Статья: Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.6

Статья: Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.6
Научные работы
docx
история
5 кл—6 кл
22.02.2018
Статья:        Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС
Успешность процесса изучения истории зависит, прежде всего, от желания учащихся овладеть основами науки. Как пробудить у учащегося желание учиться, а если оно у него есть, то, как его сберечь? Желания определены потребностями, а потребности отражаются в конкретных мотивах. Поэтому проблема мотивации познавательной деятельности человека является одной из наиболее актуальных, и в то же время сложных в настоящий период. Устойчивый познавательный интерес учащихся, их мотивация познавательной деятельности – один из критериев эффективности педагогического процесса. Проблема формирования социального интеллекта – новая, но достаточно актуальная для современной школы. Основными задачами каждого урока в контексте введения ФГОС являются: • Общекультурное развитие; • Личностное развитие; • Развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся; • Формирование умения учиться; Развитие коммуникативной компетентности
Статья. Светлана Андреевна Заварзина.docx
Светлана Андреевна Заварзина Учитель истории, обществознания МОБУ Лицей №6, муниципального района                                                Мелеузовский  район Республики Башкортостан        Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС     и   многоконфессиональное                                                                           Историческое образование играет важную роль в образовательно­ воспитательном   процессе,   способствуя   формированию   гражданско­ патриотических качеств личности учащихся, их общекультурному развитию и социализации   посредством   приобщения   к   национальным   и   мировым культурно­историческим традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное сообщество.           В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные   образы   различных   исторических   эпох,   складывается представление   о   выдающихся   деятелях   и   ключевых   событиях   прошлого. Знания о процессе становления и развития государственности в России, об исторически   сложившихся   культурно­национальных   традициях   и историческом   пути   народов   России   важны   не   только   и   не   столько   для формирования   знаний   о   прошлом   страны,   сколько   для   понимания происходящих   в   ней   современных   общественных   процессов,   ориентации   в развивающемся информационном пространстве.                  Успешность процесса изучения истории зависит, прежде всего, от желания   учащихся   овладеть   основами   науки.   Как   пробудить   у   учащегося  желание   учиться,   а   если   оно   у   него   есть,   то,   как   его   сберечь?   Желания определены   потребностями,   а   потребности   отражаются   в   конкретных мотивах.   Поэтому   проблема   мотивации   познавательной   деятельности человека является одной из наиболее актуальных, и в то же время сложных в настоящий   период. Устойчивый   познавательный   интерес   учащихся,   их мотивация познавательной деятельности – один из критериев эффективности педагогического процесса.          Проблема формирования социального интеллекта – новая, но достаточно актуальная для современной школы.  Основными задачами каждого урока   в контексте введения ФГОС являются:   Общекультурное развитие; Личностное развитие;   Развитие   познавательных   мотивов,   инициативы   и   интересов обучающихся; Формирование умения учиться; Развитие коммуникативной компетентности       В   основной   школе   учащиеся   должны   приобрести   познавательный   опыт: научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный опыт познавательной деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Для успешной реализации личности в жизни   и   деятельности   самое   важное   –   способность   эффективного взаимодействия   с   окружающими   людьми,   способность   эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия.   М.И. Бобнева (1979). Она Понятие «социальный   интеллект» было   рассмотрено   рядом исследователей. В отечественной психологии одной из первых этот термин описала как процесс, обеспечивающий   включение   человека   в   ту   или   иную   социальную группу   или   общность. Формирование   человека   как   представителя   данной группы, т.е. носителя ее ценностей норм установок, ориентаций  предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей. [1, с.311]  определяла его       В российской психологии понятие «социальный  интеллект» описывает ЮЛ. Емельянов.  Определяя   социальный   интеллект,   он   пишет:   «Сферу возможностей   субъект­субъектного   познания   индивида   можно   назвать   его социальным   интеллектом,   понимая   под   этим   устойчивую,   основанную   на специфике   мыслительных   процессов,   аффективного   реагирования   и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их   взаимоотношения   и   прогнозировать   межличностные   события»   [2,   с.24]. По утверждению ряда авторов (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Х.Харднер, В.Н. Мясищев, А.АЛеонтьев, Л.А.Петровская, Г.А.Ковалев), социальный интеллект человека проявляется во внимании, восприятии, памяти, воображении, мышлении, функционирующи х   как   единая, целостная   система   и   актуализирующихся   в   теснейшей взаимосвязи друг с другом.  Таким   образом, очевидно, что   социальный   интеллект   учащегося способствует   общению   с   другими   людьми, дает   возможность   и   вне непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, где непременным условием результата выступает учет человеческого фактора. Более того, социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные   достоинства   и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у него нравственных профессиональных достижения нужного и норм, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности.        В   условиях   внедрения   ФГОС   особое   значение   придаётся   технологиям деятельностного   обучения.   «Именно   понятие   деятельности,­   подчеркивал В.В.Давыдов,­ может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит   создать   общую   теорию   развития   общественного   бытия   людей   и различные частные теории его отдельных сфер». [3, с.138].  Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором   главное   место   отводится   активной   и   разносторонней,   в максимальной   степени   самостоятельной   познавательной   деятельности учащихся,   ориентированных   на   заданный   результат.   Этапы   построения урока при   системно   ­     деятельностном   подходе:   Мотивация   к   учебной деятельности;   Актуализация   знаний   ;   Выявление   места   и   причины затруднения; Постановка учебной задачи;      Построение проекта выхода из затруднения;   Реализация   построенного   проекта;     Первичное   закрепление учебного   действия    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;  Включение в систему знаний и повторение;  Рефлексия учебной деятельности на уроке.                  Для включения ребенка в активную, познавательную, коллективную деятельность, на мой взгляд, необходимо: планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы и, прежде всего, всех видов   самостоятельной   работы;   связывать   изучаемый   материал   с повседневной жизнью; оценивать достижения учащихся не только отметкой, но   и   содержательной   характеристикой   .  Например,   при   изучении   темы «Индийские   касты»,   предлагаю   ребятам самостоятельно   сравнить права   и условия   жизни   жителей   разных   каст,   используя   материал   учебника, исторических документов (Законы Ману), и сделать выводы о жизни людей в древней   Индии.   Работая   с   источником,   каждый   ученик   самостоятельно проходит   свой   индивидуальный   путь   познания.   В   ходе   выступления,   дети заполняют в тетрадях таблицу дополняя высказывания отвечающего ученика.  Коллективное   рассмотрение   позволяет   более   полно   представить   и сопоставить   разные   точки   отсчета,   критерии   оценок,   провести   обмен мнениями.   с   озвучиванием   хода   учебного   действия; Название касты Что имели          Чем занимались                   Права 1. Жрецы (брахманы) 2.Знатные воины (кшатрии) 3.Земледельцы (вайшьи) 4. Слуги (шудры) На своих уроках я практикую составление опорных конспектов в виде плана, схем,   рисунков,  сравнительно­обобщающие   таблицы,   сообщения,  работа   с исторической   картой,   групповая   работа,   работа   в   парах,   игровой метод, пометки на полях, составления кластеров. Например,   на   уроке   обществознания   в   8   классе,   при   изучении   темы «Типология обществ»,  учащимся необходимо подобрать ассоциации к слову «общество».   Ученики   записывают   в   центре   листа   ключевое   понятие,   и подбирают к нему ассоциации. В результате получается примерная схема Доиндустри­альное земледельцев Богатые, бедные                                            общество рабовладельческое феодальное король Письменное, До письменное Охотников, собирателей,  земледельцев        Использую Маркировочную таблицу.  Например, при изучении темы по обществознанию в 8 классе «Природа, общество, человек» учащимися была составлена следующая таблица: Знаю Узнал Хочу узнать 1 природа 1   природа   –   естественная 1.   подробнее   о развивается сама по себе среда обитания человека, он связан с природой.  2 человек 2..природа – это биосфера. использует природу. ноосфере, биосфере. 2.подробнее   о законах охраняющих природу. 3 человек   губит природу.   3. ноосфера – это разумная деятельность   человека   в отношении природы.                Прием «синквейна» – это стихотворение, состоящее из пяти строк.                         существительное  прилагательное      прилагательное  глагол        глагол       глагол  фраза из 4 слов существительное (вывод)  Например: по обществознанию в 8 классе по теме «Природа, общество, человек» 1.природа 2. красивая, богатая                                                                        3. лечит, кормит, вдохновляет 4.природа­ это наше богатство 5.природа­ кормилица Прием  «Архивариус».  Например: кого на Руси называли   скорняком, зёрнышком и другие.            Таким образом, использование  различных методов и форм проведения уроков   истории,   обществознания,     дают   большой   эффект   в   мотивации познавательной деятельности учащихся,   знания и образование для учащихся становятся ключевыми понятиями. Список используемых источников. 1. Бобнева   М.И. Социальные   нормы   и   регуляция поведения./ Бобнева М.И. // М.: Наука, 1978. – 311 с. 2. Емельянов Ю.И. Активное социально­психологическое обучение / Емельянов Ю.И. // Л.: 1985. С. 24­28. 3.Давыдов.В.В. Принципы обучения в школе будущего. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.­ М.: Педагогика, 1981.­138 с. Литература. 1.Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта. Н. Новгород, издательство Н­городского университета, 1997.­ 65 ­70 с. 2.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. ­ 158 с. 3.Васильчук Ю.А. Фактор интеллекта в социальном развитии человека / Ю.А. Васильчук // Общественные науки и современность. – 2005. – № 1. 69­78 с. 4. Васильчук Ю.А.  Фактор интеллекта в социальном развитии человека Ю.А. Васильчук // Общественные науки и современность. – 2005. – № 2. 59­66 с. 5.   Карпович   Т.Н. Социальный   интеллект   и   пути   его   развития   у   учащихся юношеского возраста// Психология. – 2002, ­ №3, с. 78­85. 6. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.­ М.: Педагогическое общество России.­2000.­ 224 с. 7.   Леонтьев   А.А.   Что   такое   деятельностный   подход   в   образовании?  // Начальная школа: плюс­ минус.­2001.­№1.­ 3­6 с. 8.   Маркова   А.   К.   Формирование   мотивации   учения   в   школьном   возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. ­ 96 с. 9. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование  к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. М.: 2006. 10.Ушаков   Д.В. Социальный   интеллект   как   вид   интеллекта   /Д.В. Ушаков// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004. 11­29 с. .

Статья: Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Статья:        Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Статья: Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Статья:        Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Статья: Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Статья:        Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Статья: Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Статья:        Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Статья: Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Статья:        Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Статья: Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Статья:        Формирование социального интеллекта на уроках истории в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018