Статья «Формирование рабочей программы по изобразительной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО: опыт и затруднения.»
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
Детсад
10.12.2017
В данной статье раскрыта концепция разработки рабочей программы по художественному развитию детей в ДОУ из опыта работы педагога дополнительного образования. Статья предназначена для педагогов и воспитателей дошкольных учреждений. Поможет им в составлении и разработки рабочих программ, так как художественная деятельность - одна из основных видов деятельности в детском саду.
Статья.docx
Статья «Формирование рабочей программы по изобразительной деятельности
в рамках реализации ФГОС ДО: опыт и затруднения.»
Автор: Белякова Светлана Александровна, ВКК, педагог дополнительного
образования
(Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр
развития ребенка – детский сад №1», г. Лиски, Воронежская область,
super
2014@
yandex
- beliakova
. ru )
Рабочая учебная программа педагога ДОУ – это нормативный документ,
базирующий на образовательной программе, содержание которого
адаптировано к конкретным условиям ДОУ и отражает его региональные
особенности. При формировании рабочих программ у педагогов появляются
трудности. Во-первых, это связано с введением в действие ФГОС ДО, во-
вторых, профессиональными затруднениями в практическом использовании.
Из опыта своей работы я обобщу сведения составления программы по
изобразительной деятельности.
Одна из важных задач в области образования – эстетическое
воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы
у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические
вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и
богатство родной природы. Это способствует формированию духовно
богатой, гармонично развитой личности. Рисование развивает у
дошкольников творчество – создание нового, оригинального, проявляя
воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство
для его воплощения. В период дошкольного возраста развивается
способность наблюдать, всматриваться в предметы и явления
окружающего мира, обогащается сенсорный опыт, совершенствуются
изобразительные навыки и умения, формируются художественно-
творческие способности. В настоящее время к числу наиболее
актуальных вопросов образования относится эстетическое воспитание
детей. Современному обществу требуются творческие, креативные,
мыслящие люди. Человек должен быть созидателем, личностью с развитым
чувством красоты и активным творческим началом. Основы эстетического
воспитания закладываются уже в дошкольном возрасте. Поэтому в нашем детском саду была организована изостудия и мной была разработана
программа, которая направлена на формирование у детей
наблюдательности, воспитание эстетического восприятия, развитие
сенсорных способностей для детей 5-7 лет. Необходимость введения
данной программы обусловлена новыми образовательными
стандартами. В контексте с ФГОС целью образования стало не объем
усвоенных знаний, а гармоническое развитие личности, развитие
креативности у детей. Так как мы знаем, что для дошкольников важна
эмоциональная сущность изображаемого, то обучение должно строится
именно по такому принципу: эмоциональное восприятие и отображение
образа через данное восприятие посредством различных материалов и
средств.
Разрабатывая свою программу по изобразительной деятельности, я изучила
стандарты и требования, утвержденные на федеральном уровне и
определила характеристики своей программы: целостность, реалистичность,
актуальность, прогностичность, рациональность, контролируемость. Согласно
содержания требований определила структуру программы. Проанализировала
специфику собственной деятельности (изобразительная деятельность) и
определила цель и задачи программы, прогнозируемые результаты освоения
детьми программного содержания (объем представлений, умений, навыков,
развитие интегративных качеств ребенка). Цель программы является
конкретной, понятной и достижимой. При формулировании цели я исходила
из приоритета развивающейся личности ребенка и потенциала нашего
учреждения. Учебно – тематический план составила с учетом образовательной
программы ДОУ. Информационно – методическое обеспечение программы
предполагает конкретное оборудование, материалы и средства, имеющиеся в
детском саду. Рабочую программу я разрабатывала с учетом самовыражения
детей, использовала практические и теоретические основы, приобретенные в
профессиональной деятельности. В программе сочетала коллективные и
индивидуальные формы педагогической деятельности, учитывая условия для
организации творческой деятельности детей (в нашем детском саду имеются
групповые комнаты для групповых и коллективных занятий и кабинет
изостудии для организации индивидуальных и подгрупповых занятий с
детьми, создана активная развивающая среда). При составлении рабочей
программы я учитывала и педагогические технологии, рекомендованные к
реализации программ. Рабочая программа наглядно знакомит детей дошкольного возраста с
художественными материалами, инструментами и техническими
приемами работы с ними; дает первые представления о средствах
художественной выразительности в различных материалах и техниках.
Помогает развивать эстетическое восприятие природы и показывает
приемы ее отображения. Программа является развивающей и
обучающей. Основывается на знании особенностей эмоционально-
экспрессивного, сенсорного, психофизиологического развития
ребёнка 5-7 летнего возраста и опирается на принцип
сотрудничества взрослого и ребёнка, их творческого
взаимодействия в художественно-деятельном общении. Очень важно
определить особенности рабочей программы: практическая
художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок
выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры)
имеют творческий характер. Воспитанники осваивают различные
художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки,
уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани,
природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а
также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия,
лепка, бумажная пластика, тестопластика, пластилинография и др.)
через тематические блоки по временам года.
В итоге составленная программа помогает реализовать выполнение
конкретной цели и задач и достичь желаемых результатов в
педагогической деятельности. Надеюсь мой опыт поможет
педагогическим работникам при составлении рабочих программ.
Литература.
1.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз – Дидактика,
2007. – 144 с. 2.Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Художественное
воспитание и развитие. – М.: Карапуз – Дидактика, 2007. – 128 с.
3.Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Старшая группа. –
Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 128 с.
4.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. –
М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
5.Иванова О.А. Рисунки, которые нас рисуют. – М.: Сфера, 2009 – 96 с.
Статья «Формирование рабочей программы по изобразительной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО: опыт и затруднения.»
Статья «Формирование рабочей программы по изобразительной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО: опыт и затруднения.»
Статья «Формирование рабочей программы по изобразительной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО: опыт и затруднения.»
Статья «Формирование рабочей программы по изобразительной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО: опыт и затруднения.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.