Данная программа разработана с целью формирования у подростков важных навыков общения. В программе представлены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения. Целевая аудитория - обучающиеся 7 - 9-х классов. Освоение программы предполагается за 18 часов. Дан учебно - тематический план занятий.
Октябрьский филиал МБОУ «Северная СОШ № 2»
Программа работы
школьного сообщества
коммуникативной направленности
«Школа общения»
Составитель: учитель русского языка
Фадейчева С.Н.
с.Октябрьское
2017
Школьное сообщество коммуникативной направленности«Школа общения»
Целевая аудитория: дети в возрасте от 13 до 16 лет
Срок образования – 18 часов
Пояснительная записка
Одной из актуальнейших общественных проблем начала XXI века, перешедших к нам
из века XX, стало неспособность подростков правильно выражать свои чувства, нарушение
отношений со сверстниками и взрослыми, неумение конструктивно общаться.
Весь процесс развития ребенка от первых дней жизни и до конца подросткового
возраста проходит под влиянием общения, в том числе и образовательный процесс.
Начиная общаться с одним близким взрослым, а затем включая в круг общения все
большее количество как взрослых, так и сверстников, ребенок впитывает, анализирует, а
затем и критически оценивает багаж знаний, накопленный многими поколениями людей.
Ведущая деятельность детей 13 – 16 лет – общение. Воспитание подростка, развитие
его личности, формирование его мировоззрения, системы социально одобряемых привычек,
поступков, поведения осуществляется через обучение конструктивному общению, которое,
по определению ученого М.И. Лисиной, есть взаимодействие двух и более людей,
направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и
достижение общего результата.
Цель программы: создать условия для формирования у подростков жизненно
важных навыков общения; для формирования социально одобряемого индивидуального
стиля общения, позитивных коммуникативных компетенций.
Задачи программы:
формирование у подростков стремления к самоопределению,
самосовершенствованию, самовоспитанию и самореализации;
формирование навыков межличностного общения;
формирование социальноодобряемого речевого поведения в ситуациях
выбора;
создание условий, способствующих приобретению подростками нового
положительного социального опыта для личного развития;
совершенствование коммуникативных навыков, навыков монологической и
диалогической речи.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Программа «Школа общения» ориентирована на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов основного общего образования.
Личностные результаты освоения программы отражают:
развитие самосознания учащихся;
формирование у них положительного самовосприятия и чувства
своей изначальной ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других
людей;
развитие свойств и качеств личности, необходимых для
полноценного межличностного взаимодействия;
формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры,
навыков разрешения межличностных конфликтов.
Предметные результаты включают коммуникативные показатели:
формирование представлений подростков о значении и законах
конструктивного общения в школе, семье и будущей профессиональной
деятельности;
формирование навыков равноправного общения, культуры
эмоциональной экспрессии, предотвращения и разрешения межличностных
конфликтов, самовоспитания и саморазвития,
формирование активной позиции школьника при решении задач в
области социальных и межличностных отношений;
формирование способности обучающихся к осознанному выбору
конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения программы включают:
обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять
такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и
использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы в
межличностном взаимодействии, в решении учебнопознавательных и жизненно
важных задач;
приобретение практического опыта работы в группе, сотрудничества
со сверстниками, позитивных моделей поведения в обществе.
Оценка достижений учащихся происходит: вопервых, по итогам групповой
по анализу
рефлексии,
образовательного продукта: творческие проекты по самопознанию и самовоспитанию.
по результатам тестирования,
вовторых,
втретьих,
Планируемые результаты работы по программе
Реализация программы позволит получить следующие результаты:
подростки получат знания по искусству внутреннего самоуправления,
искусству понимания самого себя и окружающих;
подростки получат опыт использования навыков позитивного
межличностного общения с людьми разных возрастов (младше себя, равными себе,
старше себя), разного пола (мужского и женского) и разного социального
положения;
подростки получат опыт социально одобряемого речевого поведения в
ситуациях выбора;
будут созданы условия, способствующие приобретению подростками нового
положительного социального опыта для личного развития. будет сформировано информационное и образовательное пространство,
которое поможет воспитанникам получить навыки позитивного коммуникативного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Подросток, прошедший обучение по программе «Школа общения», узнает о способах
предупреждения конфликта и выхода из него, научится управлять своими эмоциями,
сможет справляться со стрессами, овладеет приемами релаксации. Это приведёт к
снижению напряженности во взаимодействии с окружающими.
Самый главный ожидаемый результат реализации программы «Школа общения»
повышение уровня коммуникативных способностей обучающихся в основах
конструктивного общения.
Учебнотематический план
Тематика занятий
Всего Теория Практика
Форма контроля
4
2
2
2
2
2
2
2
2
Диагностика уровня
коммуникативных
способностей.
«Общительный ли Вы
человек?
Тестанкета «Что я знаю о
невербальных средствах
общения?», Тесты
«Коммуникативная
дистанция», «Умеете ли
вы слушать?»
Тест толерантности к
миру, друзьям, членам
семьи.
0,5
1,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п/п
1.
1.1
Общение как социально
культурная категория.
Общение как один из ресурсов
успешной жизнедеятельности
в современных социо
культурных условиях
1.2
Приемы и методы
конструктивного общения.
Восприятие и понимание.
2. Общение в социуме.
2.1
Социальные роли.
Межличностное общение с
людьми разных возрастов
(младше себя, равными себе,
старше себя), разного пола
(мужского и женского) и
разного социального
положения.
2.2 Общение в семье
2.3 Общение в образовательныхучреждениях.
Социально одобряемый
индивидуальный стиль
общения как фактор
сохранения и укрепления
здоровья.
Речевое поведение как фактор
девиантного поведения и
средство его профилактики.
3.
3.1
3.2 Умение сказать «нет».
4. Конфликтология
4.1
5.
Методы предупреждения.
конфликтных ситуаций,
способы выхода из них.
Творческий отчет
«Экзамен»
2
2
2
2
2
2
Итого:
18
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
2
10
Тест «Стиль общения»
Тест «Конфликтный ли вы
человек?»
Список использованной литературы и информационных ресурсов
Александрова Е.А. Продуктивное социальное партнерство детей, родителей и
педагогов в УДОД.//Внешкольник, №9/2008. – с. 5.
Асмолова А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа.// Толерантность в
общественном сознании России. – М., 1998.
алкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СанктПетербург, 2001.
Зиновьева А. Как «разбудить» уши?//Волжская коммуна. №39/2006. – с.3.
Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева,
Т.П.Усольцева. – Новосибирск – Москва, 1997.
Соколова В.В. Культура речи, культура общения. – М.,1995.
Ханин М. Как правильно научиться красиво и правильно говорить. – Санкт
Петербург, 1997.
http://cvosamara.ru/colleagues/metoddocs/