Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников
Оценка 4.6

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
математика +1
Взрослым
22.11.2017
Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников
Данный доклад является частью личной дипломной работой, переработанной в процессе обучения учащихся. Объект исследования – процесс активизации познавательной деятельности младших школьников. Предмет исследования – организация учебного процесса направленного на активную познавательную деятельность младших школьников. Цель нашего исследования: выявить педагогические условия, необходимые для успешного формирования приемов активизации познавательной деятельности младших школьников.
Доклад.doc
Ақмола облыстық білім басқармасы Аршалы аудандық білім бөлімі Волгодонов орта меқтебі «ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» Составитель: Лапина И.В. Учитель начальных классов Волгодоновская СШ Введение В   настоящее   время   существует   острая   социальная   потребность   в творчестве   и   творческих   индивидах.   Развитие   у   школьников   активной познавательной   деятельности,   творческого   мышления­   одна   из   важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя , проявить  свои возможности­ это направляюще начало., которое проявляется во всех формах человеческой   жизни­   расширению, совершенствованию, зрелости , тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».  Рассмотрим основные  понятия  понятийного аппарата, итак.   стремление   к   развитию, Объект исследования  – процесс активизации познавательной деятельности младших школьников. Предмет исследования  – организация учебного процесса направленного на активную познавательную деятельность младших школьников. Цель  нашего исследования: выявить педагогические условия, необходимые для   успешного   формирования   приемов   активизации   познавательной деятельности младших школьников.   Гипотеза   исследования  –  если  выявить   и   реализовать   взаимосвязь содержания урочной деятельности с самостоятельной учебной деятельностью, разработать   специальную   систему   форм   и   методов   обучения,  то  будут созданы оптимальные условия для активизации познавательной деятельности младших   школьников  так,   как  при   этом     приобретается   опыт самостоятельной познавательной деятельности, развивается их интеллект и творческий потенциал. Цель, объект, предмет и гипотеза определили  круг задач исследования:   1. Проанализировать дидактические   основы     активизации познавательной деятельности   младших   школьников. 2.   Охарактеризовать приемы       активизации     познавательной деятельности учащихся начальных классов.  3.  Теоретически  обосновать  и  экспериментально  проверить  эффективность использования педагогических приемов обучения активизации познавательной деятельности младших школьников.                      Для     начала     приведём     различные     определения     понятия «деятельность», встречающиеся в психологической литературе.             Опираясь на труды ученых ­ психологов и педагогов, можно отметить, что   основой   развития   и   воспитания   растущего   человека   являются что   существует   две   деятельности   –   «учебная  различные   виды   деятельности  как   комплекс деятельность и общение. В которых  выражена социальная сущность человека нашей эпохи, его жизненная активность и связь с людьми. Проблема   деятельности   –   одна   из   фундаментальных   научных   абстракций философии, педагогики и психологии. Это – предмет изучения всех наук о человеке и обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становления его личности    считал  Леонтьев А.Н.  [1].  Именно деятельность   определяет самостоятельность и ответственность  ребенка в собственном развитии. Деятельность  –   это   форма   активности   человека,   направленная   на окружающий   его   мир.   Любая   деятельность   состоит   как   минимум   из   трех компонентов:   цели,   процесса   и   результата.   Понятие   деятельности разрабатывалось   в   отечественной   педагогике   и   психологии   в   работах Л.С.Выготского   [2],   П.Я.Гальперина   [3],   А.Н.Леонтьева     [1]   ,   С.Л. Рубинштейна [4]. Несмотря   на   некоторые   различия   в   трактовках   понятия   «деятельность»   у разных   авторов,   можно   определить,   что   деятельность   –   это   не   просто выполнение   каких   –   либо   действий,   движений,   а   подлинный   источник развития личности. Учёные   выделяют необходимых социальных основ, в котором формируется активная личность. Г.И.   Щукина   пишет, деятельность» и «познавательная деятельность». Г.И.Щукина   раскрывает,   что  «познавательная   деятельность»  иначе выражена   термином  «учение»  [5].   С   позиции   общей   теории   деятельности психологами   правомерно   различают   понятия   «учебная   деятельность»   и «познавательная   деятельность».   Понятие  «учебная   деятельность»  по отношению к «учению» (или познавательной деятельности) рассматривается как более широкое, поскольку оно включает одновременно и деятельность обучающего, и деятельность обучаемого считает Шамова Т.                  Познавательная   деятельность   ученика  –   представляет   собой сложнейший процесс перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений к системе познания. Цель   познавательной   деятельности   младших   школьников,­   формирование отношения   к   познанию,   науке,   книге,   учению.   Можно   без   преувеличения сказать,   что   она   открывает   ребенку   окно   в   мир   книг,   мир   удивительных открытий.   Под   влиянием   познавательной   деятельности   развиваются   все процессы сознания. Познавательный   интерес  –   это   важнейший   мотив   учения   школьников представляет собой наличие новизны в учебном материале. Структура   познавательной   деятельности   младшего   школьника   по   своим компонентам   отражает   построение   любой   деятельности   (   мотив   –   цель   – действия – операции), отмечает А.Н. Леонтьев Мотив – основной компонент познавательной деятельности. проблемное изложение материала комментированные упражнения самостоятельная работа учащихся творческая работа детей, формирование стимулов к учению. Мотив  –   основной   компонент   познавательной   деятельности.   Мотивам посвящен  ряд  исследований  в  психологии  и  педагогике А.Н. Леонтьев [1], С.Л. Рубинштейн [4],  Р.С.Немов   [6], Л.И. Божович [7]. Цель   деятельности   –  важнейший   компонент   ее   сложной   структуры.   В педагогическом   процессе   она  обычно   задается   извне   и   соответствует общественно   необходимым   требованиям.  В   зависимости   от   того,   какова задача данного действия, кем она ставится, ориентирует ли она на повторение прежнего   опыта   или   требует   нового   действия   на   более   сложный   основе, эффект   каждого   действия   может   быть   и   менее   и   более   значимым   для развития. Способы, операции, умения. Операционная сторона деятельности не   исчерпывается   предметными   действиями.   Обязательный   компонент   ее составляет инструментарий, при помощи которого совершаются предметные действия. Завершается деятельность  результатом.  Это – показатель развития, знаний, умений   личности   не   только   для   окружающих,   но   и   для   нее   самой,   что, пожалуй, более для нее значимо. Существуют различные пути активизации учебной деятельности: • • • • • Можно выделить еще и другие способы активизации: • • • проведение нетрадиционных уроков Для   рассмотрения   сущности   понятия   «активизация   познавательной деятельности» необходимо ответить на вопрос: что является «активностью» и «активизацией учения»? Прежде всего, активность, по мнению Щукиной  как личностное образование выражает   особое   состояние   школьника   и   его   отношение   к   деятельности (внимательность,   расположенность,   живое   соучастие   в   общем   процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности) В структуре активности выделяются следующие компоненты:           ­ готовность выполнять учебные задания;           ­  стремление к самостоятельной деятельности;           ­ сознательность выполнения заданий;           ­ систематичность обучения; ­ стремление повысить свой личный уровень.  Активизация учения есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. игровые методы моделирование занимательность Уточнение   и   дифференциация   понятия   «познавательная   активность»   и смежных   с   ним   (мыслительная   деятельность,   творческая   активность, познавательная самостоятельность) особенно интенсивно проходили в 60­70   утверждает,   что  активизация   познавательной годы.   Т.И.   Шамова   деятельности  направлена   и  на  улучшение   процесса   усвоения  знаний,  и  на формирование   активности   и   самостоятельности   как   качеств   личности школьников   и   утверждала,   что   такая   активизация   –   условие   развития   не только умственных возможностей ученика, но и личности в целом. Познавательная   активность  –   качество   деятельности,   в   котором проявляется,   прежде   всего,   отношение   ученика   к   предмету   и   процессу деятельности, то на первое место среди всех ее условий следует поставить формирование у учащихся положительных мотивов учения. Различают три уровня познавательной активности: Уровни познавательной активности (Шаламова Т.И. 1982г.) Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень   отличается   неустойчивостью   волевых   усилий   школьника, отсутствием у учащихся   интереса   к   углублению   знаний,   отсутствие   вопросов   типа: «Почему?» Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. Третий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.                      В качестве  средств активизации учения школьников  выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения. Степень активности школьников является реакцией, методы и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным. Словесные методы. 1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы дети могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих (задания в приложении №1). 2. Метод самостоятельной работы с учеником. 3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами. Организую самостоятельную работу следующим образом: даю классу конкретное учебное задание. 4. Метод проблемного изложения. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. 5. Наглядные методы. 1. Частично­поисковый. При применении этого метода я руковожу работой класса. Организую работу детей таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрирую опыт до объяснения нового материала; сообщаю лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос. 2. Метод опорных сигналов. Опорные конспекты применяю и в виде схем, т.е. такими, как они должны быть по В.Ф. Шаталову. А также в виде рисунков, таблиц, схем (см. приложение). 6. Практические методы. 1. Частично­поисковый лабораторный метод. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем   самостоятельного   выполнения   и   обсуждения   ученического эксперимента. За период  работы над данной темой достигнуты следующие результаты: Повысилась успеваемость учащихся .  Использование  дидактических игр, логических заданий, нестандартных задач стимулирует активность каждого ребенка, повышает качество процесса обучения младших школьников. (слайд 2) Таблица 1. Диагностика  уровня знаний учащихся 1 класса январь 19чел. 4чел.(21%) 10чел.(53%) Характер ошибок Писали работу Выполнили верно Допустили ошибки на нумерацию чисел в пределах 10 7чел.(36,8%) 5чел.(25%) Допустили ошибки на состав числа 8чел.(42%) 6чел.(30%) Допустили ошибки на сравнение чисел 7чел.(35%) 10чел.(53%) Допустили ошибки на сложение 15чел.(79%) 10чел.(50%) Допустили ошибки на вычитание выполнили раб верно / на писали раб*100 ( 4/19*100=21% март­апрель 20чел. 10чел.(50%) 6чел.(30%) Таким образом, проведя сравнительный анализ мы видим что, применяя на уроках математики в 1 классе игры, занимательные задания, разнообразный раздаточный   и   дидактический   материал   идёт   повышение   процесса обученности младших школьников. Что и отразилось в ( слайд 3) диаграмме 1 следующим способом: Диаграмма 1. Диагностика  уровня знаний учащихся 1 класса Работа над опытом охватывает период с января 2016 года по апрель2016 года – год выпуска обучающихся из начальной школы.  Работа по проблеме опыта проводилась в три этапа. На первом этапе (январь 2016)   происходило   осмысление   данной   проблемы,   велась   диагностика, изучение опыта других педагогов по данной теме. Второй этап (февраль 2016 года)  – активное  внедрение  в  работу  форм,  методов  и  приёмов  обучения, способствующих   развитию   познавательной   деятельности   младшего школьника. Третий этап (март­апрель 2016 года) – подведение итогов, анализ полученных результатов. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики ­ одно   из   наиболее   существенных   требований,   обеспечивающих   качество обучения.  Ш.  Амонашвили   разработаны   психолого­педагогические   основы, заложенные   в   эксперименте   по   обучению   шестилеток,   накоплены   приёмы стимулирования познавательных интересов детей (преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство сказок, задачи на сравнение).  Дидактическая     игра   –   приём   активизации   обучающихся.  Она   имеет определённую   структуру.   Структура   ­   это   основные   элементы, характеризующие   игру,   как   форму   обучения   и   игровую   деятельность одновременно [8, с.124]. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:  1)  дидактическая задача; 2) игровая задача;  3) игровые действия;  4) правила игры;  5) результат (подведение итогов).  При   проведении   игр   сохраняются   все   структурные   элементы,   поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.      Основные функции дидактических игр:  1)   формирование   устойчивого   интереса   к   учению   и   снятия   напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;  2) формирование психических новообразований;  3) формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы; 4) формирование навыков самоконтроля и самооценки;  5) формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.   Дидактическая   игра   помогает   сделать   учебный   материал   увлекательным, создать радостное рабочее настроение. При   изучении   проблемы   развития   познавательной   деятельности   младших школьников   на   уроках   математики   детям   было   предложено   выполнить проверочную работу  с целью  выявления уровня познавательной активности школьников.  Результаты   оценивались   по   критериям  А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.А.Яковлевой (слайд 4) активная ориентировка в новом материале; самостоятельное выделение ключевых понятий; понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы; владение мыслительными операциями, ориентировка в учебном материале с активность, инициатива, нахождение помощью учителя; нешаблонных решений выбор способов работы по наводящим вопросам учителя; активность работы на уроке нестабильна В ы с о к С и р й е д н и й Н и з к и й             учебные условия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность; отсутствие понимания смысла учебной задачи; малое приложение личных усилий в учебной работе; слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения Рисунок   1.   Критерии   оценки   познавательной     активности   младших школьников. Результаты проверочной работы представлены в (слайд 5)  диаграмме 2.   Диаграмма 2. Диагностика уровня познавательной  активности младших школьников.  Обработав  данные, полученные  при  проведении  проверочной  работы,  были выявлены следующие результаты: из 25 учащихся 15 имеют высокий уровень, 7 ­ средний, 3 – низкий. Далее   был   проведён   формирующий   эксперимент.  Цель   формирующего эксперимента: создать условия для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.  Для достижения этой цели в 4 «В»   классе   были   созданы   условия,   соответствующие   теоретическим положениям:  использование  групповых   форм работы на  уроке; проведение нестандартных уроков; использование индивидуальных карточек с заданиями; включение   в   уроки   заданий   с   элементами   игры;   создание   состязательной мотивации. Формирующий эксперимент продолжался три недели. При использовании на этом этапе дидактических игр, задач  в стихах, заданий в занимательной форме  «Устный счет».  было установлено, что количество отвечающих детей значительно возрастает  диаграмма 3 (слайд 6) Диаграмма 3. Формирование активизации познавательной деятельности младших  школьников на уроках математики.  Таким образом, интерес к уроку   математики,   познавательная   активность   школьников   возрастает   с применением нешаблонных заданий, игровых ситуаций.  На этапе закрепления при применении индивидуальных карточек, активность детей также была высокой, что отображено в (слайде 7) диаграмме 4. Диаграмма   4.   Сравнительная   характеристика   проведённых   уроков. Можно  сделать  вывод,  что  при  использовании  индивидуальных   карточек  с занимательным   материалом   на   уроке   количество   активных   учащихся возрастает, так как каждый ученик уверен, что за работу он получит  оценку. Таким образом, вышеизложенная работа, даёт высокие результаты изучения математики. В соответствии с диаграммой 5. (слайд 8) Диаграмма 5.  Результаты качества знаний учащихся 2015­2016 учебный год по классам (математика).               Результативность внеклассной работы по предмету показывает, что ученики   являются   активными   участниками   математических   конкурсов, олимпиад. Проводимый в школе мониторинг показал (слайд 9) диаграмма 6, что   у   учащихся   повысился   уровень   познавательной   активности.   В   этих успехах   заметную   роль   играют   полученные   навыки   и   познавательная активность учащихся.  Диаграмма   6.   Результаты   независимого   тестирования   по   математике. Проблема   развития   ученика   является   одной   из   сложнейших   задач   в педагогической   практике.   Решение   этой   проблемы   зависит   от   того,   на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием   деятельности   является   конечный   результат:   либо   дать   ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.    Уровень математической подготовки   4   класса представлен на рисунке 2. (слайд 10) Рисунок 2. Уровень математической подготовки учащихся 4 класса. Результаты     мониторинга   математической   подготовки   учащихся   4­А   класс показал: 1) средний балл по классу ­58,4 2) чтение, запись и сравнение чисел – 66% 3) арифметические действия – 77% 4) именованные величины – 83% 5) решение текстовых задач – 49 % 6) геометрические фигуры – 61% 7) понимание математического языка – 64% 8) внимательность ­77% 9) основы логического мышления – 56% 10) установление последовательности действий – 55% 11) базовые навыки – 82% 12) вопросы повышенной сложности – 41% 13) опережающее развитие – 75% (   слайд   11)  Таким   образом,   совершенствование   процесса   обучения определяется стремлением развивать познавательную деятельность учащихся. Суть данного развития младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения   знаний   и   на   основе   этого   научится   самостоятельно   «добывать знания».  Большая роль в отборе средств, методов и приемов работы на уроке отводится учителю. Успех дела зависит здесь во многом от того, насколько глубоко   проникает   учитель   в   специфику   учебного   материала,   насколько умело ставит учебные познавательные задачи, учитывая при этом уровень  Проведенное нами экспериментальное исследование посвященное выявлению путей   активизации   познавательной   деятельности   младших   школьников   в образовательном процессе начальной школы позволило прийти к следующим выводам:   Дидактическая   игра   позволяет   не   только   активно   включить учащихся   в   учебную   деятельность,   но   и   активизировать   познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал   в   доступной   форме.   Отсюда   можно   сделать   вывод   о   том,   что использование   игры   необходимо   при   обучении   детей   младшего   школьного возраста,   дидактическая   игра   может   быть   использована   как   и   на   этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации   познавательной   деятельности,   и   быть   основной   ступенью   в развитии   познавательных   интересов   учащихся.   Исследование   подтвердило актуальность проблемы, выявления общепедагогических особенностей путей активизации   познавательной   деятельности   младших   школьников     в педагогическом   процессе   начальной   школы.  Цель,   поставленная   на   начало работы,   по   нашему   мнению   достигнута.   Мы   выявили   уровень   развития познавательных  интересов младших школьников, провели  анализ, раскрыли сущность   понятия   познавательной   деятельности   младших   школьников. Исследование   позволило   заключить,   что   игра,   являясь   исторической категорией,   прошла   путь   развития   от   случайных   попыток   создания   и применения   наглядных   пособий   до   научного   обоснования   принципа наглядности в обучении и воспитании. Педагогическая диагностика позволила выяснить степень подготовленности младших школьников к формированию математических и грамматических умений и навыков, собрать объективную информацию   о   возможности   использования   наглядности   в   обучении, стимулировать школьников к усвоению полноценных знаний, формированию универсальных   учебных   умений   в   личностных,   коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах. Полученные в исследовании выводы не претендуют   на   исчерпывающий   анализ   проблемы.   Накопленный теоретический   и   практический   материал   требует   развития   и   уточнения. Перспектива   исследования   состоит   в   том,   что   данная   тема   представляет широкие   возможности   для   проведения   дальнейших   научных   изысканий.   К перспективам исследования мы относим методологическое и теоретическое обоснование   наглядности   в   условиях   компьютеризации   педагогического процесса,   создание   учебных   пособий   для   учащихся   среднего   и   старшего школьного возраста на основе компьютерных технологий. Список используемой литературы Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.­250с. Выготский Л.С. Педагогическая психология. ­ М., 1991. ­ 400с. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.  1 2 3 М.: МГУ, 1985.­ 170с. 4 5 М., 1971.­350с. 2 6 7 Изучение мотивации поведения детей и подростков. ­ М., 1972.­ 450с. 8 Учебно­методическое пособие / В.М. Букатов. ­ М.: Московский  психолого­социальный институт: Флинта, 2005.­ 400с. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр:  Рубинштейн С. Основы общей психологии Питер Ком, 1999.­250с. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. ­  Немов Р.С. Психология. Кн. 3. ­ М.: Просвещение, 1999.­400с. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка.//

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников

Доклад Пути активизации познавательной деятельности младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2017