Статья: Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.6
Научные работы
docx
история
5 кл—6 кл
22.02.2018
Успешность процесса изучения истории зависит, прежде всего, от желания учащихся овладеть основами науки. Как пробудить у учащегося желание учиться, а если оно у него есть, то, как его сберечь? Желания определены потребностями, а потребности отражаются в конкретных мотивах. Поэтому проблема мотивации познавательной деятельности человека является одной из наиболее актуальных, и в то же время сложных в настоящий период. Устойчивый познавательный интерес учащихся, их мотивация познавательной деятельности – один из критериев эффективности педагогического процесса.
Проблема формирования социального интеллекта – новая, но достаточно актуальная для современной школы. Основными задачами каждого урока в контексте введения ФГОС являются:
• Общекультурное развитие;
• Личностное развитие;
• Развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся;
• Формирование умения учиться;
Развитие коммуникативной компетентности
Статья. Светлана Андреевна Заварзина.docx
Светлана Андреевна Заварзина
Учитель истории, обществознания
МОБУ Лицей №6, муниципального района
Мелеузовский район Республики Башкортостан
Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях
реализации ФГОС
и
многоконфессиональное
Историческое образование играет важную роль в образовательно
воспитательном процессе,
способствуя формированию гражданско
патриотических качеств личности учащихся, их общекультурному развитию и
социализации посредством приобщения к национальным и мировым
культурноисторическим традициям, интеграции в исторически сложившееся
многонациональное
сообщество.
В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально
окрашенные образы различных исторических эпох,
складывается
представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.
Знания о процессе становления и развития государственности в России, об
исторически сложившихся культурнонациональных традициях и
историческом пути народов России важны не только и не столько для
формирования знаний о прошлом страны, сколько для понимания
происходящих в ней современных общественных процессов, ориентации в
развивающемся информационном пространстве.
Успешность процесса изучения истории зависит, прежде всего, от
желания учащихся овладеть основами науки. Как пробудить у учащегося
желание учиться, а если оно у него есть, то, как его сберечь? Желания
определены потребностями, а потребности отражаются в конкретных
мотивах. Поэтому проблема мотивации познавательной деятельности
человека является одной из наиболее актуальных, и в то же время сложных в
настоящий период. Устойчивый познавательный интерес учащихся, их
мотивация познавательной деятельности – один из критериев эффективности
педагогического процесса.
Проблема формирования социального интеллекта – новая, но достаточно
актуальная для современной школы. Основными задачами каждого урока в
контексте введения ФГОС являются:
Общекультурное развитие;
Личностное развитие;
Развитие познавательных мотивов,
инициативы и интересов
обучающихся;
Формирование умения учиться;
Развитие коммуникативной компетентности
В основной школе учащиеся должны приобрести познавательный опыт:
научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения,
использовать приобретенный опыт познавательной деятельности в реальной
жизни, за рамками учебного процесса. Для успешной реализации личности в
жизни и деятельности самое важное – способность эффективного
взаимодействия с окружающими людьми, способность эффективно
действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в
социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности других
людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это
в процессе взаимодействия.
М.И. Бобнева (1979). Она
Понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядом
исследователей. В отечественной психологии одной из первых этот термин
описала
как
процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную
группу или общность. Формирование человека как представителя данной
группы, т.е. носителя ее ценностей норм установок, ориентаций предполагает
выработку у него необходимых для этого свойств и способностей. [1, с.311]
определяла
его
В российской психологии понятие «социальный интеллект» описывает
ЮЛ. Емельянов.
Определяя социальный интеллект, он пишет: «Сферу
возможностей субъектсубъектного познания индивида можно назвать его
социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на
специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и
социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей,
их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [2, с.24].
По утверждению ряда авторов (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Х.Харднер, В.Н.
Мясищев, А.АЛеонтьев, Л.А.Петровская, Г.А.Ковалев), социальный
интеллект человека проявляется
во внимании, восприятии, памяти, воображении, мышлении, функционирующи
х как единая, целостная система и актуализирующихся в теснейшей
взаимосвязи друг с другом.
Таким образом, очевидно, что социальный интеллект учащегося
способствует общению с другими людьми, дает возможность и вне
непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, где непременным
условием
результата
выступает учет человеческого фактора. Более того, социальный
интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и
недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у него
нравственных
профессиональных
достижения
нужного
и норм, а также является необходимым условием эффективного
межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности.
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям
деятельностного обучения. «Именно понятие деятельности, подчеркивал
В.В.Давыдов, может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой
позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и
различные частные теории его отдельных сфер». [3, с.138]. Деятельностный
подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в
котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности
учащихся, ориентированных на заданный результат. Этапы построения
урока при системно деятельностном подходе: Мотивация к учебной
деятельности; Актуализация знаний ;
Выявление места и причины
затруднения; Постановка учебной задачи; Построение проекта выхода из
затруднения; Реализация построенного проекта; Первичное закрепление
учебного действия
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; Включение в систему
знаний и повторение; Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Для включения ребенка в активную, познавательную, коллективную
деятельность, на мой взгляд, необходимо: планировать урок с использованием
всего многообразия форм и методов учебной работы и, прежде всего, всех
видов самостоятельной работы; связывать изучаемый материал с
повседневной жизнью; оценивать достижения учащихся не только отметкой,
но и содержательной характеристикой . Например, при изучении темы
«Индийские касты», предлагаю ребятам самостоятельно сравнить права и
условия жизни жителей разных каст, используя материал учебника,
исторических документов (Законы Ману), и сделать выводы о жизни людей в
древней Индии. Работая с источником, каждый ученик самостоятельно
проходит свой индивидуальный путь познания. В ходе выступления, дети
заполняют в тетрадях таблицу дополняя высказывания отвечающего ученика.
Коллективное рассмотрение позволяет более полно представить и
сопоставить разные точки отсчета, критерии оценок, провести обмен
мнениями.
с озвучиванием хода учебного действия;
Название касты
Что имели
Чем занимались
Права
1. Жрецы (брахманы)
2.Знатные воины (кшатрии)
3.Земледельцы (вайшьи)
4. Слуги (шудры)
На своих уроках я практикую составление опорных конспектов в виде плана,
схем, рисунков, сравнительнообобщающие таблицы, сообщения, работа с исторической картой, групповая работа, работа в парах, игровой
метод, пометки на полях, составления кластеров.
Например, на уроке обществознания в 8 классе, при изучении темы
«Типология обществ», учащимся необходимо подобрать ассоциации к слову
«общество». Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, и
подбирают к нему ассоциации. В результате получается примерная схема
Доиндустриальное
земледельцев
Богатые, бедные
общество
рабовладельческое
феодальное
король
Письменное,
До письменное
Охотников, собирателей,
земледельцев
Использую Маркировочную таблицу.
Например, при изучении темы по обществознанию в 8 классе «Природа,
общество, человек» учащимися была составлена следующая таблица:
Знаю
Узнал
Хочу узнать
1 природа
1 природа – естественная
1.
подробнее о
развивается
сама по себе
среда обитания человека, он
связан с природой.
2 человек
2..природа – это биосфера.
использует
природу.
ноосфере, биосфере.
2.подробнее
о
законах охраняющих
природу. 3 человек губит
природу.
3. ноосфера – это разумная
деятельность человека в
отношении природы.
Прием «синквейна» – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
существительное
прилагательное прилагательное
глагол глагол глагол
фраза из 4 слов
существительное (вывод)
Например: по обществознанию в 8 классе по теме «Природа, общество,
человек»
1.природа
2. красивая, богатая
3. лечит, кормит, вдохновляет
4.природа это наше богатство
5.природа кормилица
Прием «Архивариус». Например: кого на Руси называли скорняком,
зёрнышком и другие.
Таким образом, использование различных методов и форм проведения
уроков истории, обществознания, дают большой эффект в мотивации
познавательной деятельности учащихся, знания и образование для учащихся
становятся ключевыми понятиями.
Список используемых источников.
1.
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция
поведения./ Бобнева М.И. // М.: Наука, 1978. – 311 с.
2.
Емельянов Ю.И. Активное социальнопсихологическое
обучение / Емельянов Ю.И. // Л.: 1985. С. 2428.
3.Давыдов.В.В. Принципы обучения в школе будущего. // Хрестоматия
по возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1981.138 с. Литература.
1.Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта. Н.
Новгород, издательство Нгородского университета, 1997. 65 70 с.
2.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. 158
с.
3.Васильчук Ю.А. Фактор интеллекта в социальном развитии человека / Ю.А.
Васильчук // Общественные науки и современность. – 2005. – № 1. 6978 с.
4. Васильчук Ю.А. Фактор интеллекта в социальном развитии человека Ю.А.
Васильчук // Общественные науки и современность. – 2005. – № 2. 5966 с.
5. Карпович Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся
юношеского возраста// Психология. – 2002, №3, с. 7885.
6. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое
общество России.2000. 224 с.
7. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? //
Начальная школа: плюс минус.2001.№1. 36 с.
8. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте:
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
9. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению
плана урока по дидактической системе деятельностного метода. М.: 2006.
10.Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта /Д.В.
Ушаков// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под
ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004. 1129 с.
.
Статья: Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС
Статья: Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС
Статья: Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС
Статья: Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС
Статья: Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС
Статья: Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.