Статья ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Оценка 4.7
Научные работы
docx
английский язык
6 кл—7 кл
09.02.2019
Данная статья посвящена исследованию, которое рассматривает вопросы формирования межкультурной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
Ключевые слова: межкультурная компетенция, диалог культур, иностранный язык, культуроведческий и страноведческий аспекты.
The article is devoted to the research that is studying the issues of forming intercultural communication competence of students at foreign language lessons.
Key words: intercultural communication competence, cultural dialogue, foreign language.
Статья Губренко А.docx
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Губренко А. Л.
Краснодарское президентское кадетское училище, Краснодар, Россия
gubrenko70@bk.ru
Данная статья посвящена исследованию, которое занимается
вопросами формирования межкультурной компетенции учащихся на уроках
иностранного языка.
Ключевые слова: межкультурная компетенция, диалог культур,
иностранный язык.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в последнее
время все больше людей начинают активно овладевать иностранными языками,
интересоваться иноязычной культурой, путешествовать в различные уголки мира
и заводить знакомства с резидентами других культур. Столь повышенное
внимание к иноязычной культуре и коммуникации связана с глобализацией всех
сфер общественной жизни, с ростом межкультурного общения и культурных
обменов между государственными институтами и социальными группами, с
развитием новых коммуникационных технологий, туризма и научного
сотрудничества.
Но чтобы успешно взаимодействовать с теми людьми, язык которых мы
изучаем, одних языковых знаний для эффективной коммуникации совсем
недостаточно. Современный мир все больше и больше нуждается, и ищет таких
людей, которые бы умели понимать и принимать окружающих, находить с
легкостью общий язык с ними, анализировать полученные знания в ходе
коммуникации, устанавливать позитивные и конструктивные отношения с людьми разных культур, а самое главное – в людях, которые бы не боялись
выйти за пределы собственной культуры, не теряя, при этом, своей культурной
идентичности. Именно поэтому изучение иностранного языка является одним из
лучших средств, который позволил бы развивать данные навыки и умения для
реализации межкультурной коммуникации и диалогов.
Как известно, иностранный язык является обязательным предметом
школьной программы и его обязаны изучать все учащиеся с самых первых лет их
учебной деятельности. Данный предмет направлен не только на ознакомление
обучающихся с национальной культурой изучаемого языка, но и на сравнение,
выявление и анализ отличительных характеристик и особенностей своей
национальной культуры с изучаемой, иностранный язык знакомит также с
общечеловеческими ценностями, содействует воспитанию обучающихся в
контексте «диалога культур». В таком случае именно перед образованием
ставится задача сформировать и выработать такие компетенции у учащихся,
благодаря которым, каждый из них смог бы принять участие в межкультурной
коммуникации и культурном диалоге, понять совершенно другую культуру, ее
образ мыслей, душевный склад и мировосприятие и что самое главное быть
понятым представителями других национальностей.
Актуальность проблемы формирования межкультурной компетенции
учащихся на уроках иностранного языка обусловлена несколькими
противоречиями между:
поднявшимся интересом учащихся к жизненному укладу других стран, к
их традициям и ценностям; желанием практиковать приобретенные знания и
языковые навыки и содержанием процесса обучения иностранным языкам в
общеобразовательных учреждениях;
проявлением со стороны обучающихся большого интереса к изучению
иностранного языка и их неподготовленностью взаимодействовать с
представителями другой культуры, непринятие и отчужденность к чужеродным
привычкам, быту и порядкам. Как известно,
в практике преподавания иностранного языка
коммуникативный подход слишком узко реализуется в образовательных
учреждениях, и данный факт приводит к тому, что учащиеся совершенно не
знают реальный, живой язык и не ведают какова на самом деле связь культуры и
языка, ими изучаемого. Слишком незначительное число времени уделяется
культуроведческому и страноведческому аспекту в изучении данного предмета,
а без базовых знаний о культуре, традициях и истории изучаемого языка
обучающийся просто не сможет в полной мере осуществлять межкультурную
интеракцию с иноязычными носителями, преодолевать социальные, этнические и
культурные стереотипы данной страны и быть частично или полностью
интегрированным в инокультурную среду.
Поэтому очень важно в обучении иностранных языков развивать
определенную способность, именуемой межкультурной компетенцией, которая
предполагает успешное взаимодействие и общение с представителями иных
культур [1].
Проблема исследования:
каковы дидактические
условия,
способствующие эффективному формированию межкультурной компетенции у
учащихся основной школы на уроках иностранного языка.
Цель исследования: выявить дидактические условия, способствующие
эффективному формированию межкультурной компетенции учащихся основной
школы на уроках иностранного языка.
Объект исследования – формирование межкультурной компетенции
учащихся на уроках немецкого языка.
Предмет исследования
дидактические условия формирования
межкультурной компетенции учащихся средней ступени образования на уроках
иностранного языка.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы проблемы формирования межкультурной
компетенции; 2) рассмотреть структуру межкультурной компетенции, и ее особенности формирования; 3) выявить с помощью каких дидактических
условий будет осуществляться эффективное формирование межкультурной
компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
Методы и методики исследования: метод письменного опроса
(анкетирование) и методы математической обработки результатов
исследования.
Для того, чтобы выявить степень готовности учащихся к формированию у
них межкультурной компетенции, была организована групповая игра в стенах
школы МБОУ «Гимназия №122», г. Казани. В исследовании приняли участие
учащиеся 7ых классов. Цель групповой игры – понять умеют ли учащиеся с
другдругом общаться как в группе, так и за ее пределами; достаточно ли у них
развита коммуникативная культура для того, чтобы осуществлять у них
формирование межкультурной компетенции? После групповой игры учащиеся
приняли участие в анкетировании, вопросы которого были направлены на
выявление личного отношения учащихся к игре (как особый вид обучающей
деятельности), к участникам группы и на наличие коммуникативных навыков и
компетенций при выполнении совместной деятельности.
По результатам анализа данных, полученных в ходе исследования,
можно сделать следующие выводы: почти все учащиеся (всего – 8 человек),
которые приняли участие в групповой игре и в анкетировании, обладают
необходимыми коммуникативными навыками для осуществления
коммуникации. Они не имеют ничего против групповой формы деятельности,
умеют находить общий язык с одногруппниками и с командой в целом, способны
к компромиссам, но также умеют и отстаивать свою позицию, готовы
прислушиваться к мнению других и принимать его, способны выражать свою
точку зрения в группе. Но, что касается взаимодействия с противоположной
группой, то здесь учащиеся обеих групп не совсем готовы были кооперировать с
другдругом. Лишь 2ое учащихся из 8 стремились общаться с другой группой (25%) и такое же количество учащихся готово было помочь другой группе при
выполнении заданий без всяких колебаний (25%).
Учащиеся довольно враждебно воспринимали противоположную группу и
относились к ним скорее, как к своим соперникам, нежели как к равным
участникам, не имея желания иметь какойлибо контакт с ними и оказывать
помощь при выполнении заданий. Можно сказать, что во время игры наблюдался
феномен среди учащихся, известный в межкультурной коммуникации, как «свои
– чужие», то есть, «свои» – это была для учащихся своя группа, а «чужие» –
другая группа. Если учащиеся воспринимают участников только своей группы и
не готовы пока контактировать с участниками другой, то прежде чем развивать
у них межкультурную компетенцию, необходимо усовершенствовать, для
начала, межгрупповую коммуникацию, чтобы она потом в дальнейшем
способствовала развитию у обучающихся межкультурного общения и сознания.
Литература
1. Яковлева Л.Н. Межкультурная коммуникация как основа обучению
второму иностранному языку / Л. Н. Яковлева // Иностр. языки в школе. 2001.
№ 6. 7 с.
Статьи из журнала:
2. Апальков В. Г., Сысоев П. В. Методические принципы обучения
иностранному языку с целью формирования межкультурной компетенции //
Вестник ТГУ. 2008. Выпуск 7 (63). С. 254 – 260.
3. Герасимова И.Г. Структура межкультурной компетенции // Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
2008. № 3. С. 59 – 62. THE FORMING OF INTERCULTURAL COMMUNICATION
COMPETENCE OF STUDENTS AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS
Gubrenko А. L.
Krasnodar presidential cadet school, Krasnodar, Russia
gubrenko70@bk.ru
The article is devoted to the research that is studying the issues of forming
intercultural communication competence of students at foreign language lessons.
Key words: intercultural communication competence, cultural dialogue, foreign
language.
Статья ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.