Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
04.04.2017
В ходе урока старшеклассники рассуждают о значении духовного выбора в жизни героини. Посредством обращения к произведению И.Шмелёва "Лето Господне" учащиеся работают над названием рассказа, определяя его церковно-христианское звучание. Особое внимание на уроке уделяется истории создания и значимости для православия Марфо-Мариинской обители.
Урок литературы в 11.docx
Урок литературы в 11ом классе по творчеству И.А. Бунина.
Тема урока: «Рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник», духовные
поиски героини»
Цели урока: Обучающие: совершенствовать навыки анализа литературного
произведения, умения определять тему и идею, отвечать на проблемные
вопросы;
Развивающая: развивать мыслительную и речевую деятельность учащихся,
умение сопоставлять обобщать, анализировать, создавать условия для
развития коммуникативных навыков;
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению творчества И. А. Бунина, к
русской литературе, воспитание бережного отношения к слову автора,
ответственного отношения к собственному слову, формирование восприятия
идеи произведения с помощью других видов искусств ( живопись).
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Ход урока.
Учитель читает отрывок из главы «Великий пост. Чистый понедельник»
1.
И.Шмелёва
«Сегодня у нас Чистый Понедельник, и всё у нас в доме чистят. Я смотрю на
растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник масленицы, нет ни
медвеников, ни горок. И радостное чтото копошится в сердце: новое всё
теперь, другое. Теперь уж «душа начнётся», «душу готовить надо»…
1.Вопросы учителя:
Какой понедельник называют Чистым? ( первый после Масленицы, он
означает начало Великого поста)
Как вы понимаете выражения «душу готовить», «душа начнётся»?
Выбрав для своего рассказа название «Чистый понедельник» , Бунин
опирался на значимость православного понятия? да, безусловно.
Так о чём же мы сегодня поговорим: о светской истории или…?
Ответы учеников( и об истории из жизни, и о жизненном выборе, и о
жизненном предназначении)
2.Работа с текстом: найдите портретное описание героев, выделите основные,
на ваш взгляд, черты и особенности ( записывают в тетрадях, работая в
парах):
Герой: «Богат, молод, хорош собой. Характер живой, постоянно готовый к
счастливой улыбке, к доброй шутке. Был склонен к болтливости,
простосердечной весёлости».
Героиня «Красота какая то персидская (великолепные брови, как бархатный
уголь глаза,
пленительный рот). Была чаще всего молчалива, много читала». То выезжала в
шикарные
рестораны, то завтракала в вегетарианской столовой.
Сравнительный анализ героев, выводы: Они вместе, но они разные. Героиня
глубже по духовному содержанию. В ней чувствуется какаято тайна,
внутренняя работа над собой.
3.Работа над образом героини.
Обращение к тексту –выразительное чтение по ролям « приезжая в
сумерки… до слов Это так Платон Каратаев говорил Пьеру.»
Вопросы по прочитанному: Почему герой рассказа восклицает « Это не
любовь, не любовь?»
Знает ли героиня, что для неё счастье и любовь? ( Пока не знает, но она ищет
их в своей жизни, и этот поиск приводит её к духовнонравственным истокам,
подтверждаем текстом « Как хорошо. И вот только в какихнибудь северных
монастырях осталась теперь эта Русь. Да ещё в церковных песнопениях… Ох,
уйду я куданибудь в монастырь, в какойнибудь самый глухой, вологодский,
вятский!» Героиня делает свой выбор, уходит в монастырь.
Последняя встреча героев происходит у ворот Марфо Мариинской обители
( чтение текста).
Описание пострига перекликается с картиной М.Нестерова « Великий
постриг» ( картина проецируется на экране или раздаются репродукции).
Работа над визуальным образом. Использование белого и чёрного цвета.
Изображение берёз и свечей.
Что такое постриг?обряд посвящения в монахини. Что значит принять
постриг ?– уйти из мирской жизни, посвятить себя богу.
А что значит посвятить себя богу?
В рассказе упоминаются реальные исторические личности княгиня Елизавета
Федоровна и великий князь Дмитрий Павлович, упоминается Марфо
Мариинская обитель. История создания обители и жизни Елизаветы Федоровны это тоже
служение идеалам добра, нравственности , духовности.
4. Рассказ о возникновении МарфоМариинской обители и её создательнице
( совместно с учащимся).
Великая княгиня Елизавета Федоровна была сестрой российской царицы
Александры
Фёдоровны, внучкой английской королевы Виктории и женой великого князя
Сергея Александровича. На князя было совершено покушение: 4 февраля
1905 года он был взорван террористом. После смерти мужа княгиня могла
уехать из России, вновь выйти замуж, но она , распродав драгоценности,
роскошную мебель, картины, купила на Большой Ордынке участок, на
котором вскоре была построена МарфоМариинская обитель во имя
евангельской труженицы Марфы и молитвенницы Марии. Приют для девочек,
больница с операционной и аптека для бедных, воскресная школа и
библиотекавот что располагалось на участке в полторы десятины.
Весной 1918 года Елизавету Фёдоровну и келейниц Варвару и Екатерину
арестовали.
Арестованных отправили в Алапаевск. В ночь на 18 июля узниц сбросили в
шахты заброшенного рудника. Колчак, после захвата Алапаевска, приказал
достать тела. Тела Елизаветы Фёдоровны и её келейниц через Китай были
доставлены в Иерусалим. Теперь останки великой княгини возвращены в
Россию. Елизавета Фёдоровна и её помощница Варвара кононизированы
православной церковью. А МарфаМариинская обитель возродилась и вновь
служит пристанищем добра, веры, надежды и любви.
Вопрос учителя:
Значит служение Богу это служение чему или кому? – Людям, добру,
милосердию.
Как вы думаете, за этим ушла наша героиня? Да, её душа «подготовилась».
А как это повлияло на героя? – Он получил нравственный урок на всю жизнь,
он рассказывает об этом знакомым и друзьям, ему хочется пережить это ещё
раз, приблизиться к нравственному поступку возлюбленной.
Заключение урока: Заполнение карты:
Мысли о Героине до урока Мысли о Героине после урока
Героиня
Чистый понедельникэто… Постригэто…
МарфоМариинская обитель это…
Счастье и любовьэто……..
Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"
Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"
Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"
Урок литературы в 11-ом классе по рассказу И.А.Бунина "Чистый понедельник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.