МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ» ( В. П. АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ» ( В. П. АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
02.04.2017
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»  ( В. П. АСТАФЬЕВ  «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС
Самостоятельное определение темы урока, активное участие в целеполагании, работа в режиме подводящего диалога не только ведёт к открытию нового знания, но и развивает речь обучающихся. Данная методическая разработка урока входит в серию уроков "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся в 11 классе" (при изучении эпических произведений" .
Царь-рыба.docx
Бражник Н. М., учитель русского языка и литературы Дебальцевской ОШ І­ІІІ ступеней № 3 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»  ( В. П. АСТАФЬЕВ  «ЦАРЬ­РЫБА» ), 11 КЛАСС Цели урока: образовательная:   углубить знания учащихся о творчестве В. П. Астафьева; раскрыть нравственные идеалы писателя через изучение (анализ)  рассказа «Царь­ рыба» развивающая:     развитие навыков анализа художественного произведения; развитие речи учащихся; совершенствование навыков выразительной речи; развитие познавательных интересов; воспитательная:  воспитание бережного отношения к природе;  воспитание  способности видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивым к чужой  боли. Тип урока: урок­размышление Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком! В. П. Астафьев План урока І. Вступительная часть к уроку. Слово о писателе      «Огромный   и   неспокойный   талант   Виктора   Астафьева   —   это   талант   действия   и убеждения,   нескончаемых   хлопот   по   обретению   человеком   своей   лучшей   сути.   Он   не может мириться с заржавевшей правдой бытия, говорящей, что всегда и во все времена были добро и зло, поровну того и другого. Он против зла в любых долях», ­ писал Валентин Григорьевич   Распутин   о   писателе   Викторе   Петровиче   Астафьеве,   чьи   произведения заставляют нас, читателей, размышлять о прочитанном, думать об окружающем нас мире и о себе. ­ Сегодня мы с вами попытаемся выяснить, в чём же заключается талант действия и убеждения писателя в произведении «Царь­рыба». ІІ. Изучение нового материала. 1.Об истории создания повествования в рассказах  «Царь­рыба» В январе 1977 года в письме В. Г. Летову В. П. Астафьев сообщил: "В пятом номере «Роман­газеты» в сокращенном виде идет «Царь­рыба» ­ продрала все невода и мережи на  своем пути…Не давать стало невозможно, велик резонанс, сильно пошла за кордон, а ведь написана­то лишь частица, капля из великого моря человеческих страданий и безобразий, чуть тронута вопросом тема – отчего это люди так одиноки?» 2. Просмотр видео­фильма «Иллюстрации к произведению В.Астафьева «Царь­ рыба» художника С. Элояна ­ Как связан фильм с произведением? О чем этот сюжет? — Как и чем соединяются в единое целое части цикла «Царь­рыба»? (Сюжет связан с путешествием автора ­ повествователя по родным местам в Сибири.) 3.Работа с эпиграфами к произведению У «Повествования» два эпиграфа. Один эпиграф – отрывок из стихотворения Николая Рубцова.  Другой принадлежит американскому ученому Халдору Шепли.    ­ Перечитайте внимательно эпиграфы, которыми предваряется «Царь­рыба. Как эти  эпиграфы связаны между собой?     ( Эти строки выражают авторскую позицию, указывают на противоречивое содержание произведения.   Писатель   говорит   о  «зловещем   празднике   бытия»,   о  «смятенном   облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно выражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром: «Всем строем своей повести я хотел   сказать читателю: настало время… охранять природу…защита   природы   –   это   защита   самого   человека   от   нравственного саморазрушения» ) - Главная тема «Повествования в рассказах» В. П. Астафьева – человек и природа, их  единство и противоборство. Писатель как никто другой понимал, что природа не  безгранична, что в отношениях с ними человек переступил нравственные законы. По его  мнению, отношение человека к природе – показатель духовности. ­Ребята, давайте попытаемся сформулировать тему нашего урока. («Проблемы взаимоотношений человека и природы") ­ Какими показаны человек и природа на страницах произведения «Царь­рыба»? — В чем проявляется единство человека и природы? 4. Анализ повествования в рассказах «Царь­рыба» ­ В чем проявляется позиция автора по отношению к браконьерам? (По   мнению   Астафьева,   браконьерство   ­   страшное   зло.   Браконьерами   движет   жажда наживы, желание урвать лишний кусок, чувство зависти. У каждого из них в прошлом уголовные   и  нравственные   преступления. Совершая   насилие  над  природой,  браконьеры сами морально разлагаются, не признают  нравственные законы, объединяющие людей и природу. Теряется человеческое в человеке­ вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.П.Астафьева.) Чтение отрывка  «И из­за нее, из­за этой гады забывается в человеке человек» до «его не достанешь» («Царь­рыба»)  Работа над содержанием рассказа  «Царь­рыба». В центре нашего внимания рассказ «Царь ­ рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско­нравственных мыслей автора. 5. Сравнительный анализ рассказа "Царь­рыба" и повести "Старик и море"  Э. Хемингуэя 1)  Вспомните краткое содержание повести “Старик и море”    ( Старый рыбак Сантьяго вот уже 84 дня возвращался без рыбы. Помогавший ему  мальчик обнадеживал его, провожая на 85­й день в море. Уплывшему далеко в море  старику с трудом удалось поймать огромную рыбу. Трое суток боровшись с ней, обессилев, он пустился в обратный путь, привязав рыбу к лодке. Но на рыбу напали акулы и съели ее, как ни боролся старик с ними. Старик вернулся со скелетом рыбы только на четвертые  сутки, голодный, ослабевший, но с уверенностью, что его никто не победил.) 2)  Краткое содержание рассказа “Царь – рыба”      (  Браконьер Игнатьич на Енисее поймал огромную рыбу – осетра. Но при попытке перевалить ее в лодку сам упал в воду и зацепился за крючки самолова. Так человек оказался в ловушке вместе со своей жертвой. Выбившись из сил, запутавшись в крючках из собственных самоловов, связанный одной гибельной цепью с царь­рыбой, в итоге герой покаялся в своих грехах и отказался от добычи. В конце рыба освобождается и уходит.) ­ К моменту создания Виктором Астафьевым рассказа “Царь­рыба” уже мировую известность получила повесть Хемингуэя “Старик и море”, написанная в 1952 году и принесшая автору Нобелевскую премию. Сюжеты этих произведений несколько схожи. Зачем же Астафьеву нужно было создавать такое произведение спустя 24 года после Хемингуэя?  Какие проблемы решаются в них?      (В них поднимаются разные проблемы. Если в “Старике и море” основная проблема ­ победа и поражение человека, то в рассказе “Царь – рыба” ­ взаимоотношения человека с природой   в   новых,   иных   условиях.   Здесь   проблема   не   только   экологическая,   но   и нравственная. ) ­Да,   хотя   и   в   обоих   произведениях   описывается   поединок   человека   с   рыбой,   они отличаются во многом. Вот эти отличия мы с вами должны найти. ­   Что   вы   можете   сказать   о   героях   этих   произведений?  ­   Ответы   учащихся   по примерному плану:      портрет героя; занятие, социальное положение; взаимоотношения с окружающими; качества личности. как относится герой к своей жертве? Старик Игнатьич Уважение к рыбе: “Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я  убью тебя прежде, чем настанет вечер”. Заботится:  “Худо тебе, рыба?” “Если ты еще не устала, то на самом деле –  необыкновенная рыба…”  “Как хорошо, что нам не приходится  убивать звезды!”  “Жалко рыбу, которой нечего есть.  Сколько людей она насытит! Но достойны  ли люди ею питаться? Конечно, нет. Никто  на свете не достоин ею питаться: поглядите  только, как она себя ведет и с каким  благородством.”  “Может быть, грешно было убивать рыбу.  Хоть я и убил ее для того, чтобы не умереть  с голоду и накормить еще уйму людей.” Старик – частица этого мира природы:  “Я все равно ее одолею. Хоть это и  несправедливо, но я ей докажу, на что  способен человек и что он может вынести.”  “Мне жаль, рыба, что все так получилось.  Ты уж прости меня, рыба.” Обсуждение идейного содержания Опасная работа Игнатьича вызвана не  стремлением утолить голод, обрести  кусок хлеба, а жаждой обогащения. Это  засатвляет его рисковать жизнью и  проливать кровь человеческую и  “братьев наших меньших”: ­Называет рыбу "Царь­рыбой". ­ “Уходи!” ­ дубасит рыбину по башке. ­ Уговаривает рыбу скорее умереть: “Ну что тебе! Все равно околеешь”.  Отвращение к рыбе: “Почему же он раньше­то не замечал, какая  это отвратная рыба на вид!… все­все  отвратно, тошнотно, похабно!" "Из­за нее, из­ за этакой гады забылся в  человеке человек! Жадность его обуяла!  Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею, за рыбой этой клятой”  Она кажется уже оборотнем:  “Иди, рыба, иди!” Ее спасение символизирует торжество  жизни, спасение природы, а значит, и самой  жизни от уничтожения человеком. ­ Что вы заметили в отношении авторов к своим героям: Хемингуэй: Астафьев: “Я попытался дать настоящего старика  Автору больно смотреть, как его земляки и настоящего мальчика…” ,“Мне  преступили старинную заповедь и решились на  повезло, что у меня были хороший  старик и хороший мальчик” разбойный, зверский лов рыбы. Он не судит  героев, а заботится об их душевном исцелении,  выступает с позиций добра, гуманности, но  против варварской позиции.   ­ Что можно сказать об идее произведений?  “Человек не для того создан, чтобы  терпеть поражение. Человека можно  уничтожить, но его нельзя победить”.  Хотя старик и терпит поражение, но в  высшем смысле он остается  непобежденным, его человеческое  достоинство торжествует.  Не зря в конце повести старику снятся  львы. Он, как и в юности, вновь молод и  непобедим. Протест против хищничества. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, нарушая  экологическую среду, человек совершает  нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко  всему живому, а стало быть, и к себе самому. В  символической картине единоборства человека  с природой ни на чьей стороне не может быть  победа, так как человек и природа “повязаны  одним смертным концом”. Гармонические   “Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот что делает  отношения могут быть сохранены только  благодаря духовно­историческому опыту  человека непобедимым”. Это и есть  нравственный вывод писателя. предшествующих поколений. Человек у  Астафьева не торжествует, доказывая свое  превосходство, а вымаливает у рыбы спасение.  Можно согласиться, что люди действуют  против законов природы, но повинуются  законам природы. 3) Краткий пересказ эпизода "Взаимоотношения Игнатьича с односольчанами" ­ Как жители поселка относятся к Игнатьичу? ­Какие взаимоотношения Игнатьича с младшим братом Командором? ( Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена,   сын   –   подросток. Односельчане   уважают   Игнатьича.   При   всех   достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего, потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден. «Звали его вежливо», «был ко всем внимателен», «был посноровистей любого   механика»,   «к   чушанцам   относился   с   некоторой   долей   снисходительства   и превосходства», «однако шапку лишка не ломал». Холодные,   враждебные   отношения   между   братьями.   Друг   другу   желают   смерти. Взаимоотношения между людьми – это нравственная проблема.) 6) Анализ эпизода «Поединок человека с царь­рыбой» ­ Почему царь­рыба , а не осётр? (  В   языческие   времена   человек   ставил   запреты   (табу)   на   имена   обожествляемых   им животных, чтобы не накликать на себя беду . В произведении В. П. Астафьев царь­рыба ­ символ природы, та основа жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её   истреблением   обрекает   себя   на   медленную   мучительную   смерть.   «Так   зачем   же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».) ­ Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыба? ( ( ( ( Радовался улову, боялся упустить. «Делить осетра?.. В осетре икры два ведра, если не больше. Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь­рыбу...” Герой   думает,   что   ему   все   дозволено.   Астафьев   считает,   что   эта   вседозволенность   не может быть ничьим правом. Игнатьич замахнулся не только на осетра, но на саму мать­ природу.) Чтение отрывка "Поединок Игнатьича и рыбы" ­ Как и почему «реки царь и всей природы царь» оказались на одной ловушке? ­ В чем заключается поединок? ( В этом эпизоде писатель показывает, что человек повязан «одним смертным концом» с  природой. В рыбе воплощено женское начало природы, рыба жалась к человеку, это  говорит нам о месте человека в жизни природы, особенно, если он добр и внимателен к ней. Мы видим здесь и единоборство человека и природы. Царь природы и Царица рек  встречаются в равном бою. Теперь они на одном крючке. Судьба Игнатьича в руках  природы.) Фамилия Игнатьича Утробин произошла от слова «утроба» ­ живот, брюхо, внутренности;  ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном,  алчном человеке. ­ От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая  совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть? 7) Словарная работа.  «Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед  обществом, перед людьми».  Признание вины за совершенный неблаговидный поступок  Самоконтроль человека  Стеснение, стыд, неловкость ­ А зачем совесть нужна человеку? ( Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки. Совесть может предотвратить плохой поступок.) ­ А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась? ( Игнатьич обращается к Богу и просит: «Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!») ­ Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось? ( Игнатьич вспомнил слова деда: "Царь – рыбу может добыть только человек с чистыми помыслами, не запятнавший свою душу ничем, а если совершил «варначий » поступок, лучше отпустить царь ­ рыбу". ) ­ В чём их смысл? ­ Что понимает Игнатьич? ( Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь:  Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой.  Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?  Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук  пьяного шофера любимая племянница      Игнатьич понимает, что наказан за грехи. Просит прощения у Глаши Куклиной. Он покаялся   перед   матерью­природой. Перед   лицом   надвигающейся   гибели   всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни   покаяние   перед   Глашей   не   смогли   смыть   грязь   с   души   от   постыдного   поступка.  Поединок   заканчивается   бессилием   Игнатьича,   страхом   перед   природой,   перед   Богом, смертью. Он считает, что наказан за грехи, и пришла пора за них отчитаться. Чтение отрывка «Ни на одну женщину…» – Для чего Астафьев поведал нам эту историю? (Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит. ) ­ Какую нравственную проблему поднимает автор? (  Долг, ответственность, совесть. ) – Что спасает Игнатьича?  (  Глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью­природой. И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого­нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата. «Прощайте и прощены будете» ,­гласит евангельская заповедь.) – Что испытывает Игнатьич после покаяния?  Почему стало на душе Игнатьича  легче, когда освободилась царь­рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о  ней?  (Освобождение. Быть может, появилась надежда что­то исправить в своей жизни. Быть  может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь­рыба, тяжко раненная,  но яростная и неукрощенная. Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь­рыбу, чтобы  не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько можешь!» Астафьев  убеждает нас, что в жизни все взаимосвязано: рыба, человек, поступки людей и их судьбы,  понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом  освобождению Игнатьича и Царь­рыбы. ) ­ Какую нравственную проблему нравственную проблему мы можем выделить из этого эпизода?  (Проблема взаимоотношений человека и природы. ) ІІІ. Выводы. Рефлексия ­ Проблемы, поднятые в произведениях Астафьева, актуальны и сейчас. Астафьев  напоминает, что человек и природа – единое целое, что все мы – ее часть, что волей­ неволей человек, как бы цивилизован он ни был, находится под властью законов  природы. ІV . Минуты творчества ­ Авторами прочитанных произведений созданы яркие образы (старик, рыба, океан, Игнатьич, царь–рыба, река). А как вы относитесь к этим образам? Подведем итоги своим размышлениям при помощи создания маленьких пятистиший – синквейнов.      Учащиеся   имеют   опыт   создания   синквейнов.   Слово   “синквейн”   происходит   от французского слова, означающего “пять”. Синквейн создается по определенным правилам. 1. В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно  используется существительное. 2. 3. 4. Во второй строчке двумя прилагательными дается описание темы. В третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к  теме, его чувства. 5. Пятая строчка – это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого  синквейн начинается. Рифма не требуется. Например, у учащихся получились такие пятистишия: Рыба, Красивая и сильная, Попалась, утащила, уморила, Держалась достойно до конца, Умница! Старик, Смиренный и гордый, Любуется, борется, теряет. Твое человеческое достоинство торжествует, Победитель! Игнатьич, Умный и жадный, Ловит, истребляет, раскаивается. Природа не терпит алчности, Браконьер. Природа, Красивая, чистая, Дыши, радуйся, живи. Я восхищаюсь твоей добротой, Родная! (и другие).    Природа дарит человеку жизнь. Будущее природы и человека зависит от самого человека,   от   его   исторической   памяти,   от   следования   нравственному   опыту народа. Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас. V. Домашнее задание.     Подготовить письменный ответ на вопрос: " Каковы нравственные уроки “Царь­рыбы”  для современного молодого человека?"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ» ( В. П. АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»  ( В. П. АСТАФЬЕВ  «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ» ( В. П. АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»  ( В. П. АСТАФЬЕВ  «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ» ( В. П. АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»  ( В. П. АСТАФЬЕВ  «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ» ( В. П. АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»  ( В. П. АСТАФЬЕВ  «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ» ( В. П. АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»  ( В. П. АСТАФЬЕВ  «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ» ( В. П. АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»  ( В. П. АСТАФЬЕВ  «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ» ( В. П. АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»  ( В. П. АСТАФЬЕВ  «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ» ( В. П. АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»  ( В. П. АСТАФЬЕВ  «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ» ( В. П. АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»  ( В. П. АСТАФЬЕВ  «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ» ( В. П. АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»  ( В. П. АСТАФЬЕВ  «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ» ( В. П. АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»  ( В. П. АСТАФЬЕВ  «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ» ( В. П. АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»  ( В. П. АСТАФЬЕВ  «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ» ( В. П. АСТАФЬЕВ «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»  ( В. П. АСТАФЬЕВ  «ЦАРЬ-РЫБА» ), 11 КЛАСС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017