Статья из опыта работы"РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ"
Оценка 4.8

Статья из опыта работы"РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
информатика +1
Взрослым
22.03.2017
Статья из опыта работы"РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ"
В статье автор делится своими наблюдениями по развитию креативного мышления учащихся на уроках математики, информатики в зависимости от пола и возраста. Советует с чего надо начинать развитие креативности, на какие особенности креативных детей надо обратить внимание. Затрагивает вопрос присуща ли креативность одаренным детям?текстовый документ
статья2.doc
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ Е.В. Косова  учитель высшей квалификационной категории по математике, информатике шг № 6 имени Абая Кунанбаева г. Степногорска,  Акмолинской области, Казахстан В статье автор рассказывает о своём  опыте работы по развитию  креативного мышления на уроках математики и информатики. О человеке надо судить не по его дарованиям,  а по тому применению, которое он ему даёт.  Декарт В   связи   с   развитием   концепции   математического   образования необходимо модернизировать методику преподавания точных наук. Наша страна   нуждается   в   специалистах,   владеющих   логическим   мышлением, умеющих быстро сориентироваться  в любой производственной  ситуации, обладающих аналитическими способностями. Для   этого,   прежде   всего,   мы   должны   воспитывать   творческих личностей,  обладающих   трудолюбием,  целеустремлённостью,   избегающих шаблонных форм мышления. Исследование мышления открывает большие возможности для развития способностей и возможностей человека. Поэтому   необходимо   изменить   отношение   учителей   родителей, общественности, а главное и самих школьников к предметам естественно­ математического   цикла,   надо   искоренить   из   лексикона   взрослых   слова «ребёнок не способен к математике». Нужно помочь учителям и родителям обучить  детей креативному, образному и масштабному мышлению, развить в них смекалку.  По   мнению   Торренса   «креативность   наряду   с   высоким   уровнем интеллекта   и   мотивацией   к   деятельности     входит   в   структуру одаренности».   А   одаренные   дети,   став   взрослыми,   создают   значительно больше материальных, культурных и художественных ценностей. Поэтому, выявление и создание необходимых условий для реализации способностей таких детей позитивно  влияет на рост и процветание того общества,   в котором они формируются.  Может быть, мы ошибочно делим детей на одаренных и нет? Детей скорее можно делить только на тех, кто научился развивать способности и свой   дар,   и   на   тех,   кто   неосознанно   губит   свои   способности   под воздействием разрушающих систем и технологий. Современные подростки попусту тратят своё время в общении с мобильным телефоном, много часов они   проводят   сидя   за   компьютером,   но   не   занимаясь   обучением,   не используя   это   время   на   собственное   развитие,   а   расходуя   его   на компьютерные игры или переписку. Учитывая,   что   скоро   основную   часть   предметного   содержания составит «компьютерная математика» (теория алгоритмов, математическая логика и теория вероятностей, прикладная и информатическая математика, анализ   данных),   надо   добиться,   чтобы   новые   технологии   содействовали развитию логико­математических способностей ребят, а не уводили их в сторону. Считаю,   что   начать   развитие   креативного   мышления   нужно   с   его диагностики.  Согласно   американскому   психологу Абрахаму   Маслоу, креативность — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. [1, с.102]. Торренс[2, с. 232] провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию. Ж. Пиаже считает,   что     креативность   неоднозначно   зависит   от   образования. Большинство   детей   теряют  свое   спонтанное   бесстрашие,   если   они становятся «окультуренными».[3, с.302].  Как писал  Вордсворт: «Учителя предпочитают детей с высоким общим интеллектом и низкой креативностью. Креативные дети—фантазеры, любят юмор, проявляют его в ответах при исследовании неструктурированной ситуации, любят идти в новых направ­ лениях, это дети  мятежные, бунтующие». [4, с. 21]. Действительно, дети приходят в школу с нестандартными мыслями, взглядами и поведением, а в процессе обучения и школьного воспитания они   превращаются   в   «средних»   учеников.   Под   влиянием   учителей   и одноклассников ребёнок всё реже высказывает оригинальные мысли, боясь прослыть   «ботаником».   Как   поддержать   в   ребятах   способность демонстрировать оригинальные решения, стремление выделиться из массы? На   эту   тему   давно   рассуждают   наши   и   зарубежные   учёные,   объясняя затухание креативности неправильным воспитанием и социализацией.   Неоднозначно проявление креативности в зависимости от пола: по исследованиям зарубежных психологов рождается равное число одаренных девочек   и   мальчиков,   но   с   возрастом   одаренность   девочек   постепенно превращается   в   миф   или   в   исключение   из   правила.  Школьные  учителя считают, что одаренные мальчики превосходят одаренных одноклассниц в области   критического   и   логического   мышления,   в   творческом   решении задач.   Считается,   что   у   мальчиков   более   выражены   математические способности, лучше развито логическое мышление и умение анализировать. Психологи   уверяют,   что   воспитанию   мальчиков   родители   и   учителя уделяют   больше   внимания.   Даже   количество   и   разнообразие   игрушек   у мальчиков  гораздо  больше чем  у девочек. На  уроках  мальчики  требуют большего   внимания,   чем   девочки,   так   как   отличаются   подвижностью   и недисциплинированностью. Психолог Б.Пашнев разработал оригинальную методику диагностики креативности,   в   которой   для   определения   индекса   креативности используется   комплексный   подход,   включающий   множество   оценочных процедур:  ­ тест   «Аналогии»   для   определение   уровня   абстрактного   мышления учащихся; тест Торренса  для определения  оригинальности мышления; тест определение личной креативности по Девису; тест   «прогрессивные   матрицы   Равена»   для   определения   уровня интеллекта; тест Пашнева по определению мотивации к учёбе. ­ ­ ­ ­ Исследуя креативность мышления школьников разного возраста, он пришел   к   выводу,   что   у   девочек   индекс   креативности   в   начальных   и средних   классах   выше,   чем   у   мальчиков.   А   значит   шире   совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума, от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения   этих   знаний   на   практике.   Учитывая,   что    у   школьников   те особенности   креативного   мышления,   от   которых   зависит   легкость овладения знаниями, темп продвижения в них, выступают как их общие способности к учению, можно уверенно сказать, что «обучаемость» девочек выше, чем у мальчиков. Калмыкова отмечает: «Чем выше обучаемость, тем быстрей   и   легче   приобретает   человек   новые   знания,   тем   свободнее оперирует   ими   в   относительно   новых   условиях,   тем   выше   темп   его умственного развития».[5, с.5]  Как   известно,   проблемы   психологии   мышления   связываются   с проблемами совершенствования обучения.                             =                         + обучаемость мотивация развитость познавательных способностей +   + трудолюбие и работоспособность рефлексия и саморегуляция Исследования показывают, что высокий уровень креативности отмечен у   детей,   воспитываются   в   социально неблагополучных   семьях.   Причём   свою   креативность   некоторые   ребята открыто никак не проявляют. У учеников, отличающихся в учёбе низкий уровень   креативности   не   встречается.   Значит   надо   уметь   разглядеть   в   которые   слабо   учатся, лохматом,   плохо   одетом   ребёнке   эту   смекалку   и   находчивость,   помочь развить   эти   качества,   научить   ими   пользоваться   при   обучении.   Это   не простая задача. Педагог такого формата должен обладать высоким уровнем знаний по психологии, дидактике, методике преподавания.   Для   того   чтобы   развить   дивергентное,   креативное   мышление учащихся, на уроках математики и информатики необходимо включать в обучение   творчество,   игру,   опыт,   эксперименты   и   исследования, оригинальные,   требующие   не   только исполнительности   и   одновариантности   решений,   а   индивидуального, нестандартного подхода.    развивающие   задания, Специфика обучения творческих детей такова, что некоторые ребята, обладая высоким уровнем интеллекта выполняют в быстром темпе большое количество   заданий,   некоторые   не   хотят   работать   с   классом,   им   не интересно. Подстроиться подкаждого тяжело, но этонеобходимо. Учитель должен   соответствовать   требованиям   ученика,   быть   готовым   к   любому вопросу. Такие дети хотят знать всё и сразу, не надо говорить им,   «мы будем это проходить позже». Нужно подпитывать их интерес к знаниям и давть   им   поручения   в   которых   будет   проявляться   их   креативность. Конечно,  такиеребята  это   штучный   товар,  они  нуждаются   в  наставнике, который с высоты своего возраста сможет уберечь их от разочарований, зависти и насмешек одноклассников. Приёмы развития креативности можно применить разные: Это метод 6 шляп Анализ   включения   обучающих   и   развивающих   компьютерных программ   в   учебный   процесс   выявил   ряд   педагогических   преимуществ такой   методики   перед   традиционными   формами   изложения   материала: активизация   мыслительной   деятельности;   глубинное   запоминание материала;   обучение   организованности;   формирование   коммуникативных качеств. Данные программы   служат для отработки определенных навыков и умений либо выступают средством контроля за уровнем устойчивости внимания,   динамики   работоспособности,   выявление   сложных   логических отношений.   Моделируя   с   помощью   компьютерной   программы   среду,   в которой   необходимость   получения   знаний   становится   очевидной   для обучаемого,   я   заметила   как   повышается   мотивация,   стимулируется инициатива и творческое мышление учащихся. Применение   логических   программ     на   уроках   позволяет   развивать навыки   логического   мышления     учащихся.   Развивающие   программы являются   подклассом   обучающих.   Отличие   развивающих   программ     от других  состоит в том, что они развивают у учащегося наиболее важные и фундаментальные   с   точки   зрения   умственного   развития   способности   и навыки:   сообразительность,   умение   сосредоточиться,   умение   мыслить логически,   геометрическое   воображение,   умение   читать,   считать, сравнивать и умение классифицировать и запоминать.  Например,   программа   «Угадайка»   из   разработанного   мной   электронного пособия,  развивает флеш­память, внимательность, логическое мышление. Развивать   мышление   надо   целенаправленно,   чтобы   постепенно формировалось умение рассуждать, проводить исследование с системных позиций. Это сложная задача для учителя, работающего с детьми, разного уровня   интеллекта.   Поэтому   так   необходимы   на   уроках   электронные учебники и мультимедийные пособия, с которыми ученик может работать по индивидуальной траектории, выбирая темп работы, сложность заданий и время сдачи зачёта. Важным   условием   развития  креативности   является  предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения. Такая свобода способствует  развитию воображения и фантазии, «полету мысли» и самостоятельности, настойчивости в достижении поставленных целей. Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности – это повышение и укрепление самооценки у учащихся. Демократичная   обстановка   в   школе,   безоценочность,   творческий характер деятельности, отсутствие стрессов, принятие и поддержка друг друга,   взаимное   доверие   и   диалог   обеспечивают   свободное   проявление творческой активности.  С помощью использования креативных заданий я добилась осознания необходимости   изучения   математики   и   соответствующий   настрой   к преодолению предстоящих на пути приобретения новых знаний трудностей. «Математика­это наша жизнь» ­ часто говорю я детям на уроках. В мире чисел и величин такие же отношения, как у людей. Математика требует от человека   развития   логики   и   интуиции,   которые   так   необходимы   нам   в сложных жизненных ситуациях. Нельзя   недооценивать   такую     сторону   репродуктивного   мышления, которая связана с  мнемической деятельностью, обеспечивающей прочность знаний,   их   готовность   к   актуализации   в   соответствии   с   требованиями задачи. Некоторые ученики считают,   что не следует заботиться о знании формул, их всегда можно воспроизвести по справочникам.  Действительно, в простых ситуациях, когда зависимости используются всегда одинаково, их   специальное   запоминание   не   обязательно,   вполне   возможно использование   справочников.   Но,   в   сложных   ситуациях,   при   решении нестандартных   задач,   т. е.  когда   должно   активизироваться   продуктивное мышление, необходимо прочное закрепление основных формул в памяти. Необходимо   помочь   ребёнку   запомнить   формулы,   применяя   работу   в парах, взаимоконтроль, графические диктанты, можно поделиться своими секретами запоминания, выделить ключевые моменты. Из всего сказанного можно сделать вывод: нельзя считать, что если творческие   способности   не проявились   в детстве,   то уже   не проявятся никогда. Высокие креативные способности у детей не являются гарантией творческих   достижений   в будущем.   Любая   способность   –   это   не только задатки   в чистом   виде,   но и усилия   по их развитию,   которые   могут   быть предприняты в любом возрасте.  Литература  А.Х. Маслоу Мотивация и личность.  СПб.: Питер, 2008. Torrance E.P. Education and Creative Potential. Minneapolis, 1963 1. 2. 3. Пиаже Ж.  Психология интеллекта.— М., 1994. 4. William Wordsworth, Poetical Works, ed. W. Knight, 8 vv., Macmillan,  L., 1896. 5. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.  М.1981 6. Пашнев Б.К. Психодиагностика уровня интеллектуально­творческой  одаренности детей.  Илекса 2009

Статья из опыта работы"РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ"

Статья из опыта работы"РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ"

Статья из опыта работы"РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ"

Статья из опыта работы"РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ"

Статья из опыта работы"РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ"

Статья из опыта работы"РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ"

Статья из опыта работы"РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ"

Статья из опыта работы"РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ"

Статья из опыта работы"РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ"

Статья из опыта работы"РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ"

Статья из опыта работы"РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ"

Статья из опыта работы"РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2017