Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"
Оценка 5

Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
04.04.2017
Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"
В ходе урока старшеклассники рассуждают о значении духовного выбора в жизни героини. Посредством обращения к произведению И.Шмелёва "Лето Господне" учащиеся работают над названием рассказа, определяя его церковно-христианское звучание. Особое внимание на уроке уделяется истории создания и значимости для православия Марфо-Мариинской обители.
Урок литературы в 11.docx
Урок литературы в 11­ом классе по творчеству И.А. Бунина. Тема урока: «Рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник», духовные  поиски героини» Цели урока: Обучающие:  совершенствовать навыки анализа литературного  произведения, умения определять тему и идею,  отвечать на проблемные  вопросы; Развивающая: развивать мыслительную и речевую деятельность учащихся,  умение сопоставлять обобщать, анализировать,  создавать условия для  развития  коммуникативных навыков; Воспитательная: воспитывать интерес к изучению творчества И. А. Бунина, к  русской литературе,  воспитание бережного отношения к слову автора,  ответственного отношения к собственному слову, формирование  восприятия  идеи произведения с помощью других видов искусств ( живопись). Тип урока: урок комплексного применения знаний.                                                Ход урока. Учитель читает отрывок из главы «Великий пост. Чистый понедельник»  1. И.Шмелёва «Сегодня у нас Чистый Понедельник, и всё у нас в доме чистят. Я смотрю на  растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник масленицы, нет ни  медвеников, ни горок. И радостное что­то копошится в сердце: новое всё  теперь, другое. Теперь уж «душа начнётся», «душу готовить надо»… 1.Вопросы учителя:  Какой понедельник называют Чистым? ( первый после Масленицы, он  означает начало Великого поста) ­Как вы понимаете выражения «душу готовить», «душа начнётся»? ­Выбрав для своего рассказа название «Чистый понедельник» , Бунин  опирался на значимость православного понятия?­ да, безусловно. ­ Так о чём же мы сегодня поговорим: о светской истории  или…?   Ответы учеников( и об истории из жизни, и о жизненном выборе, и о  жизненном предназначении) 2.Работа с текстом: найдите портретное описание героев, выделите основные,  на ваш взгляд, черты и особенности ( записывают в тетрадях, работая в  парах): Герой: «Богат, молод, хорош собой. Характер живой, постоянно готовый к  счастливой улыбке, к доброй шутке. Был склонен к болтливости,  простосердечной весёлости». Героиня «Красота какая­ то персидская (великолепные брови, как бархатный  уголь глаза, пленительный рот). Была чаще всего молчалива, много читала». То выезжала в шикарные рестораны, то завтракала в вегетарианской столовой.  Сравнительный анализ героев, выводы: Они вместе, но они  разные. Героиня  глубже по духовному содержанию. В ней чувствуется какая­то тайна,  внутренняя работа над собой. 3.Работа над образом героини. Обращение к тексту –выразительное чтение по ролям   « приезжая в  сумерки… до слов ­Это так Платон Каратаев говорил Пьеру.» Вопросы по прочитанному: ­ Почему герой рассказа восклицает « Это не  любовь, не любовь?» Знает ли героиня, что для неё счастье и любовь?  ( Пока не знает,  но она ищет  их в своей жизни, и этот поиск приводит её к духовно­нравственным истокам,  подтверждаем текстом « Как хорошо.  И вот только в каких­нибудь северных  монастырях осталась теперь эта Русь. Да  ещё в церковных песнопениях… Ох, уйду я куда­нибудь в монастырь, в какой­нибудь самый глухой, вологодский,  вятский!»  Героиня делает свой выбор,  уходит в монастырь.  Последняя встреча героев происходит у ворот Марфо­ Мариинской обители  ( чтение текста).  Описание пострига перекликается с картиной М.Нестерова « Великий  постриг» ( картина проецируется на экране или раздаются репродукции).  Работа над визуальным образом. Использование белого и чёрного цвета.  Изображение берёз и свечей.  Что такое постриг?­обряд посвящения в монахини. Что значит принять  постриг ?– уйти из мирской жизни, посвятить себя богу. А что значит посвятить себя богу?   В рассказе упоминаются реальные исторические личности княгиня Елизавета  Федоровна и великий князь Дмитрий  Павлович, упоминается Марфо­  Мариинская обитель. История создания обители и жизни Елизаветы Федоровны ­ это тоже  служение идеалам добра, нравственности , духовности. 4. Рассказ о  возникновении Марфо­Мариинской обители и её создательнице  ( совместно с учащимся).   Великая княгиня Елизавета Федоровна была сестрой российской царицы  Александры Фёдоровны, внучкой английской королевы Виктории и женой великого князя  Сергея Александровича. На князя было совершено покушение: 4 февраля  1905  года он был взорван террористом. После смерти мужа княгиня могла  уехать из России, вновь выйти замуж, но она , распродав драгоценности,  роскошную мебель, картины,  купила на Большой Ордынке участок, на  котором вскоре была построена Марфо­Мариинская обитель­ во имя  евангельской труженицы Марфы и молитвенницы Марии. Приют для девочек,  больница с операционной и аптека для бедных, воскресная школа и  библиотека­вот что располагалось на участке в полторы десятины.  Весной 1918 года Елизавету Фёдоровну и келейниц Варвару и Екатерину  арестовали. Арестованных отправили в Алапаевск. В ночь на 18 июля узниц  сбросили  в  шахты заброшенного рудника.  Колчак, после захвата Алапаевска, приказал  достать тела.  Тела Елизаветы Фёдоровны и её келейниц через Китай были  доставлены в Иерусалим. Теперь останки  великой княгини возвращены в  Россию. Елизавета Фёдоровна и её помощница Варвара кононизированы  православной церковью. А Марфа­Мариинская обитель возродилась и вновь  служит пристанищем добра, веры, надежды и любви.  Вопрос учителя:  ­Значит служение Богу­ это служение чему или кому? – Людям, добру,  милосердию. ­Как вы думаете, за этим ушла наша героиня? Да, её душа «подготовилась». ­ А как это повлияло на героя? – Он получил нравственный урок на всю жизнь, он рассказывает об этом знакомым и друзьям, ему хочется пережить это ещё  раз, приблизиться к нравственному поступку возлюбленной. Заключение урока: Заполнение карты: Мысли о Героине до урока                            Мысли о Героине после урока                                                         Героиня              Чистый понедельник­это… Постриг­это…               Марфо­Мариинская обитель­ это… Счастье и любовь­это……..

Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"

Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"

Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"

Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"

Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"

Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"

Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"

Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017