Статья "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии"
Оценка 4.8

Статья "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
технология
4 кл
06.06.2017
Статья "Формирование и развитие творческих способностей  младших школьников на уроках технологии"
Эта статья является творческим отчётом по теме по самообразованию. В данной статье рассматривается актуальность развития творческих способностей в наше время, а также при помощи каких приёмов и методов возможно достичь наилучшего результата в развитии творческих способностей младших школьников на уроках технологии.
Статья.doc
МБОУ «Общеобразовательная Хетовская средняя школа»  Виноградовского района Архангельской области Формирование и развитие творческих способностей  младших школьников на уроках технологии          Автор: учитель начальных классов          Лукина Ирина Валерьевна Пос. Хетово 2015 год                                                                        творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, Если ученик в школе не научился сам ничего             научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.                   Л.Н.Толстой В данной статье рассматривается актуальность развития творческих способностей в наше время, а также при помощи каких приёмов и методов возможно достичь наилучшего результата   в   развитии   творческих   способностей   младших   школьников   на   уроках технологии. Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому   учителю   следует   отмечать   те   преобразования   в   обществе,   которые   диктуют необходимость   формирования   творчески   активной   личности,   способной   эффективно   и нестандартно решать жизненные проблемы. Главная задача начальной школы – обеспечить развитие   личности   ребёнка.   Источниками   полноценного   развития   личности   ребёнка выступают   два   вида   деятельности   –   учебная   и   творческая.   В   процессе   учебной деятельности   формируется   общее   умение   учиться,   в   рамках   творческой   деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения   требуемого   результата,   новые   подходы   к   рассмотрению   предлагаемой ситуации. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных   знаний.   Она   способствует   проявлению   у   ребёнка   самодеятельности, самореализации,   воплощению   его   собственных   идей,   которые   направлены   на   создание нового. Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей   современного   образования,   и,   следовательно,   всех   составляющих   методической системы   учителя.   Основной   целью   образования   является   подготовка   подрастающего поколения   к   будущему.   Творчество   –   это   тот   путь,   который   может   эффективно реализовать   эту   цель.   Ценность   творчества,   его   функции,   заключаются   не   только   в результативной   стороне,   но   и   в   самом   процессе   творчества.   Формирование   творчески активной   личности   школьника   является   одной   из   важнейших   задач   современной педагогической науки и практики. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно­ творческого,   интеллектуального   полнокровного   труда.   «Распознать,   выявить,   раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства». Задача   формирования   творческих   способностей   личности   на   различных   этапах функционирования   системы   образования   является   своевременной.   Способность   к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребёнке, вооружить   его   способом   деятельности,   дать   ему   в   руки   ключ,   создать   условия   для выявления и расцвета его одарённости. В современных исследованиях зарубежных учёных «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и 2 личностных   факторов.   Также   следует   отметить,   что   способность   творить   –   одно   из фундаментальных свойств человеческой личности, без творчества можно считать личность несостоявшейся. Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, ранее неизвестное. В.А.Сухомлинский   писал,   что   «ребёнок   по   своей   природе   –   пытливый   исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках…через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовать её.   Можно   сделать   вывод,   что   творчество   –   это   деятельность,   результатом   которой являются   новые   материальные   и   духовные   ценности;   высшая   форма   психической активности,   самостоятельности,   способность   создавать   что­то   новое,   оригинальное.   В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Отметим, что творчество младшего школьника – это хотя бы минимальное отступление от образца в процессе самостоятельного применения усвоенных знаний, умений, навыков. Для успешного овладения творчеством необходимы способности. В.А.Крутецкий считает, что «способность   формируется,   а,   следовательно,   и   обнаруживается   только   в   процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей».  Творческие   способности   –   далеко   не   новый   предмет   исследования.   Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Отметим, что   в   литературе   нет   единства   в   подходах   к   определению   сущности   творческих способностей, их взаимосвязей с интеллектом. Так высказывается мысль о том, что как таковые творческие способности не существуют (Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу, А.Олох, А.Таненбаум   и   др.).   Другая   точка   зрения   состоит   в   том,   что   творческая   способность является   самостоятельным   фактором,   не   зависимым   от   интеллекта   (Дж.   Гилфорд, Г.Груббер,   Я.А.Понаморёв,   К.Тейлор).   Третья   точка   зрения:   высокий   уровень   развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот (Г.Айзенк, Р.Стенрнберг, Л.Термен). Данный вопрос в отечественной психологии изучен достаточно глубоко. В первую очередь мы исходим из соответствующих теоретических концепций, развитых в работах Б.М.Теплова и С.Л.Рубинштейна. Известно, что под способностями Б.М.Теплов   понимал   определённые   индивидуально­психологические   особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже   у   человека   запасу   навыков   и   знаний,   а   обусловливают   лёгкость   и   быстроту   их приобретения. Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам Б.М.Теплова, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность усваивать и порождать идеи (относиться к ним не критически); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания   внимания.   К.Д.Ушинский   подчёркивал,   что   человек   развивается   и формируется в трудовой деятельности. Труд в его учении выступал как основа, средство и цель   человеческого   существования,   как   источник   нравственного,   умственного   и физического совершенствования человека. Творческие способности развиваются, прежде всего,   в   творческой   деятельности,   которые   включают   в   себя   развитие   творческого воображения, наблюдательности, неординарного мышления. Младший   школьный   возраст   успешен   для   развития   творческих   способностей, развивая   которые   ребёнок   сможет   найти   выход   из   любой   сложившейся   ситуации. Накопление   каждым   обучающимся   опыта   самостоятельной   творческой   деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий 3 коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Делая что­то своими руками, дети   развивают   внимание   и   память,   приучаются   к   аккуратности,   настойчивости   и терпению.   Занятия   творчеством   помогают   развивать   художественный   вкус   и   логику, способствуют   формированию   пространственного   воображения.   Кроме   того,   у обучающихся совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для школьников. Творческие   занятия   не   только   развивают   фантазию,   но   и   дают   ребёнку   множество практических навыков. И ещё одно очень важное дополнение: умение что­нибудь сделать самому   позволяет   ребёнку   чувствовать   себя   увереннее,   избавляет   от   ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребёнок был по­настоящему счастлив. Задача учителя начальных классов – заложить основу начала развития творческих способностей   обучающихся   и   сохранить   их   физическое   и   психическое   здоровье. Положительный эмоциональный настрой учителя должен вызвать спокойную атмосферу урока,   привлечь   обучающихся   к   активной   деятельности.   Для   того,   чтобы   у   детей развивались творческие способности, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречён на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной. Необходимо также всемерно стимулировать   стремление   обучающихся   к   самостоятельному   выбору   целей,   задач   и средств их решения. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Замечено, что человек, которого с детства учат «творчески любить красоту», не может   свою   работу   выполнять   кое­как.   Напротив,   он   будет   стремиться   любую   работу делать как можно лучше, пытаясь в самый рутинный труд внести творческие элементы. Художественная   деятельность   играет   уникальную   роль   в   развитии   обучающихся общеобразовательной   школы.   Художественное   творчество   включает   в   себя   и   освоение культурного наследия. Правильно организованный труд даёт детям углублённые знания о качестве   и   возможностях   различных   материалов,   способствует   закреплению положительных   эмоций,   стимулирует   желание   трудиться   и   овладевать   особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания рассматривать трудовое обучение как важный элемент гармоничного развития детей. Для   успешного   применения   творческих   способностей,   развития   творческих составляющих,   необходима   правильно   организованная   творческая   деятельность,   и   как следствие, её активизация. Активизация творческой деятельности достигается, по мнению В.А.Левина, благодаря соблюдению четырёх принципов: 1. Принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что её признают плохой). 2. Поощрения   самого   необузданного   ассоциирования   (чем   более   дикой   покажется идея, тем лучше). 3. Требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим. 4. Признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.        Творческая   деятельность   младших   школьников   –   это   продуктивная   форма деятельности   обучающихся   в  начальной   школе,   направленная   на  овладение   творческим опытом   познания,   создания,   преобразования,   использования   в   новом   качестве   объектов материальной   и   духовной   культуры   в   процессе   образовательной   деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Отметим, что для успешного овладения творчеством   необходимы   способности.   Одним   из   важных   условий   их   формирования является   творческий   характер   деятельности.   Заметим,   что   творческая   деятельность, 4 особенно в начальной школе, должна быть связана с открытием нового, приобретением новых   знаний,   что   обеспечивает   интерес   к   деятельности.   Правильно   организованная творческая   деятельность   школьника   повышает   его   вовлечённость   в   учебный   процесс, способствует   успешному   усвоению   знаний,   стимулирует   интеллектуальные   усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов.  Одним   из   условий   организации   творческой   деятельности   обучающихся   в   школе выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н.Лук, говоря о том, что «если учитель   обладает   высшими   творческими   возможностями,   то   одарённые   ученики добиваются блистательных успехов. …Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие   способности»,   успехи   менее   способных   учащихся   оказываются   более высокими. В том случае ярко одарённые школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей».   Дело   в   том,   что   учитель,   обладающий   низким   уровнем   развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность, в процессе которой развиваются творческие способности. Если учитель не обладает таким свойством личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать   только   знаний   репродуктивного   уровня.   Если   же   учитель   сам   человек творческий, то он стремится и умеет организовать творческую деятельность учеников. Одним   их   главных   педагогических   требований   к   ученической   творческой деятельности является учёт возрастных особенностей обучающихся. В том случае, если не будут   учитываться   особенности   развития   психики   детей,   будет   невозможно   правильно соотнести цель, мотивы и средства для достижения цели. Однако учителю необходимо не только   заметить   увлечённость   детей,   но,   главное,   помочь   им   развить   творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребёнок проявлял любовь к прекрасному не   только   путём   созерцания,   но   и,   будучи   взрослым,   вносил   красоту   в   быт,   во   всё окружающее, становясь настоящей творческой личностью.   Практика   показывает, Большое   значение   в   творческой   деятельности   имеет   непрерывность   творческого процесса.   что   эпизодическая   творческая   деятельность малоэффективна.   Она   может   вызвать   интерес   к   конкретной   выполняемой   работе, активизировать   познавательную   деятельность   во   время   её   выполнения,   может   даже способствовать   возникновению   проблемной   ситуации.   Но   эпизодическая   творческая деятельность никогда не приведёт к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т.е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность   обучающихся   на   протяжении   всех   лет   обучения   в   школе   непременно приведёт к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческих способностей. В процессе развития творческих способностей желательно в максимальной степени опираться   на   положительные   эмоции   обучающихся   (удивления,   радости,   симпатии, переживания   успеха   и   т.д.)   Отрицательные   эмоции   подавляют   проявления   творческого мышления. Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких­либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся нечто   новое.   Вот   здесь­то   и   требуется   развитие   особых   качеств   ума,   таких   как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать всё то, что в совокупности и составляет творческие способности. Для развития творческого воображения детей большую роль играют такие приёмы, как:   Необычная   форма   преподнесения   материала,   вызывающая   удивление   у Занимательность передачи информации. обучающихся. 5  Эмоциональность речи.  Ситуация спора и дискуссии.  Сюжетно­ролевые и дидактические игры.  Нестандартные уроки и нетрадиционные формы обучения.            Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное   или   с   помощью   педагога   открытие   нового   знания,   усиливают   веру обучающегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния   на   творчество,   как   это   свойственно   знаниям,   полученным   с   помощью   более традиционных   методов.   Применение   проблемных   ситуаций   на   уроках   технологии   даёт возможность   формировать   у   обучающихся   определённую   познавательную   потребность, обеспечивает необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы. Таким образом, создание учителем проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную   на   разрешение   возникающих   проблем,   что   неизбежно   ведёт   к   развитию стремления   к   познанию   и   творческой   активности   обучающихся,   на   которые   опирается организация   творческой   деятельности.   Ответ   на   проблемный   вопрос   или   решение проблемной ситуации требует от ребёнка выведения такого знания, на основе имеющегося, которым он ещё не обладал, т.е. решения творческой задачи. Например, урок технологии с элементами окружающего мира «Аквариум в банке» проходил под девизом «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!» Для создания проблемной ситуации перед обучающимися был   поставлен   вопрос   «Морской   конёк   –   это   рыба   или   нет?»   Дети   сами   доказывали правильность результатов и делали выводы. При выполнении практической работы ребята применяли   навыки   художественного   моделирования,   используя   свои   природные способности,   выступали   в   роли   художников­модельеров,   что   способствует   более глубокому усвоению материала, развивает социализацию и интеллектуальные навыки. Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни – это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки   есть   у   каждого,   но   реализуются   не   у   всех.   Вопрос   о   том,   как   пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий в классе, в группе для развития духовно­богатой, творчески­мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребёнка с учётом   его   интересов   и   наклонностей.   Одним   из   путей   оптимизации   воспитательного процесса   и   полноценного   развития   личности   ребёнка   является   организация   уроков технологии. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Уроки технологии помогают ребёнку реализовать  себя,  использовать  свои задатки  и способности.  Важное значение   имеет   раннее   выявление   творческих   наклонностей,   способностей   детей.   Это позволяет оптимизировать работу с детьми, максимально использовать все возможности для   развития   творческих   способностей   ребёнка,   выращивать   ростки   детских   талантов, учитывая природосообразность и интерес каждого ученика. Уроки   технологии   на   современном   этапе   предполагают,   что   преобладающей является   творческая   деятельность   обучающихся.   Организация   этих   уроков   требует   от педагога, прежде всего отчётливого понимания самого смысла творчества. Современный, унифицированный   подход  к   решению   образовательных   задач  в   рамках   образовательной области  «Технология»,   заключается  в следующем:   в  процессе   активной  познавательной деятельности   младшие   школьники   овладевают   основами   трудовой   деятельности, знакомятся   с   простейшими   технологиями   преобразования   доступных   материалов, овладевают   опытом   творческой   деятельности.   Овладение   обучающимися   опытом творческой деятельности предполагает формирование определённой готовности ребёнка к 6 поиску   решения   «новых»   для   него   проблем   и   творческому   преобразованию действительности   через   выстраивание   системы   творческих   заданий,   направленных   на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями.        Задача уроков технологии – разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нём творческое начало. Для проявления интереса к творчеству на практике использовались следующие принципы: 1. Принцип гуманизации воспитания. Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой деятельности. 2. Принцип   толерантности.   Сюжет   работы   обучающихся   никогда   не   должен подвергаться   критике,   а   наоборот,   воодушевлять   ребёнка,   чтобы   продолжал творить. 3. Принцип   осознанности.   Знакомство   с   различными   материалами.   Умение фантазировать и созидать – это начало пути, точка отсчёта, стартовая площадка, с которой   ребёнок   уверенно   и   свободно   может   отправляться   на   поиск   новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить его этими знаниями для его открытий. 4. Принцип самостоятельности. Использование элементов творческой игры на уроках. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества: активность,   самостоятельность,   воображение,   а   также,   что   очень   важно,   в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. 5. Принцип   личностного   подхода.   Для   стимулирования   творческой   деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. И для каждого ребёнка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремится делать всё лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить своё   творчество.   Каждому   из   них   приятно   видеть   свои   работы   со   стороны,   что стимулирует к дальнейшей деятельности.          Для   определения   уровня   развития   невербального   воображения   в   классе   была проведена   методика   «Дорисовывание   фигур»   (автор   О.М.Дьяченко).   Обработав   данные методики,   была   составлена   диагностическая   карта,   в   которой   отмечены   особенности выполнения детьми задания в соответствии с критериями, разработанными О.М.Дьяченко:  Быстрота   принятия   задачи   (без   дополнительных   объяснений   или   показа возможного выполнения).  Предметность   рисунка   (дети   превращают   фигурку   в   предмет,   а   не   в изображение типа «такой узор», «такая буква» и т.п.)  Насыщенность рисунка деталями.  Выполнение   дорисовывания   фигурки   способом   «включения»,   когда   она становится   не   центральной   частью   изображаемого   предмета,   а   его второстепенной   деталью,   включается   в   новый   предмет,   что   обеспечивает наиболее   высокий   уровень   оригинальности   рисунков   (например,   кружок превращается не в цветок или солнышко, а в горошину на юбочке у девочки и т.п.)  Новизну изображений, когда каждая фигурка включается в новое предметное             изображение.  Оригинальными   среди   полученных   рисунков   можно   назвать   следующие изображения: свисток, утка, кость, палатка, комета, подводная лодка,  пиявка, гантели, иллюзия, улитка.  Средний коэффициент оригинальности по классу – 3,5. 7 В   начале   учебного   года   обучающимся   была   предложена   анкета,   в   которой   был вопрос «Ваш любимый предмет?». Любимым предметом «технологию» назвали лишь 28,6% обучающихся. Мне необходимо было так планировать уроки технологии, чтобы повысить интерес к этому учебному предмету и чтобы коэффициент оригинальности стал выше. Уроки   технологии   были   тематически   разнообразны,   направлены   на   активизацию художественно­творческой деятельности. Деятельность обучающихся была направлена на создание своего собственного, индивидуального и неповторимого изделия. При выборе и разработке   интегрированных   творческих   уроков   учитывался   творческий   потенциал заданий,  возможности  и интересы  младших  школьников.  На каждом  уроке я старалась создать творческую атмосферу. Например, во время занятия «Декоративное творчество» по теме «Русское народное творчество. Гжель. Обобщение» практическая часть проходила в группах: первая группа расписывала тарелку, вторая – чайник, третья – чашечку. Дети попробовали себя в роли гжельских мастеров, что позволило поддерживать постоянный интерес   детей   и   закрепить   новые   знания.   Закончилось   мероприятие   выставкой   работ. Работы   получились   яркими,   красочными   и   выразительными.   Проявлялся   интерес   к действиям детей, признавалось и поощрялось множество вариантов ответов, поощрялось чувство   предвосхищения   и   ожидания.   Поддерживались   способности   обучающихся   к художественному   творчеству,   проявлялось   сочувствие   к   неудачам,   не   подчёркивалось чувство вины после совершения ошибки, всегда находились слова для поддержки новых художественно­творческих   начинаний   детей.   Обучающимся   всегда   предоставлялась возможность выбора деятельности, чередования дел и способов деятельности. Через четыре месяца в классе была проведена диагностика «Лесенка уроков», с помощью которой можно было определить, какие предметы обучающиеся считают для себя самыми   интересными.   Одним   из   самых   интересных   школьных   предметов   45,5%   детей назвали  «технологию». Кроме того, была проведена повторная методика О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур».             Оригинальными   среди   полученных   рисунков   можно   назвать   следующие изображения: тележка, огород, спортивный тренажёр, вешалка с платьем, овечка, ракета, алмаз, летающая тарелка, двухголовый змей.  Средний коэффициент оригинальности по классу – 4,5. 8 С обучающимися класса был проведён опрос, в ходе которого выяснилось, с какими материалами детям нравится работать, и что они любят делать на уроках технологии. Были получены следующие ответы:             После проведённой работы обучающиеся ответили, что творить самим им больше нравится, чем делать по образцу. 9 Подводя итоги проведённой работы, отмечу, что использование различных форм и методов организации творческой деятельности младших школьников на уроках технологии позволило добиться мне высоких результатов в развитии творческого мышления учеников начальной  школы.  Проведённые уроки  положительно  сказались  на развитии  творческих способностей, воображения, памяти, фантазии обучающихся, также младшие школьники научились мыслить творчески. Традиционные   виды   лепки,   конструирование,   работа   с   бумагой   и   тканью   уже настолько привычны, что становятся неинтересны как учителям, так и школьникам. Значит, для развития творческих способностей необходимо искать и использовать новые приёмы. Например,   при   работе   с   пластилином   я   часто   использую   технику   «пластилиновое рисование». На уроках, выполненных в мозаичной технике, получило развитие творческое мышление, свободное самовыражение.            На   современном   этапе   невозможно   обойтись   без   информационно­ коммуникационных   технологий,   которые   являются   в   первую   очередь   современными средствами обучения. Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей обучающихся, даёт возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребёнка – естественную потребность в общении и игре (например, выполняя аппликации «Сова» или «Пудель» беседы об этих животных были проведены, опираясь на знания детей, на их жизненный опыт); способность создавать неожиданные и эстетически   значимые   изделия   (многие   поделки   ребята   дарят   своим   родственникам   в качестве подарка).         На каждом уроке технологии происходит развитие творческих способностей. Для того   чтобы   дети   развивали   творческие   способности,   необходимо   постоянно   создавать ситуацию   творческой,   учебной   деятельности,   способствующей   раскрытию   и   развитию природных данных. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без неё. Чтобы ребёнок мог создать что­то новое, он должен опираться на уже известное, иметь материал, хранящийся в памяти. Чтобы дети начали   творчески   применять   полученные   ими   ранее   знания,   необходимо,   чтобы   они испытывали   потребность   в   предложенной   им   деятельности.   Должна   быть   организована мотивация   к   действию.   Пробуждение   интереса   к   действию   следует   начинать   с демонстрации изделия. Успешное   развитие   творческих   способностей   возможно   лишь   при   создании определённых   условий,   благоприятствующих   их   формированию.   Такими   условиями являются: 1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, опережающей развитие ребёнка. 3. Самостоятельное решение ребёнком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребёнок добирается до «потолка» своих возможностей. 4. Предоставление   ребёнку   свободы   в   выборе   деятельности;   чередовании   дел, продолжительности занятий одним делом и т.д. 5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная   психологическая   обстановка;   поощрение   взрослыми   стремления ребёнка к творчеству. 10 Таким образом, творческие способности – создание предметов материальной и духовной   культуры,   производство   новых   идей,   открытий   и   изобретений,   словом   – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Если деятельность ребёнка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать   и   сама   по   себе   становится   достаточно   привлекательным   делом,   как   средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего­либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень   притязаний,   порождает   уверенность   в   себе   и   чувство   удовлетворённости   в достигнутых успехах. Библиография 1. Кожохина   С.К.   Путешествие   в   мир   искусства:   программа   развития   детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2002. 2. Кузьменко И.В. Развитие творческого потенциала школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования // Научный поиск. – 2012. ­ № 4,5. 3. Левин В.А. Воспитание творчества / В.А.Левин. – Томск: Пеленг, 1992. 4. Лук А.И. Мышление и творчество / А.И.Лук. – М.: Политиздат, 1976. 5. Проснякова Т.Н. Уроки творчества / Т.Н.Проснякова. – Самара: Фёдоров, 2000. 6. Сонин В.А. Психодиагностическое познание творческой деятельности / В.А.Сонин. – СПб.: Речь, 2004. 7. Сухаревская Е.Ю. Творческая деятельность в начальной школе / Е.Ю.Сухаревская. – Ростов­н­Д: Феникс, 2003. 8. Теплов Б.М. Способности и одарённость / Б.М.Теплов. – М.: Просвещение, 1965. 11

Статья "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей  младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей  младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей  младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей  младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей  младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей  младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей  младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей  младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей  младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей  младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии"

Статья "Формирование и развитие творческих способностей  младших школьников на уроках технологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2017