Статья и презентация "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".
Оценка 5

Статья и презентация "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".

Оценка 5
Иллюстрации +2
doc
математика +2
Взрослым
30.01.2019
Статья и презентация "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".
Основные функции учебных иллюстраций_Таскина Е.В..doc
Таскина Елена Владимировна учитель русского языка и литературы  МБОУ «Школа № 117»  г. Н. Новгорода  Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса») «Дитя мыслит образами, звуками, красками» К. Д.Ушинский Современный   учебник   призван   системно,   доступно   излагать   основы научных   знаний,   помогать   ученику   в   усвоении   учебного   материала, воспитывать у школьника желание учиться и заниматься самообразованием. Поэтому в учебнике должны быть представлены и проблемные ситуации, и дополнительные сведения, и разнообразные вопросы и задания, и, наконец, иллюстрации. Термин «иллюстрация» в «Словаре методических терминов» (авторы Э. Г.   Азимов   и   А.   И.   Щукин)   трактуется   следующим   образом:   «Визуальное средство   обучения,   компонент   содержания   учебника   или   урока,   средство наглядности (рисунки, фотографии, таблицы, схемы и т.п.), поясняющие или дополняющие какой­либо текст….». Как правило, в существующих учебных пособиях привычными являются иллюстрации в учебниках естественнонаучного цикла, истории, литературы. Учебники по русскому языку – независимо от их авторов и издателей – не изобилуют столь необходимым и востребованным средством наглядности. Чаще   всего   ученикам   предлагаются   чёрно­белые   фотографии   с изображением   видных   учёных­лингвистов   или   же   схемы   и   таблицы, структурирующие тот или иной материал. Цветными являются репродукции картин, предлагаемых для уроков развития речи. Качество этих репродукций далеко от совершенства, цветовая гамма оставляет желать лучшего, поэтому учителя   всегда   были   вынуждены   или   искать   слайды   или   скачивать   из Интернета изображения с приемлемым качеством. В   2005   году   вышел   в   свет   учебно­методический   комплекс   «Русский язык», авторами которого являются С. И. Львова и В. В. Львов. Практически сразу после знакомства с новым учебником и школьники, и учителя, и методисты назвали УМК «учебником нового поколения», так как в нём органично сочетаются и внешнее оформление и внутреннее содержание, в том числе и иллюстрирование. Авторы,   создавая   УМК,   учитывали,   что   в   школе   обучаются   дети   с разным уровнем восприятия, понимания и запоминания учебного материала. Психологи делят этих детей на аудиалов, визуалов и кинестетиков.  С. И. и В. В. Львовы оформили учебный и дидактический материал так, что он может быть востребован и использован в полной мере учащимся с любым психотипом. Мне хотелось бы рассмотреть основные функции учебных иллюстраций и  воплощение  этих функций  на  примере двух  учебников вышеупомянутых авторов, а именно: «Русский язык для 6 класса» «Русский язык для 5 класса»  Во­первых,  к   иллюстрациям   можно   отнести   схемы,   таблицы, систематизирующие   учебно­научный   материал   и   способствующие   его запоминанию, что особенно важно для визуалов и киненстетиков. Так, при изучении темы «Употребление букв ё (е) – о после шипящих и ц» подача материала ­ в текстовом варианте и таблице – и предложенные к ним   задания   позволяют   школьникам   понять   и   запомнить   теоретические сведения. Такое представление учебного материала облегчает понимание и запоминание теоретических сведений. Во­ вторых,  иллюстрация может заменить основной текст, являясь самостоятельным   источником   информации.  Роль   такого   способа представления   учебного   материала,   несомненно,   велика:   он   способствует развитию аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание   на   основе   сжатого   материала,   что   является   одним   из   шагов подготовки к ГИА в 9 классе, где первым заданием является создать сжатое изложение.   Ученики   разного   психотипа   могут   создать   удобный   для   себя вариант представления и запоминания. Часто   иллюстрации   являются   основой   для   написания   рассказа. Например, в упражнении 420 (5 класс) необходимо составить рассказ о том, как дети помогают птицам или в  упражнении 313(5 класс) предлагается по рисункам составить рассказ, подробно описав последнюю сценку. Часто, я усложняю задачу: предлагаю схемы предложений (сложные, предложения с однородными членами, с обращением, с прямой речью). В­третьих,  иллюстрация   призвана   помочь   выразить   мысль, компенсировать   то,   что   трудно   выразить   словами.  Такой   вид иллюстрирования   имеет   огромное   значение   в   текстах   эстетической направленности,   так   как   позволяет   ученикам   получить   визуальное представление о предмете повествования. Так,  к  упражнению   193,   в   котором   идёт   речь   о   древних   глиняных сосудах,   предпосланы   фотографии   этих   предметов,  в   упражнении   278 повествуется   о   цветке   купальнице,   который   не   растёт   повсеместно,   но фотография   даёт   представление   о   нём.   Рассказ   о   народных   промыслах   – упражнение   417  ­   сопровождён   фотографиями   хохломской   росписи   на глиняных  и  деревянных   изделиях.  Учителю   не  составит   труда   предложить задания,   объединяющие   текстовый   материал   и   фотографию:   сопоставить услышанное   и   увиденное.   Можно   усложнить   задание:   перед   прочтением текста   предложить   закрыть   учебники,   учитель   сам   прочитает   текст   и попросит рассказать, какой предмет они «увидели», а затем сопоставить с фотографией. В   –   четвёртых,  иллюстрация   должна   помочь   ученику   понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления. В УМК Львовых данной   функции   придаётся   огромное   значение:   с   помощью   иллюстрации объясняются   разные   виды   омокомплекса:   омонимы,   омофоны,   омографы. Оригинальный   подход   в   изображении   этих   языковых   явлений   и   задания   к упражнениям,   например,   «постарайтесь   обыграть   значение   предложенных омонимов с помощью рисунка. Что вы на нём изобразите?» или в упражнении 354   (6   класс)      задание:  рассмотрите   рисунки   и   определите,   какие   слова­ омонимы в них обыгрываются. Придумайте и запишите предложения с этими словами, графически укажите их синтаксическую роль. В  упражнении 333 (6 класс)  задание:  догадайтесь, какие омонимы и многозначные слова иллюстрирует этот фотоколлаж. Составьте предложения с каждым из них. В­ пятых, иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности. Авторы УМК «Русский язык» с этой   задачей   справились   превосходным   образом,   предлагая   школьникам фотографии и рисунки, которые не только вызывают определённые чувства, но и в ненавязчивой форме напоминают об изученных правилах, о нормах правописания, словоупотребления и произношения. И,   наконец,   УМК   С.   И.   Львовой   и   В.   В.   Львова,   возможно, единственное,   в   котором  иллюстрации   использованы   как   средство воспитания патриотизма, уважения к Флагу и Гербу России, её святыням. Упражнения,   направленные   на   воспитание   гражданина   России, сопровождаются   красочными   фотографиями.   Ученики   имеют   возможность увидеть   красоту   Кремля   и   Красной   площади;   познакомиться   с   гербами старинных   городов;   полюбоваться   очертаниями   православных   монастырей (упр. 598 (6 класс), 753 (5 класс); почувствовать очарование родной природы (упр. 662, 761, 850(6 класс) и др.).  Напомним   ещё   раз:   ни   одна   иллюстрация   не   предлагается   авторами только   как   статичная,   «подтверждающая   фрагмент   текста».   Она   является самостоятельным   дидактическим   материалом,   снабжённым   интересным заданием. Итак, иллюстрация, если подобрана правильно, выполнена на высоком полиграфическом уровне, несёт огромную идейную и смысловую  нагрузку, помогая ученику в понимании нового материала, в решении образовательных задач, а учителю ­ в воспитании учеников как настоящих граждан страны. Учебник   Львовых   привлёк   внимание   и   учителей,   и   школьников,   и родителей тем, что иллюстрация предлагается не в качестве " оживляжа", а  Авторы­составители как   самостоятельная   дидактическая   единица.   фотоколлажу практически   к   каждому   рисунку, предусматривают задание, ориентированное на аналитическое рассматривание   фотографии, иллюстративного материала. Например,   к   рисункам   Н.   Радлова   (упр.   252)   предлагается   задание "Напишите небольшой рассказ, дополните повествование описанием кошек".  Или  к  упр.  256  ­  устному  высказыванию   предлагается:  "Рассмотрите фотоколлаж. Как вы думаете, почему его можно назвать шуточным? Что в нём необычного?" Это малая толика примеров. Но даже из них ясно, что задача учителя ­ не   придумывать   вопросы,   а   органично   использовать   тот   арсенал,   что предлагают авторы. Таким   образом,   иллюстрации   являются   неотъемлемой   составляющей учебника   С.И.Львовой   и   их   разнообразие,   красочность,   насыщенность способствуют   развитию   познавательного   интереса,   позитивного   настроя, оптимизации   учебного   процесса.   Фотоколлажи,   посвященные   современным жизненным   явлениям,   помогают   создать   определенные   речевые   ситуации. Репродукции   картин   известных   русских   художников   воспитывают патриотизм,   эстетический   вкус,   расширяют   кругозор   учащихся.   Особенно интересны   рисунки­схемы   юмористического   характера,   они   развивают образное   мышление,   задают   импульс   неспокойного,   неравнодушного отношения к изучению теории языка.  К тому же, учитывая следующую информацию: Дети удерживают в памяти:  10% ­ того, что читают  26% ­ того, что слышат  30% ­ того, что видят  50% ­ того, что видят и слышат  70% ­ того, что обсуждают с другими не возникает никаких сомнений, что учебник должен быть не только носителем информации, но давать возможность увидеть эту информацию в картинках. Это помогает привлечь внимание детей на уроке. Ведь ни для кого не секрет, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Приложение № 1 (Презентация)

Статья и презентация "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".

Статья и презентация "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".

Статья и презентация "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".

Статья и презентация "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".

Статья и презентация "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".

Статья и презентация "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".

Статья и презентация "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".

Статья и презентация "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".

Статья и презентация "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".

Статья и презентация "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".

Статья и презентация "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".

Статья и презентация "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2019