Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"
Оценка 4.6

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Оценка 4.6
Научные работы
docx
музыка +1
Взрослым
19.03.2018
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ" представляет собой описание опыта учителя музыки по работе с методами интонационно-стилевого анализа - пластическое интонирование, графическая запись музыкального произведения, а также представлены примеры графической записи музыки для разных классов.Описание опыта работы учителя музыки
статья Карповой Формирование предметных результатов.....docx
Карпова Ирина Александровна, учитель музыки МБОУ «СОШ № 23»  ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО ­ СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ В   настоящее   время   в   школьную   практику   активно   внедряются инновационные   методы   интонационного   постижения   музыки,   помогающие проникнуть в искусство при помощи языка, на котором говорит само искусство. О   необходимости   освоения   их   учителями   музыки   пишут   в   статьях   и методических пособиях ведущие педагоги – музыканты, методисты и авторы новых программ по музыке (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, М.С. Красильникова и др.). Первичные   представления   о   роли   музыки   в   жизни   человека,   её  роли   в ФГОС начального общего образования по предмету «Музыка» ставит как одно из требований при изучения курса «Музыка» формирование предметных результатов: 1 духовно­нравственном развитии человека. 2 Основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры   родного   края,   художественный   вкус   и   интерес   к   музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 3 произведениям. 4 музыкально­поэтических   композиций, произведений, в импровизации. [1] Использование   музыкальных   образов   при   создании   театрализованных   и   исполнении   вокально­хоровых Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным Подробнее   остановимся   на   вопросах   овладения   практическими умениями и навыками в учебно ­ творческой деятельности, поскольку именно в начальной   школе   учащиеся   приобретают   первоначальный   творческий   опыт   в различных   видах   музыкальной   деятельности,   в   том   числе   и   музыкально­ пластическом движении. Пластическое   интонирование  –   воплощение   воспринимаемой   музыки прежде всего движением рук, «пропевание» руками основной мысли сочинения.  Использование   метода   пластического   интонирования   музыкальных произведений   обеспечивает   разностороннее   музыкальное   развитие   учащихся: музыкальность,   творческие   способности,   чувство   ритма,   способствует углубленному   усвоению   музыкального   материала,   усилению   эмоционального воздействия   музыки,   развитию   представления   о   средствах   музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи, помогает прослеживать развитие музыкальных образов. Благодаря приобретенным навыкам и умениям учащиеся могут согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением. Под   пластическим   интонированием   ранее   понималось   только исполнительское участие рук, корпуса, ног, наклонов головы при воссоздании пульса   музыкального   произведения,   динамики, направленности   и   высоты   звучания,   музыкальной   фразировки   и   так   далее. Пластическое   интонирование   использовалось   учителем   для   дополнительной активизации   учебно­игровой   деятельности   учащихся,   или   как   элемент, помогающий осознать средства музыкальной выразительности, и применялось на уроке фрагментарно.    его   ритма,   темпа, Программа  «Музыка»   (авторы   Красильникова   М.С.,   Яшмолкина   О.Н., Нехаева О.И.) предлагает пластически интонировать не только основные темы какого­либо   музыкального   произведения,   но   и   его   отдельные   части   и произведение   в   целом   (например,   симфонию).   Известно,   что   дети   даже   при достаточно   высокой   степени   адекватности   восприятия   музыкального   образа порой не в состоянии отобразить его вербальным способом. И в этом случае именно жестовое, пластическое решение ответа ярко и наглядно демонстрирует глубину   душевного   постижения   ими   музыкального   произведения.   Автором программы Красильниковой М.С. были разработаны два тесно взаимосвязанных музыкально­педагогических   метода:   симфонические   палмофония   и палмография.   Жест   можно   было   бы   назвать   интонацией,   реализованной   в   движении. Образность жеста  или движения  обладает целым комплексом характеристик, позволяющих судить о музыкальном развитии ребенка, так как одновременно отражает:  логику   взаимодействия   образов   развитых   музыкальных   произведений,   то есть музыкальную драматургию; постижение   ребенком   каждого   конкретного   музыкального   образа   и особенностей его развития; степень слышания средств музыкальной выразительности – лад, ритм, темп, гармония, тембр и так далее. Все это позволяет учителю судить о качестве, глубине и своеобразии постижений ребенком каждого конкретного музыкального сочинения, а ученику – проявить свою индивидуальность и оригинальность интерпретации музыки. Образно­пластическое   развитие   ребенка   обладает   ярко   выраженной спецификой и проявляется не столько в шлифовке ритмичности и метричности жестов,  сколько   в  емкости,  глубине   и  содержательности.  Образность   жестов подчеркивает   приоритет   выразительности   в   музыке   над   изобразительностью. Присутствующая изобразительность имеет качественно – смысловое наполнение и потому несет в себе отражение личностных переживаний. Именно личностно­ осознанный   смысл   явления   или   события   является   необходимым   условием   и залогом индивидуального самовыражения ребенка.    Огромное   значение   для   осмысленного   освоения   школьниками музыкальных произведений играет его  графическая запись,  которая создается через   «последовательный   перенос   движений   «поющей»   руки   в   воздухе   на плоскость». [2] На   внутренние   и   внешние   взаимосвязи   музыкального   искусства   и графики обратил внимание основоположник и теоретик абстрактного искусства В.В.   Кандинский.   "Движения   …   могут   окутывать   человека   –   игра горизонтальных,   вертикальных   штрихов   и   линий,   которые   при   движении отклоняются в разные направления, скапливающихся и расходящихся в разные стороны   цветовых   пятен,   звучащих   то   высоко,   то   низко».   [4]   Он   предлагал использовать   различную   ширину   линии   для   обозначения   высоты   звучания различных инструментов, цвет – для обозначения тембров, яркость линии – для выражения степени силы (динамики). Графическая   запись   впервые   была   использована   Б.Л.   Яворским   и представляла   собой   условный   рисунок   конструкции,   архитектоники произведений, темы сочинения или крупного построения, передавала в цветовой гамме изображение динамики развития образа. В программе Д.Б. Кабалевского в качестве   одного   из   методов   развития   музыкального   восприятия   школьников применялись   графическая   запись,   рисунки,   схемы,   фиксирующие   характер мелодии, направление ее движения, ритмический рисунок. Все это мобилизовало внимание, активизировало процесс запоминания, способствовало координации слуха   и   голоса,   формировало   у   учащихся   представление   о   выразительности приемов   музыкального   развития.   Использование   ритмических   партитур (например,   построенных   на   фиксации   кульминации   фраз   песен,   их   начала   и окончания, на передаче пульсаций, остинатных фигур в пьесах для слушания) развивают чувство ритма, а также чувство музыкальной формы (чувство целого). Качественно   новый   тип   графической   партитуры   используется   в программе  «Музыка» (авторы Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И.).   Она   представляет   собой   фиксацию   ритмической,   интонационной, аналитической   сторон   музыкальной   формы,   в   единстве   синтаксической   и композиционной   функций   музыкальной   речи.   Ученики   могут   создавать   под руководством учителя партитуру самостоятельно, причем записывая не только начальную   тему,   но   и   произведение   в   целом.   Такая   графическая   партитура позволяет   детям   осознанно   воспринимать   произведение,   следя   за   развитием основных музыкальных образов в зрительном и слуховом плане одновременно, пластически   интонировать,   точно   вокализировать,   без   труда   разбираться   в сложных   формах   построения   музыки,   восстанавливать   в   памяти   забытые фрагменты   музыкального   произведения,   сравнивать   далеко   отстающие   во времени фрагменты. «Графическая   партитура,   ­   по   мнению   М.С.   Красильниковой,   ­   это слушательская   партитура,   задача   которой   не   максимально   полная   фиксация композиторского   замысла   нового   сочинения,   не   основа   для   точного исполнительского воспроизведения текста конкретного произведения, а помощь слушателю   в   освоении,   осмыслении   крупного   музыкального   произведения   в опоре на его слуховое восприятие». [3,256] Графическая   запись   может   вводиться   с   самых   первых   уроков.   После прослушивания   музыкального   фрагмента   и   первичного   анализа   интонаций учитель   предлагает   пропеть   –   вокализировать   отрывок   и   пластически проинтонировать, как можно точнее отражая движение мелодии. Затем педагог вместе с учащимися графически изображает то, что они услышали и «пропели» голосом   и   рукой.  Учащиеся   выбирают   понятные   всем   знаки­символы:   точки, вертикальные   горизонтальные   и   наклонные   линии,   штрихи   и   их   комбинации, которые   позволяют   передать   выразительность   музыкальной   фразы,   характер звуковедения, динамику, регистр, соотношение звуков по высоте, длительности, сочетание мелодической линии с подголосками. «Последовательный   перенос   движений   «поющей»   в   воздухе   руки   на плоскость рождает графическую запись произведения. Графическая запись есть результат   слушательского   восприятия,   в   ней   фиксируется   не   каждый исполнительский   голос   (как   в   нотной   партитуре),   а   важнейшие,   «цепляемые слухом» планы музыкальной фактуры». [3, 255] Графическая   партитура   дает   возможность   получить   наиболее   полные образовательный,   развивающий   и   воспитательный   результаты   по   осмыслению музыкальных   произведений   крупных   форм   и   жанров.   Она   способствует «развитию у учащихся «симфоничности» мышления, глубины и объема памяти, воображения, фантазии, эмоциональности и творческого самовыражения. Работа с   ней   на   уроке   дисциплинирует   учащихся,   заставляет   быть   активными   и внимательными в течение всего занятия, поддерживает интерес к произведению, стимулирует самостоятельную творческую деятельность». (5) Создание графической записи Направление движения мелодии Соотношение высоты звука и длительности Примеры графической записи мелодий Примеры использования графической записи музыки  в программе «Музыка. 1­4 классы»  (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина): П.И. Чайковский «Сладкая греза». Учебник 1 класса П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», С.С. Прокофьев «Марш».  Творческая тетрадь 2 класса П.И. Чайковский «Вальс», С.С. Прокофьев «Вальс». Творческая тетрадь 2  класса Л. Бетховен Финал «Симфонии №3», П.И. Чайковский «Утренняя молитва»,  С.С. Прокофьев «Прогулка». Творческая тетрадь 3 класса Примеры графической записи музыки,  созданные обучающимися МБОУ «СОШ № 23»  П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» («Детский альбом») под руководством Карповой И.А.: П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» («Детский альбом») П.И. Чайковский «Полька» («Детский альбом») П.И. Чайковский «Камаринская» («Детский альбом») П.И. Чайковский «Старинная французская песенка» («Детский альбом») П.И. Чайковский «Сладкая греза» («Детский альбом») П.И. Чайковский «Вальс» («Детский альбом») П.И. Чайковский «Тема Карабосс» («Спящая красавица») П.И. Чайковский «Тема Сирени» («Спящая красавица») Литература: 1. Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 ­ 4 классы / 3 – е издание. – М.: Просвещение, 2014. – с. 7­8. 2. Красильникова М.С. «К вершинам музыкального искусства»: Введение в программу // Искусство в школе. – 2002, № 6. – с. 52. 3.   Красильникова   М.С.   Принцип   симфонизма   как   фактор   углубления интонационного   подхода   в   музыкальной   педагогике   журнал   //   Педагогика искусства. – 2015, №2. – с.255­256. 4. Кандинский  В.В. Точка и линия на плоскости. К анализу живописных элементов. // Искусство в школе. – 2002, № 4. – с. 60. 5. Гундорова Е.Ю. Симфония и дети. // Искусство в школе.  – 2004, № 4. – с. 36.

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТОНАЦИОННО - СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018