Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников"
Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
06.06.2018
Статья посвящена вопросам формирования отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста. В статье приведены итоги диагностики детей младшего школьного возраста на сформированность установок на ЗОЖ, описаны основные задачи программы по формированию установок на здоровый образ жизни у младших школьников и результаты ее реализации. Ключевые слова: здоровый образ жизни, установки на ЗОЖ, младший школьный возраст. В настоящее время проблема формирования установки на здоровый образ жизни имеет большое значение, так как здоровье во многом определяет качество жизни и выступает важным условием продуктивного творчества, труда и воспитания младшего школьника. В связи с этим, проблема сохранения здоровья и воспитания потребности в здоровом образе жизни у младших школьников представляет особый интерес для исследователей и является чрезвычайно актуальной. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников"
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников.docx
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни
младших школьников
Современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло
физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите
Родины. Несмотря на принимаемые меры по сохранению и укреплению
здоровья детей и подростков, оно продолжает ухудшаться.
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение
самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой
жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных
приоритетов здоровья способствует значительному распространению в
детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе
курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления
здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе.
Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из
кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё
предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые
физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению,
самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может
успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере
творцом своей судьбы.
На чём сегодня необходимо сосредоточить усилия, чтобы повысить
эффективность деятельности образовательных учреждений по сохранению
здоровья учащихся?
Как дать качественное образование не в ущерб здоровью ребенка?
Как сформировать у детей представление о том, что здоровье – это одна из
высших ценностей?
Одна из целей моей педагогической деятельности – научить ребенка быть
здоровым душой телом, творить свое здоровье, применяя знания и умения в
согласии с законами природы и бытия.
Основные задачи:
1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных
способностей каждого ученика.
2. Профилактика вредных привычек.
3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их
полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и
спорта, развитие потребности в занятиях физической культуры и спортом;
5. Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по
любым вопросам, связанными с особенностями роста и развития, состояния
здоровья. 6. Развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе
использования навыков личной гигиены;
Проблема обеспечения условий сохранения и укрепления здоровья
школьников, разработки психопрофилактических, коррекционных программ и
методов работы педагогов и детских практических психологов для
обеспечения и поддержки физического и психического здоровья детей
сегодня остро стоит перед образованием. Какие бы методы сохранения
укрепления здоровья обучающихся ни использовались в школе, ожидаемого
эффекта не будет, если у самих школьников не сформированы потребности в
осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, не выработаны
умения и навыки совершенствования своего физического и психического
состояния.
Интерес к формированию ценностного отношения к здоровью стремительно
растет. Это один из центральных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа
сводится к следующему. Как же добиться того, чтобы здоровье стало
ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его
жизненного пути. Работа по формированию ценностного отношения к
здоровью должна начинаться с раннего возраста. Высоко оценивая роль
учителя в процессе формирования культуры здоровья школьника, его
сохранения и укрепления, известный советский гигиенист профессор С.М.
Громбах отмечал: «Учитель многое может, и, если все, что он может сделать
для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут
такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми».
И здесь особенно важно сформировать у детей отношение к здоровью как к
ценности.
Деятельность педагога в этом направлении должна определяться
индивидуальными особенностями каждого ребенка, реальным состоянием его
здоровья, его психологическим и социальным здоровьем. Если деятельность
педагогавоспитателя, направлена на развитие у обучающегося ценностного
отношения к здоровью, системна и целостна, то таким будет и деятельность
воспитанников.
Прежде всего, сам школьник должен осознать, что здоровый образ жизни
является престижным, а вовторых, он должен знать, что человечество уже
накопило определенный
опыт по сохранению и укреплению здоровья, к которому всегда можно
обратиться в случае необходимости.
Физкультурнооздоровительная работа в школе должна быть направлена на
обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся,
нормального физического развития и двигательной подготовленности
обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
Повышенная двигательная активность биологическая активность ребенка,
она совершенно необходима для его нормального роста и развития. С другой стороны, умственная работа, связанная с вынужденным сохранением
положения тела, оказывается для детей значительной нагрузкой. Школа
снижает двигательную активность ребенка почти наполовину, зато нагрузку,
связанную с сохранением статической рабочей позы, резко увеличивает.
Именно в связи с этой нагрузкой устают дети. Приняв во внимание анатомо
физиологические и психологопедагогические особенности детей, а также
гигиенические требования к учебному процессу, педагоги могут облегчить
ребенку переход к новой деятельности, помочь ему успешно учиться без
всякого ущерба для здоровья. Решаются эти задачи посредством
систематической работы, обеспечивающей благоприятный режим развития
ребёнка за счет:
рационального нормирования учебной нагрузки (грамотно с медико
психологопедагогической точки зрения построенное расписание занятий);
организация психофизиологических пауз и физкультминуток во время
уроков (четко выстроенное и логично вплетающиеся в структуру урока
упражнения релаксационного характера);
проведения динамических перемен (организация подвижных игр
развивающего характера);
усовершенствования уроков физического воспитания и их интеграция с
другими образовательными областями;
организация полноценного горячего питания школьников;
организация работы спортивных секций;
организация и проведение спортивномассовых мероприятий, соревнований
на свежем воздухе, походов и экскурсий.
Это позволит учителю рационально чередовать учебный труд с отдыхом,
учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и
поддерживать работоспособность младших школьников на протяжении всего
учебного дня.
В своей практике я использую такие формы воспитания, как информирование
и стимулирование. Информирование влияет на представление обучающихся о
возможных перспективах его развития в случае принятия за основу норм
здорового образа жизни. Формы воспитательного воздействия «круглые
столы», часы общения, устные журналы, уроки здоровья, проектная
деятельность, диспуты, тренинги. Необходимо поощрять социально
приемлемые взгляды и убеждения воспитанника через вынесения
благодарности, награждения. Содержания форм работы должны быть
включены не только сведения общего характера, но и очень конкретные
сообщения о известных людях, включать поисковый материал.
Уроки разрабатываю в режиме двигательной активности, использую
оздоровительные минутки, физкультурные и танцевальные минутки,
дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, что предупреждает
утомляемость. В игровой форме провожу словарную работу, приёмы с элементами соревнования на уроках математики, применяю
дифференцированный подход к обучению на уроках.
В современной практике приобрели популярность многие
здоровьесберегающие формы и методы обучения, основанные на
деятельностном подходе. Это проблемное обучение, метод проектов, уроки
экскурсии.
Утренняя гимнастика, правильно подобранные упражнения мышечной
релаксации на уроке способствуют не только развитию гибкости, ловкости,
выносливости и укрепляет здоровья детей, но и воспитывает в них
ответственность за себя и товарищей.
Большим подспорьем в решении организации отдыха младших школьников и
проведения динамической паузы между занятиями могут стать подвижные
народные игры.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных
эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры в
комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой
основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной
личности.
Выполнение 35 физкультурных упражнений в середине урока улучшает
функциональное состояние опорнодвигательного аппарата, центральной
нервной системы, организма в целом. Грамотно подобранная
физкультминутка, соответствующая не только предмету, но и теме урока,
способствует повышению эффективности усвоения учебного материала.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является
двигательная активность. Урок физкультуры – это продолжение естественной
жизни детей, в движениях они растут, познают мир, пробуют свои силы.
Движения укрепляют их, несут здоровье и радость бытия. У младших
школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно
развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность,
деятельность с общеразвивающей направленностью. Приобретаемые на уроках
физической культуры умения и навыки должны в последующем закрепляться
в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке,
гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время
перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.
Российская школа с 2011 учебного года сделала шаг к апробации и внедрению
федеральных государственных стандартов общего образования второго
поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная
деятельность. Одно из направлений ФГОС – это спортивнооздоровительное.
Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии
занимает внеклассная работа с детьми. Спортивнооздоровительное
направление вне учебной деятельности в нашей школе занимает 40%
отведённого оплачиваемого времени – 4 часа в неделю. Для полной реализации спортивнооздоровительного направления внеурочной
деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме
воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная
деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки,
культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий.
Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных
занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
Особенно важно сформировать у детей отношение к здоровью как к ценности.
Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В
проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной
школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий по
разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные
особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательноактивными
и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна
отличаться от урочной системы обучения. Важным моментом является
активность самого ученика, ориентированного на самостоятельное добывание
знаний. При этом
осуществляется на практике процесс саморазвития ребёнка и реализуется
здоровьсберегающая технология.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как
альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение
здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные
привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети
младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся
воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей
здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными
привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих
заболеваний.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо
содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников.
Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются
упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные
школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно
проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой
возрастной группе.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников
необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и
медицинской службой, администрацией школы.
Участники программы учащиеся начальной школы, классный руководитель,
родители, администрация школы, фельдшер.
Школа стремиться привлечь родителей к вопросам формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни. Ведется просветительская работа:
лекции специалистов (психолога, врача…), круглые столы, родительские собрания. Проводятся дела с активным привлечением родителей к совместной
работе: день здоровья, весёлые старты, соревнование семейных команд
выставка творческих работ.
Основные результаты реализации программы формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в рамках
мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики
сезонных заболеваний, динамики школьного травматизма, утомляемости
обучающихся.
В качестве содержательной оценки выступают планируемые личностные
результаты обучения:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих
людей;
элементарные представления о взаимообусловленности физического,
нравственного, социальнопсихологического здоровья человека, о важности
морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
Работа с родителями
Встреча и посещение на дому
Совместные праздники и мероприятия
Лектории и консультации
Родительские собрания
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для
здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,
рекламы на здоровье человека.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение
ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы
гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в
поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности
организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную
оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно
ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на
самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами
и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику
младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть
здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к
людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром,
будет действительно здоров. Необходимо помнить, что бережное отношение к
своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате
целенаправленного, систематического воздействия педагога на обучающихся.
В заключении своего выступления приведу слова ЖанаЖака Руссо: «Чтобы
сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и
здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в
постоянном движении!»
Основные направления работы по спортивнооздоровительному направлению:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных
ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным
видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с
разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в
любое время года;
– активное использование спортивных площадок населённого пункта
(футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках
работы программы
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных
привычек;
– санитарногигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в
школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского
травматизма на дорогах;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация встреч родителей с медицинскими работниками;
– организация и проведение исследований уровня физического и
психофизического здоровья учащихся;
Результатом практической деятельности по спортивнооздоровительному
направлению можно считать следующее:
высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих
людей;
повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района;
элементарные представления о взаимообусловленности физического,
нравственного, социальнопсихологического здоровья;
человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья
человека;
знание о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,
рекламы на здоровье человека. 100% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного
образования.
Предполагаемый результат:
вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические
и психологические особенности;
осуществлять контроль физического развития, используя тесты для
определения уровня развития физических и психических качеств;
проводить самоанализ выполняемых заданий и вносить необходимые
коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении
здоровья.
Список литературы
1. Адамова, М.В., Ловицкий, В.Д. Валеологический анализ расписания
занятий как метод повышения умственной способности школьников /
М.В.Адамова, В.Д.Ловицкий // 3й Национальный Конгресс по
профилактической медицине и валеологии 28 31 мая 1996 г. Санкт
Петербург, Россия. 1996. 13 с.
2. Айдаркин, Е. К. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие
образовательные технологии [Электронный ресурс] : учебное пособие /
Е. К. Айдаркин, Л. Н. Иваницкая. — РостовнаДону : Издательство
Южного федерального университета, 2008. — 176 с.— ISBN 9785
927504138. — .
3. Гельд, А.Л., Романова, И.Е. Проблема дезадаптации учащихся младшего
школьного возраста (по материалам обследования школьников
Лингвистической гимназии) / А.Л.Гельд, И.Е.Романова // Тез. 1й
Всероссийской конференции (2628 ноября 1996 года, Екатеринбург).
Ч. 1. Валеология, образ жизни и здоровье. Екатеринбург, 1996. – С. 22
24.
4. Гигиенические аспекты здоровьесберегающего обучения в школе
[Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. А. Закоркина [и др.] ; под общ. ред. Н. А. Закоркиной ; Омский гос. пед. унт. — Омск : [б. и.], 2012.
— 300 с.—ISBN9785947675.—
.
5. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования /
М.В.Антропова, Г.Г.Манке, Г.В.Бородкина, Л.В.Кузнецова, Т.М.Параничева //
Педагогика. 1995. № 2. – С. 2631.
Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников"
Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников"
Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников"
Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников"
Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников"
Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников"
Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников"
Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников"
Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.