Статья "Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов в игре и игровых ситуациях"
Оценка 4.7

Статья "Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов в игре и игровых ситуациях"

Оценка 4.7
Игры +2
doc
Междисциплинарный 5
Взрослым
19.02.2018
Статья "Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов в игре и игровых ситуациях"
Особая роль в формировании компетентностей на уроках в начальных классах принадлежит игровым технологиям. В статье автор предлагает рассмотреть игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, которые позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам.
статья Паздериной Л. Ю.doc
Формирование ключевых компетенции  учащихся начальных классов  в игре и игровых ситуациях (Умная игра на уроке) Паздерина Людмила Юрьевна Гимназия российской культуры ТГАМЭУП, г. Тюмень                                    тем выше шансы воспитания умного человека. Чем больше в обыденной педагогике умной игры,   М. Яснов   Компетентность   объединяет   в   себе   интеллектуальную   и   навыковую составляющие   образования.   Понятие   компетентности   включает мотивационную,   этическую,   социальную,   поведенческую   составляющие; означает   способность   мобилизовать   полученные   знания,   умения,   опыт   и способы   поведения   в   условиях     конкретной   ситуации,   конкретной деятельности,   она     включает   в   себя   результаты   обучения,   систему ценностных   ориентаций,   привычки   и   др.   Ключевыми   словами   в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Особая роль в формировании компетентностей на уроках в начальной школе принадлежит игровым технологиям. Игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать   свои   способности,   усиливают   интерес   к   изучаемым предметам, побуждают к решению учебных задач, увлекают школьников и дают высокие результаты в обучении и воспитании. Все игры я делю на три группы:   универсальные   –   это   игры,   в   которые   можно   играть   на   любом предмете, специальные – это группа игр ориентированная на конкретный предмет   или   определенную   тему   и   здоровьесберегающие   игры.     Главная цель   универсальных   игр   ­   сделать   изучаемый   материал   интересным   и понятным   детям.   Заинтересовать,   зацепить,   удивить   и   даже   возможно ошарашить.   Задача   же   специальных   игр   «донести»   содержание   темы   до учащихся. В этих играх  использую  приемы: преобразования информации (теоретический   материал   «переводится»   на   язык   понятный   детям), сравнения незнакомого с чем­нибудь известным. Третья группа – это игры направленные на оптимизацию физического и психологического состояния и   поведения   учеников.   Эти   игры   помогают   мне   создавать   в   классе благожелательную   творческую   атмосферу,   повышать   внимание, поддерживать   активность   и   заинтересованность   учащихся,   снимать умственное   напряжение,   избавлять   от   страхов   и   обеспечивать   обратную связь «учитель – ученик – учитель». Порой одна и та же игра несет в себе несколько функций и может быть применима на разных этапах обучения. Таким образом,  игровые технологи, при грамотном использовании их на уроках, помимо специальных образовательных целей помогают в решении эмоциональных,   коммуникативных,   личностных   проблем   учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.                Мини­спектакль        «Математическая рыбалка»        «Найди пару»                      «Мудрецы» Игра  «Мудрецы»  для четвероклассников из серии универсальных игр, проводится   с   целью   привлечь   учащихся   к   объяснению   новой   темы. Несколько   человек   (чаще   3­4)   самостоятельно   изучают   материал, планируют   свой   ответ   и   готовятся   рассказать   тему   одноклассникам, каждый по своему разделу или части темы. При подготовке ученики могут использовать учебники, дополнительную справочную литературу, ресурсы сети   Интернет   и   даже   подготовить   задания   или   вопросы   по   теме. Обязательно проводится «репетиция» – учитель выслушивает «мудрецов», помогает им разобраться в теме и отвечает на их вопросы. На самом же уроке   «мудрецы»   сменяя   друг   друга,   раскрывают   одноклассникам содержание   темы   урока.   Учителю   остается   обобщить   сказанное «мудрецами».  «Конкурс вопросов» ­ эта игра тоже из серии универсальных игр, играть в нее мы начинаем со второго класса при изучении нового материала или его   обобщении.   Данная   игра   дает   возможность   учащимся   задать уточняющие вопросы по теме, авторы лучших вопросов «премируются». В дальнейшем (в 4 классе) игра усложняется и уже объявляется «Аукцион вопросов». Для этой игры вопросы подбираю сама, иногда привлекаю к этой игре   родителей.   Сложность   вопросов   разная   и   ответы   на   вопросы оцениваются   баллами   (учитывается   правильность   и   качество   ответа). Желание   набрать   большее   количество   баллов,   заставляет   учащихся выбирать более сложные вопросы, а значит и более глубоко изучать учебный материал, порой выходя за рамки программного курса. «Найди пару» ­ это игра из серии специальных игр для уроков русского языка, чаще всего используется на этапе закрепления учебного материала, начиная с первого класса. Она позволяет формировать навыки совместной работы,   умения   вести   диалог,   обогащает   словарный   запас.   Время проведения игры от двух минут, у учащихся карточки (у каждой карточки обязательно   есть   пара).   Например,   слово   –   лексическое   значение   слова, звонкие   –   глухие   согласные,   синонимы   –   антонимы,   слово   – орфографическое   правило   и   т.д.   Выигрывают   пары,   которые   первыми готовы доложить свое задание. «Путешествие   в   страну   знаков   и   схем»    ­   это   специальные   игры, использующиеся  на этапе  закрепления  учебного материала. Данные игры имеют   несколько   вариаций:   одни   способствуют   тренировке   свободного говорения   в   рамках   определенной   темы,   развивают   умение   объяснять понятия и явления на основе схем, а другие позволяют закреплять учебный материал через двигательный анализатор, развивают интонационный слух, слуховое   внимание.   Например,   ученики   жестами   показывают   знаки препинания в конце предложения. Точка – поднятый над головой кулак, восклицательный   знак   –   поднятая   вверх   рука,   вопросительный   знак   – поднятая и согнутая рука над головой. Учитель читает текст, а учащиеся жестами показывают знаки, которые должны стоять в конце предложения. Или   ученику   выдается   схема   на   основе,   которой   он   должен   объяснить учебный материал.                        8                        3        «Как найти целое»                                                      ?                     «Звуки» Желательно,   чтобы   после   объяснения   слушатели   задавали   вопросы,   а   в случае необходимости исправляли или давали свои комментарии.  Часто   на   уроках   математики   и   русского   языка   я   использую   игровое  «Цепочки»,   которое   позволяет   развивать   творческие упражнение способности   учащихся,   воображение,   быстроту   реакции,   а   главное воспитывает   умение   слушать   своего   одноклассника,   коммуникативные умения,  тактичность,  доброжелательность.  После   изучения   определенной темы предлагаю учащимся подумать и назвать ключевое слово, следующий должен повторить это слово и назвать свое относящееся к теме и т.д. Затем по ключевым словам пробуем восстановить  или составить учебный рассказ по теме. Например, при изучении темы «Состав слова», цепочка слов может быть   следующей:   «слово   ­   часть   ­   корень   ­   главная   ­   неизменяемая   ­ суффикс ­ приставка – новые ­ основа ­ окончание ­ изменяемая» и т.д.   Особенно нравится моим ученикам игра «Три ашыпки» ­ этот игровой прием помогает мне привлечь внимание учащихся к своему выступлению, а у   детей   развивает   аналитические   навыки,   повышает   концентрацию внимания.   Данный   прием   использую   на   уроках   окружающего   мира   и литературного   чтения   при   проверке   домашнего   задания   или   с   целью проверки усвоения новых знаний. Суть игры в том, что педагог сознательно допускает несколько ошибок. Ученики должны их заметить и исправить. Обязательно необходимо предупредить о «провокации», поэтому на доске перед   выступлением   пишется   фраза  «Три   ашыпки!».  Тот,     кто   хочет сообщить об ошибках, поднимает руку. Иногда ученикам удается заметить больше   ошибок,   чем   было   задано   проверяющим.   Все   исправления комментируются и оцениваются учителем или учащимися. Игра  «Пешеходы»  ­   это   игра   на   снятие   физического   и   умственного напряжения, смены деятельности, но она позволяет так же научить детей слушать   и   выполнять   команды,   параллельно   закрепить   знания   правил дорожного   движения.   Можно   проводить   на   любом   этапе   урока,   главное дети должны знать правила  перехода улицы в соответствии  с сигналами светофора.   Например,   учитель   называет   цвет,   а   учащиеся   выполняют команды. «Красный» ­ все молчат или тихо садятся за парты; «желтый» ­ можно говорить (читать) тихо (шепотом) или встать возле парты; «зеленый» ­ говори (читай) громко или маршируй на месте.  На   сегодняшний   день   существует   огромное   разнообразие   компьютерных компьютерных   мультимедийных   программ, дидактических   игр  и   инструментов   для   их   создания.   Такие   игры стимулируют   лучшее   запоминание   и   понимание   изучаемого   материала, способствуют   формированию   положительной   учебной   мотивации. Использование   в   учебном   процессе   мультимедийных   дидактических программ   формирует   информационную   компетентность   учащегося, позволяя   комплексно   задействовать   его   органы   чувств   при   восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых   ситуациях.   Игровые   программы   можно   разделить   на: дидактические:  их цель ­ сформировать познавательные  и практические умения;  тренажерные   ­  развивают   навыки   и   умения,   моделируют процессы;  контролирующие   ­ выполняют функции контрольно­оценочной деятельности.   При   выставлении   оценок   дети   с   компьютером   охотнее соглашаются,   чем   с   преподавателем,   использование   информационно­ коммуникационных   технологий   объективизирует   оценочный   компонент. Являясь   участником   той   или   иной   игры,   ученик   планирует   свою деятельность по решению проблемы, соотносит ее с другими участниками игры,   при   этом   формируются   способности   ребенка   к   произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения правилам игры.  Активное   желание   участвовать   в   играх,   попробовать   себя   в   роли «мудрецов», актеров  или создателей мультимедийных программ позволяет мне уверенно сказать, что у моих выпускников сформировано стремление к познанию: •  они умеют самостоятельно работать с источником знаний; •  понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника, ведут контроль над своими действиями; •  дают   грамотное   сравнение,   анализ,   обобщение,   классификацию   и систематизацию материала; •  с удовольствием участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог; •  а   главное,   у   них   особый   стиль   общения,   в   котором   преобладает   дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Статья "Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов в игре и игровых ситуациях"

Статья "Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов в игре и игровых ситуациях"

Статья "Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов в игре и игровых ситуациях"

Статья "Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов в игре и игровых ситуациях"

Статья "Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов в игре и игровых ситуациях"

Статья "Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов в игре и игровых ситуациях"

Статья "Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов в игре и игровых ситуациях"

Статья "Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов в игре и игровых ситуациях"

Статья "Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов в игре и игровых ситуациях"

Статья "Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов в игре и игровых ситуациях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018