Конспект урока по русскому языку и литературе в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку и литературе в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература +1
11 кл
01.04.2017
Конспект урока по русскому языку и литературе  в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."
Деятельностная цель: Формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения. Содержательная цель: Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов. Тип урока: урок развития речи Тема урока: Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по блоку тем направления «Разум и чувство».урок проведен в ноябре 2017 года
konspekt_otkrytogo_uroka_literatury_v_11_klasse.docx
Урок литературы  в 11 классе. Подготовка к итоговому сочинению.                                          «Что важнее: мыслить или чувствовать?» ФИО учителя: Устюгова Лариса Вячеславовна Тема урока: Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по блоку  тем направления «Разум и чувство».  Форма  проведения урока:  урок ­ семинар Тип урока: урок развития речи  Технология: групповая деятельность Деятельностная цель: Формирование  у  учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию  изученного  материала по заданной теме и написанию сочинения. Содержательная цель: Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся  за счёт  включения в неё новых элементов. Задачи урока: предметные   формировать умение разрабатывать подходы к написанию итогового сочинения по литературе;  формировать  умение строить высказывание по предложенным литературным блокам регулятивные  формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат,  выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе коммуникативные  развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации личностные  формировать культуру речи;  воспитывать умение нравственно­этической ориентации в потоке литературных произведений. Методы: по характеру познавательной деятельности   репродуктивный; частично­поисковый по степени активности учащихся    продуктивные; творческие по источнику знаний     словесные; практические; наглядные; использование электронного носителя стимулирования и мотивации    познавательные; социальные; эмоциональные интеллектуальные 1       индуктивные дедуктивные сравнения классификации материала контроля и самоконтроля устный письменный по организации деятельности: индивидуальные групповые    фронтальные Оборудование: музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация Ход урока: Деятельность учителя Деятельность учащихся I. Организационный (мотивационный) этап Цель: включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне Актуализация личностного осмысления  учащимися деятельности на уроке Слово учителя. Слайд №1 Приветствие. Сегодня  мы продолжаем работу    по подготовке к итоговому сочинению по  литературе и проводим урок – семинар. Система выставления отметок за этот урок  накопительная: ответ­ 1  балл. Итог вашей   работы будет оцениваться  дважды: устная  работа по окончании урока, письменная работа   по окончании написания сочинения дома. Все  материалы к сочинению, которые вам  необходимы, вы заносите в черновик  сочинения­ таблицу. Таблица представляет собой формат  А4, с подобным вам предстоит работать на  экзамене. Объём вашего сочинения ­350 слов. Это формат  А4  с двух сторон. Черновик­таблица имеет  несколько частей: тема, вступление, основная  часть,1 тезис, литературный аргумент; 2 тезис,  литературный аргумент, заключение.  II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока. Цель: мотивацияучащихся. Слово учителя. Слайд №2 Вспомним, какой вид деятельности  представляет сочинение. Пожалуйста,  прочитайте определение на слайде. Слайд №3 Какие направления тем сочинений нас ждут 7  декабря? Пожалуйста, прочитайте на слайде. Чтение определения Сочинение­это самостоятельная письменная  работа  учащегося, изложение им  собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений на заданную тему . М.Р.Львов «Словарь­справочник по методике  русского языка»  2 Тематические направления итогового  сочинения    Разум и чувства   Честь и бесчестие   Победа и поражение   Опыт и ошибки   Дружба и вражда Чтение  направлений. Осмысление. Осмысление. Участие в формулировке темы  урока, целей, задач. В ходе подготовки мы уже разрабатывали с вами подходы и писали сочинения к другим  направлениям. Слайд №4 Сегодня целью нашего урока является  разработка подходов и отбор литературного  материала к сочинению по направлению «Разум  и чувство». На мой взгляд, это направление не  самое  трудное из всех предложенных. Чтобы  хорошо написать данное сочинение необходимо   знать  художественную литературу, и другие  учебные предметы. Какие, на ваш взгляд? Итак, мы работаем над темой сочинения «Что  важнее: мыслить или чувствовать». Актуализация знаний III. Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения  по литературе Слово учителя. Слайд №5 Вспомните, с чего мы начинаем работу над  сочинением. Пожалуйста, прочитайте на слайде,  из чего состоят  1 и 2 этапы  алгоритма  работы? Чтение. Осмысление. Алгоритм работы над сочинением 1.Выберите одну из предложенных тем.  2.Сформулируйте главную мысль вашего  сочинения, она же — первый тезис. Для того  чтобы её сформулировать, её надо увидеть в  теме, «зацепившись» за ключевое слово или  слова. Помощниками вам здесь могут быть  пословицы, поговорки, фразеологизмы,  афоризмы, словарные статьи из толкового  словаря, энциклопедии. Подумайте, что именно  вы будете утверждать, доказывать или  опровергать. Подумайте, есть ли к вашему  тезису антитезис.  IV. Построение  проекта выхода из затруднения (открытия учащимися нового знания)                    Цель: проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода  к теме Слово учителя. Слайд № 6 Каждый из вас сегодня заберёт для дальнейшей  подготовки к сочинению карту со словарными  материалами. Пожалуйста, определим  по ней   лексическое значение слов «чувство» и «разум».  Из  «Толкового словаря» Сергея Ивановича  Ожегова мы узнаём,что исходя из количества  лексических значений Читают на слайде: Предполагаемый ответ:многозначное. Работа со словарём: анализ, сравнение. 3  Разум – способность человека логически  и творчески мыслить, обобщая  результаты познания.  Чувство – это высшая форма  эмоционального отношения человека к  предметам.  Пожалуйста, подберите слова­синонимы  к слову «чувство»:  ­ любовь;  ­ ненависть;  ­ месть;  ­ жалость;  ­ радость;  ­ вина;  ­ стыд;  ­ страх;  ­ сострадание;  ­ самосохранение. Пожалуйста, подберите слова­синонимы к слову  «разум»:  ­ правила жизни;  ­ принципы;  ­ честь;  ­ совесть;  ­ опыт;  ­ поиск истины. Слово учителя. Слайд № 7 Пожалуйста, объясните, как вы понимаете  смысл пословиц о разуме… Пословицы о разуме:  Птицам даны крылья, а человеку разум.  Где ума не хватает, спроси разума.  Первое худо — худой разум.  Время разум дает.  Разум — душе спасенье.  Всяк Еремей про себя разумей.  Время и случай разуму учат.  Без разума сила все равно, что железо гнило.  Птице — крылья, а человеку разум.  Разумный найдет, что к чему идет.  Нужно разум применить, где сила не возьмет.  Разум — золота краше, а правда — солнца свет.  Разум силу победит.  Разумный рассудит, а дурак осудит.  Разумом крепок, да сердцем слаб.  Кабы мне тот разум наперед, что приходит  опосля. Слово учителя. Слайд № 8 Пожалуйста, объясните, как вы понимаете  смысл высказываний о разуме…           Высказывания о разуме:  Разуму не приходится выбирать, если выбор стоит Учащиеся подбирают и объясняют. Учащиеся подбирают и объясняют. Учащиеся читают. Пословицы и поговорки о разуме и высказывают  свои мнения 4 между истиной и выдумкой. Цицерон  Разум есть несравненно высшая способность, но  она приобретается не иначе, как победой над  страстями. В. Г. Белинский   Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою  не допустит до зла. Фирдоуси  Перед человеком к разуму три пути: путь  размышления — это самый благородный; путь  подражания — это самый легкий; путь личного  опыта — самый тяжелый путь. Конфуций  Разум человеческий владеет тремя ключами,  открывающими все: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Все в этом. В. Гюго  Все исследуй, давай разуму первое место. Пифагор  Убеждение — это совесть разума. Шамфор   Есть чувства, восполняющие и затемняющие  разум, и есть разум, охлаждающий движение  чувств. М. М. Пришвин Две крайности: зачеркивать разум, признавать только  разум. Высказывания о чувствах:  Чувство — огонь, мысль — масло. В. Г. Белинский  Если чувства будут не истинны, то и весь наш  разум окажется ложным. Лукреций  Когда веленью чувств готовы мы поддаться,         Стыдливость в том всегда мешает нам признаться.         Умейте ж распознать за холодностью слов          Волнение души и сердца нежный зов. Ж. ­Б. Мольер  В мире чувства есть только один закон —  составить счастье того, кого любишь. Стендаль  ...Среди полей, у необъятных просторов моря  чувства становятся более высокими и чистыми. А. Франс Быть чувственным –  значит быть страдающим.  К. Маркс. Слово учителя. Слайд № 9 Ознакомьтесь с пояснениями  создателей  экзамена. Как они поясняют содержание тем  сочинений по направлению «Разум и чувство»  Пожалуйста, прочитайте их на слайде. Какие понятия мы будем раскрывать в своём  сочинении? Примерные темы:  «Ум с сердцем не в ладу»     (А. С. Грибоедов)  «Учитесь властвовать собой»  Разум и чувство          Направление предполагает раздумье о разуме и  чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего  мира человека, которые влияют на его устремления и  поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в  гармоническом единстве, так и в сложном  противоборстве, составляющем внутренний конфликт  личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных  культур и эпох: герои литературных произведений  нередко оказываются перед выбором между велением  чувства и подсказкой разума.  Дети читают и осмысливают 5 (А. С. Пушкин)  Что важнее: мыслить или чувствовать?  Могут ли гармонично сочетаться в человеке «ум  ума» и «ум сердца»?  Расчет или веление души? Что мы выбираем?  «Разум есть несравненно высшая способность, но  она приобретается не иначе, как победой над  страстями»     (В. Г. Белинский)  Жизнь есть комедия для тех, кто думает, и  трагедия для тех, кто чувствует (Мартти Ларни) V.Включение нового знания в систему понятий учащихся  Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося Слово учителя. Слайд № 10,11 Пожалуйста, послушайте стихотворение  известного русского поэта Александра Кушнера  «Времена не выбирают» в исполнении певца­ барда Сергея Никитина. Слово учителя. Слайд № 12 Давайте поработаем с текстом этого  стихотворения. Оно  на ваших столах. 1)Почему поэт говорит, что «времена не  выбирают, в них живут и умирают»? 2)Как вы понимаете значение слов «век  железный»?Какой это троп? 3)Как вы понимаете значение слов «…время­ кожа, а не платье, глубока его печать»? Какие  это тропы? 4)Как  вы понимаете строки «…время­это  испытанье, не завидуй никому»? Как может  время проверить человека? Слово учителя. Слайд №13 Сделаем вывод из наших рассуждений: Время проверяет наше право назваться  Человеком. Время проверяет нашу силу духа, способность   любить, защищать те ценности,которые ты  считаешь важными и необходимыми для твоего  бытия. Эта мысль может стать  предположительным тезисом нашего сочинения.  Её можно записать в наш черновик. Слово учителя. Слайд №14 Вспомним алгоритм работы над сочинением: что мы делаем после того, как сформулировали   1тезис сочинения? Пожалуйста, прочитайте  памятку по алгоритму работы над сочинением. Слово учителя. Слайд №15 Продолжим работу по сбору материалов к  нашему сочинению.В каких изученных нами  Учащиеся слушают Предположительные ответы: 1)Нет смысла ждать неких «лучших времен»,  которые, как правило, не наступают никогда, а  появляются новые трудности уже новых. Потому надо жить здесь и сейчас, ибо; прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. 2) Каждое время несёт свои испытания. Эпитет. 3) Как человеку нельзя сменить кожу, так нельзя как платье сменить время. Метафоры. Запись учащимися  1 тезиса. Чтение пунктов памятки  4,5 6 произведениях речь идёт о людях, чью силу  духа, стойкость проверяет время? К уроку вы по группам перечитывали эти  произведения. Слово учителя. Слайд №16,17,18 Послушаем краткую информационную справку о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Вспомним один из ключевых эпизодов повести с  помощью фильма Александра Прошкина  «Русский бунт». О ком из героев повести мы можем сказать:  «Они выдержали испытание временем»? Слово учителя. Слайд №19 ХХ столетие, «век­волкодав», как назвал его  русский поэт Осип Эмильевич  Мандельштам,принёс тяжелейшие испытания   человечеству. Одно из них – Великая Отечественная война.  Это событие освещено в многочисленных  художественных и публицистических  произведениях. Одним из самых пронзительных,  на мой взгляд, является рассказ «Судьба  человека» Михаила Александровича  Шолохова.Послушаем краткую  информационную справку об этом рассказе. Слово учителя. Слайд №20 Докажите, что Андрей Соколов достойно  прошёл испытание временем. Слайд №21 Вспомним этот трогательный эпизод с помощью  фильма «Судьба человека», режиссёром  которого и исполнителем главной роли  в  котором  является Сергей Бондарчук. Слово учителя.Слайд №22 Предполагаемым антитезисом нашего сочинения может стать мысль, что не всякий человек может достойно пройти испытание временем Слайд №23 Вспомним роман Михаила Юрьевича  Лермонтова «Герой нашего времени».  Послушаем  информационную справку. Слово учителя. Слайд №24 В информационной справке мы  услышали о  кризисе общественного сознания,   охватившем  Россию  40­е годы 19 века. Это время правления  императора Николая I , которыйвёл жесткую  политику по отношению ко всякому проявлению инакомыслия. Сурово  расправился с  декабристами, ужесточил цензуру, резко  Сообщение подготовленного  ученика Просмотр видеосюжета. Предположительные ответы учащихся: Пётр  Гринёв, Маша Миронова, капитан Миронов,  Василиса Егоровна, слуга Савельич, Сообщение подготовленного  ученика. Предположительные ответы учащихся: Андрей  Соколов во время войны полностью лишился  семьи, родного крова, достойно прошёл  немецкий концлагерь, но сердце его не  очерствело. После войны он усыновляет  беспризорника Ванюшку.  Просмотр видеосюжета. Запись 2­го тезиса сочинения учащимися Сообщение подготовленного  ученика. 7 сократил автономию университетов, создал   3  канцелярию  ­ политического сыска,  закрыл  ряд прогрессивных журналов, запретил принимать  крепостных крестьян в гимназии и  университеты. Не случайно императора в народе называли  « Николай Палкин», данный исторический  период  «эпохой безвременья», а поколение  людей, живших в это   время «потерянным  поколением».Отличительной чертой эпохи  безвременья был тип человеческой личности,  получивший в истории русской общественной  мысли грустное название «лишний человек». Поработаем с текстом романа. Слайд № 25 Прочитайте отрывок из предисловия со слов  «Герой нашего времени….» (3,4 абзацы)  Автор отмечает, что образ Печорина ­  собирательный, составлен из пороков его  поколения, и подобного современного человека  он часто встречал. Какие несчастья приносит Григорий  Александрович Печорин окружающим? Слово учителя. Слайд №26  Сделаем вывод: в «эпоху  безвременья»  Печорин, будучи человеком умным, сильным,  талантливым, выбирает путь  эгоиста,  становится «лишним человеком», не проходит  испытания временем. Ибо история знает  большое количествоимён людей, живших в это  же время  и принёсших пользу всему  человечеству: это и прогрессивный  общественный деятель, публицистАлександр  Иванович Герцен, и русский математик, один из  создателей неевклидовой геометрии, деятель  университетского образования и народного  просвещения Николай Иванович Лобачевский, и  русский хирург, и анатом, естествоиспытатель и  педагог, основоположник русской военно­полевой  анестезии Николай Иванович Пирогов  и многие  другие Слово учителя.Слайд№27 Выбирая литературный аргумент для нашего  антитезиса, обратимся к произведению  известного белорусского писателя Василя Быкова, послушаем  информационное сообщение. Слово учителя. Слайд№28 Как по­разному ведут себя в плену Сотников и  Рыбак?Кто из них проходит испытание  «бесчеловечными обстоятельствами»? Чтение учащихся. Предположительные ответы учащихся: губит  Бэлу, разрушает родственные  отношения в  чеченской семье, провоцирует на убийство  Казбича, обижает Максим Максимовича,  обманывает княжну Мери, убивает   Грушницкого, мучает Веру. Сообщение подготовленного  ученика. Предполагаемые ответы учащихся. Жестокий выбор у Сотникова: лучше умереть  человеком, чем жить скотиной.Сотников по  натуре совсем не герой, и когда смерть  становится реальностью, то он выбирает ее,  8 прежде всего потому, что его моральная основа  в таких обстоятельствах не позволяет ему  сделать иначе. Сотников поступает как  герой.  Да, он не разгромил врага, но он остался  человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг, рассматривается его стойкость и в  глазах тех нескольких десятков людей, которые  оказались свидетелями его последних минут. Рыбак в первых частях книги показан нам  хорошим партизаном.Но  война, предъявляя  свои жестокие требования, очень часто  предлагала обстоятельства бесчеловечные.Автор связывает предательство с ничтожностью  морально­этических представлений Рыбака, с  низким развитием его духовного мира. У него  оказался недостаточным человеческий,  духовный потенциал, не хватило моральной  силы, чтобы быть не только неплохим  партизаном, но и до конца выстоять в трудных  обстоятельствах, заплатив за это ценой своей  жизни. Рыбаку это не под силу, потому что для  него важнее было выжить, несмотря ни на что. Просмотр видеосюжета. Слово учителя. Давайте с помощью фильма Ларисы Шепитько  «Восхождение» вспомним кульминационный момент  повести. Слово учителя. Слайд №29 Вернёмся к алгоритму написания сочинения. Итак, мы рассмотрели ряд  изученных литературных  произведений, которые могут стать источниками  аргументов для доказательства тезисов в нашем  сочинении на тему «Человек и время в русской  литературе». Слайд №30 Тема испытаний человека во времена социальных  потрясений, войн и разрушения вековых традиций освещается и в произведениях,которые предстоит  изучить нам в 11 классе: это  романы Булгакова,  Шолохова, Пастернака, поэма Ахматовой, повесть  Солженицына. VI.Самостоятельная работа с проверкой Цель: первичный контроль над овладением техники написания сочинения Слово учителя. Слайд №31 Продолжим работу над черновиком сочинения.  Вспомним,  как строится итоговое сочинение  по литературе. Повторение учащимися информации о  композиции  итогового сочинения: I   . Вступление II   . Основная часть 1.1­ый тезис аргумент микровывод  2.2­ой тезис 9 аргумент микровывод……….. III   .Заключение Ответы учащихся. Ответы учащихся. Слово учителя. Слайд №32 Какие виды вступления больше подходят для  нашего сочинения?  ­ аналитическое;  ­ историческое;  ­ биографическое;  ­ личностное;  ­ цитатное. Слово учителя. Слайд №33 Какие виды заключения можно использовать для нашего сочинения?  ­ обобщение сказанного;  ­ цитата;  ­ призыв к читателю;  ­ риторический вопрос. В заключении попробуйте из аргументов вывести новую мысль значении в жизни человека разума  и чувства. VII. Проектирование дифференцированного домашнего задания. Слово учителя. Слайд №34 Задание базового уровня: написать сочинение  на тему «Что важнее: мыслить или чувствовать» Задание повышенной сложности: написать  сочинение на примерные  темы направления  «Разум и чувство» VIII. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности  своей и всего коллектива. Слово учителя. Слайд №35 Достигли ли мы цели урока, смогли  решить все  поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на  вопросы рефлексии  Учащиеся заканчивают  высказывания: 1.Урок заставил меня задуматься о… 2.За урок  я узнал/вспомнил/отработал навык... 3.Своей работой на уроке я доволен/не доволен. 4.Чтобы следующий урок стал лучше, надо… Использованные ресурсы: 1.А.С.Пушкин. Капитанская дочка.ilibrary.ru 2.М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени.litra.ru 3.М.А.Шолохов. Судьба человека.ilibrary.ru 4.В.Быков.Сотников.lib.ru 5.История России.historynotes.ru 6.Т.Н.Трунцева.Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка.  М.:ВАКО,2015. 7.А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урокаkhutorskoy.ru ПРИЛОЖЕНИЯ 10 Приложение №1 Раздаточный словарный материал  С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. № 2 Алгоритм работы над сочинением 1. Выберите одну из предложенных тем.  2. Сформулируйте   главную   мысль   вашего   сочинения,   она   же   —   первый   тезис,   который   вы поместите   во   вступление.   Для   того   чтобы   её   сформулировать,   её   надо   увидеть   в   теме, «зацепившись» за ключевое слово или слова. Помощниками вам здесь могут быть пословицы, поговорки, фразеологизмы, афоризмы, словарные статьи из толкового словаря, энциклопедии. Подумайте, что именно вы будете утверждать, доказывать или опровергать. Подумайте, есть ли к вашему тезису антитезис. 3. Напишите вступление.  4. Продумайте, какие аргументы вы приведёте для доказательства своей мысли; сформулируйте их для себя. 5. Подумайте, есть ли в ваших доказательствах слабое звено; представьте, какие аргументы мог бы привести ваш воображаемый оппонент и что бы вы ему ответили. 6. Напишите заключение.  7. Изложите всё на бумаге и проверьте себя. Приложение №3 Рефлексия 1.Урок заставил меня задуматься о…________________________________________ 2.За урок  я узнал/ вспомнил/ отработал навык...______________________________ 3.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен. 4.Чтобы следующий урок стал лучше, надо…_______________________________  Приложение №4 Сообщения подготовленных учеников Карточка №1 «Герой нашего времени» — первый русский социально­психологический и философский роман ­  впервые издан был в 1840 году. Сложность его содержания потребовала особой композиционной  формы, особого характера повествования, особого героя, в котором мог бы выразиться кризис  общественного сознания, характерный для эпохи Лермонтова.               Главные вопросы современной жизни спрятаны глубоко в художественную ткань. Своим  романом Лермонтов создает как бы механизм для их извлечения.  Роман состоит из законченных повестей, каждая из которых имеет собственный сюжетный цикл от  завязки до развязки : кавказская повесть о любви  Печорина к горской «дикарке» («Бэла»), очерк с  центральной фигурой русского  офицера  («Максим Максимыч»), романтическая повесть («Тамань»),  светская повесть («Княжна Мери» ) и философская новелла («Фаталист»). Все эти отдельные  жанровые формы становятся единым целым романа, сплавленные личностью Печорина, и сама их  пестрота помогает увидеть его в максимально различных ситуациях. 11 Главный герой романа Григорий Александрович Печорин принадлежит к социально­ психологическому типу, определяющему свою эпоху («Может быть, некоторые читатели захотят  узнать мое мнение о характере Печорина.Мой ответ — заглавие этой книги»). «История души  человеческой» стала основным предметом повествования. Одновременно с богатством внутренних  сил и одаренностью героя Лермонтов раскрывает и такие качества Печорина, которые снижают его  образ. Печорин ­ холодный индивидуалист, он безучастен к страданиям других. В «Бэле» мы видели  сатанинский эгоизм, способность ради прихоти изуродовать чужую жизнь, в «МаксимМаксимыче»,  «Княжне Мери» — бессердечие и душевную черствость. Но самое тяжелое обвинение ему ­  отсутствие жизненной цели, бесплодность существования. Постепенно он становится равнодушен не  только к окружающим, но и к самому себе.  Карточка №2 Повесть «Капитанская дочка» создавалась в течение 3 лет с 1833 по 1836 годы. А.С.Пушкина давно  привлекал замысел произведения о пугачёвском бунте. Стремясь к исторической точности, писатель  тщательно штудировал печатные источники о Пугачёве, знакомился с документами о подавлении  крестьянского восстания. А 1833 году предпринял поездку на Урал, чтобы встретиться  с  участниками крестьянской войны 1773­1775 годов, услышать народные предания о пугачёвском   бунте.             Сюжетом повести  служат приключения молодого дворянина Петра Гринева, волею случая  оказавшегося в эпицентре исторических событий. Повесть построена  как мемуары самого Гринева.  Произведение  состоит из 14 глав и послесловия от издателя, в котором говорится о дальнейшей  судьбе Гринева и Маши Мироновой. Каждая глава снабжена эпиграфом. Эпиграф взят или из  народного творчества, или из литературных произведений 18 века. Они комментируют содержание  каждой главы, обращая внимание читателя на главное в ней. Смысл эпиграфа «Береги честь  смолоду», предваряющего  повесть в целом, позволяет обратить особое внимание именно на те  эпизоды, в которых герои следуют этому принципу, даже если им грозит смерть, и тем самым сюжет  приобретает стройность.                                              Это, в первую очередь, касается таких эпизодов, как мужественное поведение Гринева,  капитана Миронова и его жены во время захвата крепости Пугачевым, стойкость Маши Мироновой  перед посягательствами Швабрина и, главное, последняя встреча Пугачева и Гринева, когда в ответ на приглашение служить у него Пугачев получает мужественный ответ Гринева: «Не требуй того, что  противно моей чести и совести». Гринев говорит в лицо Пугачеву все, что он о нем думает, и  предрекает ему поражение и погибель.                 С уважением и даже симпатией относясь к Пугачеву, Пушкин с помощью своего персонажа  говорит о бесперспективности и опасности неуправляемых народных бунтов, уничтожающих правых и виноватых, разрушающих все на своем пути: «Правление было повсюду прекращено: помещики  укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов  самовластно наказывали и миловали, состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно... Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» 12

Конспект урока по русскому языку и литературе в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе  в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе  в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе  в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе  в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе  в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе  в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе  в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе  в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе  в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе  в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе  в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."

Конспект урока по русскому языку и литературе  в 11 классе на тему "Итоговое сочинение."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017