Статья. Индивидуализация профильного обучения (итоги инновационной деятельности по введению ФГОС СОО)
Оценка 4.7

Статья. Индивидуализация профильного обучения (итоги инновационной деятельности по введению ФГОС СОО)

Оценка 4.7
Научные работы
doc
администрации
10 кл—11 кл
23.08.2019
Статья. Индивидуализация профильного обучения (итоги инновационной деятельности по введению ФГОС СОО)
В статье описан опыт педагогов средней общеобразовательной школы по индивидуализации профильного обучения в рамках пилотного инновационного проекта по введению ФГОС СОО.: описаны риски индивидуализации обучения в условиях одного класса на параллели, одного учителя, преподающий определенный предмет; предложены пути разрешения некоторых проблем.
Статья в сборник. Крутякова Т.В..doc
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ИТОГИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС СОО) Крутякова Татьяна Васильевна заместитель директора по УВР, учитель биологии МБОУ «ИСОШ № 1 им.Н.П.Наумова» г. Ивангород Кингисеппский р­н, Ленинградская обл. Коллектив   МБОУ   «ИСОШ   №   1   им.Н.П.Наумова»   включился   в   инновационную деятельность   по   введению   федеральных   стандартов   среднего   общего   образования   в сентябре 2016 г. В 2018 году мы выпустили  25 одиннадцатиклассников,    для которых были   разработаны   учебные планы.     и реализованы   в рамках   профильного   обучения   индивидуальные Индивидуальные   учебные   планы   обеспечивают   освоение   образовательной программы   на основе   индивидуализации   ее содержания   с учетом   особенностей и образовательных   потребностей   обучающегося [1,  п. 23 ст. 2]. Мы   организовали обучение   по   трем   профилям:   гуманитарному   (профильные   предметы   –   русский   язык, литература,   английский   язык),   технологическому   (профильные   предметы   –   алгебра   и начала анализа, информатика и физика) и естественнонаучному (профильные предметы ­ алгебра и начала анализа, химия, биология) в условиях одного класса на параллели.  В то же время у нас возникла необходимость в разработке индивидуальных учебных планов,   поскольку   в рамках   одного   профиля   обучения   образовались   группы   разной направленности.     Так,   в   рамках   естественнонаучного   профиля   образовались   группы учеников с углубленным изучением   алгебры и начал анализа, химии, биологии и группа с углубленным изучением алгебры и начал анализа, химии, физики. В связи с этим для естественнонаучного   профиля   были   разработаны   два   индивидуальных   учебных   плана (ИУП).  Индивидуальные учебные планы в школе сопровождаются поддержкой тьютора [2, п. 18.3.1]. Функционал тьютора выполняет штатный педагогический работник, у нас – 1 это   –   классные   руководители   10   –   11­х   классов,   по дополнительному   соглашению к трудовому договору.  В   целях   формирования   индивидуальных   учебных   планов   был   разработан определенный алгоритм действий.  В  8 –  9­х классах  подготавливаем   наших  учеников  и их родителей   к разработке   Рассказываем, ИУП. Проводим разъяснительную работу о потребностях рынка труда.    как   формировать   запрос   на содержание профилей. Психолог   и   педагоги     проводят   анкетирование   обучающихся   и их родителей (законных   представителей)   и выявляют   индивидуальные   образовательные   запросы, поскольку   обучающиеся   и их родители   имеют   право   участвовать   в управлении образовательной   организацией [1,   ст.   44].    Заместитель   директора   по   УВР   анализирует полученную информацию и по итогам анализа проектирует индивидуальный учебный план. Он же консультирует обучающихся по составу индивидуального учебного плана.  Заместитель   директора   по   УВР   и   секретарь   оформляют   с обучающимися и их родителями документы, перечень которых определен образовательной организацией, у нас   это:   заявление   на индивидуальный   учебный   план   или   заявление   на   определенный профиль   обучения,   заявление   о   зачислении   на   курсы   по   выбору,   а   так   же,   в   случае необходимости,  заявление  на исключение  предметов    из  учебного плана и  заявления  о переводе из базовой группы в профильную и наоборот. Педагогический   Совет,   как   коллегиальный   орган   управления,   обсуждает и утверждает проект индивидуального учебного плана.  Ответственный   за   расписание   составляет   или   корректирует   расписание   занятий с учетом форм реализации основной образовательной программы. В целях индивидуализации обучения мы используем разные способы организации образовательного процесса. Способ 1. Индивидуализация обучения элективными курсами Примерная   основная   образовательная   программа   (ООП)   среднего   общего образования   предлагает,   помимо   различной   компоновки   предметов   для   углубленного изучения,   использовать   курсы   по выбору,   что   особенно   актуально   в учебном   плане универсального   профиля   и   для   старшеклассников   с нестандартными   запросами.     Так в учебный   план   естественнонаучного   профиля   возможно   включить   курсы   по   выбору «Теория   познания»   и «Биофизика».   В учебный   план   технологического   профиля – «Компьютерная   графика».   может   предложить  Образовательная   организация 2 дополнительные  учебные  предметы  в   качестве  курсов  по  выбору  такие,   как искусство, психологию,   дизайн,   историю   родного   края,   экологию   родного   края  [2,  п. 18.3.1]. Наименование   и содержимое   курса   по   выбору   образовательная   организация определяет самостоятельно.  Мы с помощью курсов по выбору:  ­   расширяем   содержание   учебного   предмета,   который   школьники   выбрали   для углубленного   изучения   («Некоторые   вопросы   углубленного   изучения   алгебры   и   начал анализа»,   «Современная   грамматика   английского   языка»,   «Цитология   с   основами генетики»); ­  вводим   интегрированные   курсы   на межпредметной   основе   («История   развития права   в   России»   в гуманитарном   профиле,   «Избранные   вопросы   общей   биологии», «Избранные вопросы общей химии»»  в естественнонаучном профиле);  ­   вводим   метапредметные   курсы   («Основы   проектной   и   исследовательской деятельности»); ­    готовим  обучающихся  для  сдачи  единого  государственного  экзамена  на профильном уровне («Подготовка к ЕГЭ по русскому языку», «Физика в задачах»).  Причем,   чем   больше   школа   сможет   предложить   курсов,   тем   больше у старшеклассников будет выбор в соответствии с их интересами и возможностями. Этот способ  – самый простой по организации. Он предполагает, что в отведенное в расписании время   обучающиеся   расходятся   по разным   учебным   аудиториям   в соответствии с выбранным   элективным   курсом.   Если   индивидуальный   выбор   совпадет   у группы учащихся, тогда количество включенных в учебный план курсов может быть небольшим, например, один или два.   В   данном   способе   организации   образовательного   процесса   возможно   учитывать сетевую форму реализации ООП среднего общего образования. Сетевая форма удобна, когда курс по выбору, в котором заинтересован обучающийся, ОО не может предложить из­за отсутствия кадров или материально­технических условий.  Причем сетевой формат ИУП возможно реализовать: ­ дистанционными технологиями, когда обучающийся осваивает курс по выбору во время, отведенное   на него   в расписании   старшей   школы   (здесь   вполне   уместно   использовать возможности   муниципальных   центров   дистанционного   обучения,   или   образовательных интернет ­ порталов таких, как «Якласс», «Фоксфорд» и других); 3 ­ очными занятиями на базе организации­партнера, которые проводятся согласно сетевому договору. При   сетевой   форме   тьютор   индивидуального   учебного   плана   координирует взаимодействие педагогов с обучающимися, контролирует целевое использование учебного времени; ведет учет успеваемости обучающихся. Способ   2.   Индивидуализация   обучения   предметами   для углубленного изучения ФГОС среднего общего образования не ограничивает нас в максимальном составе учебных   предметов   для   углубленного   изучения   в рамках   профиля.   В   случае,   если увеличивается   число   предметов   для   углубленного   изучения,   обязательно   необходимо учитывать нормы  «Санитарно­эпидемиологических требований к условиям и организации обучения   в общеобразовательных   учреждениях»,   к максимальной   недельной   нагрузке на старшеклассников [3].  К примеру, у нас в рамках естественнонаучного профиля одна группа обучающихся изучает углубленно только алгебру и начала анализа, химию и/или биологию, а во второй группе добавлена физика. Способ   3.   Внедрение   модульного   обучения,   если   невозможно   разработать индивидуальные учебные планы Если   для   реализации   индивидуальных   учебных   планов   ОО не располагает ресурсами,   то индивидуальный   подход   можно   реализовать   с помощью   модульного обучения  [1,   ч.   3   ст.   13].  Модульное   обучение   предполагает,   что   содержание   рабочей программы по предмету, который ученик выбрал для углубленного изучения, вариативно; в отдельные его темы учителя встраивают несколько различных модулей. Выбирая модуль, старшеклассник формирует индивидуальную образовательную траекторию. Так, в рабочую программу по русскому языку для гуманитарного профиля в тему «Функциональные стили языка» педагоги могут встраивать модули: «Культура речевого общения», «Деловое письмо», «Публичное выступление для начинающих», «Деловая речь и сферы   ее применения   в современном   обществе»,   «Стилистика   общения   в социальных сетях», «Язык рекламы». Если родители обучающегося все же не довольны набором учебных предметов или профилей,   целесообразно   спросить,   зачем   им тот   или   иной   предмет   или   профиль.   Как правило,   их   ответ   прост:   «чтобы   выпускник   поступил   в ВУЗ».   Такую   проблему можно решить с помощью дополнительных занятий по предмету. 4 В процессе организации обучения в соответствии с ФГОС СОО мы столкнулись с рядом трудностей: ­   при   формировании   расписания   учебных   занятий   в   условиях   одного   класса   и многообразия запросов на выбор учебных предметов у обучающихся появляются «окна»; эта проблема еще более обостряется, если обучение на углубленном и базовом уровнях в классе ведет один учитель.  Решение данной проблемы мы видим: ­ Во­первых, в том, чтобы учебный предмет на профильном и базовом уровнях в одном и том же классе вели разные учителя: так в этом году в 10 классе  английский язык, биологию, математику и информатику у нас преподают уже по 2 учителя. К сожалению, не сможем мы это сделать с физикой и химией, так как в школе работает по одному учителю этого направления. ­ Во­вторых, по ­ возможности, в расписании ставить одновременно одну группу обучающихся – на урок, а другую – на курс по выбору. ­ В – третьих, обучающимся шире использовать возможности школьной библиотеки для самоподготовки во время вынужденных «окон», для чего необходимо систематически обучать школьников приемам самоорганизации, начиная с начальной школы.  Таким   образом,   определение   оптимальных   условий   и   эффективных   способов внедрения   ФГОС   СОО,   в   том   числе   и   через   формирование   индивидуальных   учебных   позволит   образовательной   организации   максимально   удовлетворить планов, образовательные запросы обучающихся и их родителей (законных представителей). Список литературы [1] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273­ ФЗ   (Принят   Государственной     Думой   21.12.   2012   г.,   одобрен   Советом   Федерации 26.12.2012 г.) с изменениями [2]  ФГОС   среднего   общего   образования   (утвержден  приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) с изменениями [3]  СанПин   2.4.2.2821­10   (утверждены   постановлением   Главного   государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189). 5 6

Статья. Индивидуализация профильного обучения (итоги инновационной деятельности по введению ФГОС СОО)

Статья. Индивидуализация профильного обучения (итоги инновационной деятельности по введению ФГОС СОО)

Статья. Индивидуализация профильного обучения (итоги инновационной деятельности по введению ФГОС СОО)

Статья. Индивидуализация профильного обучения (итоги инновационной деятельности по введению ФГОС СОО)

Статья. Индивидуализация профильного обучения (итоги инновационной деятельности по введению ФГОС СОО)

Статья. Индивидуализация профильного обучения (итоги инновационной деятельности по введению ФГОС СОО)

Статья. Индивидуализация профильного обучения (итоги инновационной деятельности по введению ФГОС СОО)

Статья. Индивидуализация профильного обучения (итоги инновационной деятельности по введению ФГОС СОО)

Статья. Индивидуализация профильного обучения (итоги инновационной деятельности по введению ФГОС СОО)

Статья. Индивидуализация профильного обучения (итоги инновационной деятельности по введению ФГОС СОО)

Статья. Индивидуализация профильного обучения (итоги инновационной деятельности по введению ФГОС СОО)

Статья. Индивидуализация профильного обучения (итоги инновационной деятельности по введению ФГОС СОО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2019