IDM - Intelligent Dance Music Экспериментальное направление в электронной музыки. Его основателем считается английский музыкант Richard D. James, известный как Aphex Twin. Он легко отвернулся от промышленных синтезаторов, и при помощи электронных устройств собственного изготовления сумел получить новое звучание в электронной музыке. Его звучание из рваных ударных , промодулированных шумов, высокочастотных свистов и перегруженных звуков вдохновило большое количество музыкантов последователей. И эта музыка стала одновременно очень заметной и незаметной для масс, при этом она умудряется балансировать на грани поп-музыки и авангарда. С каждым годом созывая под свои знамена все больше и больше слушателей, тех для кого не совсем близка именно dance музыка, и для которых далека академическая электроника.
IDM Intelligent
Dance Music
IDM Intelligent Dance Music
Экспериментальное
направление в электронной
музыки. Его основателем
считается английский
музыкант Richard D. James,
известный как Aphex Twin.
Он легко отвернулся от
промышленных синтезаторов,
и при помощи электронных
устройств собственного
изготовления сумел получить
новое звучание в электронной
музыке. Его звучание из
рваных ударных ,
промодулированных шумов,
высокочастотных свистов и
перегруженных звуков
вдохновило большое
количество музыкантов
последователей. И эта музыка
стала одновременно очень
заметной и незаметной для
масс, при этом она
умудряется балансировать на
грани попмузыки и
авангарда. С каждым годомсозывая под свои знамена все
больше и больше слушателей,
тех для кого не совсем близка
именно dance музыка, и для
которых далека
академическая электроника.
Можно считать что стиль
зародился в 89ом году. Сам
термин Intelligent Dance
Music был придуман в недрах
компьютерных сетей
примерно в 93ем году, после
того как английский лейбл
Warp Records выпустил
компиляцию "Artificial
Intelligence" с участием The
Dice Man (Aphex Twin),
Autechre, Speedy J, etc. Далее
последовала компиляция
"Artificial Intelligence II", с
участием B12, Link, Beaumont
Hannant, Speedy J, Polygon
Window, Seefeel, Autechre.
Музыка этих музsкантов не
укладывалась в рамки какого
то одного уже
существующего стиля. Ее
называли и New Electronica, иIntelligent Techno, и
Experimental Electro. В
компьютерных сетях эту
непонятную
экспериментальную техно
музыку довольно быстро
окрестили Intelligence Dance
Music. Словом intelligent
намекая на то что не всем
дано эту музыку понять,
словом dance намекая на ее
скрытый юмор (попробуйте
под это потанцевать), и
единственное что с полной
серьезность можно было
сказать, так это что это
действительно музыка.
Музыка со своей особоной
мелодикой, порой очень
детской и простой, а порой
совсем недетской и
завораживающей.
Сами музыканты которые
создают эту музыку, часто не
согласны с этим
определением.
Действительно, довольно
громко заявить что твоямузыка интеллекутальна, а
многая остальная нет. В
результате эти споры только
порождают новые названия
для стиля, а абревиатура IDM
так и остается в
словообороте тех кто давно
любит эту музыку. Врочем
дело не в ярлыке, дело в
музыке. И в ней до сих пор
появляется чтото новое,
потому что ее развитием
движет эксперимент.
Экспериментальность этой
музыки может проявляться
буквально во всем: в
мелодиях, в ритмах, в звуках,
в схемах построения
композиций. В свое время под
определение данного стиля
попадали люди от Cosmic
Baby до Cabaret Voltaire, от
Banco De Gaia до Goldie, от
Portishead до Underworld. Но
это было давно, с тех пор
музыка значительно шагнула
вперед, появилось множество
других стилистических
ярлыков с четкими рамками.Приобрел эти рамки и ярлык
IDM. В настоящее время
можно выделить несколько
основных направлений
музыки в рамках IDM. О них
и будет идти речь ниже.
Легкие формы IDM. В
композициях этого
направления обязательно
присутствуют красивые
электронные мелодии,
зачастую даже очень простые.
Мелодий может быть много,
они могут сменять друг
друга, сливаться самым
неожиданным образом,
неожиданно возникать и
замолкать. У них может быть
эмбиентная нагрузка как у
Autechre, а может быть и
танцевальная как у Orbital.
Следующим элементом такой
музыки является ритм
построенный на сбивках и
брейках. Ударные звуки
могут быть довольно
стандартными как у Orbital, а
могут быть и совсем нестандартными как у Aphex
Twin. Возможно
использование не сильно
перегруженных и грязных
ударных звуков, хрустов и
т.д.
Тяжелые формы IDM.
Основной отличительной
чертой данного направления
являются тяжелые
перегруженные и рваные
ударные звуки в ритмах.
Ритмы опять же стоятся на
брейках и сбивках, но бывает
что применяется
перегруженный прямой бит
120140 bpm. В частности у
Aphex Twin есть ранние
прямобитные тяжелые треки,
которые считают классикой
английского hardcore. Ритм в
такой музыке всегда
преобладает над мелодией,
если конечно мелодия вообще
присутствует. Именно такой
IDM направление ближе всего
к индустриальным шумовым
музыкальным формам.Основным различием этих
шумовых конструкций в
звуке. Тут нельзя услышать
брутальный рев и стучалово
присущее индустриальным
работам. В IDM все сделано с
математической точностью.
Продуман каждый звук,
каждый брейк, а стук
железок, рев бензопил и
бетономешалок
ссинтезированы
компьютерами. А так же
музыканты иной раз просто
соревнуются в использовании
фузов, овердрайвов и
дисторшенов, ради
спортивного интереса и
собсвенного развечелого
настроения. Вообщем
никакой иделогии.
Классические формы IDM. В
этом направлении
используются мелодические
стороны легких форм и
ритмические стороны
тяжелых форм. Классическимтреком этого направления
является трек "On" от Aphex
Twin. Война тяжелых
перегруженных ритмов и
красивых электронных
мелодий. Никогда не понятно
кто же из них на этот раз
победит, но всегда понятно
что мелодия останется в
наших сердцах навечно.
Fungle (Drungle, Drill'n'Bass)
Приджанглованные формы
IDM. Все та же электронная
мелодика, получила
неожиданное развитие когда
некоторые музыканты начали
экспериментировать с джангл
ритмами. Эксперименты
зашли гораздо дальше, чем
написание джанглритмов из
нестандартных ударных
звуков. В частности особенно
далеко зашло дело в
экспериментах над этими
ритмами. Их ломанием,
сбиванием, или простым
написанием неповторяющейся
за весь трек дрампартии.Особую популярность
приобрел ударный эффект
"drill", кратковременная
скоростная долбежка
ударным звуком на скорости
3001000 bpm. Многие
музыканты уже шагнули
дальше. Основатель стиля
великий Tom Jenkinson
(Squarepusher).
Braindance Music Термин
введенный лейблом Rephlex,
который был порожден в 98
ом году. Вопервых
неудоволетворением ими от
применения слова intelligent к
их музыке, во вторых с целью
выделить музыку
построенную на
электро/брейк данс бите из
всей остальной кучи. Сюда же
теперь можно отнести и то
электро что выпускается на
FAX и Elektrolux.
Microwave Music (Intelligent
Noise, Sublime Noise, glitch,
sinecore, и microscopic music) Минималистичная шумовая
музыка, основными
продвигателями которой в
массу является финский дуэт
Pan sonic. Описывать словами
музыку из звуком домашних
бытовых приборов,
синтезированных хрустов и
шуршаний дело безнадежное.
А слушать ее
неподготовленному
слушателю, дело еще более
безнадежное. Из статьи
американcкого музыканта
Кима Кэскоуна (Kim Cascone,
раньше продвигал
околоиндустриальный
эмбиентпроект PGR и лейбл
Silent, теперь выпускает
музыку под собственным
именем): "С точки зрения
Кима Кэскоуна новую
ситуацию характеризуют три
идеи. Вопервых, это
многократно упоминавшиеся
сбой, отказ, ошибка. Автор
применяет жаргонное слово
glitch. Смысл сбоя в том, что
знакомый нам инструментвдруг начинает вести себя
неожиданным образом. Тут
важен аспект случайности,
неготовности к тому, что
внезапно появилось перед
твоими глазами. Но смысл
сбоя и в производимом им
шуме. Шум это вторая
глобальная идея. Кэскоун
усматривает исток пост
дигитальности в манифестах
итальянских футуристов,
призывавших учиться
слушать самые разные шумы
и использовать их в качестве
музыкального материала. Ещё
один немаловажный
первоисточник это
фортепианный опус Джона
Кейджа "4'33": четыре с
половиной минуты пианист
сидит перед инструментом,
не касаясь клавиш.
Это и есть третья главная
идея интерес к фону, к
контексту, к тому, что
кажется второстепенным,
даже мешающим. К тому, чтовоспринимается как помехи
или отходы производства. К
тому, что отвлекает от
"главного". Автор приводит
любопытную аналогию:
переход от портретной
живописи к пейзажной. В
портрете пейзаж служил
фоном, пейзаж заполнял
пространство вокруг головы
изображённого персонажа.
Исчезновение головы на
переднем плане и акцент на
пейзаже и означал
перенесение внимания на
контекст, на то, что незримо
сопутствует главному.
Аналогичным образом, и
звуки электронных помех,
которым отказывалось в
праве называться
музыкальными, нашли своё
место в музыке, более того,
оказалось, что в этой сфере
скрывается масса
интереснейших
возможностей."bonus: "IDM Это
электронная музыка, под
которую не надо танцевать, а
которую надо слушать... даже
не слушать, а внимать, следя
за всеми изгибами,
наслоениями и
пересечениями... желательно,
сидя дома в наушниках. IDM
это якобы музыка не для
ритмично ухающего техно
стада, а для индивидуалистов
и эстетов. IDM это музыка с
претензией на сложность. Со
сложным ритмом и
странными звуками.
В IDMкругах была
популярна хорошо известная
истории искусств идея, что
"текстура может породить
повествование" (texture could
create its own narrative).
Текстура это способ
обработки или заполнения
какойнибудь плоской
поверхности. Скажем, у
древесностружечной плиты своя текстура, а у морского
берега, покрытого галькой,
своя. Любое собрание
мелких, желательно
однородных, объектов, не
обладающее очевидной
структурой, можно назвать
текстурой. Трава в поле,
пересечение веток деревьев
на фоне неба, гора битого
стекла, разводы на
отшлифованном малахите,
потёки краски на картине
Джексона Поллока всё это
примеры текстуры. Текстура
это нулевой уровень
структурных отношений. IDM
это пример ритмической
текстуры." Как было
написано на сборнике
"Clik&Cuts 2" :"ритмические
иррегулярности
закодированы и вдавлены в
поверхность звука".