Данная статья предназначена для педагогов в ДОО. Представлен опыт составления рабочей программы по изодеятельности в соответствии с ФГОС педагогом дополнительного образования. В данной статье раскрыты затруднения, которые возникают у педагогов при составлении рабочих программ, способы их решения, цели и задачи рабочих программ в ДОО.
Рабочая учебная программа педагога ДОУ – это нормативный документ,
базирующий на образовательной программе, содержание которого
адаптировано к конкретным условиям ДОУ и отражает его региональные
особенности. При формировании рабочих программ у педагогов появляются
трудности. Вопервых, это связано с введением в действие ФГОС ДО, во
вторых, профессиональными затруднениями в практическом использовании.
Из опыта своей работы я обобщу сведения составления программы по
изобразительной деятельности.
Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание и
художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развивается
чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить
произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это
способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой
личности. Рисование развивает у дошкольников творчество – создание нового,
оригинального, проявляя воображение, реализуя свой замысел,
самостоятельно находя средство для его воплощения. В период дошкольного
возраста развивается способность наблюдать, всматриваться в предметы и
явления окружающего мира, обогащается сенсорный опыт, совершенствуются
изобразительные навыки и умения, формируются художественнотворческие
способности. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов
образования относится эстетическое воспитание детей. Современному
обществу требуются творческие, креативные, мыслящие люди. Человек
должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и
активным творческим началом. Основы эстетического воспитания
закладываются уже в дошкольном возрасте. Поэтому в нашем детском саду
была организована изостудия и мной была разработана программа, которая
направлена на формирование у детей наблюдательности, воспитание
эстетического восприятия, развитие сенсорных способностей для детей 57
лет. Необходимость введения данной программы обусловлена новымиобразовательными стандартами. В контексте с ФГОС целью образования
стало не объем усвоенных знаний, а гармоническое развитие личности,
развитие креативности у детей. Так как мы знаем, что для дошкольников
важна эмоциональная сущность изображаемого, то обучение должно строится
именно по такому принципу: эмоциональное восприятие и отображение
образа через данное восприятие посредством различных материалов и
средств.
Разрабатывая свою программу по изобразительной деятельности, я изучила
стандарты и требования, утвержденные на федеральном уровне и определила
характеристики своей программы: целостность, реалистичность,
актуальность, прогностичность, рациональность, контролируемость. Согласно
содержания требований определила структуру программы. Проанализировала
специфику собственной деятельности (изобразительная деятельность) и
определила цель и задачи программы, прогнозируемые результаты освоения
детьми программного содержания (объем представлений, умений, навыков,
развитие интегративных качеств ребенка). Цель программы является
конкретной, понятной и достижимой. При формулировании цели я исходила
из приоритета развивающейся личности ребенка и потенциала нашего
учреждения. Учебно – тематический план составила с учетом
образовательной программы ДОУ. Информационно – методическое
обеспечение программы предполагает конкретное оборудование, материалы и
средства, имеющиеся в детском саду. Рабочую программу я разрабатывала с
учетом самовыражения детей, использовала практические и теоретические
основы, приобретенные в профессиональной деятельности. В программе
сочетала коллективные и индивидуальные формы педагогической
деятельности, учитывая условия для организации творческой деятельности
детей (в нашем детском саду имеются групповые комнаты для групповых и
коллективных занятий и кабинет изостудии для организации индивидуальных
и подгрупповых занятий с детьми, создана активная развивающая среда). Присоставлении рабочей программы я учитывала и педагогические технологии,
рекомендованные к реализации программ.
Рабочая программа наглядно знакомит детей дошкольного возраста с
художественными материалами, инструментами и техническими приемами
работы с ними; дает первые представления о средствах художественной
выразительности в различных материалах и техниках. Помогает развивать
эстетическое восприятие природы и показывает приемы ее отображения.
Программа является развивающей и обучающей. Основывается на знании
особенностей эмоциональноэкспрессивного, сенсорного,
психофизиологического развития ребёнка 57 летнего возраста и
опирается на принцип сотрудничества взрослого и ребёнка, их
творческого взаимодействия в художественнодеятельном общении. Очень
важно определить особенности рабочей программы: практическая
художественнотворческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в
роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий
характер. Воспитанники осваивают различные художественные материалы
(гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина,
различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти,
стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация,
коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика, тестопластика,
пластилинография и др.) через тематические блоки по временам года.
В итоге составленная программа помогает реализовать выполнение
конкретной цели и задач и достичь желаемых результатов в педагогической
деятельности. Надеюсь мой опыт поможет педагогическим работникам при
составлении рабочих программ.Литература.
1.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 27 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз – Дидактика, 2007. – 144 с.
2.Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и
развитие. – М.: Карапуз – Дидактика, 2007. – 128 с.
3.Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Старшая группа. – Волгоград:
ИТД «Корифей», 2006. – 128 с.
4.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
5.Иванова О.А. Рисунки, которые нас рисуют. – М.: Сфера, 2009 – 96 с.