Воспитательный процесс в современном обществе неотрывно связан с проблемой формирования толерантного поведения. Толерантность как социальный и психологический феномен в настоящее время становится одной из главных составляющих образовательной среды. Школа как основной социальный институт является фундаментом научно-обоснованных социально-педагогических программ по воспитанию толерантности. Особое место в этой связи занимают специализированные школы, кадетские корпуса. Система формирования личности кадета с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном военном поприще посредством сообщения каждому воспитаннику чувства верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей предполагает в первую очередь формирование толерантного поведения.
1
Формирование толерантного поведения в образовательной среде
Емельянова Наталья Петровна
г. Ахтубинск
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Астраханской области Ахтубинская общеобразовательная кадетская
школа – интернат имени П. О. Сухого ГБОУ АО АКШИ им. П. О.
Сухого
Воспитательный процесс в современном обществе неотрывно связан с
проблемой формирования толерантного поведения. Толерантность как
социальный и психологический феномен в настоящее время становится
одной из главных составляющих образовательной среды. Школа как
основной социальный институт является фундаментом научно
воспитанию
обоснованных социальнопедагогических программ по
толерантности. Особое место в этой связи занимают специализированные
школы, кадетские корпуса. Система формирования личности кадета с
целью подготовки его к служению Отечеству на государственном военном
поприще посредством сообщения каждому воспитаннику чувства
верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону,
всех личных, семейных и общественных добродетелей предполагает в
первую очередь формирование толерантного поведения.
О значимости проблемы формирования толерантного поведения
свидетельствует и тот факт, что президентом России В.В. Путиным была
разработана программа «Воспитание молодого
поколения в духе
толерантности». Программа направлена на формирование толерантного2
сознания и профилактики национального экстремизма в гражданском
обществе.
В Ахтубинской кадетской школе на протяжении нескольких лет
проводится работа по формированию и воспитанию толерантного
поведения. Это обусловлено особенностями социокульурной среды
учебного учреждения. Кадетская школа носит статус интерната, где
предполагается совместное обучение и проживание молодых людей в
возрасте от 15 до 18лет 24 часа в сутки. На этом жизненном этапе начинает
складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных
микросоциумов, с разным менталитетом,
жизненным опытом и с
несформированной коммуникативной деятельностью. Специфика школы
определяет и
состав обучающихся, состоящий из представителей
различных национальностей. Для такой школы проблема воспитания
толерантности актуальна сама по себе. Понятие толерантности, то есть
понимание его как терпимости, умения и желания принимать другого
человека или социальную группу такими, как они есть, важная
составляющая толерантного поведения.
Воспитательный аспект формирования толерантного поведения в
школе характеризуется двумя подходами. Теоретическое изучение
понятийного поля толерантности и практическое
использование
материала для разработки концепции формирования толерантного
поведения в общеобразовательных учреждениях.
К настоящему времени в школе накоплен весьма значительный
материал и разработано несколько методик воспитания толерантного
поведения: развитие коммуникативных способностей как основного
обладающей толерантным сознанием; развитие
признака личности,3
эмпатических способностей у детей;
инакомыслию.
воспитание терпимости к
Одой из главных проблем, над которой работает школа в
воспитательном процессе, учитывая многонациональный состав школы,
является формирование именно этнической толерантности. Толерантное
сознание и мирный настрой нельзя обрести – это результат воспитания.
На первом этапе проводятся исследования: определяется
национальный состав школы, выявляются новые национальности, края,
республики,
из которых приехали учиться в школу кадеты.
Систематизируется национальный состав по учебным группам и в целом по
школе.
Так, по данным исследований, в 20112012 годах в школе обучались
представители 19 национальностей: русские 70%2, казахи 12%, украинцы
12,7%, татары 0,5%, азербайджанцы 0,5%, армяне 0,2 %, грузины
0,2%, поляки 0,2%, корейцы 0,2%, ногайцы 0,5%, калмыки 0,5%,
кабардинцы 0,5%, балкарцы 0,2%, чеченцы 0,5%, латыши 0,2%,
румыны 0,2% , джалганцы 0,2%, аварцы 0,5%, немцы 0,2%.
В 20122013 годах в школе обучались представители 17
национальностей: русские 71,6%, казахи 13,6%, кабардинцы 0,9%,
чеченцы 1,2%, аварцы 0,3%, джалганцы 0,3%, ногайцы 1,9%, немцы
0,3%, азербайджанцы 1,2%1, татары 3,8%, калмыки 0,6%, корейцы
0,6%, латыши 0,3%, кумыки 0,6%, лезгины 0,6%, украинцы 0,9%,
табасаранцы 0,6%.
В 20132014 учебном году обучались представители 15
национальностей: русские 70%, казахи 14%, украинцы 0,1%, татары 4
3%, азербайджанцы 1%, армяне 1 %, корейцы 1%, ногайцы 2%, калмыки
0,5%, кабардинцы 0,5%, чеченцы 0,5%, джалганцы 0,2%, аварцы 0,5%,
кумыки 1%, табасаранцы 1%, лезгины 0,1%, дагестанцы 1%.
По данным опросных листов, в 2011 – 2012 учебном году оказалось,
что значительное количество респондентов (50%) не имели представление
о понятии толерантность, а остальные связывали это понятие с моралью, в
2013 – 2014 учебном году более половины учащихся определяли основное
содержание толерантности практически не противоречащим теоретическим
основам понятия. Для большинства учащихся этническая толерантность –
это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и
идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и
свобод других людей.
На втором этапе составляется летопись школы. Кадеты изучают
историю происхождения своих народов, особенности культуры, быта,
народного эпоса.
В последнее время наметилась положительная динамика в уровне
сформированности толерантного поведения 90% респондентов имеют
друзей разных национальностей, принадлежащим разным религиозным
конфессиям. Анализ анкет за последнее время даёт основание сделать
вывод, что для большинства кадетов толерантность является нормой жизни
способ мирного сосуществования. Так, в 2013 учебном году, в результате
социологического опроса, выяснилось, что большинство кадетов школы
относятся к понятию толерантность, как к умению терпимо, а главное, с
пониманием относиться к людям других национальностей, к их обычаям,
традициям, культуре, образцам поведения, образу жизни: 14,1% под
толерантностью понимали терпение к иному мировоззрению, 37,5% видели5
ее в проявлении уважения по отношению друг к другу, 35,8% понимание
других культур, уважение их обычаев, жизнь в согласии с другими
народами.
Третий этап – этап практической реализации наработанного
материала, посредством проведения внеклассных мероприятий, тренингов,
тестов, сценок по формированию толерантного поведения. И как результат
приобщение к общемировым культурным ценностям. Кадеты на практике
познают, что такое уважение и терпимость по отношению к другим,
получают основы, необходимые для мирного сосуществования в социальной
среде. Решается одна из задач воспитательного процесса в школе
формирование алгоритма преодоления интолерантного поведения. В
качестве метода такого преодоления является знакомство учащихся школы
с историей национальностей, представители которых учатся у нас в школе.
В процессе таких практических занятий формируются модели поведения,
входящие в понятийное поле толерантности. Важнейшие среди них:
компромисс; согласование интересов; примирение и достижение интересов
ценой взаимных уступок; терпимость к другим людям, мнениям,
поступкам; стремление к полноценной реализации своих способностей;
умение понимать и познавать других людей; устойчивость жизненной
позиции, ценностей, идеалов.
Формирование толерантного поведения в школьной среде
способствует моделированию ситуаций, при которых снимается страх
перед самостоятельным высказыванием, развивается готовность принять и
оказать помощь в нужной ситуации, развивается навык анализировать свои
поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру,
формируется умение ценить свою и чужую работу.6
Полученные навыки дают понимание кадетам в том, что их различия
могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок
каждого из нихсоциальной группе в целом. Понимание принципа
взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует
приучить к совместному решению проблем и разделению труда при
выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при
решении проблем через сотрудничество. Кадеты, на практике познающие,
что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают
основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.
Литература
1.Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //
Мемориал. 2001., №24, с.6163.
2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и
усилия. // Семья и школа. 2001. №№1112, с. 3640.
3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное
образование. 2001 № 9, 2002. № 1.
4. Толерантность личности: характеристики,
закономерности,
механизмы формирования. – М.: Издво РАГС, 2003. – 21с.
5. Федеральная целевая программа, «Формирование установок
толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском
обществе»: М. 2000г.
6. Юровских Н. Г. Толерантность как личностный и культурный
феномен. Дисс. канд. филос. наук.– Омск, 2004. – 187с.