Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников
Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
docx
психологическая работа +1
Взрослым
16.10.2017
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.
Цель работы: выявить взаимосвязь ценностных ориентаций у учащихся подросткового возраста с межличностными отношениями в группе.
Задачи работы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть теоретические аспекты изучения ценностных ориентации подростков и специфики их межличностных отношений.
2. Выбрать и обосновать методы изучения ценностных ориентаций у подростков, а так же рассмотреть их взаимоотношения в группе.
3. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций и социального статуса в группе у подростков.
4. Разработать рекомендации по формированию ценностных ориентаций у подростков.
Методы эмпирического исследования:
1. Социометрия
2.Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А.Ф. Фидлер)
3. Методика "Ценностные ориентации" (М. Рокич)
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Во-первых, в среде современного подростка наиболее актуальными являются ценности «материального положения», «достижений» и «собственного престижа», что говорит о преобладающей эгоистически-престижной направленности.
Во-вторых, имеется определенное рассогласование между содержанием терминальных и инструментальных ценностей. В действительности, это рассогласование носит лишь формальный характер, так как здесь мы видим наличие вполне рационального механизма реализации значимых ценностей.
В-третьих, были определены психологические особенности взаимосвязи статуса межличностных отношений и ценностных ориентаций. В этом же случае нами было обнаружено достаточно серьезное противоречие. Данное противоречие снимается, если мы обратимся к рассмотренным выше результатам, когда для современного подростка наибольшую значимость имеют ценности эгоистически-престижной направленности. В этом случае мы можем предположить, что подростки, для которых наибольшую значимость играют абстрактные и этические ценности (связанные со значимостью достижения успеха), рассматриваются сверстниками как своеобразные образцы поведения, что и повышает их межличностный статус.
Статья Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников.docx
Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в
группе сверстников
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов,
который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит
переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается
рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к
собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.
Цель работы: выявить взаимосвязь ценностных ориентаций у учащихся
подросткового возраста с межличностными отношениями в группе.
Объект исследования: ценностные ориентации и межличностные отношения
подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций подростка с
межличностными отношениями в группе.
Гипотеза: предположение о том, что сформированные ценностные ориентации
влияют на социальный статус и положение подростка в коллективе, а наоборот, а также
выявление сущности и содержания особенностей ценностных ориентаций в подростковом
возрасте.
Задачи работы:
1.
На основе анализа психологопедагогической литературы раскрыть
теоретические аспекты изучения ценностных ориентации подростков и специфики их
межличностных отношений.
2.
Выбрать и обосновать методы изучения ценностных ориентаций у
подростков, а так же рассмотреть их взаимоотношения в группе.
3.
Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций и социального
статуса в группе у подростков.
4.
Разработать рекомендации по формированию ценностных ориентаций у
подростков.
Подростковый возраст (14 – 18 лет) это время, когда складываются, оформляются
устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования,
которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и
психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. (П.П. Блонский,
Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.)
Подростковый период это период развития между детством и взрослостью,
который имеет биологическое начало и определяемый культурой конец.
В подростковом возрасте появляется чувство взрослости. Чувство взрослости –
особая форма самосознания; оно не жестко связано с процессом полового созревания.
Чувство взрослости проявляется, прежде всего в равноправном отношении со взрослыми.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желание оградить
какието стороны своей жизни от вмешательства родителей. В подростковом возрасте
впервые проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
Ценностная ориентация – это индивидуальное и групповое ранжирование ценностей,
в котором одним придаётся большая значимость, чем другим, что влияет на выбор целей
деятельности и средств их достижения. Ценностные ориентации являются важнейшим
элементом сознания личности, в них преломляются нравственные, эстетические, правовые, политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и
убеждения [3].
Межличностные отношения – это социальнопсихологические отношения
конкретных, «живых» людей, конструирующих свое поведение или на индивидуальном или
межгрупповом уровне организации своего поведения. Задача межличностных отношений –
вклад в единство социальной системы и стремление к ее преобразованию и формированию
новой системы [6].
плотность
Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки подростков и
социометрического статуса проводилось на учащихся 10 класса в составе 30 человек.
Возраст 1516 лет. Мальчиков – 9, девочек – 21.
Методы эмпирического исследования:
В ходе исследования анализировались следующие
1. Социометрия [4].
социометрические показатели:
(характеризует плотность структуры
взаимосвязей группы); сплоченность (характеризует силу взаимного притяжения клиентов
в группе); устойчивость (характеризует, какая минимальная часть группы должна
покинуть ее, чтобы эта группа распалась на подгруппы, несвязанные между собой);
напряженность (характеризует степень неудовлетворенности клиентов эмоциональными
отношениями в группе); вес (характеризует, какая часть группы считает iго клиента
значимым при данном критерии); эмоциональная экспансивность (характеризует, какая
часть группы является значимой для i го клиента группы при данном критерии);
удовлетворенность характеризует, какая часть выборов, сделанных i м клиентом
группы, является взаимной); статус (характеризует, насколько притягательным является i
й клиент группы для выбора).
2.Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А.Ф. Фидлер)
[7]. В основе методики лежит метод семантического дифференциала. Участники
исследования оценивают атмосферу в своем коллективе по следующим показателям:
дружелюбие, согласие, удовлетворенность, продуктивность, теплота, сотрудничество,
взаимная поддержка, увлеченность, занимательность, успешность. Методика проводится
анонимно, что повышает ее надежность. Результаты представлены в рис. 1.
8
7
6
5
4
3
2
1
Среднее значение
6.2 5.8 5.9 6.6 5.6 6.1 5.9 5.5 5.8 5.7
Рис. 1. Результаты исследования психологической атмосферы в коллективе
Показатели Таким образом, в исследуемом коллективе психологический климат благоприятный.
Он характеризуется: оптимизмом, доверием, чувством безопасности и комфорта, взаимной
поддержкой, теплотой, межличностной симпатией, открытостью, уверенностью,
возможностью свободно мыслить и т.д.
3. Методика "Ценностные ориентации" (М. Рокич)
М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что
конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какойто образ действий или свойство личности
является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному
делению на ценности – цели и ценности – средства.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на блоки ценностей.
Так, например, среди терминальных ценностей выделяются:
«конкретные» и «абстрактные»
ценности профессиональной самореализации и личной жизни
Среди инструментальных ценностей выделяются:
Результаты получились следующие:
1. Среди терминальных ценностей выделяются «конкретные» и «абстрактные»,
этические ценности, ценности общения, ценности дела.
ценности профессиональной самореализации и личной жизни.
Среднее значение
12
10
8
6
4
2
0
10.38
9.88
8.36
8.14
1
2
3
Ценности
4
Рис 2. Средние значения выраженности терминальных ценностей у подростков.
Условные обозначения: 1 – конкретные ценности, 2 – абстрактные ценности, 3 –
профессиональная самореализация, 4 – личная жизнь.
2. Среди инструментальных ценностей выделяются этические ценности, ценности
общения, ценности дела. Среднее значение
10
8
6
4
2
0
10.01
8.78
9.29
1
2
Ценности
3
Рис 3. Средние значения выраженности инструментальных ценностей у подростков
Условные обозначения: 1 – этические ценности, 2 – ценности общения, 3 – ценности дела.
4. Методика Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций
личности (С.С. Бубнова)
Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С.
Бубновой» предназначена для изучения реализации ценностных ориентаций личности в
реальных условиях жизнедеятельности.
В зависимости от получившихся данных, мы может определить, какие ценностные
ориентации преобладают на данном этапе подросткового возраста.
Таблица 3.
Средние значения выраженности ценностей у подростков по опроснику С.С. Бубновой
№
Ценности
среднее (Мх)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Приятное времяпрепровождение, отдых
Высокое материальное благосостояние
Поиск и наслаждение прекрасным
Помощь и милосердие к другим людям
Любовь
Познание нового в мире, природе, человеке
Высокий социальный статус и управление людьми
Индивидуальность
Социальная активность для достижения позитивных
изменений в обществе
Общение
Здоровье
Основные результаты исследования.
4,9
3,4
2,5
4,2
4,1
2,9
3,2
4,2
2,6
3,4
4 Для математической обработки данных использовалась программа MSExcel и
SPSS19. Выбор критериев для обработки происходит после проверки распределения
результатов по каждой шкале на нормальность распределения. Для вычисления
коэффициента корреляции будем использовать критерий rПирсона.
В результате установлено, что между показателями ценностных ориентаций и
положением учащегося в группе существуют следующие значимые взаимосвязи:
Между «ценности дела» и «социальный статус» (r=,234 при р<0,05). Чем
выше ценность «дела», тем ниже социальный статус, подчиняясь коллективу лишь внешне,
формально подросток сохраняет свою независимость, ориентируясь на данную ценность;
Между «ценность отдыха» и «социальный статус» (r=,286 при р<0,05). При
высокой ценности «отдыха» вне школы при поддержке других коллективов социальный
статус падает;
Между «ценности общения» и «социальный статус» (r=,276 при р<0,05). Чем
выше ценность «общения», тем выше социальный статус;
Между «ценности общения» и «входящими отрицательными выборами»
(r=,214 при р<0,05). При низкой ценности «общения» уровень входящих отрицательных
выборов в школьном коллективе возрастает, но он получает подкрепление со стороны
других коллективов (семьи, дворовой компании и т. д.);и
Между «ценность милосердия» и «отрицательными входящими выборами»
(r=,341 при р<0,05). При низкой ценности «милосердия, помощи другим» уровень
входящих отрицательных выборов возрастает, если личность навязывает себя коллективу,
то коллектив отвергает ее;
Между «любовь» и «отрицательными входящими выборами» (r=,360 при
р<0,05). При низкой ценности «любовь» уровень входящих отрицательных выборов в
школьном коллективе возрастает, личность и коллектив сосуществуют, соблюдая
формальные отношения, называясь при этом коллективом, но не будучи им по сути;
Между «ценности благосостояния» и «положительными входящими
выборами» (r=,337 при р<0,05). Чем выше ценность «благосостояние», тем больше уровень
входящих положительных выборов;
Между «ценность личная жизнь» и «атмосферой в коллективе» (r=,299 при
р<0,05). В этом случае подросток только внешне воспринимает нормы и ценности
коллектива, высказывает те суждения, которые от него ждут, ведет себя в различных
ситуациях так, как это принято в коллективе, однако вне школьного коллектива он и
рассуждает, и думает иначе, ориентируясь на ранее сложившийся у него социальный опыт.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Вопервых, в среде современного подростка наиболее актуальными являются
ценности «материального положения», «достижений» и «собственного престижа», что
говорит о преобладающей эгоистическипрестижной направленности.
Вовторых,
имеется определенное рассогласование между содержанием
терминальных и инструментальных ценностей. В действительности, это рассогласование
носит лишь формальный характер, так как здесь мы видим наличие вполне рационального
механизма реализации значимых ценностей.
Втретьих, были определены психологические особенности взаимосвязи статуса
межличностных отношений и ценностных ориентаций. В этом же случае нами было обнаружено достаточно серьезное противоречие. Данное противоречие снимается, если мы
обратимся к рассмотренным выше результатам, когда для современного подростка
наибольшую значимость имеют ценности эгоистическипрестижной направленности. В этом
случае мы можем предположить, что подростки, для которых наибольшую значимость
играют абстрактные и этические ценности (связанные со значимостью достижения успеха),
рассматриваются сверстниками как своеобразные образцы поведения, что и повышает их
межличностный статус.
Литература:
1
2
Бернс Р. Развитие Яконцепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
Выготский Л.С. Педология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И.,
М., Российское педагогическое агентство, 1997. С. 232285.
3
Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе
досуговой деятельности // Социальнопедагогическая работа. – 2009. № 4. – С. 5357.
4
Марковская И.М. Социометрические методы в психологии: Учебное
пособие. – Челябинск: Издво ЮУрГУ, 1999. – 46 с.
5
6
номер .
7
…
Сушков И. Р. Межличностные отношения // Социальная психология. год,
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. – Социальнопсихологическая
диагностика развития личности и малых групп: Сборник психологических методик. – Изд
во Институт психотерапии, 2002. – 490 с.
Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников
Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников
Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников
Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников
Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников
Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.