Статья «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии» (из опыта работы).
Оценка 4.6

Статья «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии» (из опыта работы).

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
химия
8 кл—11 кл
11.06.2017
Статья «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии» (из опыта работы).
В настоящее время во многих школах осуществляется обучение химии по новым образовательным стандартам (ФГОС ООО). В связи с этим каждый учитель решает сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?». Важнейшей задачей, которую ставит учитель на уроке – формирование у обучающихся совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. В данной статье представлен опыт по формированию регулятивных учебных действий, обеспечивающих организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Автор описывает приемы развития у обучающихся навыков целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля и оценки, основываясь на конкретных примерах.Текстовый документ
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии.doc
Статья   «Формирование   регулятивных   универсальных учебных действий на уроках химии» (из опыта работы). Автор:   Горбачева   Виктория   Владимировна,   учитель   химии   МКОУ   КСШ   №2   ст. Кумылженская Волгоградской области В   настоящее   время   во   многих   школах   осуществляется   обучение   химии   по   новым образовательным стандартам (ФГОС ООО). В связи с этим каждый учитель решает сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»  В основу Стандарта положен системно­деятельностный подход, который предполагает формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают возможность   каждому   ученику   самостоятельно   осуществлять   деятельность   учения,   ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать   и   оценивать   учебную   деятельность   и   ее   результаты.   Они   создают   условия развития личности и ее самореализации. Таким образом, в основе формирования УУД лежит «умение учиться». Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:  ­  Личностные – обеспечивают целостно­смысловую ориентацию учащихся. ­ Регулятивные – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. ­ Познавательные – объединяют общеучебные логические действия, постановку и решение проблемы. ­ Коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном   обсуждении   проблемы,   взаимодействии   и   сотрудничестве   со   сверстниками   и взрослыми. Анализируя  деятельность   обучающихся   на   каждом   этапе   современного   урока,   можно выделить те  универсальные учебные действия, которые формируются на учебном занятии и могут быть оформлены в виде технологических карт: Требования к уроку Объявление   темы урока Сообщение   целей и задач Планирование Практическая деятельность учащихся Осуществление контроля Осуществление коррекции Урок современного типа Формулируют   сами   учащиеся   (учитель   подводит учащихся к осознанию темы) Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Планирование   учащимися   способов   достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Учащиеся   осуществляют   учебные   действия   по намеченному   плану   (применяется   групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Учащиеся   осуществляют   контроль   (применяются формы   самоконтроля,   взаимоконтроля)   (учитель консультирует) Учащиеся   формулируют   затруднения   и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Универсальные учебные действия Познавательные коммуникативные Регулятивные коммуникативные Регулятивные  личностные  Познавательные, регулятивные, коммуникативные Регулятивные, коммуникативные Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценивание учащихся Итог урока (самооценивание, Учащиеся   дают   оценку   деятельности   по   её результатам     оценивание результатов   деятельности   товарищей)   (учитель консультирует) Проводится рефлексия Регулятивные, коммуникативные Регулятивные, коммуникативные Как   видно   из   таблицы   важное   место   в   формировании   умения   учиться   занимают регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Регулятивные УУД включают: •  целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения  того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  •  планирование   –   определение   последовательности   промежуточных   целей   с   учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;  •  прогнозирование   –   предвосхищение   результата   и   уровня   усвоения,   его   временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; •  оценка ­ выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;  •  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому   усилию   ­   к   выбору   в   ситуации   мотивационного   конфликта   и   к   преодолению препятствий. Перед   учителем   встаёт   проблема   отбора   методических   приёмов   формирования регулятивных универсальных учебных действий. Рассмотрим подробнее некоторые приёмы формирования  регулятивных УУД на уроках химии.   Целеполагание. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание   формируется   определенное   отношение   учащихся   к   учебному   предмету   и осознается   его   ценностная   значимость   для   личностного,   в   том   числе   интеллектуального, развития   ребенка.  Не   менее   важным   моментом   целеполагания   наряду   с   пониманием   цели является её принятие. Чтобы цель урока стала значимой для каждого конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»  Приемы целеполагания. Проблемные ситуации, совместное выделение учебных проблем. Способы создания проблемной ситуации. 1.   Одновременно   предъявить   учащимся   противоречивые   факты,   теории,   мнения. Например, при изучении темы «Гидролиз солей» ученики экспериментально убеждаются, что среда   растворов   солей   разного   состава   может   быть   кислой,   нейтральной   или   щелочной. Вопросы:   «Что   вас   удивило?»,   «Что   интересного   заметили?»,   «Какой   вопрос   возникает?» помогут сформулировать тему урока. 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Пример:   тема   «Амфотерные   гидроксиды».  При   исследовании   свойств   гидроксида   цинка учащиеся   обнаруживают,   что   данное  вещество   способно   проявлять   свойство   кислоты.   Эта информация рождает проблемную ситуацию. 3. Столкновение житейского представления с научным или результатом опыта. Пример: тема  «Водород».  Изучение его физических свойств, аналогичных кислороду, наталкивает  на мысль   об   одинаковых   способах   собирания   этих   газов.   Проблемный   вопрос:   как сконструировать прибор для получения и собирания водорода? Подводящий диалог Система   вопросов   и   заданий,   обеспечивающих   формулирование   проблемы   урока учащимися. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему   урока.  Пример:   тема   «Ароматические   углеводороды».   Исходя   из   структурной циклической   формулы   бензола   Кекуле,   предлагается   назвать   реакции,   которые   будут характерны для данного   вещества. Учащиеся называют реакции, характерные для соединений с двойными связями. Однако, демонстрация     опытов     взаимодействия  бензола с бромной водой и перманганатом калия доказывает, что бензол с ними не реагирует. В чем причина данного         противоречия? (Противоречие между строением молекулы (формулой Кекуле) и свойствами). Группировка. Ряд слов, предметов, формул, понятий обучающимся предлагается разделить на группы, обосновывая   свои   высказывания.   Основанием   классификации   будут   внешние   признаки,   а вопрос: «Почему имеют такие признаки?», будет проблемой урока. Например, при изучении темы   «Соли»   можно   предложить   распределить   по   группам   формулы   изученных   веществ   – оксидов, оснований, кислот. Останутся формулы неизученных веществ – солей, что позволит сформулировать проблему и цель урока.  Работа над понятием. Учащимся предлагается название темы урока и необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать его в Толковом словаре. От значения слова определяется проблема и тема урок. Пример: тема «Коррозия», «Электролитическая диссоциация».  Исключение. Нужно   найти   лишнее   и   обосновать   свой   выбор   через   анализ   общего   и   отличного. Например,   при   изучении   типов   химических   реакций   можно   предложить   восьмиклассникам среди   предложенных   уравнений   реакций   изученного   типа   (соединения),   найти   «лишнюю» (разложения).  Ситуация яркого пятна Ярким пятном на уроке может выступить видеоролик, анимация, необычный предмет для данного урока, картинка или просто выделенная цветом или размером запись на доске. Через зрительное   восприятие   внимание   концентрируется   на   выделенном   предмете.   Совместно определяется причина обособленности и общности. Таким образом, от заинтересованности мы приходим к целеполаганию.  Например,   при   изучении   темы  «Кислоты,   их   классификация   и   свойства»   на   этапе целеполагания я предлагаю определить, что общего между предметами, лежащими в «черном ящике»   (аспирин,   крапива,   витамин   С,   яблоко,   щавель,   лимон).   После   обсуждения   и определения общего признака (кислый вкус, содержат кислоты) переходим к постановке цели урока. Также можно предложить посмотреть яркую презентацию на тему «Кислоты вокруг нас». Полученная информация, как правило, вызывает живой интерес и позволяет учащимся определить проблему урока. Следует   помнить,   что   процесс   целеполагания   –   это   коллективное   действие,   каждый ученик – участник, активный деятель.  Каждый может высказывать свое мнение, и очень важно обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся. Дети учатся слушать и слышать   другого,   без   чего   не   получится   взаимодействия.   Именно   такой   подход   к целеполаганию является эффективным и современным. Планирование. Работа   по   планированию   своих   действий   способствует   развитию   осознанности выполняемой   деятельности,   контроля  за  достижением   цели,  оценивания,   выявления  причин ошибок   и   их   коррекции.   Для   формирования   УУД   планирования   собственной   учебной деятельности эффективны следующие приёмы: 1. Заполнение таблицы «Знаю­хочу узнать­узнал». 2. Совместное составление плана на доске. 3. Прием «Домысливание». Предлагаются слова­помощники: «Повторим», «Изучим»,   «Узнаем»,   «Проверим».   С   помощью   слов   дети   формулируют   план   решения проблемы (урока).    является   выполнение   лабораторных   и   практических   работ, Прогнозирование.  Эффективным средством, позволяющим прогнозировать, строить алгоритмы, выдвигать   решение гипотезы, экспериментальных   и   расчетных   задач.   Например,   при   изучении     темы  «Кислоты,   их классификация   и   свойства»   я   предлагаю   учащимся   в   парах   решить   несколько экспериментальных задач по определению химических свойств кислот, письменно оформить отчет о работе и сообщить о результатах исследования классу.  Предлагаю один из вариантов задания. Инструктивная карточка Взаимодействие кислот с металлами. Цель работы: 1)   экспериментально   определить,   с   какими   из   предложенных   металлов   будут реагировать  растворы кислот;     2) сделать вывод о химических свойствах кислот; 3) закрепить навыки безопасного обращения с реактивами. Задание. В трёх пробирках находятся металлы: № 1­ магний,  № 2­ цинк, № 3 ­ медь. Добавьте в эти пробирки по 1 мл. раствора серной кислоты. Что наблюдаете? Сравните результаты. Во всех ли пробирках происходят химические реакции?  Запишите уравнения практически осуществимых реакций. Определите тип химических реакций:  Кислота + металл = соль + водород Изменится   ли   результат,   если   вместо   серной   кислоты   взять   соляную?   Свои предположения проверьте опытным путем. Запишите уравнения практически осуществимых реакций. Определите   положение   магния,   цинка   и   меди   в   ряду   активности   металлов   по отношению к водороду. Сделайте вывод о взаимодействии кислот с металлами. Ряд активности металлов: Li K Ba Ca Na Mg Al Zn Fe Sn Pb H Cu Hg Ag Pt Au Формированию регулятивных УУД способствуют задания, связанные с самостоятельным заполнением   таблиц,   схем,   построением   графиков.   Для   выполнения   таких   заданий   часто требуется   использование   данных   из   различных   дополнительных   источников,   например,   из справочных таблиц, содержащихся в том числе в приложениях к учебникам. Контроль и оценка. С   целью   формирования   важнейших   компонентами   учебной   деятельности   контроля   и оценки (самооценки) я использую оценочный лист ученика. Один из вариантов представлен ниже. Оценочный лист ученика __________________________ «5» ­ 11­12 баллов «4» ­8­10 баллов «3» ­ 6­7 баллов Прогностическая оценка: «+» ­ знаю все « ­ » ­ не знаю «?» ­ сомневаюсь № Основные   виды Рекомендации Максимальный балл Прогностическая оценка Количество баллов  работы 1. Химический  диктант по  домашнему  заданию 2. Практическое  задание (парная  или групповая  работа)  3. Тест.  Закрепление  Самопроверка по эталону,  самооценка Коллективное  оценивание Взаимопроверка 5 3 4 Сумма баллов: Оценка за урок: Работая с оценочным листом, учащиеся сначала осуществляют прогностическую оценку, т.е. оценивают свои возможности для решения той или иной задачи. Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если учащийся оценил себя знаком «+» и не допустил ошибок, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной   задачи.   Несоответствие   результата   работы   выбранной   оценке   дает   возможность провести   рефлексивный   анализ,   понять   причину   завышенной   или   заниженной   самооценки, провести коррекцию.  Список литературы. 1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к  мысли. Система заданий / под ред. Асмолова А. Г., Бурменской Г. В., Володарской И. А. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. (Стандарты второго поколения). 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М.  Кондакова. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. (Стандарты второго поколения). 3. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные  учебные действия. – Волгоград: учитель, 2013.

Статья «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии» (из опыта работы).

Статья «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии» (из опыта работы).

Статья «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии» (из опыта работы).

Статья «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии» (из опыта работы).

Статья «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии» (из опыта работы).

Статья «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии» (из опыта работы).

Статья «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии» (из опыта работы).

Статья «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии» (из опыта работы).

Статья «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии» (из опыта работы).

Статья «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках химии» (из опыта работы).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2017