Певец Донского края: взгляд сквозь время
Оценка 4.6

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
05.04.2018
Певец Донского края: взгляд сквозь время
Время свидетельствует о непреходящем интересе к творчеству М.А. Шолохова. Герои шолоховских произведений вошли в наше сознание, в нашу жизнь как близкие и дорогие нам люди. Когда мы перечитываем страницы «Тихого Дона», «Поднятой целины», «Судьбы человека», «Донских рассказов», мы открываем сложную, многоликую жизнь с её счастьем и страданиями, с трагическими заблуждениями и мучительными поисками истины, с потерями, горем, слезами, с неистовой любовью и тихой радостью бытия и ощущаем запах вишнёвых садов, степных трав, полевых цветов, оттаявшей землиДанная методическая разработка урока посвящена изучению биографии М. А. Шолохова. Она включает в себя план-конспект урока, приложения. Предназначена для преподавателей-словесников различных типов учебных заведений.
Обухова.docx
Российская Федерация Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский политехнический колледж» ПРЕДМЕТА Русский язык,   литература Преподаватель Ольга Михайловна  Обухова г. Шахты Аннотация. Данная методическая разработка урока посвящена изучению биографии М. А. Шолохова. Она включает в себя план­конспект урока, приложения. 1 Предназначена   для   преподавателей­словесников   различных   типов учебных заведений. Содержание. 2 1. 2. 3. 4. Введение. Основная часть. 2.1. Цели урока 2.2. Ход урока 2.3. Развернутый конспект урока 2.4. Приложения Заключение. Список используемой литературы. 4 6 6 7 12 22 34 35 3 Введение. Много талантливых и ярких имен связано с Донской землей: Анатолий Калинин,   Виталий   Закруткин,   Валерий   Латынин…   Но,   бесспорно, главенствующее   место   принадлежит   Михаилу   Александровичу   Шолохову. Его   произведения   не   утратили   своего   значения   и   в   наши   дни,   ибо изображенные в них ценности общечеловеческие: добро, любовь, родной очаг, дети, друзья. Нам же, жителям Ростовской области, особенно близок и дорог этот   поистине   великий   писатель   и   ныне   помогающий   своим   творчеством глубже   осознать   всю   святость   и   значимость   древней   казачьей   земли,   на которой жил и живет мудрый и трудолюбивый народ.  Редкому художнику дано счастье в творчестве так сродниться со своей землей, так раствориться в ней, что само имя писателя стало неотделимо от воспетого им края, от великого Тихого Дона, на берегу которого стоит и вечно будет стоять дом Михаила Шолохова. Мы говорим: Шолохов – и видим черноземы юго­восточной России, людей, живущих на этой древней земле. Мы говорим:   Дон   ­   и   перед   нами   –   одно   из   самых   притягательных   имен   20 столетия – Шолохов. Жизнь нашего края, его судьба – часть прошлого и настоящего нашей России, наверное, поэтому так важно изучать творчество М. А. Шолохова, ведь   его   произведения   дают   обучающимся   возможность   посредством художественного слова постичь его красоту. Программа   по   литературе   отводит   на   изучение   творчества   М.   А. Шолохова 9­10 часов в 11 классе. А это немало. Поэтому необходимо дать учащимся   представление   не   только   об   проблемно­нравственной   основе шолоховских   произведений,   но   и   познакомить   их   с   художественным мастерством   писателя.   М.   А.   Шолохова   следует   показать   как   тончайшего стилиста, знатока русской речи, ее южного казачьего диалекта. «Велика   власть   шолоховского   слова.   Сколько   в   нем,   человечности, глубины,   лиризма,   мудрой   простоты!   Граждански   бесстрашно,   прозорливо смотрит писатель на мир и на человека. Воистину художник начинается тогда, когда кончается страх за себя, и он уже не волен глядеть на мир однобоко: он видит   мир   глазами   Истины   и   следует   ей   иногда   даже   вопреки   своему желанию. А когда к этой, бесспорно входящей в определение таланта, черте прибавляется   еще   одна   ­   страсть   борца,   та   добрая   и   злая   человеческая страсть,   которая   движет   художником   в   его   поисках   лучшего   для   своего народа. – рождается великий писатель», ­ сказал Виктор Петелин. Я думаю, что именно таким является Шолохов.  4 Время   свидетельствует   о   непреходящем   интересе   к   творчеству   М.А. Шолохова. Герои шолоховских произведений вошли в наше сознание, в нашу жизнь как близкие и дорогие нам люди. Когда мы перечитываем страницы «Тихого   Дона»,   «Поднятой   целины»,   «Судьбы   человека»,   «Донских рассказов»,   мы   открываем   сложную,   многоликую   жизнь   с   её   счастьем   и страданиями,   с   трагическими   заблуждениями   и   мучительными   поисками истины, с потерями, горем, слезами,  с неистовой любовью и тихой радостью бытия   и   ощущаем   запах   вишнёвых   садов,   степных   трав,   полевых   цветов, оттаявшей земли…        Поражаешься, как точно и как тонко изображает автор характеры своих героев. Французский переводчик  М.А. Шолохова Жан Катала отмечал: «Он принадлежит к числу тех писателей, чьё искусство помогает каждому стать более человечным».     Шолохов с особой силой и страстностью призывал ценить и  понимать человека, поэтому его произведения современны и созвучны  тревогам наших дней.   «Всегда   и   во   всём,   что   бы   ни   происходило   на   земле,   помните   о человеке, не просто о номинальном, а об этом, с его единственной жизнью, с душой, и в самом деле заключающей в себе целый мир!» – таков нравственный завет писателя.   жизненности         В книгах Шолохова мы находим ответы на главные вопросы, учимся понимать общечеловеческие ценности. В этом и есть секрет вечной молодости и                   «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой­то мере,   я   счастлив».   Эти   слова   Михаила   Александровича   как   нельзя   лучше говорят о его отношении  к предназначению своего творчества. произведений писателя.   Актуальность   работы  определяется   настоятельной   потребностью изучения региональной картины мира в литературном произведении. Каждый этнос (в нашем случае – донское казачество) имеет свою историю и традиции, складывающиеся   веками,   живет   в   определенной   географической   и климатической   зонах.   Окружающий   его   мир   отражается   в   духовном восприятии   действительности.   Шолохова   раскрывает миропонимание, устои и быт донского казачества, связанного кровными узами с родной природой, со своей землей.   Язык   М.А. Объектом изучения является биография М. А. Шолохова. Творчество   нашего   великого   писателя   давно   находится   в   центре внимания   критиков.   Иные   из   них   –   вольно   или   невольно   –   упрощали шолоховских героев, тем самым снижая величие его произведений. Вот   почему,   думается,   основная   задача   заключается   в   том,   чтобы представить   героев   Шолохова   такими,   какими   изобразил   их   в   своих произведениях сам писатель. 5 Раздел:                                    Литература  I половины ХХ века Тема урока:            Певец Донского края: взгляд сквозь  время Цели урока:          Образовательная:  дать представление о личности М.А.Шолохова;  познакомить с жизненным и творческим путями;  с основными произведениями писателя.          Развивающая:  развивать умение слушать и работать с тестом­ конспектом;  развивать внимание и умение выделять главное;  монологическую и диалогическую речи.           Воспитательная:  воспитывать культуру общения, любовь к родному   краю и       человеку; воспитывать духовную потребность в общении с  героями    М.А.Шолохова Тип урока:            изучение нового материала Вид урока:            урок презентация с элементами инценирования  Методы обучения:   словесный, наглядно­иллюстративный, репродуктивный,  поисковый. Материально­техническое оснащение урока:  компьютер;  мультимедийный проектор;  книжная выставка 6 Учебно­методическое обеспечение:  тест­конспект  видео отрывки из кинофильмов: «Тихий Дон»;                                                                «Они сражались за Родину»;                                                                                  «Судьба человека»;                                                                  «Поднятая целина». Межпредметные связи:      История (историческая обстановка 20÷30 гг. в  России)                                                   ХОД  УРОКА Этапы урока Деятельность преподавателя I.Организационный момент (1 мин) Приветствие Проверка присутствующих на уроке Проверка готовности к уроку II. Целевая организация  (3 мин) III. Изучение нового материала (35 мин) Сообщается тема и цели Тема урока: Певец Донского края: взгляд сквозь время. Как вы думаете о каком  писателе пойдет речь? Перед нами стоит цель:  познакомиться с  жизненными и  творческими путями  М.А.Шолохова,  основными  произведениями писателя Для этого во время урока вы  работаете над  тест­конспектом, заполняя  пропущенные слова и даты Слово преподавателя ­ Место рождения писателя ­ Годы обучения 7 Деятельность учащихся Приветствие  Староста предоставляет рапортичку с указанием отсутствующих Ответ: М.А.Шолохова Слова Шолохова (учащегося) ­ М.А.Шолохов в годы  гражданской войны Слово Шолохова (учащегося) ­ Впечатления страны детства и юности оказали едва ли не  решающее  воздействие на  писательскую судьбу ­ В 1922 году Шолохов едет в  Москву… Выход двух  сборников «Донские рассказы», «Лазоревая степь» ­ 1923г. – фельетон  «Испытание»   1924г. – рассказ «Родина» Семья переезжает жить в  станицу Вёшенская ­ С чьим именем связано  Михайловское? ­ А Ясная Поляна? ­ В 1926 г. началась работа над  романом     «Тихий  Дон» ­ о романе «Тихий Дон» ­ 30­е годы – работа над  романом о         коллективизации ­ общественные дела Шолохова ­ о романе «Поднятая целина» ­ взаимоотношения Шолохова  со Сталиным ­ работа военным  корреспондентом. С 1941 по  1945 гг. М Шолохов написал 10 8 Слово учащегося о красоте степи Стихотворение о красоте Дона читает учащийся Слово учащегося из произведения «Тихий Дон» Ребята отвечают Стихотворение читает учащийся Отрывок из произведения «Тихий Дон» Слово Шолохова (учащегося) Стихотворение Д.Долинского читает учащийся    Слово Шолохова (учащегося) публикаций, статей, рассказ  «Наука ненависти» главы  романа «Они сражались за  Родину» ­ рассказ «Наука ненависти» ­ книга «Они сражались за  Родину» ­ появление рассказа «Судьба  человека» Слово учащегося о любви и Родине Монолог лейтенанта Виктора Герасимова читает учащийся Диалог  Лопахина и Некрасова – читают учащиеся ­ слово учителя о связи времен 1965 – получение Нобелевской  премии Слово Шолохова – читает учащийся Слово Шолохова – читает учащийся Стихотворение В.Фирсова – читает учащийся Слово Н. Корсунова – читает учащийся ­ в последние годы жизни  главной заботой Михаила  Александровича стала борьба  за мир на земле ­ он умер в феврале 1984 года ­ похоронен Шолохов в своей  родной земле, и со всего мира  приезжают туда почитатели  Шолоховского таланта, чтобы  отдать дань уважения памяти  творца ­ слова Шолохова звучат как  завещание 9 Выставление оценок учащимся Ответы учащихся Запись учащихся IV. Закрепление изученного материала и способов действия V. Оценивание деятельности учащихся VI. Домашние задание А сейчас я хочу предоставить  слово преподавателю истории  Фроловой Р.А., которая лично  встречалась с М.А.Шолоховым Наша встреча подходит к  концу. Прошу Вас обменяться  работами и, сверяя с ключом,  оценить работы друг друга. ( 3  мин) Беседа по изученному  материалу 1. Какова была цель нашего  урока? Какие  произведения Шолохова  были оставлены нам в  наследство? 2. Экранизация. Выставка  С какими моментами  3. истории России связано  творчество М.Шолохова? Оценивание творческих заданий Комментарий домашнего задания Прочитать в учебнике стр. 180  – 181 1 том романа «Тихий Дон»,  отметить особенности  казачьего быта, уклада семьи Индивидуальное задание на  карточке: Роман­эпопея,  психологический параллетизм,  персонаж, хутор, заваленка,  забазье. курень, амбар. 10 Ход урока.   Приветствие. Проверка присутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку. Учитель.   Тема урока : «Певец донского края: взгляд сквозь время»   Как вы думаете о каком писателе пойдет речь на уроке? Правильно. Цель нашего урока – познакомиться с жизненным и творческим путями М. А. Шолохова, основными его произведениями. Для этого во время урока вы работаете над тестом – конспектом, заполняя пропущенные слова и даты. Весь   мир  знает  его   как  писателя ­  лауреата  Нобелевской  премии, а также других зарубежных и советских премий и почетных званий. Многим он известен   как   общественный   деятель,   орденоносец,   человек   во  многих отношениях примечательный. Красотой твоей я покорен, Ненаглядная даль степей! Здравствуй, Шолохов! Здравствуй, Дон! Здравствуй, слава земли моей!                А между тем почти вся жизнь его прошла не в столице и даже не в городе, а в небольшой станице Вешенской, на берегу тихого Дона.           В этом красивом 2­этажном доме (показ)  рождены едва  ли не все его произведения, вошедшие в золотой фонд мировой литературы.        Судьба... Она не была легкой у тех, чье детство и юность пришлись на начало   века,   а   зрелость   ­   на   годы   сталинских   репрессий.   Михаил 11 Александрович знал победы и беды, почет и клевету, уважение и зависть... До сих  пор   отношение  к   нему   неоднозначно,  еще   не  все  тайны  шолоховского мастерства   открыты   читателям.   Чтобы   лучше   понять   что   это   была   за личность, давайте проследим основные вехи творческой биографии писателя.         Знаете ли вы, что писатель Шолохов награжден почетным для каждого филолога   болгарским   орденом   Кирилла   и   Мефодия?   День   памяти   этих христианских святых ­ 24 мая. Это праздник всех грамотных людей ­ День славянской письменности и культуры. Вот с какой серьезной датой совпадает день рождения Михаила Шолохова.(фото)                Родился М. А. Шолохов на юге России, в  хуторе Кружилине станицы Вешенской  Донского   округа,  ныне   Ростовской  области, 24  мая  1905  года. Мать его, Анастасия Даниловна Черникова, дочь крепостного крестьянина, родом   с   Украины;   отец,   Александр   Михайлович,   выходец   из   Рязанской губернии.  Чтец.  Я родился на Дону, рос здесь, учился, формировался как человек и писатель... И, будучи патриотом своей могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края». Учитель.  Семья   часто   переезжала.   Миша   учился   сначала   дома,   потом   в начальном училище в станице Каргинская и в нескольких гимназиях. В 1812 году Шолохов поступает в приходское училище, в класс, который вел Михаил Григорьевич Копылов, впоследствии изображенный в «Тихом Доне» под своей фамилией.   В   1914   году   Михаил   впервые   попадает   в   Москву,   учится   в подготовительном классе Московской гимназии, а с 1915 года перевелся в богучаровскую мужскую гимназию. Учебу прервала революция 1917 года и гражданская война. Чтец. «С 1920 года, т. е. с момента окончательного установления Советской власти на юге  России, я, будучи 15­летним подростком, сначала поступил учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, а потом пошел   на   продовольственную   работу...   Все   время   усиленно   занимался самообразованием». Учитель.  В  годы   гражданской   войны   Михаил   Шолохов   состоял   в   части особого назначения – ЧОН (запись на доске). Будущий автор «Тихого Дона» и его товарищи преследовали белогвардейцев в степях Верхнего Дона. (фото) Чтец,  «Степь   родимая!   <..­>   Родимая   степь   под   низким   донским   небом! Вилюжины  балок,  суходолов, красноглинистых  яров,  ковыльный   простор  с затравевшим   гнездовым   следом   конского   копыта,   курганы,   в   мудром молчании берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по­сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, нержавеющей кровью политая степь!» Учитель. Впечатления страны детства и юности оказали едва ли не решающее воздействие   на   писательскую   судьбу.   Молодое   сердце   жадно   впитывало 12 красоту степей и лугов Придонья, неповторимый казачий мир с его красками, запахами, песнями и легендами. Учитель.  Шолохов   много   читает,  ездит   по   станицам   и   хуторам,   собирает народные песни и предания, изучает архивы и рукописи, слушает рассказы стариков о былых походах... И оживает прошлое: слышится в песне и казацкая удаль,   и   топот   конских   копыт,  и   горечь   матери,   не   дождавшейся   сына   из дальних краев..,(фото) Как ты, батюшка, славный тихий Дон, Ты кормилец наш, Дон Иванович, Про тебя лежит слава добрая, Слава добрая, речь хорошая, Как, бывало, ты все быстер бежишь, Ты быстер бежишь, все чистехонен, А теперь ты, Дон, все мутен течешь, Помутился весь сверху донизу. Речь возговорит славный тихий Дон: «Уж как­то мне все мутну не быть! Распустил я своих ясных соколов, Ясных соколов­ донских казаков, Размываются без них мои круты бережка, Высыпаются без них косы желтым песком». Учитель.  В   1922   г.   Шолохов   едет   в   Москву   с   намерением   пополнить образование   и   попробовать   силы   в   литературе.   Вместе   с   Михаилом Светловым, Александрам Фадеевым и другими он активно участвует в работе литературного   объединения   «Молодая   гвардия».   Рассказы,   написанные Шолоховым   в   это   время,   составили   в   1926   г.   два   сборника   ­   «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».(фото) Чтец. «Степь, иссохшая, с чахоточным румянцем зорь, в полдень задыхалась от   зноя.   Лежа   на   спине,   смотрел   Григорий   на   бугор,   задернутый   тающей просинью,   и   казалось   ему,   что   степь   живая   и   трудно   ей   под   тяжестью неизмеримой поселков, станиц, городов. Казалось, что в прерывистом дыханье колышется почва, а где­то внизу, под толстыми пластами пород, бьется и мечется иная, неведомая жизнь». Учитель. 9 сентября 1923 года читатели «Юношеской правды» , развернув поутру свежий номер газеты, прочли  небольшой фельетон «Испытание» за подписью «М. Шолохов».        В конце 1924 года появился первый рассказ «Родинка» в газете «Молодой ленинец»(фото)                В конце 1925 г. Михаил Александрович вернулся на Дон с молодой женой, Грамославской Марией Петровной, у них родился первенец. Семья переехала жить в станицу Вешенскую. 13 Теперь это название связано у нас с именем Шолохова,  С чьим именем связано село Михайловское? А Ясная Поляна?      Здесь, в Вешенской, в 1926 г, Шолохов начал работу над главным своим произведением. По признанию Михаила Александровича, старинные казачьи песни вдохновляли его при работе над романом «Тихий Дон». Я знаю Шолохова лично, Так, что интимнее нельзя, Не по­житейски, не привычно, А по душам, — читатель я! Я в нем люблю свою Аксинью, Знакомый с детства «Тихий Дон», Мое Отечество — Россию, Все, что всем сердцем любит он. Учитель. Первые книги романа вышли в свет в 1928 г. Работа писателя над «донским эпосом» продолжалась 15 лет. Завершающая, 8­я часть романа была опубликована в 1940 г. Тогда же вышло отдельное издание четвертой книги тиражом   200   тысяч   экземпляров,   что   свидетельствовало   об   огромной популярности «Тихого Дона». Впрочем, многие читатели были недовольны финалом романа. Но Шолохов не хотел и не мог отступать от исторической правды и достоверности характеров. Чтец.  «Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, ­ сейчас вылетели у него из памяти. <.. .> Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром».  (Просмотр отрывка) Учитель. Сталинскую премию за роман «Тихий Дон» автор отдал на оборону страны в годы Великой Отечественной войны.      Уже в тридцатые годы Шолохов приступил к работе над новым романом. Его сюжетной канвой стали события всеобщей коллективизации. Чтец.  «Я писал «Поднятую целину»  по горячим следам, в 1930 году, когда еще   были   свежи   воспоминания   о   событиях,   происходящих   в   деревне   и коренным образом перевернувших ее... Ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозы...» Здесь на зорьке тонет в реке луна… Под луною — Дон, а над Доном — дом, А над домом ­­ гулкая тишина, Широка и раздольна, как тихий Дон. Где­то вечно не выспавшиеся поезда Летят, километры заглатывая, А здесь — тишина. 14 И, опять опоздав, Солнце робко в окно заглядывает. А в окне, словно белые хлопья снега, Лежат на столе, как на ниве, Листы чуть белее висков человека, Склонившегося над ними. Вот он поднял глаза... Вдалеке за рекой Солнце в росы вправляет лучики... Михаил Александрович, над какой Строкою сейчас вы мучаетесь? Как вам трудится в новом родившемся дне? Как вам пишется, как вам пашется? О какой еще поднятой целине Миру Вами громадно расскажется? (Д. Долинскай) (Сцена из романа «Поднятая целина».) Учитель. Но и во время напряженной работы над двумя романами Шолохов часто   отвлекался   на   общественные   дела.   Он   вникал   во   все   сложности коллективизации на Дону и Кубани, занимался благоустройством станицы. С его помощью в Вешенской появился телефон, а на станичных хуторах ­ радио; в 1932 г. открылось педагогическое училище, а в 1936 г. был создан казачий театр. Денежную часть Ленинской премии, присужденной за роман «Поднятая целина», писатель целиком передал на строительство новой школы в станице Каргинской.         Первая книга «Поднятой целины» вышла отдельным изданием в 1932 г, тиражом более 2 миллионов экземпляров. На долю книги выпал огромный успех.   Ее   не   только   обсуждали   на   читательских   конференциях,   но   и рассылали в сельские районы как пособие по коллективизации. Чтец.  «Двадцатого марта кольцевик привез в Гремячий Лог запоздавшие по случаю половодья газеты со статьей Сталина «Головокружение от успехов». Три экземпляра «Молота» за день обошли все дворы, к вечеру превратились в засаленные, влажные, лохматые лоскутки. Никогда за время существования Гремячего Лога газета не собирала вокруг себя такого множества слушателей, как   в   этот   день.  Читали,   собираясь   группами,   в   куренях,   на   проулках   по забазьям,  на   приклетках   амбаров...   Один   читал   вслух,   остальные   слушали, боясь проронить слово, всячески соблюдая тишину. По поводу статьи всюду возникали спорища.  Всяк толковал по­своему...» Учитель. Тогда же, в 1932 г., Шолохов начал писать вторую книгу «Поднятой целины».   Но   обстоятельства   сложились   так,   что   между   первой   и   второй книгами прошло три десятилетия. 15 Конец 30­х  ознаменовался   в  нашей  стране   трагическими   событиями сталинщины; нечего было и думать о том, чтобы отдать в печать текст, не наполненный похвалами «любимому вождю». В войну не изданная рукопись попала под бомбежку и погибла. Только в 1954 г. после смерти Сталина, в журнале   «Огонек»   началась   публикация   возобновленных   глав   «Поднятой целины».               Взаимоотношения   со   Сталиным   ­   отдельная   страница   в   биографии писателя. С 1931 г., когда произошла их первая встреча, вождь не выпускал Шолохова   из   поля   зрения.   А   писатель   отправлял   вождю   обличительные письма и даже телеграммы, в которых рассказывая, что переживает донская земля: голод 30­х годов, аресты... Шолохов просил отправить голодающим хлеб, вступался за несправедливо осужденных.         Немногие   знают,   скольких   людей   спас   Михаил   Александрович   от   репрессий. Он заступался за сына Андрея Платонова, за Анну Ахматову и Льва   Гумилева,   за   актрису   Цесарскую.   Писатель   никогда   не   поступался совестью, зная, что может кому­то помочь. Чтец.  «...   В   одну   из   встреч   со   Сталиным   я   спросил:   «Зачем   Вы,   Иосиф Виссарионович, позволяете себя так безмерно превозносить?» Он посмотрел на   меня   с   хитроватой   улыбкой   и   сказал:   «Что   поделаешь?   Людям   нужна башка». Когда вышел из кабинета, понял — «божка», божок людям нужен». (фото) Учитель    Все тяготы военных будней Шолохов узнал не понаслышке. Он, писатель с мировым именем, ушел на передовую военным корреспондентом газеты «Правда». Память об этих жестоких днях навсегда осталась в сердце писателя.   С   июля   1941   по   декабрь   1945   Михаил   Александрович   написал   10 публицистических   статей,   рассказ  «Наука   ненависти»,   главы   романа   «Они сражались за Родину».       Герои книг военного периода ­ это прежде всего люди с чистой совестью, с открытой душой. Убежденность ­ наша возьмет ­ не покидает их ни на час. Тревожная мысль ­ Родина в опасности! — ведет их вперед. Чтец. «И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков». Учитель. Первый военный рассказ «Наука ненависти» появился в печати 22 июня 1942 г., и читали его те, кто отбивался от врага на Кавказе и насмерть стоял   в   Сталинграде,   кто   погибал  от   голода   в   блокадном   Ленинграде   и истекал кровью под Ржевом...       Главный герой рассказа ­ лейтенант Виктор Герасимов. Лучше него самого о тех днях никто не расскажет.  (Исполняется сценка ­ монолог Виктора Герасимова.)  16 Сожженные   дотла   деревни, Лейтенант Герасимов. «... В конце июля наша часть прибыла на фронт. В бой вступили   двадцать   седьмого   рано   утром.   Сначала,   в   новинку­то,   было страшновато   малость.   <...>   Вскоре   перешли   мы   в   наступление   и   тут действительно   насмотрелись...   сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки­подростки... Особенно одна осталась у меня в памяти: ей было лет одиннадцать, она, как видно, шла в школу... Она лежала в помятой картофель­ ной   ботве,   маленькая   девочка,   почти   ребенок,   а   кругом   валялись   залитые кровью ученические тетрадки и учебники. Моя дочь тоже училась в пятом классе... (Пауза.)          А около Сквиры в овраге мы наткнулись на место казни, где мучили захваченных   в   плен   красноармейцев.   Приходилось   вам   бывать   в   мясных лавках? Ну вот так примерно выглядело это место. <..­> Вы думаете можно рассказать словами обо всем, что пришлось видеть? Нельзя! Нет таких слов! Это надо видеть самому. <.. .> Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично...» Учитель  Рассказ воспитывал ненависть. Без нее невозможно было победить сильного и хитрого врага.           В мае 1943 г. «Правда» начала печатать главы романа «Они сражались за Родину». Это уникальное писательское свидетельство об одном из самых драматических моментов войны ­ о лете 1942 года на Дону, На сценах театров шли   инсценировки   этого   произведения.   Книга   поражала   откровенностью интонации и подлинностью изображенного.       Идет война, а солдаты на фронте спят, едят, ссорятся и мирятся, «качают права», добывают обувь, случается, и болеют...          Вот, например, история страшной «окопной болезни», привязавшейся к старослужащему Некрасову... (Исполняется сценки ­ диалог Лопахина и Некрасова.) Лопахин.  Ты   за   других   не   говори   ­   ты   лучше   про   свою   тайную   болезнь расскажи. Некрасов  (обиженно).  Смеяться тут над чем... тут смех плохой. У меня, ежели хочешь знать, окопная болезнь, вот что, Лопахин (с искренним изумлением). Первый раз слышу. Что же это такое за штука? Что­нибудь такое... этакое? Некрасов (с досадой поморщившись}. Да нет, это вовсе не то, об чем вы по глупости думаете. Это болезнь не телесная, а мозговая. Лопахин  ('разочарованно).  Моз­го­вая?   Чепуха!  (Ехидно.)  Такой   болезни быть не может, не на чем ей обосновываться, почвы для нее нет... почвы! Некрасов  (пропустив   мимо   ушей   ехидное   замечание   Лопахипа,   нехотя). Видишь,   как   оно   получилось...   Двигались   мы   вдоль   фронта   и   ночевали   в Семеновке. Полроты в одной избе набилось, спали и валетом, и сидя, и по­ 17 всякому.   В   избе   духота,   жарища,   надышали   ­   сил   нет.   Просыпаюсь   я   по мелкой нужде, встал, и возомнилось мне, будто я в землянке, и, чтоб выйти, надо по ступенькам подняться. В памяти был, точно помню, а полез на печку... А на печке ветхая старуха спала. Ей, этой старухе, лет 90 или 100 было, она от старости уже мохом, взялась. Я стою на приступке печки, а она, божья старушка,   рухлядь   эдакая   шелудивая,   спросонок   да   с   испугу,   конечно, разволновалась и этак жалостно говорит: «Кормилец мой, ты что это удумал, проклятый сын?» А сама меня валенком в морду тычет. По старости лет эта краля бубновая даже на горячей печке в валенках и в шубе спала. И смех, и грех,   ей­богу!   Ну,   тут   как   она   меня   валенком   по   носу   достала   2   раза,   я опамятовался и поспешно ей говорю: «Извиняюсь, бабушка, что потревожил тебя, но только ты за свою невинность ничуть не беспокойся, холера тебя возьми!» С тем и слез с приступка, со сна меня покачивает, как с похмелья, а у самого уши огнем горят,,, С той поры редкую ночь не воображаю себя в землянке   или   в   блиндаже,   или   в   каком­нибудь   ином   укрытии.   Вот   ведь пропасть   какая:   ежели   по   боевой   тревоге   подымут,   сразу   понимаю,   что   к чему, а по собственной нужде проснусь, начинаю чудить... Учитель.  К   сожалению,   завершить   роман   Шолохову   не   удалось   ни   сразу после войны, ни в последующие годы: слишком много оказалось в тексте не газетной, а подлинной правды.          Не переставала судьба испытывать Шолохова и после войны. Он так и не написал   хвалы   вождю.   В   «Поднятой   целине»   руководитель   страны упоминается   только   как   «исторический   факт».   Сталину   надоело   ждать.   В 1948   г.   в   центральной   печати   появилось   его   открытое   письмо:   «Товарищ Шолохов допустил в своем «Тихом Доне» ряд грубейших ошибок и прямо неверных сведений...» Кое­кто советовал Шолохову переписать «Тихий Дон» ­ привести Григория Мелехова к большевикам. Писатель этого не сделал.            Книги Шолохова стали издаваться все реже и реже. Ему не разрешили посещать архив Генерального штаба ­ собирать материал для новой работы. И после смерти Сталина Шолохов подвергался нападкам и критике. Говорили, будто он «исписался».           Лучшим   опровержением   подобных   слухов   стало   появление   рассказа «Судьба человека». Небольшое произведение оказалось событием. В 1956 г., когда   рассказ   транслировался   по   радио,  стол  писателя   был   завален   таким количеством писем, что ни он сам, ни близкие его не могли ответить даже на сотую часть посланий.           Рассказ   тронул   читателей   и   слушателей   простотой,   правдивостью повествования и подлинностью переживаний. Несомненной творческой удачей Шолохова стал образ мальчика, усыновленного Андреем Соколовым. (показ эпизода «Судьба человека») 18 Учитель    Шагают   по   дороге   мужчина   и   ребенок.   Что   ждет   их   впереди? Хотелось   бы   думать,   что   около   отцовского   плеча   вырастет   тот,   который, повзрослев,   станет   таким   же,   как   и   отец,   ­   Человеком   с   большой   буквы. Обратите внимание, что после Вов было очень много беспризорных детей и сейчас в наше время тоже остро стоит вопрос о роли семьи в жизни общества.       Такова особенность шолоховских текстов ­ как бы жесток и страшен ни оказался мир, в нем всегда есть место надежде на Человека.    Осенью 1965 г.  Михаилу Шолохову была присуждена Нобелевская премия. Чтец.  «Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Но это   не  самодовольство   индивидуума.  Тут   преобладает   чувство   радости   от того, что я ­ хоть в какой­то мере ­ способствую прославлению своей родины. <..­> Я видел и вижу свою задачу писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу­труженику, народу­строителю, народу­ герою». Учитель  Действительно,  все   творчество   М.  Шолохова  ­  это   объяснение   в любви своей земле, русским людям, с которыми писатель навсегда связан.      В последние годы жизни главной заботой Михаила Александровича стала борьба за мир на земле. Шолохов опубликовал текст обращения к писателям мира,   и   это   обращение   оказалось   его   последним   выступлением,   его завещанием. Чтец.  «В   руках   писателя   ­   противника   войны   ­   лишь   одно,   но могущественнейшее в мире средство ­ истина... Борьба не безнадежна, если все миролюбивые люди, в том числе владеющие могуществом слова, обратят на это главное дело все силы своего ума, совести и таланта.<. .> Защитим жизнь, пока не поздно! Учитель. Он не дожил до своей восьмидесятой весны. Его сердце перестало биться в феврале, ночью, в 1984 г. Умер он в полном сознании, попрощавшись с близкими.  Чтец.        Россия спала, Как заснеженный улей, Привычным покоем жила. Россия не знала, Что Шолохов умер, Иначе б она не спала. Падучей звезды не узрели над Доном, Над Волгой, Днепром, Над Невой, 19 Для каждой избы И для каждого дома Был Шолохов только живой. На зябком рассвете Россия проснулась, Отринув привычный покой, И сердце ее В этот час содрогнулось От общей потери людской. Россия В бессмертном стоит карауле, Успев на года постареть. Россия не верит, Что Шолохов умер... Она не поверит, Что Шолохов умер; Ему, как и ей, Не судьба умереть. В. Фирсов Учитель. Похоронен Михаил Александрович в своей родной земле, в станице Вешенской,   и   со   всего   мира   приезжают   туда   почитатели   шолоховского таланта, чтобы отдать дань уважения памяти творца. Чтец. Писатель Николай Корсунов вспоминает: «...Когда мы спустились вниз и   прошли   по   саду,   чтобы   еще   раз   поклониться   дорогой   могиле,   соловьи выщелкивали, свистели, казалось, в каждой яблоньке, в каждой березке, славя синеву   неба,   славя   жизнь,   которую   так   горячо   любил   он   и   которую   так прекрасно воспел...» Учитель Мудрые слова Шолохова звучат сейчас как завещание: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь  к  человеку,   стремление   активно   бороться   за   идеалы   гуманизма   и прогресса человечества».              Наша встреча подходит к концу. Прошу вас обменяться работами и, сверяя с ключом, оценить работы друг друга. Время 3 минуты. ошибка «5» 0.1 2.3 ошибки «4» 4­5     ошибки «3» более 5 ошибок «2» Давайте подведем итоги. Какова была цель нашего урока? Какие произведения были оставлены нам в наследие Шолоховым? 20 С какими моментами истории России связано творчество писателя?. Он одарил нас вечным светом, Добром таланта своего. Он весь­ частица нас, и в этом Залог бессмертия его!   Но мы еще не раз обратимся к книгам Шолохова, ведь в них жизнь нашей страны, наша история. Выставление оценок с комментированием. Д/з. Прочитать в учебнике с.181­185  1 том «Тихого Дона», карточки 21 Приложение 1. Чтец. Я родился на Дону, рос здесь, учился, формировался как человек и  писатель... И, будучи патриотом своей могущественной Родины, с гордостью  говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края». «С 1920 года, т. е. с момента окончательного установления Советской власти  на юге России, я, будучи 15­летним подростком, сначала поступил учителем  по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, а потом пошел на  продовольственную работу... Все время усиленно занимался  самообразованием». Чтец. «Я писал «Поднятую целину» по горячим следам, в 1930 году, когда  еще были свежи воспоминания о событиях, происходящих в деревне и  коренным образом перевернувших ее... Ликвидация кулачества как класса,  сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозы...» Чтец. «Двадцатого марта кольцевик привез в Гремячий Лог запоздавшие по  случаю половодья газеты со статьей Сталина «Головокружение от успехов».  Три экземпляра «Молота» за день обошли все дворы, к вечеру превратились в  засаленные, влажные, лохматые лоскутки. Никогда за время существования  Гремячего Лога газета не собирала вокруг себя такого множества слушателей, как в этот день. Читали, собираясь группами, в куренях, на проулках по  забазьям, на приклетках амбаров... Один читал вслух, остальные слушали,  боясь проронить слово, всячески соблюдая тишину. По поводу статьи всюду  возникали спорища.  Всяк толковал по­своему...» Чтец. «... В одну из встреч со Сталиным я спросил: «Зачем Вы, Иосиф  Виссарионович, позволяете себя так безмерно превозносить?» Он посмотрел  на меня с хитроватой улыбкой и сказал: «Что поделаешь? Людям нужна  башка». Когда вышел из кабинета, понял — «божка», божок людям нужен». 22 Чтец. «Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Но  это не самодовольство индивидуума. Тут преобладает чувство радости от  того, что я ­ хоть в какой­то мере ­ способствую прославлению своей родины.  <..­> Я видел и вижу свою задачу писателя в том, чтобы всем, что написал и  напишу, отдать поклон этому народу­труженику, народу­строителю, народу­ герою». Чтец. «В руках писателя ­ противника войны ­ лишь одно, но  могущественнейшее в мире средство ­ истина... Борьба не безнадежна, если  все миролюбивые люди, в том числе владеющие могуществом слова, обратят  на это главное дело все силы своего ума, совести и таланта.<. .> Защитим  жизнь, пока не поздно! Чтец. «Степь родимая! <..­> Родимая степь под низким донским небом!  Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с  затравевшим гнездовым следом конского копыта, курганы, в мудром  молчании берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по­сыновьи  целую твою пресную землю, донская, казачьей, нержавеющей кровью политая  степь!» Чтец. «Степь, иссохшая, с чахоточным румянцем зорь, в полдень задыхалась  от зноя. Лежа на спине, смотрел Григорий на бугор, задернутый тающей  просинью, и казалось ему, что степь живая и трудно ей под тяжестью  неизмеримой поселков, станиц, городов. Казалось, что в прерывистом дыханье колышется почва, а где­то внизу, под толстыми пластами пород, бьется и  мечется иная, неведомая жизнь». Чтец. «Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий,  вспоминая там, в дубраве, своих детей, ­ сейчас вылетели у него из памяти. <.. .> Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей  и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром». Чтец. «И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться  до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на  кончиках штыков». 23 Чтец. Писатель Николай Корсунов вспоминает: «...Когда мы спустились вниз  и прошли по саду, чтобы еще раз поклониться дорогой могиле, соловьи  выщелкивали, свистели, казалось, в каждой яблоньке, в каждой березке, славя синеву неба, славя жизнь, которую так горячо любил он и которую так  прекрасно воспел...» Приложение 2. Как ты, батюшка, славный тихий Дон, Ты кормилец наш, Дон Иванович, Про тебя лежит слава добрая, Слава добрая, речь хорошая, Как, бывало, ты все быстер бежишь, Ты быстер бежишь, все чистехонен, А теперь ты, Дон, все мутен течешь, Помутился весь сверху донизу. Речь возговорит славный тихий Дон: «Уж как­то мне все мутну не быть! Распустил я своих ясных соколов, Ясных соколов­ донских казаков, Размываются без них мои круты бережка,                                         Высыпаются без них косы желтым песком». Я знаю Шолохова лично, Так, что интимнее нельзя, Не по­житейски, не привычно, А по душам, — читатель я! 24 Я в нем люблю свою Аксинью, Знакомый с детства «Тихий Дон», Мое Отечество — Россию, Все, что всем сердцем любит он. Здесь на зорьке тонет в реке луна… Под луною — Дон, а над Доном — дом, А над домом ­­ гулкая тишина, Широка и раздольна, как тихий Дон. Где­то вечно не выспавшиеся поезда Летят, километры заглатывая, А здесь — тишина. И, опять опоздав, Солнце робко в окно заглядывает. А в окне, словно белые хлопья снега, Лежат на столе, как на ниве, Листы чуть белее висков человека, Склонившегося над ними. Вот он поднял глаза... Вдалеке за рекой Солнце в росы вправляет лучики... Михаил Александрович, над какой Строкою сейчас вы мучаетесь? Как вам трудится в новом родившемся дне? Как вам пишется, как вам пашется? О какой еще поднятой целине Миру Вами громадно расскажется? (Д. Долинскай) Россия спала, Как заснеженный улей, Привычным покоем жила. Россия не знала, Что Шолохов умер, Иначе б она не спала. 25 Падучей звезды не узрели над Доном, Над Волгой, Днепром, Над Невой, Для каждой избы И для каждого дома Был Шолохов только живой. На зябком рассвете Россия проснулась, Отринув привычный покой, И сердце ее В этот час содрогнулось От общей потери людской. Россия В бессмертном стоит карауле, Успев на года постареть. Россия не верит, Что Шолохов умер... Она не поверит, Что Шолохов умер; Ему, как и ей,                                             Не судьба умереть.                         В. Фирсов Приложение 3. Лопахин.  Ты   за   других   не   говори   ­   ты   лучше   про   свою   тайную   болезнь расскажи. Некрасов  (обиженно).  Смеяться тут над чем... тут смех плохой. У меня, ежели хочешь знать, окопная болезнь, вот что, Лопахин (с искренним изумлением). Первый раз слышу. Что же это такое за штука? Что­нибудь такое... этакое? Некрасов (с досадой поморщившись}. Да нет, это вовсе не то, об чем вы по глупости думаете. Это болезнь не телесная, а мозговая. Лопахин  ('разочарованно).  Моз­го­вая?   Чепуха!  (Ехидно.)  Такой   болезни быть не может, не на чем ей обосновываться, почвы для нее нет... почвы! Некрасов  (пропустив   мимо   ушей   ехидное   замечание   Лопахипа,   нехотя). Видишь,   как   оно   получилось...   Двигались   мы   вдоль   фронта   и   ночевали   в Семеновке. Полроты в одной избе набилось, спали и валетом, и сидя, и по­ 26 всякому.   В   избе   духота,   жарища,   надышали   ­   сил   нет.   Просыпаюсь   я   по мелкой нужде, встал, и возомнилось мне, будто я в землянке, и, чтоб выйти, надо по ступенькам подняться. В памяти был, точно помню, а полез на печку... А на печке ветхая старуха спала. Ей, этой старухе, лет 90 или 100 было, она от старости уже мохом, взялась. Я стою на приступке печки, а она, божья старушка,   рухлядь   эдакая   шелудивая,   спросонок   да   с   испугу,   конечно, разволновалась и этак жалостно говорит: «Кормилец мой, ты что это удумал, проклятый сын?» А сама меня валенком в морду тычет. По старости лет эта краля бубновая даже на горячей печке в валенках и в шубе спала. И смех, и грех,   ей­богу!   Ну,   тут   как   она   меня   валенком   по   носу   достала   2   раза,   я опамятовался и поспешно ей говорю: «Извиняюсь, бабушка, что потревожил тебя, но только ты за свою невинность ничуть не беспокойся, холера тебя возьми!» С тем и слез с приступка, со сна меня покачивает, как с похмелья, а у самого уши огнем горят,,, С той поры редкую ночь не воображаю себя в землянке   или   в   блиндаже,   или   в   каком­нибудь   ином   укрытии.   Вот   ведь пропасть   какая:   ежели   по   боевой   тревоге   подымут,   сразу   понимаю,   что   к чему, а по собственной нужде проснусь, начинаю чудить... Лопахин.  Ты   за   других   не   говори   ­   ты   лучше   про   свою   тайную   болезнь расскажи. Некрасов  (обиженно).  Смеяться тут над чем... тут смех плохой. У меня, ежели хочешь знать, окопная болезнь, вот что, Лопахин (с искренним изумлением). Первый раз слышу. Что же это такое за штука? Что­нибудь такое... этакое? Некрасов (с досадой поморщившись}. Да нет, это вовсе не то, об чем вы по глупости думаете. Это болезнь не телесная, а мозговая. Лопахин  ('разочарованно).  Моз­го­вая?   Чепуха!  (Ехидно.)  Такой   болезни быть не может, не на чем ей обосновываться, почвы для нее нет... почвы! Некрасов  (пропустив   мимо   ушей   ехидное   замечание   Лопахипа,   нехотя). Видишь,   как   оно   получилось...   Двигались   мы   вдоль   фронта   и   ночевали   в Семеновке. Полроты в одной избе набилось, спали и валетом, и сидя, и по­ всякому.   В   избе   духота,   жарища,   надышали   ­   сил   нет.   Просыпаюсь   я   по мелкой нужде, встал, и возомнилось мне, будто я в землянке, и, чтоб выйти, надо по ступенькам подняться. В памяти был, точно помню, а полез на печку... А на печке ветхая старуха спала. Ей, этой старухе, лет 90 или 100 было, она от старости уже мохом, взялась. Я стою на приступке печки, а она, божья старушка,   рухлядь   эдакая   шелудивая,   спросонок   да   с   испугу,   конечно, разволновалась и этак жалостно говорит: «Кормилец мой, ты что это удумал, проклятый сын?» А сама меня валенком в морду тычет. По старости лет эта краля бубновая даже на горячей печке в валенках и в шубе спала. И смех, и грех,   ей­богу!   Ну,   тут   как   она   меня   валенком   по   носу   достала   2   раза,   я опамятовался и поспешно ей говорю: «Извиняюсь, бабушка, что потревожил тебя, но только ты за свою невинность ничуть не беспокойся, холера тебя 27 возьми!» С тем и слез с приступка, со сна меня покачивает, как с похмелья, а у самого уши огнем горят,,, С той поры редкую ночь не воображаю себя в землянке   или   в   блиндаже,   или   в   каком­нибудь   ином   укрытии.   Вот   ведь пропасть   какая:   ежели   по   боевой   тревоге   подымут,   сразу   понимаю,   что   к чему, а по собственной нужде проснусь, начинаю чудить... Приложение 4. Лейтенант Герасимов. «... В конце июля наша часть прибыла на фронт. В бой вступили   двадцать   седьмого   рано   утром.   Сначала,   в   новинку­то,   было страшновато   малость.   <...>   Вскоре   перешли   мы   в   наступление   и   тут действительно   насмотрелись...   сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в   Сожженные   дотла   деревни, 28 плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки­подростки... Особенно одна осталась у меня в памяти: ей было лет одиннадцать, она, как видно, шла в школу... Она лежала в помятой картофель­ ной   ботве,   маленькая   девочка,   почти   ребенок,   а   кругом   валялись   залитые кровью ученические тетрадки и учебники. Моя дочь тоже училась в пятом классе... (Пауза.)          А около Сквиры в овраге мы наткнулись на место казни, где мучили захваченных   в   плен   красноармейцев.   Приходилось   вам   бывать   в   мясных лавках? Ну вот так примерно выглядело это место. <..­> Вы думаете можно рассказать словами обо всем, что пришлось видеть? Нельзя! Нет таких слов! Это надо видеть самому. <.. .> Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично...» Приложение 5. 29 Андрей Соколов.  ...Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами   и   думаешь:   «За   что   ты,   жизнь,   меня   так   покалечила?   За   что   так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Был в Воронеже,   пешком   дотопал   до   того   места,   где   когда­то   семейно   жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток! ... Но месяца через три и мне блеснула радость, как солнышко из­за тучи: нашелся Анатолий... Как ни крути, а мой родной сын ­капитан и командир батареи, это не шутка! Жду не дождусь, прямо­таки не чаю, когда мы с ним свидимся. Ну и свиделись... Аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер...             Похоронил   я   в   чужой,   немецкой   земле   последнюю   свою   радость   и надежду.   Тут   вскорости   меня   демобилизовали.   Поехал   в   Урюпинск. Поселился   у   приятеля.   Разные   грузы   перебрасывали   мы   в   районы,  осенью переключились   на   вывозку   хлеба.   Однажды   заприметил   я   возле   чайной парнишку.   Этакий   маленький   оборвыш:   личико   все   в   арбузном   соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесанный, а глазенки ­ как звездочки ночью после дождя. И до того он мне полюбился! Приветил я его однажды, поговорил. Андрей Соколов. Где же твой отец, Ваня? Ваня (шепчет). Погиб на фронте. Андрей Соколов. А мама? Ваня. Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали. Андрей Соколов. А откуда вы ехали? Виня. Не знаю, не помню. Андрей Соколов. И никого у тебя тут родных нету? Ваня. Никого. Андрей Соколов. Где же ты ночуешь? Ваня. А где придется. Андрей Соколов (наклонившись к Ване). Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой? Ваня. Кто? Андрей Соколов (тихо). Я­твой отец. Ваня (обнимая его). Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь! Андрей Соколов (обращаясь к зрителям). Вот и нашел я своего Ванюшку! До того у меня стало радостно на душе, что и словами не расскажешь... 30 Тест – конспект. Приложение 6.                            Михаил Александрович Шолохов родился на хуторе ……………………. (дата) …………………….. в семье (имя, отчество родителей) ………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… Отец был выходец из ……………………….. губернии, а мать(происхождение) ………..……………………………………………………     В   ………..   году   Шолоховы   переезжают   в   станицу ……………………………………………………………………………………… В   ………….   году   Михаила   определяют   во   ……   класс ………………………………………………………..школы.   В   ……….   году   он впервые   попадает   в   Москву.   В   ………..   году   Михаил   возвращается   к родителям, затем учится в гимназии……….. ………………………………….                        В ……….. году начинается трудовая деятельность Шолохова. Он работает(перечислить) ..………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………                          В это время Шолохов знакомится с будущей женой (Ф. И. О.) ………………..…………………………………………………………………….                            В ……… году в газете …………………………………… было напечатано (название) ………………………………………………………………………………………                             В   ………...   году   выходит   первый   рассказ   (название) ……………………………………………………………………………………… В   ………   (название) ……………………………………………………………………………………… Шолоховы станице ……………………………………………………………………………………….   В   конце   этого   года   выходит   второй   сборник   (название) ………………………………………………………………………………………                В ……….. году выходит первая книга знаменитого романа­эпопеи …………………………..   ,   а   в   ………..   году   вторая.   В   начале   1932   года начинают (тема) ………………………………………   Шолохов   назвал   этот   роман ………………………………………………………………………………………                           В   ………..   году   выходит   последний   том   романа­эпопеи ……………………………………………………………………………………… году   появляется   первый   произведение поселяются сборник   Шолохова   первые выходить главы   навсегда о   романа       в               31 находился   на   фронте.                           В годы Великой  Отечественной войны Шолохов   в  качестве ………………….…………………………….   В ……………   году   в   газете   «Правда»   напечатан   его   рассказ ……………………………………………………………………………………… В   ………………….   годах   Шолохов   издает   главы   из   романа   о   войне …………………………..…………………..   В   ………………..   году   выходит знаменитый рассказ писателя о войне …………………………………………., а в   ………………   году   второй   том   романа   о   коллективизации   (название) ………………………………………………………………………………………. В   …………..   году   писатель   увенчан   высшей   мировой   наградой …………….………………………… премией.                                    Всю свою жизнь Михаил Александрович прожил в станице ……………………………………., (дата) ………………………………………………………………………………………                   В литературное наследие писателя вошли такие произведения, как (перечислить) ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………. скончался где     и     32 Тест – конспект. (Ключ.) Приложение 7.          Михаил Александрович Шолохов родился на хуторе  Кружилине (дата) 24 мая 1905 года в семье (имя, отчество родителей) Анастасии Даниловны Черниковой и Александра Михайловича Отец   был   выходец   из    Рязанской  губернии,  а   мать  (происхождение)  дочь крепостного крестьянина            В 1912. году Шолоховы переезжают в станицу  Каргинскую В   1912. году Михаила определяют во  2  класс   приходской  школы. В  1914. году он впервые попадает в Москву. В  1915. году Михаил возвращается к родителям, затем учится в гимназии  богучаровской.                        В  1920. году начинается трудовая деятельность Шолохова. Он работает   (перечислить)    учителем   по   ликвидации   неграмотности,   на продовольственной работе.                          В это время Шолохов знакомится с будущей женой (Ф. И. О.) Громославской Марией Петровной                          В  1923  году в газете  «Юношеская правда»    было напечатано произведение Шолохова (название) «Испытание»               В 1924. году выходит первый рассказ (название) «Родинка». В 1926 году появляется первый сборник (название) «Донские рассказы». Шолоховы навсегда поселяются в станице Вешенской.  В конце этого года выходит второй сборник (название) «Лазоревая степь».                       В  1926. году выходит первая книга знаменитого романа­эпопеи «Тихий Дон» , а в 1928. году вторая. В начале 1932 года начинают выходить первые главы романа о (тема) коллективизации.  Шолохов назвал этот роман «Поднятая целина».              В 1940. году выходит последний том романа­эпопеи «Тихий Дон».              В годы Великой Отечественной войны Шолохов  в качестве  военного корреспондента  находился   на   фронте.   В  1942  году   в   газете   «Правда» напечатан   его   рассказ  «Наука   ненависти»  В  1943  годах   Шолохов   издает главы из романа о войне «Они сражались за Родину».  33 В 1956  году выходит знаменитый рассказ писателя о войне  «Судьба человека», а в  1962  году второй том романа о коллективизации (название) «Поднятая целина».                                   В  1965  году писатель увенчан высшей мировой наградой Нобелевской премией.                                    Всю свою жизнь Михаил Александрович прожил в станице Вешенская, где и скончался (дата) 1984 года                   В литературное наследие писателя вошли такие произведения, как (перечислить) «Судьба человека», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину»,  «Наука ненависти», «Тихий Дон», «Лазоревая степь», «Донские рассказы», «Испытание», «Родинка». КАРТОЧКА №1. Приложение 8. Выбрать из 1 тома романа «Тихий Дон» особенности казачьего быта, уклада жизни, взаимоотношения в семье.  КАРТОЧКА № 2. Дать определения понятиям: роман, роман­эпопея, психологический  параллелизм, персонаж, КАРТОЧКА №3.  Дать определения словам: хутор, заваленка, забазье, курень, амбар. 34 Заключение. Судьба…Она не была легкой у тех, чьё детство и юность пришлись на  начало, а зрелость – на годы сталинских репрессий. Михаил Александрович  знал победы  и беды, почет и клевету, уважение и зависть…  До сих пор  отношение к нему неоднозначное, еще не все тайны шолоховского мастерства  открыты читателям. Чтобы лучше понять, что это была за личность,  проследили основные  вехи творческой биографии  писателя. Сегодня мы нарисовали его словесный портрет, портрет житейский и  творческий, портрет, который помог  постичь его душу, коснуться его  великого таланта. «Мой родной народ на своих исторических путях шел вперед  не по торной дороге. Это были пути первооткрывателей, пионеров жизни.  Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал  и напишу, отдать поклон этому народу­труженику, народу­строителю,  народу­герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством  отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить  себе будущее по собственному выбору.      Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище  душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться  за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой­ то мере, я счастлив,»­говорил М. А. Шолохов. 35 Список используемой литературы. 1. Воронов В. Гений России. Страницы биографии М.А. Шолохова. – 2. Воронов В. Юность Шолохова. Страницы биографии писателя. – 3. Губанов, Г. Фронтовые дороги Михаила Шолохова [Текст] : [о хронике  службы донского писателя в действующей армии во время Великой  Отечественной войны 1941­1945 гг.] / Г. Губанов // Молот. – 2010. –  9 апр. – С. 6, 11. 4. Жизнь и творчество Михаила Шолохова. – М., 1985. 5. Кисель, Н. Шолоховедение сегодня [Текст] / Н. Кисель // Дон. – 2009. –  № 1­2. – С. 252­255. 6. Литвинов В.М. Михаил Шолохов. – М., 1985. 7. Ростов­на­Дону, 1985. 8. Ростов­на­Дону, 1995. 9. Скобцева, И. Как «Судьба человека» связала биографии Михаила  Шолохова и Сергея Бондарчука [Текст] : [интервью супруги  выдающегося режиссера о дружбе мужа с писателем­гением] / И.  Скобцева // Вечерний Ростов. – 2009. – 22 мая. – С. 4. 10.Слово о Шолохове. – М., 1985. 11.Шолохов М.А. Донские рассказы (любое издание) 12.Шолохов М.А. Они сражались за Родину (любое издание) 13.Шолохов М.А. Поднятая целина (любое издание) 14.Шолохов М.А. Судьба человека (любое издание) 15.Шолохов М.А. Тихий Дон (любое издание) 36 37

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время

Певец Донского края: взгляд сквозь время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018