Программа работы школьного сообщества коммуникативной направленности «Школа общения»

  • Образовательные программы
  • doc
  • 09.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа разработана с целью формирования у подростков важных навыков общения. В программе представлены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения. Целевая аудитория - обучающиеся 7 - 9-х классов. Освоение программы предполагается за 18 часов. Дан учебно - тематический план занятий.
Иконка файла материала программа Школа общения.doc
Октябрьский филиал МБОУ «Северная СОШ № 2» Программа работы  школьного сообщества  коммуникативной направленности  «Школа общения» Составитель: учитель русского языка  Фадейчева С.Н. с.Октябрьское 2017 Школьное  сообщество коммуникативной направленности«Школа общения» Целевая аудитория: дети в возрасте от 13 до 16 лет  Срок образования – 18 часов Пояснительная записка Одной из актуальнейших общественных проблем начала XXI века, перешедших к нам из  века XX, стало неспособность подростков правильно выражать свои чувства, нарушение отношений со сверстниками и взрослыми, неумение конструктивно общаться. Весь   процесс   развития   ребенка   от  первых   дней   жизни   и   до  конца  подросткового возраста проходит под влиянием общения, в том числе и образовательный процесс. Начиная общаться с одним близким взрослым, а затем включая в круг общения все большее количество как взрослых, так и сверстников, ребенок впитывает, анализирует, а затем и критически оценивает багаж знаний, накопленный многими поколениями людей. Ведущая деятельность детей 13 – 16 лет  – общение. Воспитание подростка, развитие его личности, формирование его мировоззрения, системы социально одобряемых привычек, поступков, поведения осуществляется через обучение конструктивному общению, которое, по   определению   ученого   М.И.   Лисиной,   есть   взаимодействие   двух   и   более   людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата. Цель   программы: создать   условия   для   формирования   у   подростков   жизненно важных   навыков   общения;   для   формирования   социально   одобряемого   индивидуального стиля общения, позитивных коммуникативных компетенций. Задачи программы:  формирование у подростков стремления к самоопределению,  самосовершенствованию, самовоспитанию и самореализации;  формирование навыков межличностного общения;  формирование социально­одобряемого речевого поведения в ситуациях  выбора;   создание условий, способствующих приобретению подростками нового   положительного социального опыта для личного развития;  совершенствование коммуникативных навыков, навыков монологической и  диалогической речи. Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного предмета Программа «Школа общения» ориентирована на достижение личностных,  предметных и метапредметных результатов основного общего образования.   Личностные результаты освоения программы отражают:  ­ развитие самосознания учащихся; ­   формирование   у   них   положительного   самовосприятия   и   чувства своей изначальной ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других людей;  ­ развитие   свойств   и   качеств   личности,   необходимых   для полноценного межличностного взаимодействия;  ­   формирование уверенности   в   себе   и   коммуникативной   культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов. Предметные результаты включают коммуникативные показатели:  ­   формирование   представлений   подростков   о   значении   и   законах конструктивного   общения   в   школе,   семье   и   будущей   профессиональной деятельности;  ­   формирование   навыков   равноправного   общения,   культуры эмоциональной   экспрессии,   предотвращения   и   разрешения   межличностных конфликтов, самовоспитания и саморазвития, ­ формирование  активной позиции школьника при решении  задач в области социальных и межличностных отношений;   ­   формирование   способности   обучающихся   к   осознанному   выбору конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях. Метапредметные результаты освоения программы включают:  ­ обеспечение   возможностей   ученика   самостоятельно   осуществлять такое   действие   как   учение,   ставить   перед   собой   учебные   цели,   искать   и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;  ­   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы   в межличностном   взаимодействии,   в   решении   учебно­познавательных   и   жизненно­ важных задач;  ­ приобретение практического опыта работы в группе, сотрудничества со сверстниками, позитивных моделей поведения в обществе. Оценка   достижений учащихся   происходит:   во­первых,   по   итогам   групповой   по   анализу рефлексии, образовательного продукта: творческие проекты по самопознанию и самовоспитанию.   по   результатам   тестирования,   во­вторых,   в­третьих,   Планируемые результаты работы по программе Реализация программы позволит получить следующие результаты:  подростки   получат   знания   по   искусству   внутреннего   самоуправления, искусству понимания  самого себя и окружающих;  подростки   получат   опыт   использования   навыков   позитивного межличностного общения с людьми разных возрастов (младше себя, равными себе, старше   себя),   разного   пола   (мужского   и   женского)   и   разного   социального положения;  подростки   получат   опыт   социально   одобряемого   речевого   поведения   в ситуациях выбора;  будут созданы условия, способствующие приобретению подростками нового  положительного социального опыта для личного развития. будет   сформировано   информационное   и   образовательное   пространство, которое поможет воспитанникам получить  навыки позитивного коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Подросток, прошедший обучение по программе «Школа общения», узнает о способах предупреждения   конфликта   и   выхода   из   него,   научится   управлять   своими   эмоциями, сможет   справляться   со   стрессами,   овладеет   приемами   релаксации.   Это   приведёт   к снижению напряженности во взаимодействии с окружающими. Самый главный ожидаемый результат реализации программы «Школа общения»   ­ повышение   уровня   коммуникативных   способностей   обучающихся в   основах конструктивного общения.  Учебно­тематический план Тематика занятий Всего Теория Практика Форма контроля 4 2 2 2 2 2 2 2 2   Диагностика уровня  коммуникативных  способностей.  «Общительный ли Вы  человек? Тест­анкета «Что я знаю о  невербальных средствах   общения?», Тесты  «Коммуникативная  дистанция», «Умеете ли  вы слушать?»   Тест толерантности к  миру, друзьям, членам  семьи. 0,5 1,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 1. 1.1 Общение как социально­ культурная категория. Общение как один из ресурсов успешной жизнедеятельности  в современных социо­ культурных условиях 1.2 Приемы и методы   конструктивного общения.  Восприятие и понимание. 2. Общение в социуме. 2.1 Социальные роли.  Межличностное общение с  людьми разных возрастов  (младше себя, равными себе,  старше себя), разного пола  (мужского и женского) и  разного социального  положения.  2.2 Общение в семье   2.3 Общение в образовательныхучреждениях. Социально одобряемый  индивидуальный стиль  общения как фактор  сохранения и укрепления  здоровья. Речевое поведение как фактор девиантного поведения и  средство его профилактики.   3. 3.1 3.2 Умение сказать «нет». 4. Конфликтология 4.1 5. Методы предупреждения.  конфликтных ситуаций,  способы выхода из них. Творческий отчет  «Экзамен» 2 2 2 2 2 2 Итого: 18   1 1 1 1 1   8 1 1 1 1 1 2 10   Тест «Стиль общения»   Тест «Конфликтный ли вы человек?»     Список использованной литературы и информационных ресурсов  Александрова Е.А. Продуктивное социальное партнерство детей, родителей и  педагогов в УДОД.//Внешкольник, №9/2008. – с. 5.  Асмолова А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа.// Толерантность в  общественном сознании России. – М., 1998. алкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – Санкт­Петербург, 2001.   Зиновьева А. Как «разбудить» уши?//Волжская коммуна. №39/2006. – с.3.  Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева,  Т.П.Усольцева. – Новосибирск – Москва, 1997.  Соколова В.В. Культура речи, культура общения. – М.,1995.  Ханин М. Как правильно научиться красиво и правильно говорить. – Санкт­ Петербург, 1997. http://cvo­samara.ru/colleagues/metod­docs/ 