Статья "Формирование ценностного отношения к природе через экологическое воспитание на уроках литературы".
Оценка 4.7

Статья "Формирование ценностного отношения к природе через экологическое воспитание на уроках литературы".

Оценка 4.7
Семинары
docx
русская литература
11 кл
07.04.2017
Статья "Формирование ценностного отношения к природе через экологическое воспитание на уроках литературы".
В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания на уроках русской литературы.Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя произведения 19 века И.С. Тургенева, А.А. Фета, ребятам предлагается проследить, как раскрывается эта тема, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть гармонии между человеком и природой. 20-й век привнес свои изменения в отношения человека и природы, проблема экологии и пути решения проблем раскрывает автор рассказа «Осень в дубовых лесах» Ю. Казаков.
Аксубаево.docx
Формирование ценностного отношения к природе через экологическое воспитание на уроках литературы. Варламова Роза Витальевна Преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ « Чистопольский многопрофильный колледж» Ни   один   русский   писатель   не   мыслит себя   вне   связи   с   природой,   без наблюдения над её изменяющимся ликом, над   тем,   как   она   преображается   –   а иногда и уродуется – человеком. Ю. Нагибин               Над   этими   строками   следует   призадуматься.   Власть   над   природой человеку  дана не для того, чтобы постепенно умерщвлять ее, а для того, чтобы внести разум и целесообразность в мироустройство. Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Проблема   взаимоотношений   человека   и   природы   –   самая   важная   в   нашей современности.   За   всю   историю   своего   существования   человек   относился   к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные   нагрузки.   В   настоящее   время   сложилась   ситуация,   когда   мы говорим   уже   о   глобальных   экологических   проблемах.   Сегодня   о   проблемах экологии   говорят   повсюду:   в   печати,   по   телевидению,   в   интернете. Экологическая   культура   –   это   часть   общей   культуры   человека,   которая проявляется в его духовной жизни, поступках и быту. На уроках литературы помимо речевых навыков, формируется мировоззрение и нравственные качества. Цель экологического воспитания на уроках: донести до  обучающихся осознание того,   что   судьба   человечества   связана   с   окружающей   средой   и   полностью зависит   от   состояния   природы.   Многие   уроки   литературы   проводятся   с экологическим   уклоном.   Работая   с   программными   произведениями   мы, обязательно   обращаемся   к   эпизодам   ­пейзажным   зарисовкам,   так   они,   во   – первых, помогают лучше понять характер, мысли, поступки многих героев, во – вторых, мастерство каждого писателя, поэта в этом вопросе индивидуально – и это   прекрасно!   Задачи   уроков   на   экологическую   тему:   показывать   красоту природы,   вызывать   чувство   любви   к   ней,   вызвать   чувство   тревоги, ответственности   за   состояние   окружающей   среды,   природы,   показать,   как должен вести себя в природе разумный человек, приводить примеры бережного, доброго   отношения   к   природе,   подвергать   осуждению   поступки   варварского отношения   к   природе.   Литература,   как   важная   составляющая   искусства, является   основным   средством   формирования   эмоционально­ценностного отношения к природе.  Но кто же сказал первым, кто обратился к этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг   экологических   проблем   ограничивался   необоснованной   вырубкой помещичьей   рощи?   Как   это   часто   случается,   первыми   здесь   были   «голоса народа» – писатели. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда?   Зачем?   И   чем   выше   человек,   чем   могущественнее   его   нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы». Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»,   и   доктор   Астров,   один   из   героев   пьесы   Чехова   «Дядя   Ваня», сажающий и выращивающий леса, думающий о том, как прекрасна наша земля, ­ вот   два   полюса   в   постановке   и   решении   проблемы   «Человек   и   природа». Взаимоотношения   человека   с   природой   передано   в   поэме   Н.А.Некрасова «Саша».  Героиня,  чьим   именем  названа   поэма,  плакала,  когда   вырубали   лес. Была   нарушена   вся   сложная   жизнь   леса:   звери,   птицы,   насекомые   ­     все лишились своего жилища. Печальная картина, нарисованная   поэтом, не могут оставить читателя безучастным. Духовная, экологическая неразвитость является одной   из   причин   равнодушного,   варварского   отношения   к   природе.   Поэзия С.А.Есенина   в   одном   ряду   с   поэзией   Пушкина,   Тютчева,     Блока.   Она   тиха, мелодична,   насыщена   светом   и   графикой,   заставляет   сопереживать, восхищаться,  любить.    Именно  такая  поэзия  прививает   чувство   прекрасного, пробуждает любовь к жизни, любовь к родной природе Литература, как никакой   способствует   духовно­нравственному   становлению другой   предмет, обучающихся,   формированию   их   нравственных   позиций,   Нельзя   заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Любовь надо воспитывать.   На первом   курсе   для   самостоятельного   чтения   можно   рекомендовать   прозу   Ю. Казакова, автора прошлого, 20 века, которая отвечает требованиям времени. В творчестве   Ю.   Казакова   —  мастера   лирико­психологического   рассказа,   ярко заявившего   о   себе   в   50—60­е   годы   XX   века,   с   самого   начала   проявляется чрезвычайно   глубокий   интерес   к   проблеме   взаимоотношений   человека   и природы.   В   наше   время,   когда   речь   идет   о   бездуховности,   безверии, агрессивности   подрастающего   поколения,   лирическая   проза   Казакова становится   востребованной.   Герои   его   произведений   размышляют   о   красоте, гармонии, мудрости природы, смысле жизни. Рассказ «Осень в дубовых лесах» отличается от двух других тем. Герой сразу предстает во всей противоречивости чувств. Человек, оставшись один на один с миром природы, удивительно тонко ощущает полноту и многообразие ­звуков:   «далеко   было   слышно   в   тишине»,   «тишина   стояла   звенящая», «однотонно лопотал и булькал родничок»; ­запахов: «в лицо дует ветер, несущий запах сырых дубовых лесов»; ­пространства:   «будто   проколотые   мглой,   горели   бакены   по   всей   реке», «один я был на многие километры на берегу»; Природа поддерживает человека, раскрывает перед ним великую истину: « Главное в жизни – не сколько ты проживешь … ­ а главное, сколько у каждого будет   таких   ночей»   единства   с   окружающим   миром,   волнения,   ожидания счастья. Человечество сможет спасти окружающую среду, если каждый человек осознает свою ответственность за судьбу нашего общего дома – Земля.    Устойчивая связь идеалов, утверждаемых в литературе на протяжении всей истории   ее  существования,  с  миром   природы,  в   тесном   контакте   с   которым наиболее   полно   реализуются   важные   для   человечества   категории   красоты. Таким образом, человек не должен считать себя исключительным из мировой гармонии, так как в современном мире она невозможна без его участия, потому что сейчас особо остро стоит проблема разлада человека с природой, которая так   легко   может   обернуться   экологической   трагедией.   Предотвратить   её   – задача, стоящая перед всей современной цивилизацией, но побудить человека к поиску решения – это долг гуманистической культуры, и наш – преподавателей русского языка и литературы.  Использованная литература 1. 1.Атаманчук А.Е., Минашкина Д.М. Год литературы: итоги и перспективы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. С. 43­44. 2.   Белая,   Г.А.   Художественная   мир   современной   прозы   Текст.   ­   М.: Издательство «Наука», 1983 ­ 192с. 3.Махинина, Н.Г. Чувство природы в творчестве Ю.Казакова / Н.Г.Махинина // Природа и человек в художественной литературе. ­ Волгоград: Изд­во Волгогр ун­та, 2001. – С. 118­127. 4.Трефилова Г. Время выбора (Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в советской литературе).// Вопросы литературы. 1981. №12. с. 7­49.

Статья "Формирование ценностного отношения к природе через экологическое воспитание на уроках литературы".

Статья "Формирование ценностного отношения к природе через экологическое воспитание на уроках литературы".

Статья "Формирование ценностного отношения к природе через экологическое воспитание на уроках литературы".

Статья "Формирование ценностного отношения к природе через экологическое воспитание на уроках литературы".

Статья "Формирование ценностного отношения к природе через экологическое воспитание на уроках литературы".

Статья "Формирование ценностного отношения к природе через экологическое воспитание на уроках литературы".

Статья "Формирование ценностного отношения к природе через экологическое воспитание на уроках литературы".

Статья "Формирование ценностного отношения к природе через экологическое воспитание на уроках литературы".

Статья "Формирование ценностного отношения к природе через экологическое воспитание на уроках литературы".

Статья "Формирование ценностного отношения к природе через экологическое воспитание на уроках литературы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017