Статья "Формирование толерантного поведения в образовательной среде"

  • Исследовательские работы
  • Работа в классе
  • docx
  • 20.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитательный процесс в современном обществе неотрывно связан с проблемой формирования толерантного поведения. Толерантность как социальный и психологический феномен в настоящее время становится одной из главных составляющих образовательной среды. Школа как основной социальный институт является фундаментом научно-обоснованных социально-педагогических программ по воспитанию толерантности. Особое место в этой связи занимают специализированные школы, кадетские корпуса. Система формирования личности кадета с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном военном поприще посредством сообщения каждому воспитаннику чувства верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей предполагает в первую очередь формирование толерантного поведения.
Иконка файла материала Емельянова Н. П. (статья).docx
1 Формирование толерантного поведения в образовательной среде                               Емельянова Наталья Петровна                                           г. Ахтубинск Государственное   бюджетное   образовательное   учреждение Астраханской   области   Ахтубинская   общеобразовательная   кадетская школа – интернат имени П. О. Сухого   ГБОУ АО АКШИ им. П. О. Сухого Воспитательный процесс в современном обществе неотрывно связан с проблемой   формирования   толерантного   поведения. Толерантность   как социальный   и   психологический   феномен   в   настоящее   время   становится одной   из   главных   составляющих   образовательной   среды.   Школа   как основной   социальный   институт   является   фундаментом   научно­   воспитанию обоснованных   социально­педагогических   программ   по   толерантности. Особое место в этой связи  занимают специализированные школы,   кадетские   корпуса. Система   формирования   личности   кадета   с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном военном поприще   посредством   сообщения   каждому   воспитаннику   чувства верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех   личных,   семейных   и   общественных   добродетелей   предполагает   в первую очередь формирование толерантного поведения. О   значимости   проблемы   формирования   толерантного   поведения свидетельствует и тот факт, что президентом России В.В. Путиным была разработана   программа   «Воспитание   молодого     поколения   в   духе толерантности».   Программа   направлена   на   формирование   толерантного2 сознания   и   профилактики   национального   экстремизма   в   гражданском обществе.   В   Ахтубинской   кадетской   школе   на   протяжении   нескольких   лет проводится   работа   по   формированию   и   воспитанию   толерантного поведения.   Это   обусловлено   особенностями   социокульурной   среды учебного   учреждения. Кадетская   школа   носит   статус   интерната,   где предполагается   совместное   обучение   и   проживание   молодых   людей   в возрасте от 15 до 18лет 24 часа в сутки. На этом жизненном этапе начинает складываться   взаимодействие   между     детьми,   пришедшими   из   разных микросоциумов,   с   разным   менталитетом,     жизненным   опытом   и   с несформированной   коммуникативной   деятельностью.   Специфика   школы определяет   и     состав   обучающихся,   состоящий   из   представителей различных   национальностей.   Для   такой   школы   проблема   воспитания толерантности актуальна сама по себе. Понятие   толерантности, то есть понимание   его   как   терпимости,   умения   и   желания   принимать   другого человека   или   социальную   группу   такими,   как   они   есть,   важная составляющая толерантного поведения.  Воспитательный   аспект   формирования   толерантного   поведения   в школе   характеризуется   двумя   подходами.   Теоретическое   ­   изучение понятийного   поля   толерантности   и   практическое   ­     использование материала   для   разработки   концепции   формирования   толерантного поведения  в общеобразовательных учреждениях.   К   настоящему   времени в   школе   накоплен   весьма   значительный материал   и     разработано   несколько   методик   воспитания   толерантного поведения:   развитие   коммуникативных   способностей   как   основного   обладающей   толерантным   сознанием;   развитие признака   личности,3 эмпатических   способностей   у   детей;   инакомыслию.   воспитание   терпимости   к Одой   из   главных   проблем,   над   которой   работает   школа   в воспитательном   процессе,   учитывая   многонациональный   состав   школы, является формирование   именно этнической толерантности. Толерантное сознание и мирный настрой нельзя обрести – это результат воспитания. На   первом   этапе   проводятся   исследования:   определяется национальный   состав   школы,   выявляются   новые   национальности,   края, республики,   из   которых   приехали   учиться   в   школу   кадеты. Систематизируется национальный состав по учебным группам и в целом по школе.  Так, по данным исследований, в 2011­2012 годах в школе обучались представители 19 национальностей: русские ­ 70%2, казахи ­12%, украинцы ­ 12,7%, татары ­  0,5%, азербайджанцы ­ 0,5%,  армяне ­  0,2 %,  грузины ­ 0,2%,  поляки ­ 0,2%,  корейцы ­  0,2%,  ногайцы ­ 0,5%, калмыки ­ 0,5%, кабардинцы   ­  0,5%,     балкарцы  ­   0,2%,   чеченцы  ­   0,5%,   латыши   ­  0,2%, румыны ­ 0,2% , джалганцы ­ 0,2%, аварцы ­ 0,5%,  немцы 0,2%. В   2012­2013   годах   в   школе   обучались   представители   17 национальностей:   русские   ­   71,6%,   казахи   ­   13,6%,   кабардинцы   ­   0,9%, чеченцы ­ 1,2%, аварцы ­ 0,3%,   джалганцы ­0,3%, ногайцы ­1,9%, немцы ­0,3%, азербайджанцы ­ 1,2%1, татары ­ 3,8%, калмыки ­ 0,6%, корейцы ­0,6%, латыши ­ 0,3%, кумыки ­ 0,6%, лезгины ­ 0,6%, украинцы ­ 0,9%, табасаранцы ­ 0,6%. В   2013­2014   учебном   году   обучались   представители   15 национальностей: русские ­ 70%, казахи ­ 14%, украинцы ­ 0,1%, татары ­4 3%, азербайджанцы ­ 1%, армяне ­ 1 %, корейцы 1%, ногайцы 2%, калмыки ­ 0,5%, кабардинцы ­ 0,5%,  чеченцы ­ 0,5%, джалганцы ­ 0,2%, аварцы ­ 0,5%, кумыки ­ 1%, табасаранцы ­1%, лезгины ­ 0,1%, дагестанцы ­ 1%. По данным опросных листов, в 2011 – 2012 учебном  году оказалось, что значительное  количество респондентов (50%) не имели представление о понятии толерантность, а остальные связывали это понятие с моралью,  в 2013 – 2014 учебном году более половины учащихся определяли основное содержание толерантности практически не противоречащим теоретическим основам понятия. Для большинства учащихся этническая толерантность – это     человеческая  добродетель: искусство  жить  в  мире  разных  людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. На   втором   этапе   составляется   летопись   школы.   Кадеты   изучают историю   происхождения   своих   народов,   особенности   культуры,   быта, народного эпоса.  В   последнее   время   наметилась   положительная   динамика   в   уровне сформированности   толерантного   поведения   ­   90%   респондентов   имеют друзей   разных   национальностей,   принадлежащим   разным   религиозным конфессиям.   Анализ   анкет   за   последнее   время   даёт   основание   сделать вывод, что для большинства кадетов толерантность является нормой жизни ­ способ мирного сосуществования. Так, в 2013 учебном году, в результате социологического   опроса,   выяснилось,   что   большинство   кадетов   школы относятся к понятию толерантность, как к умению терпимо, а главное,   с пониманием относиться к людям других национальностей, к их обычаям, традициям,   культуре,   образцам   поведения,     образу   жизни:     14,1%   под толерантностью понимали терпение к иному мировоззрению, 37,5%  видели5 ее в проявлении уважения по отношению друг к другу, 35,8% ­ понимание других   культур,   уважение   их   обычаев,   жизнь   в   согласии   с   другими народами. Третий   этап   –   этап   практической   реализации   наработанного материала,  посредством проведения внеклассных мероприятий, тренингов, тестов, сценок по формированию толерантного поведения. И как результат ­ приобщение к общемировым культурным ценностям. Кадеты на практике познают,   что   такое   уважение   и     терпимость   по   отношению   к   другим, получают основы, необходимые для мирного сосуществования в социальной среде.   Решается   одна     из   задач   воспитательного   процесса   в   школе   ­ формирование   алгоритма   преодоления   интолерантного   поведения.   В качестве метода такого преодоления является знакомство учащихся школы с историей национальностей, представители которых учатся у нас в школе. В процессе таких практических занятий формируются модели поведения, входящие   в   понятийное   поле   толерантности.   Важнейшие   среди   них: компромисс; согласование интересов; примирение и достижение интересов ценой   взаимных   уступок;   терпимость   к   другим   людям,   мнениям, поступкам;   стремление   к   полноценной   реализации   своих   способностей; умение   понимать   и   познавать   других   людей;     устойчивость   жизненной позиции, ценностей, идеалов.  Формирование   толерантного   поведения   в   школьной   среде способствует   моделированию   ситуаций,   при   которых   снимается   страх перед самостоятельным высказыванием, развивается  готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации, развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события,   осознавать свое отношение к миру, формируется умение ценить свою и чужую работу.6 Полученные навыки дают понимание кадетам в том, что их различия могут   выступать   как   дополняющие   друг   друга     элементы,   как   подарок каждого   из   нихсоциальной   группе   в   целом.   Понимание   принципа взаимозависимости   как   основы   совместных   действий.   Детей   следует приучить   к   совместному   решению   проблем   и   разделению   труда   при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. Кадеты, на практике познающие, что   такое   уважение   и     терпимость   по   отношению   к   другим   получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Литература 1.Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61­63. 2. Семина   Л.И.   Учимся   диалогу.   Толерантность:   объединения   и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11­12, с. 36­40.  3. Степанов   П.   Как   воспитать   толерантность?   //   Народное образование. 2001 № 9, 2002. № 1.  4. Толерантность   личности:   характеристики,   закономерности, механизмы формирования. – М.:  Изд­во РАГС,  2003. – 21с. 5. Федеральная целевая программа, «Формирование установок  толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе»: М. 2000г.  6. Юровских   Н.   Г.   Толерантность   как   личностный   и   культурный феномен. Дисс. канд. филос. наук.– Омск, 2004. – 187с.