Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики в 7 классе "
Оценка 4.9

Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики в 7 классе "

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
физика
7 кл
12.05.2017
Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики  в 7 классе "
Главная задача учителя научить ориентироваться в потоке социальной информации, видеть и творчески решать возникающие проблемы, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. Поэтому метапредметный подход не случайно заложен в системе федеральных государственных образовательных стандартов. В данной статье представлены метапредметные результаты обучения физике в основной школе. Выявлено и обосновано применение интерактивного обучения на уроках. Приведены конкретные примеры уроков по физике в 7 классе с привлечением некоторых знаний обучающихся из смежных предметов.
Жигайлова - статья в сборник.docx
Формирование метапредметных результатов на уроках физики  в 7 классе М.Н.Жигайлова учитель физики, информатики, МАОУ «СОШ №152 г.Челябинск» Аннотация:   В   данной   статье   представлены   метапредметные результаты   обучения   физике   в   основной   школе.   Выявлено   и   обосновано применение  интерактивного обучения на уроках. Приведены конкретные примеры уроков по физике в 7 классе    с привлечением некоторых знаний обучающихся из смежных предметов. Ключевые слова:  метапредметные результаты, интегрированный урок, учебный материал, этапы, приемы, связи.     образовательной программы определены   Внедрение ФГОС в основной  школе предполагает новые качественные образовательные результаты учащихся. Существенная особенность стандарта заключается   в  том,  что   требования к   результатам   освоения   обучающимися основной трех уровнях: личностном,   метапредметном   и   предметном.   Современное общество предъявляет к выпускнику школы XXI века достаточно серьёзные требования. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией,   самостоятельно   критически   мыслить,   искать   рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях, владеющим знаниями и умениями в области информационных технологий. на   Обучение физике начинается в период, когда ребёнок переживает самый сложный   период   своей   жизни   ­   подростковый   возраст.   Для   повышения продуктивности   мыслительной   деятельности   можно   использовать   умение управлять   такими   этапами   мышления,   как   постановка   задачи,   создание оптимальной   мотивации,   регулирование   направленности   непроизвольных ассоциаций,   максимальное   включение   как   образных,   так   и   символических компонентов,  использование   преимуществ   понятийного  мышления,  а  также снижение излишней критичности при оценке результата,— все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.  Главная задача учителя научить ориентироваться в потоке социальной информации,   видеть   и   творчески   решать   возникающие   проблемы, продуктивно   взаимодействовать   с   другими   людьми   в   профессиональной сфере.   Поэтому   метапредметный   подход   не   случайно   заложен   в   системе федеральных государственных образовательных стандартов.  Метапредметными   результатами   обучения   физике   в   основной   школе являются:  овладение   навыками   самостоятельного   приобретения   новых знаний,   организации   учебной   деятельности,   постановки   целей, планирования,   самоконтроля   и   оценки   результатов   своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;  понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их   объяснения,   теоретическими   моделями   и   реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах   гипотез   для   объяснения   известных   фактов   и экспериментальной   проверки   выдвигаемых   гипотез,   разработки теоретических моделей процессов или явлений;  формирование   умений   воспринимать,   перерабатывать   и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,   анализировать   и   перерабатывать   полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;  приобретение опыта самостоятельного поиска. Анализа и отбора информации   с   использованием   различных   источников   и   новых информационных технологий для решения познавательных задач;  развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать  собеседника, понимать его   точку   зрение,   признавать   право   другого   человека   на   иное мнение;   освоение   приемов   действий   в   нестандартных   ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;  формирование   умений   работать   в   группе   с   выполнением различных   социальных   ролей,   представлять   и   отстаивать   свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. → → →   гипотеза     эксперимент   В ходе усвоения физики ребёнок вовлекается во все этапы научного познания   (наблюдение     анализ   и   обобщение результатов),   обеспечивающего   развитие   научного   мышления   и   творческих способностей.   Основу   физики,   как   и   любой   другой   естественно­научной дисциплины, составляет экспериментальное изучение действительности. Это определяет первостепенную роль, которую должен занимать эксперимент при обучении   этому   предмету.   Традиционными   формами   обучения, позволяющими   познакомиться   с   экспериментальной   физикой,   являются демонстрационные   эксперименты,   проводимые   во   время   уроков,   и лабораторные работы. Учебный   материал   отдельных   тем   уроков   того   или   иного   предмета оказывается   на   столько   тесно   связан   с   учебным   материалом   другого предмета,   что   возникает   потребность   в   осуществлении   метапредметных связей   на   протяжении   всего   урока.   Уроки   с   метапредметными   связями помогают детям не только учиться, но и жить, позволяют детям видеть мир как единое целое, видеть прекрасное в точных науках и точное в прекрасном. Ученик, успешный в других областях (литература, рисование, география и т. д.) и менее успешный в физике имеет возможность раскрыться и на уроках. Доля   таких   уроков   в   общем   процессе   обучения   невелика,   а   значение   их огромно. Метапредметный   подход   при   преподавании   физики   рассматривает использование   интегрированных   уроков   с   привлечением   некоторых   знаний обучающихся из смежных предметов (физика,  математика, биология, химия, астрономия,   география   и   др.)   и   обобщающих   уроков,   а   также   проведение исследовательских работ («Физика в профессии пекаря»). К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:  при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;  при   лимите   времени   на   изучение   темы   и   желании   воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;  при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;   при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же   явлений, событий, фактов в разных науках;   при   демонстрации   более   широкого   поля   проявления   изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;   при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету. Интегрированные уроки по физике можно проводить с использованием следующих приёмов, например: При   изучении   силы   трения   обучающиеся   в   ходе   экспериментальной работы исследуют зависимость силы трения от силы нормального давления (массы), от рода поверхности, от площади соприкасающихся поверхностей. При  изучении   в 7 классе   архимедовой  силы   ученикам   предлагается такой вопрос: «Есть два одинаковых сосуда, доверху заполненных водой. В одном   из   них   плавает   деревянный   брусок.   Какой   из   этих   сосудов   более тяжелый?» Ученики считают, что тяжелее будет сосуд, в котором плавает брусок (поскольку добавляется лишнее вещество). Некоторые считают, что тяжелее будет сосуд  без бруска (сосуды  заполнены  доверху, а плотность дерева меньше плотности воды). Взвешивание сосудов показывает, что вес их   одинаков.   Почему?   Решение   этой   проблемной   задачи   приводит   к установлению закона плавания тел. В рамках фронтального опроса, применяемого как на этапе проверки домашнего задания и при подготовке к изучению нового материала, а также на   уроках   контроля   и   проверки   знаний   или   повторительно­обобщающих уроках использует метод «толстых» и «тонких» вопросов («тонкий» вопрос требует   краткого   ответа   без   пояснений,   «толстый»   требует   ответа   с пояснениями.)  Эффективным   приемом   работы   является   сотрудничество   «ученик­ ученик», «класс­ученик». Таким образом, ребенок не только повторяет и  доучивает   понятия,   но   и   учится   задавать  вопросы,   т.е.,   прием   имеет   и развивающую функцию, в том числе развитие  памяти, речи. Определения и законы повторяем несколько раз, практически весь класс должен проговорить определение   или   формулировку   закона.   Но  особенно   приветствуются вопросы,  начинающиеся   со   слов: «Почему...»,   «Что   нужно   сделать,  чтобы...»,  «Что   произойдет,   если...», «Можно ли ...», «Зависит ли ...», «Изменится ли ...», «В каком случае ...», и т.п.   сформулированные   учениками, Лабораторные работы проводятся в виде самостоятельного решения учащимися экспериментальных задач, в том числе творческого характера. Такая форма проведения лабораторных занятий дает возможность связать эксперимент  с изучаемым   материалом,  сформировать   у учащихся   умения обращаться с физическими приборами, а также накопить опыт выполнения экспериментальных заданий.   При такой системе проведения лабораторных работ легко видеть, до «какой ступени» поднимается каждый из учеников. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение   оптимальным   способом   заранее   запланированного   результата. Проект   может   включать   элементы   докладов,   рефератов,   исследований   и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как   способов   достижения   результата   проекта.  Проектная     работа   требует много времени и систематизации знаний обучающихся по различным разделам физики. Межпредметные связи на уроках физики и математики: Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел способом рядов» ­  приближенные значения чисел, округление чисел;   Физические величины. Измерение физических величин. Лабораторная работа   «Определение   цены   деления   мензурки»   ­   Единицы   длины,   массы, скорости. Десятичные дроби; Скорость.   Единицы   скорости.   Расчет   пути   и   времени   движения. Вычисление физических  величин по  формуле.  Решение уравнений  с  одним неизвестным; Лабораторная   работа   «Измерение   массы   тела   на   рычажных   весах»   ­ Перевод единиц физических величин в кратные и дольные единицы;  Плотность. Расчет массы и объема тела по его плотности ­ Вычисление физических величин по формулам, решение уравнений с одним неизвестным; Архимедова сила. Плавание тел ­ Знания об измерении и вычислении величин по формулам, о единицах объема, массы; Лабораторная работа «Выяснение условий плавания тел в жидкостях» ­ Вычисление   физических   величин   по   формулам,   единицы   массы   и   объема. Перевод   единиц   физических   величин   в   кратные   и   дольные   единицы. Приближенные вычисления, абсолютная погрешность;  Рычаги.   Лабораторная   работа   «Условия   равновесия   рычага»   ­ Пропорции. О   результативности   использования   активных   методов   обучения   в формировании метапредметных результатов невозможно судить в отрыве от преподавания   учебного   предмета   в   целом,  отношения   к   нему   школьников, личных отношений учащихся и педагога.  Таким   образом,   представленная   система   работы   учителя   физики   по формированию   метапредметных   результатов   на   уроках   физики   в   процессе применения активных методов обучения способствует формированию таких метапредметных   результатов   как   осознанное   усвоение   обучающимися системы   знаний,   умений   и   навыков,   развитие   логического   мышления   и творческих   способностей   школьников,   повышение   эффективности   учебно­ воспитательного процесса в целом. Использование   метапредметных   связей   ­   одна   из   наиболее   сложных методических   задач   любого   учителя.   Она   требует   от   учителя   много теоретической   подготовки:   не   только   знакомство   с   новыми   требованиями ФГОС, но и знания содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация   внутрицикловых   метапредметных   связей   в   практике   обучения предполагает сотрудничество учителя физики с учителями биологии, химии, географии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков.                Тем   не   менее,   она   выполнима.   Все   зависит   от   метапредметности мышления самого педагога: насколько он видит эти метапредметные связи и осознает необходимость их реализации в преподаваемом им предмете. 1. Хуторской   А.В. Библиографический список   Метапредметное   содержание   и   результаты образования:   как   реализовать   федеральные   государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет­журнал "Эйдос". ­ 2012. ­№1.  2. Тихонова   Е.Н.   Физика.   7­9   классы   :   рабочие   программы   –   5­е   изд., перераб. – М. : Дрофа,2015. – 400с. 3. Грановская,   Р.М.   Элементы   практической   психологии,   СПб,   «Свет», 1977. ­ С. 77­78 4. Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации (Минобрнауки   России)   от   17   мая   2012   г.   №   413   г.   Москва   об утверждении   федерального   государственного   образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.­ С.5 5. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке, М.: Просвещение, 2004. – С.27­28, 69­70. 6. Ступницкая, М. А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. –C.6 7. Чеботарев, А.А.. Опора на познавательную деятельность учащихся при проведении демонстраций по оптике // Физика в школе. №1,1999.­ С.20  8. http://www.eidos.ru/journal/2012/0229­10.htm. 9. http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo­pred­2012/2fiz/2fiz.htm

Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики в 7 классе "

Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики  в 7 классе "

Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики в 7 классе "

Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики  в 7 классе "

Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики в 7 классе "

Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики  в 7 классе "

Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики в 7 классе "

Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики  в 7 классе "

Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики в 7 классе "

Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики  в 7 классе "

Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики в 7 классе "

Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики  в 7 классе "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017