разработка урока по современной литературе по теме "Совесть"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX - конца XX века; Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать; Заставить учащихся задуматься над жизненными целями, которые определяют поведение героев Формирование ответственного отношения к тому, кого любишь.
Иконка файла материала Урок М.docx
Урок по сказкам М.Салтыкова­Щедрина "Пропала совесть" и Л.Петрушевской "За  стеной"  Цели урока:  Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение  этой проблемы в литературе второй половины XIX ­ конца XX века; Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать; Заставить учащихся задуматься над жизненными целями, которые определяют  поведение героев Формирование ответственного отношения к тому, кого любишь. Подготовка к уроку: Учащиеся делятся на пять групп, собирают материалы по теме:  должны знать содержание произведений М. Салтыкова­Щедрина "Пропала совесть"; Л.  Петрушевской "За стеной"; выписать пословицы, поговорки, крылатые выражения о совести; провести опрос среди учащихся и учителей "Что такое совесть?" обзор периодической печати "Аргументы и факты", "Комсомольская правда",  "Известия" и др. ­ стать, затрагивающие проблему совести. Работа со словарями (выписать значение слова "совесть") Нарисовать совесть Учитель  Продумать оформление доски Написать высказывания Разбить учащихся на группы Подготовить раздаточный материал ­ Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то  радует. Это тонкое врожденное чувство называется совестью. (1 слайд) 2 слайд "Совесть ­ это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее  отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о  своих поступках", ­ написано в книге Романа Янушкявисюса "Основы нравственности" 3сл Объясните своими словами, что такое совесть? 4сл. Трудный вопрос. Кто­то считает, что это незримый судья, с мнением которого  нельзя не считаться, а для кого­то совесть ­ это десятки безмолвных свидетелей, в чьей  памяти живут все наши поступки. 5сл. Испытывали ли вы когда­нибудь чувство, которое можно назвать угрызением  совести?6сл. Почему нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть? ­ Непросто заслужить оценку, чтобы о тебе сказали, что ты честный, совестливый,  порядочный человек. Но ясно одно! Если человек не научится стыдиться своих плохих  поступков, он никогда не станет ни честным, ни совестливым, ни порядочным. К  сожалению, далеко не каждому знакомо чувство стыда. ­ Выберите одну наиболее понравившуюся пословицу и своими словами поясните  смысл. 6 сл. Как вы думаете, является ли совесть природным свойством человека или плодом  воспитания? Почему? Итак, целью урока является выявление степени актуальности понятия "совесть" в  современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX  ­ конца XX века. За основу мы взяли сказки М. Салтыкова­Щедрина "Пропала совесть"  и Л. Петрушевской "За стеной" 7 сл. Эпиграфы Совесть ­ когтистый зверь, скребущий сердце; совесть ­ незваный гость, докучный  собеседник, Заимодавец грубый; эта ведьма: А. С. Пушкин. "Скупой рыцарь" "Жалок тот, в ком совесть нечиста" (А. С. Пушкин "Борис Годунов") "Совесть ­ это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только  что сделал", "Совесть ­ это память общества, усвоенная отдельным лицом" (Л. Н.  Толстой) "Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей совести" (Д. С. Мережковский). Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Овидий Быть человеком значит буквально то же самое, что и нести ответственность. Это значит ­ испытывать стыд при виде того, что кажется незаслуженным счастьем. Антуан де Сент­Экзепюри Чего не запрещает закон, то запрещает стыд. Чистая совесть ­ есть постоянный праздник. СенекаЕсть два желания; исполнение которых может составить истинное счастье человека, ­  быть полезным и иметь спокойную совесть. Стыд перед людьми ­ хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То,  что начато в гневе, кончается в стыде. Лев Николаевич Толстой ­ Какое слово здесь является ключевым? Оно сегодня и будет в центре нашего  разговора на уроке (в центре доски пишу "Совесть") ­ О каком вечном споре идет речь? (о добре и зле, любви и ненависти, жизни и смерти) ­ Сегодня мы увидим, с какими нравственными категориями связанна совесть 8,9,10сл. (На доске записано "Добро") ­ Выберите высказывания, связанные с темой нашего урока. Объясните выбор. (ребята используют изречения, подобранные дома) ­11 сл. Учащиеся провели блиц­опрос среди учителей и учащихся школы, к которым  обращались с вопросом: "Что такое совесть?"  (учащиеся комментируют результаты опроса) 12,13 сл. Посмотрим, как часто эта тема затрагивается в периодической печати.  (Выступления учащихся, которые работали по этому блоку) ­ Какой вывод можно сделать? 14 сл. Тяга к материальным ценностям настолько сильна, что духовное, нравственное  начало ушло на задний план. ­ Попытайтесь раскрыть этимологию слова "совесть", подберите однокоренные слова. 15 сл.  Совесть ­ весть, вестник, ведать, ведение. 16сл.Эти слова близки по смысловой основе к слову "знание", а "вестник" с греческого  языка ­ "ангел". ­ Что же у нас получилось?  Со­знание, со­весть  Соотносим со словами Д. Мережковского. ­ Во многих литературных произведениях героя мучила совесть. (Пушкин "Маленькие трагедии", Достоевский "Преступление и наказание",Л. Толстой "Война и мир", Паустовский "Телеграмма", Астафьев, Распутин, Д. Гранин,  Д. Лихачев.  и т.д.) 17 сл.  Давайте представим, что пропала совесть, как это предлагает нам сделать   Салтыков­Щедрин (читается I абзац сказки) ­ Какие слова в I абзаце часто повторяет автор? Почему?  ("По­старому", "ничто") ­ "С кем и с чем" Салтыков­Щедрин сравнивает совесть? Какие слова для неё  подбирает? ("Надоедливая приживалка", "последнее иго", "негодная ветошь", "вопиющее  безобразие", "бедная изгнанница", "несчастная находка"). О чем это говорит? ­ Как чувствуют себя люди, к которым попала совесть? Проследите, как изменяется  человек под её влиянием. Электрическая струя / освобождение от винных паров / Горькое сознание  действительности / Страх / воображение, память / Суд /. ­ Человек чувствует подавленность, осознавая степень нравственного падения, и  ощущает, что "процесс самоосуждения бьет его несравненно больнее и строже, нежели  самый строгий людской суд". ­ Когда это произошло? Соотнесите с названием произведения. 18 сл.  Почему люди не захотели жить с совестью? Найдите ответы в тексте. "И прежде кругом была мгла, да и теперь та же мгла, только населившаяся  мучительными приведениями; и прежде на руках звенели тяжелые цепи, да и  теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он  (пропойца) понял, что это за цепи; "с ней (совестью) пропадешь, как собака!"" ­ Как отвечает писатель на вопрос нашего урока? Современна ли совесть? (Читается выразительно последующий абзац сказки) ­ Что же исчезнет, когда появится совесть? 19 сл. Обратимся к сказке Людмилы Петрушевской "За стеной". ­ Чем объясняется выбор жанра писательницы, тоже говорящей о совести? ­ Чем эта сказка отличается от сказки Салтыкова­Щедрина? ­ Почему писательница дала такое название своему произведению? (Сначала люди, живущие за стеной, потом двери палаты открываются,  распахнувшись, и герой попадает под влияние совести, ощущает необходимость  жить ради других, руководствоваться вечными законами.) ­ Почему у героев в начале сказки нет имен? ­ Какие слова часто встречаются на I странице и почему? Ответ аргументируйте. (Больше всего отрицательных местоимений, наречий: "кто­то", "ни днем, ни  ночью", "никто, никогда", и т.д.) ­ Почему действие происходит в больнице? Понаблюдайте за глаголами,  характеризующими пока ещё безымянного героя. Что вы заметили? Прокомментируйте  наблюдение.20 сл.  Что вы узнали о прежней жизни героя? Какими словами передается душевное  состояние героя? ("Летал", "чувствовал ещё себя плоховато", "мешал спать разговор за стеной",  "выходил из палаты", "сидел, читал газеты", "думал, что сходит с ума, слыша  разговор соседей", "плохо со сном", "дома никто не ждал", "родители умерли",  "разошелся с женой", "выздоравливал медленно", "жил с заложенными ушами",  "пошаливают нервы", "вдруг ожил", "разговор за стеной прекратился", "вышел, не в  силах больше лежать", "дверь распахнута настежь".) ­ Когда у героя началась настоящая, новая жизнь и появилось имя? ­ С каким понятием ассоциируется слово "совесть", когда герой меняется? 21 сл.(красота внутренняя на доске пишу "Красота") ­ Что почувствовал герой, когда увидел женщину на носилках? (До этого он только слыша её голос, а теперь увидел самое обычное, безобразное  тело, "как будто ударил в самое сердце"). 22 сл. На доске пишу Сердце. ­ Чем было прекрасно лицо женщины? ("Печальное, белое, простое, и безнадежно спокойное:") 23.сл.  Зачем писательница вводит диалог двух санитарок? (реакция окружающих на чужое несчастье, то, чем живет большинство) ­ Что вызвало у них негодование? ("К ним в палату и заходит было тяжело. Я все думала, что это она так  радуется, сама в положении, муж у нее помирает, а она как на именинах сидит ­ Она все отдала и думала, что это поможет. Ничего себе не оставила.") ­ Чему же радовалась женщина? ­ В чем, по­вашему, заканчивается цель её жизни? Смерть… А ведь это всего лишь дверь в другую комнату, комнату свиданий под  названием «Совесть», где вас будут ждать те, кого вы однажды обманули или  обидели, и где вы будете ждать тех, кто однажды обманул или обидел вас.  Зачем! — А чтобы встретиться, посмотреть друг другу в глаза… и попросить  прощения ­ Что болело у героя? Случайно ли это? 24 сл.  Как изменилось самочувствие Александра после того, как он отдал деньги? ­ Почему герой сказал ­ состоятельный человек? О чем это говорит? (Труднее обрести ни в чем не нуждающемуся человеку. Таких людей в нашем  обществе всё больше.) ­ В чем причина его болезни? (пересказ эпиграфа встречи с беспризорным, замерзшим мальчиком,  соотнесенность с рассказом Л. Толстого "Где любовь, там и бог".) 25 сл.  Что же незримо передается от женщины к Александру?(Записываем на доске: Вера, бескорыстие, готовность жить для других, чувство  самопожертвования) ­ Как изменилась жизнь героя после того, когда он отдал все, что у него было? Что он  почувствовал? 26 сл.  ("Какое­то счастливое спокойствие наступило для Александра. Началась  прекрасная, теплая весна, по небу шли белые маленькие тучки, дул теплый ветер,  зацвели одуванчики на большом газоне"). ­ Но это была запоздалая щедрость. Настоящего счастья пришлось добиваться долго. ­ Только ли Александр перерождается под воздействием спокойствия и тихого счастья  женщины? (Совесть не щадит и санитарку, укравшую деньги: "Он видел, что санитарка, узнав  его, густо покраснела, резко опустила голову и, пробормотав что­то вроде Я  побежала, дальше нам нельзя", быстренько пошла обратно.) ­ Когда же наступает настоящее прозрение для героя сказки? ("Защемило сердце", "он не обратил внимания на боль", "и он понял, что с этого  момента отдаст все, всю свою жизнь за эту бледную, худенькую женщину и за её  маленького ребенка, который лежал, замерев, в застиранном казенном одеяле с  лиловой больничной печатью на боку") ­ Какой образ незримо присутствует в сказке? Почему? С чем это связанно? В чем идея  сказки? 27 сл. Образ Христа, связанный с темой предательства: "Врачу в больнице он  пытается что­то сказать о том, что встретил Иисуса Христа и опять его  предал:". Это говорит о важности проблемы в современном обществе, о грехе и  искуплении, о падении и исцелении, прозрении человека, живущего в нравственной  темноте.  "Жизнь без нравственного усилия есть сон" (Л. Толстой). ­ Какое из произведений вы можете назвать более оптимистичным? Докажите.  Сказка Петрушевской вселяет в читателя большую надежду, ведь там есть такие слова "Понимаешь, ей было предсказано, что она должна отдать все, и она отдала все". Такой редкий случай. Мы ведь никогда не отдаем все. Мы ставим себе кое­что? Ты согласен? Она не оставила себе ничего. Но это должно кончиться хорошо,  понял? 28 сл А ещё сказка заканчивается улыбающимся мальчиком и котом, мурчавшим  от удовольствия и сознания того, что хорошо жить для других. Этот кот так  похож на нашего героя. ­ Вернемся к нашему вопросу: "Современна ли совесть?"Да, совесть всегда современна, так как она помогает очистить свою душу, но не все это  ещё понимают. Сколько людей продолжает жить в темноте, боясь сделать усилие и  приоткрыть дверь. А нам помогли задуматься над этом вопросам сказки. 29 сл. Окуджава 30 сл.   Мы увидели, что совесть объединяет в человеке добро, сознание, духовную    красоту, сердечность, веру и надежду, самопожертвование и приводит к очищению.  31 сл.  Найдите, чем закончилась сказка Салтыкова­Щедрина.  Домашнее задание  ­ составить азбуку нравственных понятий. (I группа) ­ систематизировать пословицы, поговорки, по теме. (II группа) ­ обработать данные опроса и составить диаграммы (III группа) ­написать сочинение­размышление по теме: "Современна ли совесть?" для школьной  газеты (группы IV, V)

Посмотрите также