Статья "Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр"
Оценка 5

Статья "Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр"

Оценка 5
Научные работы +3
doc
воспитательная работа +2
1 кл—4 кл
25.02.2019
Статья "Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр"
Статья по теме"Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр". В статье описывается опыт формирования навыка самообслуживания с помощью дидактических игр. Работа ведется по четырем направлениям. Имеется подборка дидактических игр, список литературы. Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Дементьева Светлана Юрьевна.doc
Формирование навыков самообслуживания с  помощью дидактических игр. В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно­ развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к   обучению   и   воспитанию   детей   данной   категории   несколько   иной,   чем   для нормально развивающихся сверстников, становится необходимым разрабатывать коррекционно­развивающие   программы,   которые   бы   помогли   воспитателям, педагогам,   родителям   развивать   детей   с   нарушениями   интеллекта   более разносторонне.  Для   более   полноценного   развития   ребенок   должен   обладать определенными   умениями   и   навыками.   Наиболее   важными   для   детей дошкольного   возраста   с   нарушениями   интеллекта   являются   навыки самообслуживания. Самообслуживание   ­  это   взаимодействие   личности   с   окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности,   обогащением   жизненного   опыта,   а   включает   и   овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни.  Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей с ограниченными возможностями   здоровья   должен   осуществляться   с   учетом   личностно   – ориентированных   моделей   воспитания   и   должен   быть   направлен   на   создание реальных возможностей в их самообслуживании. Формирование   навыков   самообслуживания   решает   задачи   расширения представлений  и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно ­ моторной координации, а также умения   выполнять   действия   по   подражанию   и   словесной   инструкции, ориентироваться   на   образец,   соблюдать   определенную   последовательность действий.  Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой,   пользоваться   туалетом,   самостоятельно   принимать   пищу,   купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом   пути   к   его   социализации,   как   фактор   успешной   социальной   адаптации умственно­отсталых детей.  Обучающиеся,   поступившие   в   коррекционную   школу   слабо   владеют навыками   самообслуживания   и   личной   гигиены.   Дети   не   умеют   умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У детей не развиты представления   о   негативном   влиянии   на   здоровье   человека   длительного просмотра   телевизионных   передач,   прослушивания   громкой   музыки.   У воспитанников   с   ограниченными   возможностями   здоровья   не   сформированы умения   видеть   недостатки   в   своей   одежде   и   своевременно   обращаться   за помощью к воспитателю.  B   процессе   модернизации   современной   системы   образования   уделяется большое внимание совершенствованию содержания обучения и воспитания детей с   интеллектуальными   нарушениями   в   вариативных   формах   коррекционной помощи. Важная роль отводится технологиям, направленным на формирование у воспитанников   навыков   социального   поведения,   активизацию   познавательного интереса   к   окружающему,   формированию   навыков самообслуживания.   Для   детей   с   умственной   отсталостью   при   посещении образовательного   учреждения   становится   актуальным   уметь   самостоятельно обслуживать себя, что позволяет им быть независимыми в быту.    развитию   речи, Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек   и   навыков   осуществляется   под   непосредственным   педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием   взрослого   успеха   в   овладении   гигиеническими   навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает  последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек   зависит   от   ряда   факторов:   условий,   своевременности   начала   этой работы,   эмоционального   отношения   ребенка   к   выполняемым   действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Основные   направления   коррекционно­воспитательной   работы   по формированию   навыков   самообслуживания   у   детей   с   выраженной умственной отсталостью.  Первое направление.  Формирование   навыка   приема   пищи.   В   этом   направлении   решаются следующие задачи обучения детей: ­ уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания; ­ уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу. Второе направление.  Формирование   гигиенических   навыков.   В   этом   направлении   решаются следующие задачи: ­ учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.) ; ­ знать предметы санитарии и гигиены и их место положение; ­   учить   проводить   утренний   и   вечерний   туалет:   мыть   руки,   лицо, вытираться полотенцем.  Третье направление.  Формирование   навыка   опрятности.   В   этом   направлении   решаются следующие задачи: ­ во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой; ­   при   раздевании   ­   научить   складывать   в   определенной последовательности одежду на свой стульчик; ­   в   туалетной   комнате   пользоваться   туалетной   бумагой,   мыть   руки   с   уметь   самостоятельно   вытирать   полотенцем, мылом   после   туалета, расчесываться; ­ в игровой комнате убирать на место игры и игрушки; ­   приучить   убирать   помещения:   вытирать   пыль,   поливать   комнатные растения.  Четвертое направление.  Формирование   навыка   одевания   и   раздевания.   В   этом   направлении решаются следующие задачи: ­ сформировать умение различать предметы одежды и обуви; ­ учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь; ­ учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д. ; ­ учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь). Исследования   ученых   показывают,   что   поскольку   ведущим   видом деятельности   у   младших   школьников   с   нарушениями   интеллекта   является игровая   деятельность,   то   основными   методами   формирования   навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес   у   детей   и   позволяют   исподволь   формировать   необходимые   навыки. Именно через игры и упражнения дети могут усваивать те или иные умения и навыки. С   помощью   игр     можно   привить   навыки   самообслуживания.   Для формирования   навыков   самообслуживания   очень   важно   использовать дидактические игры, которые являются для детей наиболее подходящей формой обучения.  Дидактические   игры   не  случайно   заняли   прочное   место   среди   методов обучения   и   воспитания   детей,   развития   их   самостоятельной   игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.  Включая   дидактические   игры   в   педагогический   процесс,   очень   важно отобрать те из них, которые доступны для детей.  Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как   память,   мышление,   творческое   воображение,   развитие   культурно­ гигиенических   навыков.   Она   вырабатывает   усидчивость,   дает   простор   для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это   делает   игру   особой   формой   обучения,   когда   дети,   играя,   усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра хороша еще и тем, что   малыш   сразу   видит   конечный   результат   своей   деятельности.   Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что­то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.  Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами   (игрушками,   природным   материалом);   настольно­печатные   и словесные игры.  Например,   чтобы   научить   мыть   руки,   нужно   предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, где изображены: мальчик умывается; предметные  картинки с изображением  предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой). Приобщая   мальчиков   к   здоровому   образу   жизни,   овладению   основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями. И проводить дидактические игры с игровым персонажем, например   –   Неумейка.   Неумейка   появляется   с   грязными   руками,   предлагаю детям   помочь   маленькому   Неумейке   в   выборе   предметов   (мыло,   мыльница, полотенце и др.); затем научить персонаж делать «мыльные перчатки». При   обучении   раздеванию   и   одеванию   после   сна   и   на  прогулку   нужно целенаправленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть колготки) до целостного процесса. Обучение проходит в естественной обстановке. Например,   формировать   умение   надевать   колготки.   Сначала дидактические   игры   с   картинками,   предполагающие   занятия:   разложить   их   в последовательности   одевания   (картинки,   изображающие   предметы   одежды, соответствующие   сезону);   помочь   игровому   персонажу   в   выборе   предметов одежды для одевания после сна (при одевании на прогулку). Дидактические игры с куклой: «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку».  Дидактические   игры­упражнения   на   развитие   мелкой   моторики   для упражнения   в   застегивании,   шнуровании,   завязывании.   Также   используются предметно­схематические модели последовательности одевания на прогулку.  Таким   образом,   все   необходимые   умения   и   навыки   дети   усваивают   в процессе игровой деятельности. В режимные моменты необходимо включать игры и   упражнения,   направленные   на   формирование   и   закрепление   культурно­ гигиенических   навыков   и   навыков   самообслуживания   у   детей   с   нарушениями интеллекта. Литература:  1. Алиев Ю. Б. Эмоционально­ценностная деятельность школьников как дидактическая  основа их приобщения к искусству // Современные проблемы образования: Сборник. ­­  Тула, 1997  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду., М., Просвещение, 1991 3. 4. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. –М., 1990г Воспитание и обучение детей с   Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. — М., 1990г  нарушениями развития. № 3,4,5,6. –М., 2010г  5. Махметова А. К., Нокина Н. А., Уахитова А. А., Акылбекова Г. Е. Формирование  навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями  развития [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII  Междунар. науч. конф. (г. Санкт­Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.:

Статья "Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр"

Статья "Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр"

Статья "Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр"

Статья "Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр"

Статья "Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр"

Статья "Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр"

Статья "Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр"

Статья "Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр"

Статья "Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр"

Статья "Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр"

Статья "Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр"

Статья "Формирование навыков самообслуживания с помощью дидактических игр"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019