Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников
Оценка 4.7

Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников

Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
docx
психологическая работа +1
Взрослым
16.10.2017
Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Цель работы: выявить взаимосвязь ценностных ориентаций у учащихся подросткового возраста с межличностными отношениями в группе. Задачи работы: 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть теоретические аспекты изучения ценностных ориентации подростков и специфики их межличностных отношений. 2. Выбрать и обосновать методы изучения ценностных ориентаций у подростков, а так же рассмотреть их взаимоотношения в группе. 3. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций и социального статуса в группе у подростков. 4. Разработать рекомендации по формированию ценностных ориентаций у подростков. Методы эмпирического исследования: 1. Социометрия 2.Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А.Ф. Фидлер) 3. Методика "Ценностные ориентации" (М. Рокич) Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: Во-первых, в среде современного подростка наиболее актуальными являются ценности «материального положения», «достижений» и «собственного престижа», что говорит о преобладающей эгоистически-престижной направленности. Во-вторых, имеется определенное рассогласование между содержанием терминальных и инструментальных ценностей. В действительности, это рассогласование носит лишь формальный характер, так как здесь мы видим наличие вполне рационального механизма реализации значимых ценностей. В-третьих, были определены психологические особенности взаимосвязи статуса межличностных отношений и ценностных ориентаций. В этом же случае нами было обнаружено достаточно серьезное противоречие. Данное противоречие снимается, если мы обратимся к рассмотренным выше результатам, когда для современного подростка наибольшую значимость имеют ценности эгоистически-престижной направленности. В этом случае мы можем предположить, что подростки, для которых наибольшую значимость играют абстрактные и этические ценности (связанные со значимостью достижения успеха), рассматриваются сверстниками как своеобразные образцы поведения, что и повышает их межличностный статус.
Статья Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников.docx
Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников В   подростковом   возрасте   начинает   формироваться   устойчивый   круг   интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Цель   работы:  выявить   взаимосвязь   ценностных   ориентаций   у   учащихся подросткового возраста с межличностными отношениями в группе. Объект   исследования:  ценностные   ориентации   и   межличностные   отношения подростков.  Предмет   исследования:  взаимосвязь   ценностных   ориентаций   подростка   с межличностными отношениями в группе.  Гипотеза:  предположение   о   том,   что   сформированные   ценностные   ориентации влияют на социальный статус и положение подростка в коллективе, а наоборот, а также выявление сущности и содержания особенностей ценностных ориентаций в подростковом возрасте. Задачи работы:   1. На   основе   анализа   психолого­педагогической   литературы   раскрыть теоретические   аспекты   изучения   ценностных   ориентации   подростков   и   специфики   их межличностных отношений. 2. Выбрать   и   обосновать   методы   изучения   ценностных   ориентаций   у подростков, а так же рассмотреть их взаимоотношения в группе. 3. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций и социального статуса в группе у подростков. 4. Разработать     рекомендации   по   формированию   ценностных   ориентаций   у подростков. Подростковый возраст (14 – 18 лет) ­ это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое   здоровье,   общественную   и   личную   зрелость.   (П.П.   Блонский, Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.) Подростковый   период   ­   это   период   развития   между   детством   и   взрослостью, который имеет биологическое начало и определяемый культурой конец. В   подростковом   возрасте   появляется   чувство   взрослости.   Чувство   взрослости   – особая  форма  самосознания;  оно  не жестко связано  с процессом  полового  созревания. Чувство взрослости проявляется, прежде всего в равноправном отношении со взрослыми. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желание оградить какие­то   стороны   своей   жизни   от   вмешательства   родителей.   В   подростковом   возрасте впервые проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.  Ценностная ориентация – это индивидуальное и групповое ранжирование ценностей, в котором одним придаётся большая значимость, чем другим, что влияет на выбор целей деятельности   и   средств   их   достижения.   Ценностные   ориентации   являются   важнейшим элементом сознания личности, в них преломляются нравственные, эстетические, правовые, политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и убеждения [3].  Межличностные   отношения   –   это   социально­психологические   отношения конкретных, «живых» людей, конструирующих свое поведение или на индивидуальном или межгрупповом уровне организации своего поведения. Задача межличностных отношений – вклад в единство социальной системы и стремление к ее преобразованию и формированию новой системы [6].  плотность  Эмпирическое   исследование   взаимосвязи   самооценки   подростков   и социометрического   статуса   проводилось   на   учащихся   10   класса   в   составе   30   человек. Возраст  ­ 15­16 лет. Мальчиков – 9, девочек – 21.  Методы эмпирического исследования:   В   ходе   исследования   анализировались   следующие 1.   Социометрия  [4]. социометрические   показатели: (характеризует   плотность   структуры взаимосвязей группы); сплоченность (характеризует силу взаимного притяжения клиентов в   группе);  устойчивость  (характеризует,   какая   минимальная   часть   группы   должна покинуть   ее,   чтобы   эта   группа   распалась   на   подгруппы,   несвязанные   между   собой); напряженность  (характеризует степень неудовлетворенности клиентов эмоциональными отношениями   в   группе);  вес  (характеризует,   какая   часть   группы   считает   i­го   клиента значимым при данном критерии);  эмоциональная экспансивность  (характеризует, какая часть   группы   является   значимой   для   i   ­   го   клиента   группы   при   данном   критерии); удовлетворенность  ­   характеризует,   какая   часть   выборов,   сделанных   i   ­   м   клиентом группы, является взаимной); статус (характеризует, насколько притягательным является i ­ й клиент группы для выбора). 2.Методика оценки психологической атмосферы в коллективе  (А.Ф. Фидлер) [7].   В   основе   методики   лежит   метод   семантического   дифференциала.   Участники исследования   оценивают   атмосферу   в   своем   коллективе   по   следующим   показателям: дружелюбие,   согласие,   удовлетворенность,   продуктивность,   теплота,   сотрудничество, взаимная поддержка, увлеченность, занимательность, успешность. Методика проводится анонимно, что повышает ее надежность. Результаты представлены в рис. 1.  8 7 6 5 4 3 2 1 Среднее значение 6.2 5.8 5.9 6.6 5.6 6.1 5.9 5.5 5.8 5.7 Рис. 1. Результаты исследования психологической атмосферы в коллективе Показатели Таким образом, в исследуемом коллективе психологический климат благоприятный. Он характеризуется: оптимизмом, доверием, чувством безопасности и комфорта, взаимной поддержкой,   теплотой,   межличностной   симпатией,   открытостью,   уверенностью, возможностью свободно мыслить и т.д. 3. Методика "Ценностные ориентации" (М. Рокич) М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная   цель   индивидуального   существования   стоит   того,   чтобы   к   ней   стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой­то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.  Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на блоки ценностей. Так, например, среди терминальных ценностей выделяются: «конкретные» и «абстрактные» ценности профессиональной самореализации и личной жизни   Среди инструментальных ценностей выделяются:  Результаты получились следующие: 1.   Среди   терминальных   ценностей   выделяются   «конкретные»   и   «абстрактные», этические ценности, ценности общения, ценности дела. ценности профессиональной самореализации и личной жизни. Среднее значение 12 10 8 6 4 2 0 10.38 9.88 8.36 8.14 1 2 3 Ценности 4 Рис 2. Средние значения выраженности терминальных ценностей у подростков. Условные обозначения: 1 – конкретные ценности, 2 – абстрактные ценности, 3 –  профессиональная самореализация, 4 – личная жизнь.  2.  Среди инструментальных ценностей выделяются этические ценности, ценности общения, ценности дела. Среднее значение 10 8 6 4 2 0 10.01 8.78 9.29 1 2 Ценности 3 Рис 3. Средние значения выраженности инструментальных ценностей у подростков  Условные обозначения: 1 – этические ценности, 2 – ценности общения, 3 – ценности дела. 4. Методика Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций  личности (С.С. Бубнова) Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой»   предназначена   для   изучения   реализации   ценностных   ориентаций   личности   в реальных условиях жизнедеятельности.  В зависимости от получившихся данных, мы может определить, какие ценностные ориентации преобладают на данном этапе подросткового возраста. Таблица 3.  Средние значения выраженности ценностей у подростков по опроснику С.С. Бубновой  № Ценности среднее (Мх) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Приятное времяпрепровождение, отдых Высокое материальное благосостояние Поиск и наслаждение прекрасным Помощь и милосердие к другим людям Любовь Познание нового в мире, природе, человеке Высокий социальный статус и управление людьми Индивидуальность Социальная активность для достижения позитивных  изменений в обществе Общение Здоровье Основные результаты исследования. 4,9 3,4 2,5 4,2 4,1 2,9 3,2 4,2 2,6 3,4 4 Для   математической   обработки   данных   использовалась   программа  MS­Excel  и SPSS­19.   Выбор   критериев   для   обработки   происходит   после   проверки   распределения результатов   по   каждой   шкале   на   нормальность   распределения.   Для   вычисления коэффициента корреляции будем использовать критерий r­Пирсона. В   результате   установлено,   что   между   показателями   ценностных   ориентаций   и положением учащегося в группе существуют следующие значимые взаимосвязи:   Между «ценности дела» и «социальный статус» (r=­,234 при р<0,05). Чем выше ценность «дела», тем ниже социальный статус, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально подросток сохраняет свою независимость, ориентируясь на данную ценность; Между «ценность отдыха» и «социальный статус» (r=­,286 при р<0,05). При высокой ценности «отдыха» вне школы при поддержке других коллективов социальный статус падает;  Между «ценности общения» и «социальный статус» (r=,276 при р<0,05). Чем   выше ценность «общения», тем выше социальный статус;  Между   «ценности   общения»   и   «входящими   отрицательными   выборами» (r=­,214 при р<0,05). При низкой ценности «общения» уровень входящих отрицательных выборов   в   школьном   коллективе   возрастает,   но  он  получает   подкрепление   со   стороны других коллективов (семьи, дворовой компании и т. д.);и  Между «ценность милосердия» и «отрицательными входящими выборами» (r=,341   при   р<0,05).   При   низкой   ценности   «милосердия,   помощи   другим»   уровень входящих отрицательных выборов возрастает, если личность навязывает себя коллективу, то коллектив отвергает ее;   Между   «любовь»   и   «отрицательными   входящими   выборами»   (r=,360   при р<0,05).   При   низкой   ценности   «любовь»   уровень   входящих   отрицательных   выборов   в школьном   коллективе   возрастает,   личность   и   коллектив   сосуществуют,   соблюдая формальные отношения, называясь при этом коллективом, но не будучи им по сути; Между   «ценности   благосостояния»   и   «положительными   входящими выборами» (r=,337 при р<0,05). Чем выше ценность «благосостояние», тем больше уровень входящих положительных выборов;  Между «ценность личная жизнь» и «атмосферой в коллективе» (r=,299 при р<0,05).   В   этом   случае   подросток   только   внешне   воспринимает   нормы   и   ценности коллектива,   высказывает   те   суждения,   которые   от   него   ждут,   ведет   себя   в   различных ситуациях  так, как  это  принято в  коллективе,  однако  вне  школьного  коллектива  он  и рассуждает, и думает иначе, ориентируясь на ранее сложившийся у него социальный опыт.  Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: Во­первых,   в   среде   современного   подростка   наиболее   актуальными   являются ценности   «материального   положения»,   «достижений»   и   «собственного   престижа»,   что говорит о преобладающей эгоистически­престижной направленности. Во­вторых,   имеется   определенное   рассогласование   между   содержанием терминальных и инструментальных ценностей. В действительности, это рассогласование носит лишь формальный характер, так как здесь мы видим наличие вполне рационального механизма реализации значимых ценностей. В­третьих,   были   определены   психологические   особенности   взаимосвязи   статуса межличностных   отношений   и   ценностных   ориентаций.   В   этом   же   случае   нами   было обнаружено достаточно серьезное противоречие. Данное противоречие снимается, если мы обратимся   к   рассмотренным   выше   результатам,   когда   для   современного   подростка наибольшую значимость имеют ценности эгоистически­престижной направленности. В этом случае   мы   можем   предположить,   что   подростки,   для   которых   наибольшую   значимость играют абстрактные и этические ценности (связанные со значимостью достижения успеха), рассматриваются сверстниками как своеобразные образцы поведения, что и повышает их межличностный статус. Литература: 1 2 Бернс Р. Развитие Я­концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. Выготский Л.С. Педология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И., ­ М., Российское педагогическое агентство, 1997. С. 232­285. 3 Голуб   А.М.   Формирование   ценностных   ориентаций   молодёжи   в   процессе досуговой деятельности // Социально­педагогическая работа. – 2009. ­ № 4. – С. 53­57. 4 Марковская   И.М.   Социометрические   методы   в   психологии:   Учебное пособие. – Челябинск: Изд­во ЮУрГУ, 1999. – 46 с. 5 6 номер .  7 … Сушков И. Р. Межличностные отношения // Социальная психология.­ год, Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. – Социально­психологическая диагностика развития личности и малых групп: Сборник психологических методик. – Изд­ во Институт психотерапии, 2002. – 490 с.

Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников

Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников

Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников

Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников

Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников

Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников

Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников

Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников

Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников

Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников

Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников

Взаимосвязь ценностных ориентаций подростка и социального статуса в группе сверстников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2017