Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики в 7 классе "
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
физика
7 кл
12.05.2017
Главная задача учителя научить ориентироваться в потоке социальной информации, видеть и творчески решать возникающие проблемы, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. Поэтому метапредметный подход не случайно заложен в системе федеральных государственных образовательных стандартов. В данной статье представлены метапредметные результаты обучения физике в основной школе. Выявлено и обосновано применение интерактивного обучения на уроках. Приведены конкретные примеры уроков по физике в 7 классе с привлечением некоторых знаний обучающихся из смежных предметов.
Жигайлова - статья в сборник.docx
Формирование метапредметных результатов на уроках физики
в 7 классе
М.Н.Жигайлова
учитель физики, информатики,
МАОУ «СОШ №152 г.Челябинск»
Аннотация: В данной статье представлены метапредметные
результаты обучения физике в основной школе. Выявлено и обосновано
применение интерактивного обучения на уроках. Приведены конкретные
примеры уроков по физике в 7 классе с привлечением некоторых знаний
обучающихся из смежных предметов.
Ключевые слова: метапредметные результаты, интегрированный урок,
учебный материал, этапы, приемы, связи.
образовательной
программы определены
Внедрение ФГОС в основной школе предполагает новые качественные
образовательные результаты учащихся. Существенная особенность стандарта
заключается в том, что требования к результатам освоения обучающимися
основной
трех
уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Современное
общество предъявляет к выпускнику школы XXI века достаточно серьёзные
требования. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять
их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной
информацией, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные
пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных
социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях, владеющим
знаниями и умениями в области информационных технологий.
на
Обучение физике начинается в период, когда ребёнок переживает самый
сложный период своей жизни подростковый возраст. Для повышения
продуктивности мыслительной деятельности можно использовать умение
управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание
оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных
ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических
компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также
снижение излишней критичности при оценке результата,— все это позволяет
активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.
Главная задача учителя научить ориентироваться в потоке социальной
информации, видеть и творчески решать возникающие проблемы,
продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной
сфере. Поэтому метапредметный подход не случайно заложен в системе
федеральных государственных образовательных стандартов.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе
являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых
знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для
их объяснения, теоретическими моделями и реальными
объектами, овладение универсальными учебными действиями на
примерах гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки
теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать,
перерабатывать и
предъявлять информацию в словесной, образной, символической
формах,
анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять
основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы
на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска. Анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать
свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать
его точку зрение, признавать право другого человека на иное
мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях,
овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением
различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои
взгляды и убеждения, вести дискуссию.
→
→
→
гипотеза
эксперимент
В ходе усвоения физики ребёнок вовлекается во все этапы научного
познания (наблюдение
анализ и обобщение
результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих
способностей. Основу физики, как и любой другой естественнонаучной
дисциплины, составляет экспериментальное изучение действительности. Это
определяет первостепенную роль, которую должен занимать эксперимент при
обучении этому предмету.
Традиционными формами обучения,
позволяющими познакомиться с экспериментальной физикой, являются
демонстрационные эксперименты, проводимые во время уроков, и
лабораторные работы.
Учебный материал отдельных тем уроков того или иного предмета
оказывается на столько тесно связан с учебным материалом другого
предмета, что возникает потребность в осуществлении метапредметных
связей на протяжении всего урока. Уроки с метапредметными связями
помогают детям не только учиться, но и жить, позволяют детям видеть мир как единое целое, видеть прекрасное в точных науках и точное в прекрасном.
Ученик, успешный в других областях (литература, рисование, география и т.
д.) и менее успешный в физике имеет возможность раскрыться и на уроках.
Доля таких уроков в общем процессе обучения невелика, а значение их
огромно.
Метапредметный подход при преподавании физики рассматривает
использование интегрированных уроков с привлечением некоторых знаний
обучающихся из смежных предметов (физика, математика, биология, химия,
астрономия, география и др.) и обобщающих уроков, а также проведение
исследовательских работ («Физика в профессии пекаря»).
К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и
главным образом в следующих случаях:
при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных
программах и учебниках;
при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться
готовым содержанием из параллельной дисциплины;
при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время,
развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные
аспекты человеческой жизни и деятельности;
при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же
явлений, событий, фактов в разных науках;
при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого
явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
Интегрированные уроки по физике можно проводить с использованием
следующих приёмов, например:
При изучении силы трения обучающиеся в ходе экспериментальной
работы исследуют зависимость силы трения от силы нормального давления
(массы), от рода поверхности, от площади соприкасающихся поверхностей.
При изучении в 7 классе архимедовой силы ученикам предлагается
такой вопрос: «Есть два одинаковых сосуда, доверху заполненных водой. В
одном из них плавает деревянный брусок. Какой из этих сосудов более
тяжелый?» Ученики считают, что тяжелее будет сосуд, в котором плавает
брусок (поскольку добавляется лишнее вещество). Некоторые считают, что
тяжелее будет сосуд без бруска (сосуды заполнены доверху, а плотность
дерева меньше плотности воды). Взвешивание сосудов показывает, что вес
их одинаков. Почему? Решение этой проблемной задачи приводит к
установлению закона плавания тел.
В рамках фронтального опроса, применяемого как на этапе проверки
домашнего задания и при подготовке к изучению нового материала, а также
на уроках контроля и проверки знаний или повторительнообобщающих
уроках использует метод «толстых» и «тонких» вопросов («тонкий» вопрос требует краткого ответа без пояснений, «толстый» требует ответа с
пояснениями.)
Эффективным приемом работы является сотрудничество «ученик
ученик», «классученик». Таким образом, ребенок не только повторяет и
доучивает понятия, но и учится задавать вопросы, т.е., прием имеет и
развивающую функцию, в том числе развитие памяти, речи. Определения и
законы повторяем несколько раз, практически весь класс должен проговорить
определение или формулировку закона. Но особенно приветствуются
вопросы,
начинающиеся со слов:
«Почему...», «Что нужно сделать, чтобы...», «Что произойдет, если...»,
«Можно ли ...», «Зависит ли ...», «Изменится ли ...», «В каком случае ...», и
т.п.
сформулированные учениками,
Лабораторные работы проводятся в виде самостоятельного решения
учащимися экспериментальных задач, в том числе творческого характера.
Такая форма проведения лабораторных занятий дает возможность связать
эксперимент с изучаемым материалом, сформировать у учащихся умения
обращаться с физическими приборами, а также накопить опыт выполнения
экспериментальных заданий. При такой системе проведения лабораторных
работ легко видеть, до «какой ступени» поднимается каждый из учеников.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на
достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и
любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только
как способов достижения результата проекта. Проектная работа требует
много времени и систематизации знаний обучающихся по различным разделам
физики.
Межпредметные связи на уроках физики и математики:
Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел способом рядов»
приближенные значения чисел, округление чисел;
Физические величины. Измерение физических величин. Лабораторная
работа «Определение цены деления мензурки» Единицы длины, массы,
скорости. Десятичные дроби;
Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.
Вычисление физических величин по формуле. Решение уравнений с одним
неизвестным;
Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»
Перевод единиц физических величин в кратные и дольные единицы;
Плотность. Расчет массы и объема тела по его плотности Вычисление
физических величин по формулам, решение уравнений с одним неизвестным;
Архимедова сила. Плавание тел Знания об измерении и вычислении
величин по формулам, о единицах объема, массы;
Лабораторная работа «Выяснение условий плавания тел в жидкостях»
Вычисление физических величин по формулам, единицы массы и объема. Перевод единиц физических величин в кратные и дольные единицы.
Приближенные вычисления, абсолютная погрешность;
Рычаги. Лабораторная работа «Условия равновесия рычага»
Пропорции.
О результативности использования активных методов обучения в
формировании метапредметных результатов невозможно судить в отрыве от
преподавания учебного предмета в целом, отношения к нему школьников,
личных отношений учащихся и педагога.
Таким образом, представленная система работы учителя физики по
формированию метапредметных результатов на уроках физики в процессе
применения активных методов обучения способствует формированию таких
метапредметных результатов как осознанное усвоение обучающимися
системы знаний, умений и навыков, развитие логического мышления и
творческих способностей школьников, повышение эффективности учебно
воспитательного процесса в целом.
Использование метапредметных связей одна из наиболее сложных
методических задач любого учителя. Она требует от учителя много
теоретической подготовки: не только знакомство с новыми требованиями
ФГОС, но и знания содержания программ и учебников по другим предметам.
Реализация внутрицикловых метапредметных связей в практике обучения
предполагает сотрудничество учителя физики с учителями биологии, химии,
географии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков.
Тем не менее, она выполнима. Все зависит от метапредметности
мышления самого педагога: насколько он видит эти метапредметные связи и
осознает необходимость их реализации в преподаваемом им предмете.
1. Хуторской А.В.
Библиографический список
Метапредметное содержание и результаты
образования:
как реализовать федеральные государственные
образовательные стандарты (ФГОС) // Интернетжурнал "Эйдос". 2012.
№1.
2. Тихонова Е.Н. Физика. 79 классы : рабочие программы – 5е изд.,
перераб. – М. : Дрофа,2015. – 400с.
3. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии, СПб, «Свет»,
1977. С. 7778
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования. С.5
5. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления
на уроке, М.: Просвещение, 2004. – С.2728, 6970.
6. Ступницкая, М. А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. –C.6
7. Чеботарев, А.А.. Опора на познавательную деятельность учащихся при
проведении демонстраций по оптике // Физика в школе. №1,1999. С.20
8. http://www.eidos.ru/journal/2012/022910.htm.
9. http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmopred2012/2fiz/2fiz.htm
Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики в 7 классе "
Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики в 7 классе "
Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики в 7 классе "
Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики в 7 классе "
Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики в 7 классе "
Статья "Формирование метапредметных результатов на уроках физики в 7 классе "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.