ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Как нет на дереве двух похожих листьев, так нет двух школьников,
обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих
реакций. В каждом классе учатся ученики разные и по своему уровню развития,
и по своему отношению к предмету. Например, есть ученики, отстающие в
умственном развитии от своих сверстников, или наоборот, мгновенно
схватывающие новый материал, есть отличающиеся внимательностью на уроках,
или в противовес им – гиперактивные дети, есть пропускающие большое
количество уроков по болезни или относительно здоровые дети.
Новые ориентации и ценности современного образования определяют
необходимость понимать ученика как индивидуальную действительность и как
индивидуальную возможность. Вспомним, что индивидуальным в человеке
называют то особенное, что отличает его от других людей, а индивидуальность
– ярко выраженная совокупность признаков, присущих отдельному человеку,
заложенных природой или приобретенных в процессе обучения. Особыми могут
быть интеллектуальные, волевые, нравственные, социальные и другие черты
личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия,
мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей, способностей. Из
этих особенностей личности вытекают понятия индивидуализация и
дифференциация в обучении.
Для лучшего понимания дифференцированного обучения необходимо для
начала уточнить понятия "индивидуализация обучения ", а также его
соотношение с понятием " дифференциация обучения", поскольку однозначная
трактовка этих понятий в современной дидактической литературе отсутствует.
Так, некоторые исследователи употребляют их как синонимы, другие
используют какойлибо один из этих терминов, но в достаточно широком
смысле.
1 «Индивидуализация» это учёт во всех формах и методах процесса
обучения индивидуальных особенностей учащихся. В индивидуальном подходе
нуждается каждый ребёнок, это непременное условие и предпосылка
формирования всесторонне развитой личности
Особого внимания требует индивидуализация обучения подростков в
связи с тем, что в этом возрасте возникает наибольшее количество проблем,
связанных с учебой (потеря интереса к учебным занятиям, пробелы в знаниях,
пропуски уроков, снижение учебных успехов и др.).
Индивидуализация обучения предполагает разработку системы заданий
различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по
организации процесса обучения в конкретных учебных группах с учетом
индивидуальных особенностей каждого учащегося
Дифференциация обучения это создание условий для обучения детей,
имеющих различные способности путем их организации в однородные группы.
Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному
развитию задатков и способностей каждого учащегося.
Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между
фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной
работой с каждым учащимся.
Виды дифференциации
1. Дифференциация по психологическим особенностям личности. Это
учет познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания,
который может проявляться в специальных заданиях на развитие
сосредоточенности, переключаемости внимания для отдельных групп учащихся,
заданий на развитие логической памяти и т.д.
2. Дифференциация по обученности предполагает задания, устраняющие
пробелы в знаниях. После изучения темы и сдачи зачета ученики делятся на
2 две группы: усвоившие и не усвоившие материал. Дальнейшая работа с этими
группами, естественно, строится поразному. Ученики, усвоившие материал,
получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками
другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного
содержания.
3. Дифференциация по интересам и склонностям учащихся. Этот вид
проявляется в выполнении учениками творческих, исследовательских заданий в
соответствии с их интересами и склонностями.
6. Дифференциация по типу. Устанавливаются разделения с возрастом и
степенью обучения, ступени образования.
Основной целью индивидуализации и дифференциации является
воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую,
уникальную личность.
Главными результатами такого обучения являются:
1) повышение эффективности школьного образования, обеспечивающей
каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;
2) предоставление учащимся свободы выбора элементов учебно
воспитательного процесса;
3) формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и
творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей,
обеспечение обоснованного выбора профессии с учетом способностей и
результатов образования;
5) защита детей, нуждающихся в социальнопедагогической помощи,
адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями
развития и асоциальным поведением.
Вывод: Таким образом, дифференцированное обучение способствует
повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности
3 учеников, создает ситуацию успеха. Поэтому такую организацию нужно чаще и
эффективнее применять на уроках, чтобы ученики вместе с учителем могли
переживать радость от своей работы, достигать определенных успехов.
4
Статья "ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ"
Статья "ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ"
Статья "ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ"
Статья "ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.