Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Школа XXI века»
Оценка 4.6

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Школа XXI века»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
22.12.2018
Статья "Формирование  универсальных учебных действий  средствами УМК «Школа XXI века»
статья Полосина Н.Б.Формирование УУД средствами УМК Школа XXI века.docx

                   Полосина Наталья Борисовна.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1

                                                      города Новоалтайска Алтайского края»

Формирование универсальных учебных действий

 средствами УМК «Школа XXI века»

                                                              Посредственный учитель рассказывает.

                                                              Хороший учитель объясняет.

                                                              Замечательный учитель показывает.

                                                              Гениальный учитель вдохновляет.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений, навыков как основных итогов образования  произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать, быть готовыми к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. В связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных  действий как  психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД). УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования. При этом знания, умения, навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно - деятельностного подхода (Л. В. Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г. Асмолов). Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.     Программа формирования УУД нашла своё отражение в планируемых результатах освоения междисциплинарных программ. В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Овладение ими происходит в контексте всех без исключения учебных предметов в начальной школе. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

  В сфере личностных УУД формируется внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным. Как происходит формирование личностных УУД младших школьников? Работаю по УМК «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, в котором заложен деятельностный подход. Приведу примеры формирования УУД.

     В учебниках «Букварь», часть 1, с. 67, часть 2, с.13-14, с. 20-21, «Русский язык», 1 класс, стр. 49, 51, 54, «Литературное чтение», 1 класс, с. 24, 25  используются литературные произведения. На основе анализа текстов организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует формированию эстетических чувств как регуляторов морального поведения, позволяет ориентироваться в нравственных нормах,  формирует гражданскую позицию самоопределения « Кто я?». Для осмысления правил общения важно задавать вопрос: «Как можно поступить в этой ситуации? Почему?». Данные вопросы помогут осмыслить причины, побудившие героя произведения к поступку (мотивы), и  дать оценку его действиям. Приведу пример урока литературного чтения в 1 классе. Изучается произведение В.Осеевой «Печенье». В рассказе повествуется о том, как семья собралась за чайным столом. Но дети поделили печенье только между собой, забыв о маме и бабушке. После  восприятия содержания спрашиваю: « Какое настроение было у всех героев в начале рассказа? Какое мнение об этой семье у вас сложилось сначала? А как изменилось настроение? Почему? Какие чувства вы испытываете, обсудите в парах. Какой совет вы дали бы мальчикам? Вспомните, приходилось ли вам заботиться о своих близких и родных? В чём эта забота проявлялась? Какое вы испытывали чувство?» Таким образом создаю условия, при которых ребёнок ставит себя на место героев рассказа, сопереживает, оценивает, «пропускает» ситуацию через собственный опыт.  Для младших школьников семья является образцом взаимоотношений между людьми и этим  отношениям надо обучать.

      Учебник «Окружающий мир»,1 класс, часть 2, с. 13, 25, 29 делается акцент на формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру. Например, при изучении темы «Наша страна-Россия»,   «Мы - россияне», «Национальные костюмы и сказки» значительное внимание уделяется формированию личного позитивного эмоционального отношения к месту, в котором родился и живет ученик, к малой родине, к своей стране как многонациональной семье. Дети рисуют картины родного уголка, сочиняют небольшие стихотворения о своём городе, слушают песни о Родине.

      Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления  познавательной и учебной  деятельностью  младших школьников. Учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию и, контролировать и оценивать свои действия, корректировать их выполнение.

Одним из видов заданий, формирующих регулятивные УУД, является работа с таблицами.  В учебнике «Математика», 1 класс, часть 1, часть 2 представлены таблицы разного вида. С первых уроков  следует учить детей удерживать цель задания, планировать ход его выполнения, контролировать,  корректировать, изменять результат. Работу с таблицей начинаю с  составления алгоритма: Из каких частей составлена таблица? Что в столбце? Что в  строке? Что надо сделать? Как будете делать? С чего начнёте? Что будете делать дальше? Как проверить правильность выполнения?

Таблицы видоизменяются, усложняются, поэтому очень важно отрабатывать алгоритм работы с ними. Это и формирует универсальное действие, поскольку таблицы встречаются не только в математике. Другой вид задания - это использование числовой шкалы при формировании вычислительных навыков. Работа со школой обеспечивает не только узко предметное умение (счёт), но формирует регулятивное  действие самоконтроля.

         Учебник «Русский язык»,1 класс, с. 7 (использование памятки), с. 36, №5 (использование образца выполнения задания), с. 90 (использование слов-подсказок) – организация работы над подобными заданиями  формирует действие самоконтроля, самооценки.

Примеры приемов, используемые для формирования  действия целеполагания на разных предметах.

·        «Букварь», часть 1, с.84.  Изучается тема о звонких и глухих согласных звуках –  «Дифференциация букв «г» - «к»». Детям предлагается исследовать страницу (ученики уже владеют способами просмотра страницы Букваря).  На этой странице появился новый значок для обозначения звонкого согласного звука. Задание №1: - Задай одноклассникам  такой вопрос по содержанию этой страницы, чтобы они смогли на него ответить. Дети задают познавательные вопросы. Выполняя это задание, ученик инспектирует свои знания - формируются личностные УУД, конструирует фразу - познавательное общеучебное УУД. Учащиеся слушают – коммуникативное УУД, проверяют правильность выполнения задания - регулятивные УУД. Происходит актуализация знаний. Задание 2:  -А теперь задай вопрос, на который не смогут ответить. ( Возникает вопрос: что это за новый знак?) Выход на цель: хочу узнать...

·        Математика. 1 класс, часть 2, с.43, № 6 Записаны равенства 8+1=9   7-1=6 Задания: Рассмотри записи. Что необычного заметил? (дети замечают, что результаты действий  обозначены цифрами разного цвета). О чём хотел бы узнать? (ученики формулируют цель). Далее с помощью учителя дети составляют план действий по достижению цели.

Познавательные УУД условно можно разделить на общеучебные, логические и постановка и решение проблемы. Они включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Примеры формирования некоторых познавательных УУД. Смысловое чтение как одно из общеучебных умений можно формировать на примере таких заданий: отметь правильное рассуждение; догадайся, прочитав текст, о ком идёт речь (Русский язык.1 класс, с.60, №2, с.35, № 2); математические тексты, связанные с заполнением таблиц; Окружающий мир.1 класс. Часть №2, с 57-58.Чтобы выполнить такие задания, надо  «вчитаться» в текст, выбрать нужную информацию.

Примеры заданий, направленных на формирование логических УУД.

Моделирование звукового состава слов – Букварь, часть 1, с.16, 18, 33; моделирование ситуации, иллюстрирующей арифметическое действие- Математика 1 класс, часть 2, с.28, с. 40, все задания из рубрики « Используй фишки»; моделирование национального костюма - Окружающий мир1 класс, Рабочая тетрадь №2, с., и др.

Построение логической цепи рассуждений. Букварь, часть 1, с.21, 25, Окружающий мир 1класс, часть 2, с.39, 42.

Классификация по определённому критерию. При выполнении таких заданий учу  выбирать критерии, обоснования для классификации. Букварь часть 1, с.9, 13, 19. Окружающий мир часть 2, с.34, 37.Математика 1 класс часть 2, с. 37,№ 8, с. 49.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. С помощью каких заданий  формируются коммуникативные УУД?

Коммуникативные умения формируются  в процессе дидактических  игр, например: «Выйди на крылечко, назови словечко» (слово должно отвечать определённому условию). Дети учатся не только выполнять задание, но слушать и оценивать правильность высказываний других участников игры. Выполнение  заданий из рубрики «Обсудим вместе» (Математика 1 класс),    «Работа в парах» и « Речевое общение» (Русский язык), предполагающих групповую работу, формирует умение общаться, учитывать разные мнения, координировать позиции в сотрудничестве, отстаивать собственную позицию.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что использование УМК  «Школа XXI века» предоставляет учащимся 1 класса возможность заниматься такими видами деятельности, как: моделирование, классификация, сравнение, обобщение, исследование, решение задач. Глубокое изучение материалов ФГОС, умение использовать различные образовательные технологии помогает учителю проектировать урок с учётом характера, назначения каждого задания, выбирать оптимальные для формирования УУД виды деятельности, т.е.  сделать урок современным.

 

                      

 

        Список используемой литературы

1.Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова, и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.-М. : Просвещение,2009.

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Ассолова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.

3. Афоризмы об образовании. [Электронный ресурс]  /  Афоризмы об образовании. – Режим доступа: http://letter.com.ua/aphorism/edu1.php

4.Рудницкая В.Н. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.Н. Рудницкая.- М.: Вентана-Граф, 2011.

5.Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [ авт.-сост. Л.А.Ефросинина]:М. : Вентана-Граф, 2011.

6.Журова Л.Е. Букварь: 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.Е.Журова, А.О. Евдокимова – М. : Вентана Граф, 2011.

7.ИвановС.В.Русский язык:1класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова,; под. ред.Л.Е. Журовой и С.В.Иванова.-М.: Вентана-Граф, 2011.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Полосина Наталья Борисовна. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города

Полосина Наталья Борисовна. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города

УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием

УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием

Одним из видов заданий, формирующих регулятивные

Одним из видов заданий, формирующих регулятивные

Примеры формирования некоторых познавательных

Примеры формирования некоторых познавательных

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2018