения переключаться с одного типа заданий на другой, концентрации внимания, эмоциональной помехоустойчивости и т.д. 4.Самосознание личности. Адекватные знания о себе, своих возможностях, способностях, ценностных ориентациях позволяют выбирать наиболее подходящие сферы деятельности. Достигнутые в профессии успехи или встретившиеся неудачи, в свою очередь, корректируют представления человека о себе, влияют на самооценку, уровень притязаний и самосознание   в   целом.   Традиционно   в   самосознании   выделяют   три   структурных   компонента:   когнитивный (самопознание); аффективный (эмоционально–ценностное отношение личности к себе); поведенческий (использование результатов самопознания для регуляции поведения). 5.Социальный   статус   человека.   На   эффективность   труда,   на   формирование   положительной   профессиональной мотивации,   на   весь   ход   профессионального   становления   человека   сильное   влияние   оказывает   коллектив,   система сложившихся межличностных отношений, психологический климат. Концепция  И.В. Кузнецовой, в которой конкретизируется содержание того, что следует понимать под «хочу» (умения), «могу» (навыки) и «надо» (склонности, свойство характера). 21. Уровни анализа профессионального самоопределения. Профессиональное   познание   (самопознание)   –   это,   прежде   всего,   специфическая   форма   активности (деятельности)   субъекта   труда   или,   более   широко,   –   субъекта   профессионального   пути.   Поэтому   с   позиций системогенетического   подхода   ПС   является   психологической   системой   деятельности   и   может   быть   описана,   как минимум,   на   трех   основных   уровнях:   ценностно–мотивационном,   структурно–операциональном   и   структурно– функциональном. Остановимся на содержании каждого из них более подробно. Ценностно–мотивационный  уровень   анализа   предполагает   изучение   системы   объективных   и   субъективных факторов, которые детерминируют процесс ПС. В ходе данного анализа необходимо получить ответы на вопросы, о том, зачем человек активизирует процессы ПС в данный промежуток времени, что побуждает и заставляет его это делать.   Нетрудно   заметить,   что   речь   здесь   идет   о   мотивах   и   социальных   стимулах,   которые   «запускают»   ПС, определяют его интенсивность и направленность. В этот период в качестве ведущих форм социального стимулирования ПС выступает  семья,  школа,  вузы,  центры  профессиональной ориентации  молодежи  и т.д.  Важная  роль  в данном процессе отводится  трудовому обучению, различным формам профессионального просвещения, профессиональным пробам. Мотивы ПС можно поделить на внешние и внутренние. К первой следует отнести снижение удовлетворенности трудом или нарушение профессиональной идентичности. Внутренние мотивы ПС выступают желания: разобраться в своих   профессиональных   предпочтениях,   более   точно   оценить   свои   возможности,   более   адекватно   соотнести профессиональные возможности и притязания, уточнить или изменить стратегию профессионального роста и т.д. Структурно–операциональный уровень анализа  ПС предполагает поиск ответа на вопрос – как субъект труда осуществляет ПС. На данном уровне анализа раскрывается сам процесс профессионального самоопределения, как особой   формы   активности   личности.   Здесь   анализируется   формирование   и   реализация   целей   и   планов   ПС, раскрывается   содержание   информационной   основы   ПС,   этапов   принятия   решения,   а   также   способы   контроля   и регуляции субъектом труда процесса и результатов ПС. На   третьем   уровне   анализа,  структурно–функциональном,   анализируются   профессионально   важные   качества субъекта труда, которые обеспечивают процесс профессионального самоопределения, влияют на его эффективность и адекватность.   В   качестве   ПВК,   необходимых   для   эффективного   осуществления   ПС,   выступают   знания,   умения способности, качества личности, которые обеспечивают субъекту труда адекватное самопознание и самооценку, анализ и синтез объективных и субъективных факторов профессионализации, прогнозирование и оценку перспектив своего профессионального   развития.   Система   данных   ПВК   определяет   и   уровень   компетентности   субъекта   труда, необходимый для осуществления эффективного профессионального самоопределения. Профессиональное   самоопределение,   таким   образом,   осуществляется   на   всех   стадиях   профессионального становления личности, обеспечивая подготовку процессов развития и научения в рамках ведущей, для каждой стадии, периода и фазы профессионализации, деятельности. И в данном случае ПС выступает в качестве ведущего фактора и одного из психологических механизмов профессионального становления и реализации субъекта труда. 22. Объективные и субъективные факторы активизации профессионального самоопределения По Джуэлу..Под внешними (объективные) факторами будем понимать события микро– и макросреды человека, которые   могут   выступать   в   качестве   социальных   стимулов   активизации   ПС.   Под   внутренними   (субъективные) факторами будем понимать некоторые события, состояния внутренней жизни человека, которые могут выступать в качестве   мотивов   активизации   ПС.   Отметим,   что   и   внутренние   и   внешние   факторы   активизации   ПС   могут,   как осознаваться, так и не осознаваться человеком. Остановимся первоначально на характеристике внешних факторов. Объективные: к макрособытиям, которые могут активизировать и изменять направленность ПС, следует отнести содержание и изменение экономической политики на уровне государства и региона, изменение политики в области профессионального   образования,   заинтересованность   государства   развитии   определенных   профессий   или определенных регионов страны, например Крайнего Севера. К микрособытиям, стимулирующим ПС, следует отнести влияние семьи, близких родственников, товарищей (положительное и отрицательное) данный процесс. Влияние именно этой   группы   событий   подробно   исследуется   в   психоаналитическом   направлении,   большое   количество   примеров, иллюстрирующих это влияние можно найти в художественной и автобиографической литературе. Субъективные: в отличие от объективных, субъективные факторы исследованы в психологии значительно меньше, хотя в литературе отмечается, что они тесно связаны с перестройкой структуры и содержания мотивационной сферы личности, которые происходят в процессе профессионализации. Профессиональная идентичность и удовлетворенность трудом.   ПИ   это   «профессиональный   «Я–образ»,   включающий   профессиональные   стереотипы   и   уникальность собственного «Я»; осознание своей тождественности с профессиональным образом «Я». Однако одним из ведущих показателей, свидетельствующих о сложившейся ПИ субъекта труда, выступает удовлетворенность трудом. В рамках теории   потребностей   существуют   несколько   объяснительных   схем   УТ:   источником   удовлетворенности   трудом является   возможность   достижения   посредством   работы   ценных   для   человека   целей;   удовлетворенность   трудом возникает тогда, когда несоответствие между потребностями человека и тем, что дает ему работа, незначительно; удовлетворенность и неудовлетворенность трудом – это два отдельных вопроса; источником удовлетворенности могут быть только факторы, внутренне присущие самой работе.

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"

Экзаменационные билеты по курсу "Психология юношеского возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2017