Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время"
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
2 кл
05.03.2018
в данной статье рассматриваются приемы формирования коммуникативных навыков у учащихся начальной школы. Приводятся примеры игровых заданий, которые можно использовать на уроках. Так же рассказывается и о внеурочной деятельности детей, направленной на формирование коммуникативной культуры учащихся. Описанные приемы работы могут использоваться педагогами в практической деятельности.В данной статье рассматриваются приемы формирования коммуникативных навыков у учащихся начальной школы.
формирование коммуникативной культуры.docx
Формирование коммуникативной культуры младших школьников на
уроках и во внеурочное время
МБОУ «Атамановская СШ» с Атаманово
Красноярского края
В данной статье рассматриваются приемы формирования коммуникативных навыков у
учащихся начальных классов. Приводятся примеры игровых заданий, которые можно
использовать на уроках. Также рассказывается и о внеурочной деятельности с детьми,
направленной на формирование коммуникативной культуры учащихся..
Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений
учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования,
ноправданно мало времени отводит на развитие устной речи учащихся, а потребность в
общении одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим
нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас
сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого
анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена
информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного
коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем
богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие.
Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит
от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый
естественный путь его освоения — игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка
всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные
роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать
коммуникативные навыки предпочтительнее также через игру.
Это особенно актуально в младшем школьном возрасте. Игра на этом этапе отходит на
второй план, уступая место учебной деятельности (в отличие от дошкольного возраста, где
игровая деятельность является ведущей), но продолжает существенно влиять на развитие
детей, поэтому ребенку должно быть предоставлено достаточное количество игр, как в
школе, так и дома. Кроме того, внеучебные занятия младших школьников должны
строиться вокруг таких видов деятельности, как: игры, рисования, конструирования,
лепки, простейшего экспериментирования, сочинительства и прочих занятий, развивающих
в первую очередь воображение, бескорыстное любопытство, интуитивные средства
познания и другие человеческие способности.
Мой опыт работы в школе учителем начальных классов не раз убеждал меня в том, что
тренировка в общении в ходе учебных занятий, повышает учебные достижения учащихся.
Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе, какие основные формы учебной
коммуникации могут развиваться на уроке.
Основные формы учебной коммуникации.[1]
Монологические формы
речевой коммуникации
Выступать с готовой заранее речью
Выступать с неподготовленной речью
Рассказывать
Пересказывать
Спрашивать и задавать вопросы
Сообщать
Докладывать
Отвечать на вопросы
Аргументировать
Ассоциировать
Критиковать
Защищать и доказывать свое мнение
Диалогические формы
речевой коммуникации
Учебная беседа учителя и ученика
Учебная беседа в парах
Учебная беседа в группах
Дискуссия
Дебаты
Переговоры
Ответы на вопросы
Ролевая игра
Театрализация
Блицтурнир
Учебный ринг
Защита проекта
Предлагаю познакомиться с некоторыми упражнениями, которые я использую в своей
практике.
Упражнение «Авторучки»
Цель. Учить выявлять существенные признаки предметов
Игровой материал. Две авторучки.
Педагог предлагает ученикам сравнить предметы. Показывает авторучку с красным
колпачком и спрашивает: «Что это?» Ученики отвечают, что это ручка. Затем он
показывает ручку с синим колпачком и снова спрашивает: «Что это?» Ученики говорят,
что это тоже ручка. Педагог просит ответить, одинаковые ли эти авторучки? Учащиеся
говорят, что ручки разные. Тогда педагог спрашивает: «Почему они разные?» Ученики
отвечают, что одна ручка с красным колпачком, а другая с синим. После этого педагог
спрашивает, как сделать, чтобы авторучки были одинаковыми. Возможные варианты
ответов: 1) убрать колпачки, 2) надеть на ручки два синих колпачка, 3) надеть на ручки два
красных колпачка.
Упражнение «Общие признаки»
Цель: находить общие признаки понятий.
Учитель предлагает поиграть: «Я буду называть пары слов, а вам необходимо найти общие
признаки данных понятий». Возможны следующие пары слов: книга и блокнот, яблоко и
груша, велосипед и самокат, лодка и корабль, сложение и вычитание, стул и стол, дождь и
снег и т.д. Игра «Вершки и корешки»
Цель: Учить составлять целое из частей.
Игровой материал. Овощи (парные картинки)
Учитель делит класс на две группы. Одна группа учащихся получает «корешки» (лук, репа,
морковь, картофель и т.д.), а другая – «вершки» (ботву). По сигналу учителя все ученики
находят пару, а затем меняются «вершками» и «корешками»
Аналогично можно проводить игру на другие темы: «Ствол и лист», «Туловище и хвост»,
«Голова и крылья» и т.д.
Упражнение «Расставь картинки по порядку»
Цель: устанавливать причинноследственные связи.
Игровой материал: Сюжетные картинки.
Ученики получают серию картинок, педагог дает задание: «Расставьте картинки по
порядку». Нужно расположить картинки в соответствии с хронологией событий. После
расстановки картинок ученики с помощью учителя составляют рассказ по серии картинок.
Рассказ закрепляется в самостоятельной речи учащихся.
Упражнение «Причинноследственные связи».
Цель: Учить составлять цепочки причин и следствий.
Игровой материал. Тексты ситуаций с пропущенными звеньями.
Учитель, обращаясь к ученикам, говорит: «Возникнув, любое событие порождает
следующее событие, которое может быть причиной для последующего и т.д. В результате
получается цепочка причин и следствий. Сегодня мы с вами будем дополнять ситуации с
пропущенными звеньями в причинноследственной цепи по схеме: «Причина … …
следствие». Например: «Пошел дождь … … Миша опоздал в школу.» Вам нужно
восстановить пропущенные звенья. (Пошел дождь – вода затопила все улицы – транспорт
остановился – Миша опоздал в школу.) Далее учитель делит класс на группы и каждой
дает свое задание.
Примеры ситуаций:
• Стали играть в футбол … … стекло разбилось.
• Стали кипятить молоко ... … молоко сбежало.
• Пришел на пляж … … загорел. Игра «Что зачем?
Цель. Учить отвечать на вопросы.
Игровой материал. Мяч.
Учитель предлагает поиграть в игру и объясняет правила: «Я буду задавать вопрос и
бросать мяч. Ученик, который его поймает, должен возвратить мяч с ответом. Сегодня мы
будем вспоминать о функциях разных частей тела. Например, я скажу: «Зачем нужны
руки?» Тот, у кого окажется мяч, должен ответить: «Для того, чтобы ими писать, есть,
играть и т.д.» После этого игра начинается.
Примерное содержание вопросов: зачем нужны ноги, голова, шея, пальцы, нос, рот, уши,
брови, ресницы, сердце, желудок, печень, позвоночник и т. д.
Игра «Все мы чем то похожи».
Цель. Учить выявлять общие признаки.
Учитель разбивает учеников по двое и дает задание: «Каждая пара составляет список того,
что их объединяет. В этом списке можно написать, например: у нас голубые одинаковые
глаза, у нас любимый цвет – желтый, наши мамы ходят на работу.
Побеждает та пара, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
Вот, что написали мои дети Кирилл Л.и Андрей Ж.
Мы оба толстые. Нам по 8 лет. У нас одинаковые глаза. Иногда у нас одинаковые мысли.
Мы любим читать. Мы любим зиму. У нас одинаковые ручки. Мы любим морковку и
молочный суп. Любимое время года у нас – зима. Мы оба хитрые.
Аналогично проходит игра и на выявление различий. Вот какие различия выявили Кирилл
Л. и Никита И.
У Никиты любимый цвет – синий, а у Кирилла – зеленый. У нас разные отметки, разные
пеналы. Никита любит тепло, а Кирилл – холод. У нас разные мысли. Никита худой, а
Кирилл толстый. У Никиты любимый поэт – А. Пушкин, а у Кирилла – К. Чуковский.
Кирилл любит спагетти, а Никита доширак. Никита любит копченую курицу, а Кирилл –
пиццу. У Никиты любимый предмет – математика, а у Кирилла – чтение. У нас разные
фамилии. Никита приходит в школу в 7.30, а Кирилл – в 8.00.
Работу по формированию коммуникативных умений я продолжаю и во внеурочной
деятельности. В своей работе использую программу, разработанную Л. Рахлисом и Н.
Шиловым. Программа рассчитана на три года обучения. Общее название «Мир чудес». На
этих занятиях дети играют, сочиняют, готовят выступления, расширяют свой кругозор.
Клубная форма занятий позволяет детям свободно высказываться, учит слушать и слышать
других. Непринужденная обстановка позволяет детям свободно общаться. На такие занятия я приглашаю родителей, и они с удовольствием включаются в работу вместе с
детьми. Каждый цикл занятий имеет свое название: «Поле Чудес», «Лес Чудес» и «Море
Чудес». На каждом заседании присутствует элемент театрализации: ребята выступают в
роли Буратино (первый цикл), лисы Алисы(второй цикл) и кота Базилио (третий цикл).
Обязательным элементом каждого заседания является игра. За победу в конкурсах, играх,
викторинах дети получают конфеты «Золотой Ключик». В конце занятия ребята,
набравшие большее количество конфет, награждаются Орденами Золотого Ключика и
становятся победителями. В конце каждого цикла проводится суперигра, на которой
выявляется победитель каждого цикла.
В заключение хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков
должна проводиться систематически. И, конечно, велика в этом роль учителя. Если ученик
разовьет в себе умение активно общаться в ходе учебных занятий и во внеурочное время, а
учитель поможет ему в этом не на словах, а на деле – возрастет не только эффективность
занятий, но и изменится отношение и взрослого, и ребенка к выполняемой работе.
Заседание клуба на тему: Групповая игра «Вот так лес! Сколько он
«Как рубашка в поле выросла?» таит чудес!»
Победители очередной игры Конкурс для мальчиков «Лучший в доме
умелец» Литература
• Н. И. Дереклеева «Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во
внеклассной работе»
• Н. В. Заводнова «Развитие логики и речи у детей»
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время"
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время"
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время"
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время"
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время"
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.