Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, эксперименты и организация исследовательской и проектной деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физике, сделать науку увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это интересно.
Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки и пробудить интерес к исследовательской работе.Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, эксперименты и организация исследовательской и проектной деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физике, сделать науку увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это интересно.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнегрязнухинская средняя школа
Тема:
«Формирование навыков
научноисследовательской
деятельности учащихся в
процессе изучения физики»
учитель физики
Свистуленко Н.Н.Формирование навыков научноисследовательской
деятельности
учащихся в процессе изучения
физики.
развитие творческих способностей учащихся и выработка у них
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению
выступает исследовательская творческая деятельность, основной функцией
которой является инициирование учеников к познанию мира.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной
деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом
которой является формирование исследовательского стиля мышления и
мировоззрения в целом.
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты,
эксперименты
и организация исследовательской и проектной деятельности
учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить
интерес к физике, сделать науку увлекательной, занимательной и полезной и
осознать, что физика – это интересно.
Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у
учащихся элементарные навыки и пробудить интерес к исследовательской работе.
Основные задачи научноисследовательской работы:
•
исследовательских навыков;
• формирование аналитического, критического и абстрактного мышления учащихся
в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
• выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого
потенциала;
• развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой
при выполнении наблюдений и опытов;
• развитие способности формировать своё мнение и умение его отстаивать.
Важно научить учащихся:
Ставить цель;
Составлять план исследований;
Подбирать необходимые приборы и материалы;
Собирать необходимые установки;
Проводить исследования;
Формулировать выводы.
Нас окружает много явлений, требующих исследований.
∙ Почему жужжит пчела?
∙ Что поднимает в воздух самолёт?
∙ В чём причина полярных сияний?Нередко подобные вопросы нужно не просто объяснить. Поиск ответов на такие
вопросы заставит учащихся обратиться к дополнительной литературе, учебнику.
Исследовательская деятельность учащихся многогранна и её можно организовывать
на любом этапе обучения физике:
∙ При изучении физической теории;
∙ При решении задач;
∙ При проведении демонстрационного эксперимента;
∙ При выполнении лабораторных работ.
Системными в работе учителя, должны стать такие формы и методы работы,
которые, несомненно, вызывают интерес учащихся к физике, как к учебному
предмету.
Исследовательский метод очень эффективен при изучении физической теории.
Примером исследовательской деятельности является урок
в 7 классе по теме: «Сила трения», «Архимедова сила», «Давление»,
в 8 классе «Магнитное поле тока»,
в 9 классе – «Математический и пружинный маятники».
Домашние
исследования: как зависит скорость протекания диффузии от
температуры? Как зависит скорость испарения жидкости от рода, температуры и
площади свободной поверхности жидкости? Как осуществляется процесс кипения
жидкости?
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся
является проектная исследовательская деятельность, так как она призвана не
только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых
проблемах современной жизни, формировать у них коммуникативные качества,
обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни. В структуре
образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней
исследовательской деятельности:
1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно
исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов.
2 уровень – эмпирикопрактический, включающий элемент прохождения учащегося
через систему экскурсий.
3 уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более
усложнённый элемент прохождения учащегося через систему факультативов,
элективных курсов и кружков.
4 уровень – творческий,
включающий собственно исследовательскую и
экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и
защитой своих проектов.
Многие ученики с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность,
предлагаемую им на уроках, продолжают её на факультативных занятиях и
кружках. Работая в кружке, ребята могут заниматься подготовкой докладов,
проведением экспериментальных исследований,
чтением литературы,
изготовлением и конструированием физических приборов. Это позволяет развить
общий кругозор учащихся, усовершенствовать их умение работать с научно
популярной литературой, справочниками, техническим оборудованием, открывает
широкие возможности для творчества.Таким образом, проектная и научно исследовательская деятельность формируют у
учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также
опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает
современный уровень образования и повышает качество преподавания предмета.
Исследовательская деятельность и проектная деятельность близки, хотя и имеют
некоторые отличия. «Проектирование — это не творчество в полной мере, это
творчество по плану в определенных контролируемых рамках» (А.И. Савенков). На
практике чаще всего они соединяются в проектноисследовательскую деятельность.
Это деятельность по проектированию собственного исследования,
предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик,
планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.