СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"
Оценка 5

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
5 кл—11 кл
03.11.2018
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"
Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий, важнейшими из которых в современном образовании являются коммуникативные, значимость и способы формирования которых и рассматриваются в данной статье
Статья 1 Болотчева Е.В. .docx
Болотчева Е.В., учитель истории и культуры  Санкт­Петербурга и обществознания ГБОУ школа­интернат № 67 Пушкинского района Санкт­Петербурга ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Образование   сегодня   все   более   становится   тем   институтом,   через   который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем   стремительные   перемены   в   экономической,   политической,   социальной   и духовной сфер жизни. Это не может не отразиться на поведении, жизненных ориентирах и внутреннем мире современного человека. Пришло время смены педагогических ориентиров, содержания   и   технологий   образовательного   процесса.  Одно   из   основных   положений Концепции   ФГОС   –   формирование   универсальных   учебных   действий,   обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём   сознательного,   активного   присвоения   учащимися   социального   опыта.   Качество усвоения   определяется   многообразием   и   характером   видов   универсальных   действий, важнейшими из которых в современном образовании являются коммуникативные.  Содержательным   ядром   в   развитии   коммуникативной   деятельности   служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого.  Формирование этой способности у детей  –  длительный процесс, начинающийся ещё в младенчестве и раннем детстве   и   активно   протекающий   на   протяжении   всего   школьного   периода.   Развитие коммуникативной   деятельности   приводит   к   формированию   коммуникативной компетентности. В своей развитой форме коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать  необходимые   контакты  с   другими   людьми,   удовлетворительное   владение нормами   и   «техникой»   общения,   умение   определять   цели   коммуникации,   оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т. д.  Подростковый   возраст   считается   особо   благоприятным   периодом   развития коммуникативной компетентности в связи с тем, что общение здесь выходит на уровень ведущей   деятельности.   Интерес   к   сверстнику   становится   очень   высоким,   происходит интенсивное   установление   дружеских   контактов   и   разнообразных   форм   совместной деятельности сверстников. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе, от успешного решения которой во многом зависит благополучие личностного развития подростка. В  основной  школе  формы   и  виды   сотрудничества  детей   весьма   многообразны   и нередко   выходят   за   рамки   школы.   Однако   по­прежнему   большие   возможности предоставляет организация совместной деятельности школьников на уроке, поскольку она предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников и др.  Работа учеников  в группе  помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках   познавательного   интереса,   стремления   к   успеху   и   одобрению,   способности   к самостоятельной   оценке   своей   работы,   формированию   умения   общаться   и взаимодействовать с другими детьми. Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы. Во время работы учеников по группам учитель может быть как руководителем группы, так и одним из ее участников или экспертом.  Вначале   учитель   обеспечивает   вовлечение   ученика   в   совместное   выполнение задания в группе. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям   в   каждой   группе   и   группам   в   классной   комнате;   даёт   инструктаж   о последовательности работы. Учитель также объясняет, как важно, чтобы каждый ученик ясно   и   чётко   излагал   собственную   точку   зрения,   подбирал   и   аргументировал   все   за   и против   при   обсуждении   идей   других   участников.   На   начальном   этапе   совместного выполнения   группой   задания   действия   членов   группы   согласовывает   учитель.     Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои   варианты.   Учитель   сам   оценивает   работу   учеников,   объясняя   им,   что   у   них получилось правильно, а что не удалось. Далее обучающиеся сами не только предлагают способы решения данной задачи, но и проявляют инициативу в контроле, оценке процесса и полученного результата. На следующем этапе работы группы помощь учителя становится минимальной. От утверждения своей собственной позиции в решении задачи участники переходят к обсуждению оптимальных путей совместного выполнения работы. По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками – к партнёрским отношениям. Практика организации совместной учебной работы школьников в группе показывает следующие   её   преимущества:   возрастает   объём   и   глубина   понимания   усваиваемого материала; на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном   обучении;   снижается   школьная   тревожность;   возрастает   познавательная активность   и   творческая   самостоятельность   обучающихся;   возрастает   сплочённость класса; меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность; ребёнок, имеющий опыт совместной работы   со   сверстниками,   более   точно   оценивает   свои   возможности,   лучше   себя контролирует; помогающие своим товарищам с большим пониманием относятся к труду учителя, приобретают умение строить своё поведение с учётом позиции других людей, становятся более ответственными. Развитие   коммуникативных   способностей   невозможно   без   систематического использования   такой   формы   учебного   сотрудничества,   как   разнообразные  дискуссии. Именно дискуссия помогает ребёнку сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели. Естественны и органичны дискуссии между учениками в контексте проектных форм деятельности,  направленных   на   решение   конкретной   проблемы   (задачи)   или   создание определённого   продукта.   Для   них   характерно  совместное   планирование   деятельности 2 учителем и обучающимися.  Существенно то, что необходимые для решения задачи или создания   продукта   конкретные   сведения   или   знания   должны   быть   найдены   самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя  –  из простого транслятора знаний он становится действительным  организатором  совместной работы с учениками, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Огромное достоинство проектного метода связано с тем, что школьник выступает в качестве   активного   субъекта   деятельности,   что   мобилизует   потенциал   всех   его способностей. Это не только обмен информацией и организация совместных действий, но и ориентировка   в   эмоционально­психологических   потребностях   партнёров   по   совместной деятельности. Совместная деятельность требует широкого спектра умений: – оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели; – обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; – устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания; – устраивать эффективные групповые обсуждения; –  обеспечивать   обмен   знаниями   между   членами   группы   для   принятия   продуктивных совместных решений; –  чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей; – адекватно реагировать на нужды других. Общая работа обучающихся над проектом позволяет им подготовить и поставить оригинальный   опыт,   проявить   собственное   творческое   видение   процесса   и   результата работы,   создать   проектный   продукт,   которым   смогут   воспользоваться   другие   (новый учебный материал, пособие по трудной теме, видеофильм, творческий вечер, спектакль и т. п.). Для обучающихся самым важным (и на первых порах и самым трудным!) является постановка   цели   своей   работы.   Учебные   проекты   готовятся   и   защищаются   в   рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Помощь   взрослого   необходима   главным   образом   на   этапе   осмысления   проблемы   и постановки   цели.   Постоянно   выполняя   учебные   проекты   в   5  –  7   классах,   к   8   классу обучающиеся   приобретают   достаточный   опыт,   чтобы   перейти   к   работе   над самостоятельными   (персональными)   проектами.  Установлено,   что   у   обучающихся, занимающихся   проектной  деятельностью, учебная мотивация   учения  в  целом  выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности можно добиться существенного снижения школьной тревожности.     Уверенное     овладение     основными     коммуникативными действиями становится хорошей   основой   для   формирования   у   обучающихся  организаторских   качеств: инициативности,   умения   налаживать   контакты   и   предлагать   план   общего   действия, находить   разумные   компромиссы,   проявляя самокритичность,   дружелюбие   и   уверенность   в   своих   силах.   В   целом   проектную деятельность   можно   рассматривать   как   один   из   немногих   видов   школьной   работы, позволяющих   преобразовывать   академические   знания   в   реальный   жизненный   и   даже житейский опыт обучающихся.   решать   конфликтные   ситуации, 3 В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что коммуникативная компетентность обучающихся   складывается   из   многих   составляющих,   а   её   формирование   требует активного   введения   самых   разных   форм   сотрудничества   и   общения   в   контекст   как собственно учебной деятельности, так и внеучебных занятий. 4

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018