В статье рассматриваются вопросы информационной безопасности школьных библиотек. В современном обществе возникла проблема информационной безопасности библиотечного фонда, информационной безопасности детей в Интернете. Приводятся рекомендации по исполнению ФЗ № 114 по "Противодействии экстремистской деятельности"и ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Информационная безопасность школьных библиотек.
(выступление на МО библиотекарей гор. Джанкоя Республики Крым)
В настоящее время информационная безопасность является одной из
важнейших проблем современного общества. Информационная безопасность
становится неотъемлемой составной частью общей системы безопасности
любого предприятия, включая библиотеки.
Говоря об информационной безопасности библиотек, за основу берутся
принципы защиты от вредной информации и защиты информационных
ресурсов. Мы живем в информационном обществе, где информация считается
одним из самым важным ресурсом. Действенными способами являются
усиление защиты, изучение и поддержание нововведений, появляющихся
каждый день.
Обеспечение безопасности создаваемых и хранимых в библиотеках
страны традиционных, магнитных и электронных информационных ресурсов,
применяемых для этого технологий, должно рассматриваться как один из
вопросов национальной безопасности РФ и тесно увязываться с утвержденной
Концепцией национальной программы сохранения информационных ресурсов.
К объектам информационной безопасности в библиотечной сфере
относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности
общества.
Информационная безопасность библиотек,
прежде всего,
рассматривается с точки зрения доступности информации.
Общедоступная информация свободно предоставляется, передается,
тиражируется, распространяется по принципу: что не запрещено законом, то
доступно.
Именно общедоступная информация является объектом
накопления, переработки, анализа, хранения в библиотеках.
Современные библиотеки – это не только источники идей, мыслей,
технологий, материализованных в виде книг, журналов, диссертаций, но и автоматизированные информационные центры, имеющие в своей структуре
медиатеки, интернеткафе. Применяя в своей работе аудио и видео
оборудование, спутниковое телевидение, интернеттехнологии, библиотеки
волей неволей могут стать распространителями приемов и сведений,
наносящих вред личности гражданина (порнография, наркомания, бранные
выражения, 25й кадр, расистские высказывания, азартные игры и др.). Здесь
же может иметь место манипулирование информацией (дезинформация,
сокрытие или искажение информации).
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в
информационнотелекоммуникационных сетях становится все более
актуальной в связи с существенным возрастанием численности
несовершеннолетних пользователей.
За последние годы в результате значительного повышения
обеспеченности компьютерами россиян и подключения к Интернет
пользовательская активность детей и подростков резко возросла.
По данным Центра Безопасного Интернета в России 10 миллионов детей
в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18%
интернетаудитории нашей страны.
При этом несовершеннолетние меньше, чем взрослые, подготовлены к
проблемам, с которыми могут столкнуться в сети, и нередко остаются
беззащитными перед ними. Именно дети и подростки сегодня менее всего
защищены от потока негативной информации в Сети.
Распространение запрещенной литературы приравнено к возбуждению
межнациональной розни, за которую статья 280 Уголовного Кодекса РФ
предполагает лишение свободы до пяти лет.
Ограничение доступа к такого рода информации – следующий этап в
обеспечении информационной безопасности личности. В этой связи следует отметить явное несоответствие: с одной стороны –
обеспечение неограниченного доступа к информационным ресурсам, с другой
– ограничение доступа к информации.
Поскольку библиотеки открывают уникальный доступ к
информационным ресурсам, достижениям науки и техники, произведениям
предоставляя своим читателям
литературы,
искусства,
культуры,
возможность знакомиться с книгами,
кинофильмами,
видеофильмами,
периодическими изданиями,
музыкальными произведениями и
электронными документами, необходимо уделить внимание информационной
безопасности как самих информационных ресурсов, так и содержащейся в них
информации.
Информационная безопасность библиотечного фонда
С начала XXI века терроризм как явление стал объектом повышенного
внимания. Одна из причин этого явления – вступивший в действие
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
№ 114 от 25 июля 2002 г., в котором было определено понятие
«экстремистские материалы», а также установлена ответственность за их
распространение. В соответствии с этим законом информационные материалы
могут быть признаны федеральным судом экстремистскими по месту их
обнаружения,
осуществляющей производство таких материалов,
распространения или нахождения организации,
на основании
представления прокурора или при производстве либо уголовного или
гражданского дела.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2013 года на
Министерствоюстиции возложены функции по ведению, опубликованию и
размещению в сети Интернет списков экстремистских материалов. Эти
материалы пополняются 1 раз в неделю. Наша задача – регулярный просмотр этих списков и выявление
запрещенных материалов у себя в библиотеке, своевременное удаление их из
фондов.
Состав материалов, признанных экстремистскими, разнообразен. Это –
книги, брошюры, выпуски или отдельные статьи из периодических изданий,
листовки, плакаты, лозунги, интернетсайты, видео. Среди авторов
запрещенных произведений – политические и религиозные деятели,
журналисты, а также анонимы, пишущие свои обращения.
Материалы, включенные в федеральный список экстремистских
материалов, не подлежат распространению на территории Российской
Федерации.
Лица, виновные в незаконном изготовлении, распространении и
хранении в целях дальнейшего распространения указанных материалов,
привлекаются к административной, либо уголовной ответственности, ст. 20.29
кодекса об административных правонарушениях РФ («Производство и
распространение экстремистских материалов которая влечет штраф или
административный арест на 15 суток). Поводом для вынесения
предостережений и представлений может являться не только факт наличия в
открытом фонде библиотеки экстремистских материалов, таких как: книги и
лекции основателя Сайентологической церкви Рона Хаббарда, издания
Общества свидетелей Иеговы, учения Порфирия Иванова и др., но и
отсутствие в библиотеке «Федерального списка экстремистских материалов»
на бумажном носителе или его обновленной версии.
Рекомендации библиотекам по исполнению ФЗ№114 «О
противодействии экстремистской деятельности»:
1. Руководителю библиотеки необходимо издать приказ о работе с
документами, включенными в «Федеральный список экстремистских
материалов» 2. Принять методическое решение – нужна ли эта литература в библиотеке.
3. Создать комиссию из сотрудников школы, ответственных за выявление,
изъятие и уничтожение из фонда библиотеки документов и фильтрацию
доступа к сайтам, включенным в Федеральный список экстремистских
материалов.
Регламентирующие документы работы библиотек с
«Федеральным списком экстремистских материалов»
Приказ о создании комиссии;
Акт о проверке фонда общеобразовательного учреждения;
Журнал сверки «Федерального списка экстремистских материалов» с
фондом;
Отметка о проверке журнала сверки поступающей литературы в
библиотеку со списком экстремистских материалов;
Инструкция по работе библиотеки с изданиями, включёнными в
«Федеральный список экстремистских материалов».
Даже при неглубоком поиске в сети Интернет легко обнаружить сайты, где
положительно оцениваются такие социально опасные явления, как сатанизм,
сектантство, расовая и национальная нетерпимость, педофилия, различные
виды сексуальных извращений наркотизм и т.п. Отмечается появление сайтов,
принадлежащих организованным преступным
группировкам и
террористическим организациям, через которые они не только обмениваются
информацией, но и пытаются пропагандировать свои идеи и образ жизни.
Молодые люди с неустойчивой психикой при посещении подобных сайтов
могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в
свою повседневную жизнь.
Более того, возможность анонимного участия в сетевом общении нередко
формирует у молодых людей представление о вседозволенности и
ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде. Чаще всего несовершеннолетние пользователи попадают на опасные
неверно
Многочисленные всплывающие окна,
странички случайно.
истолкованные поисковиком запросы, ссылки в социальных сетях – все это
приводит ребенка на сайты небезопасного содержания.
Угрозы, подстерегающие в локальной сети:
1. Порнография.
2. Депрессивные молодежные течения.
3. Наркотики.
4. Сайты знакомств, социальные сети, блоги и чаты.
5. Секты.
6. Экстремизм, национализм и фашизм.
Правила безопасности для детей в интернете.
1. Работайте в сети Интернет вместе с детьми.
2. Научите детей доверять интуиции – если их в интернете чтото беспокоит,
пусть сообщат вам.
3. Помогите ребенку зарегистрироваться в программах, требующих
регистрационного имени и заполнения форм, не используя полной
информации (имени ребенка, адреса электронной почты, номера телефона,
домашний адрес). Для этого можно завести специальный адрес электронной
почты.
4. Объясните, что дети никогда не должны давать своего адреса, номера
телефона и другой личной информации, например, места учебы или любимого
места для прогулки.
5. Дети должны знать, что в Интернет и реальная жизнь – это разные вещи, в
Интернете надо быть очень осторожным. 6. Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти
люди могут оказаться не теми, за кого себя выдают.
7. Скажите детям, что далеко не все, что они читают и видят в Интернете,
правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
8. Контролируйте детей с помощью современных программ, которые
отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает
ребенок и что он там делает.
9. Настаивайте, чтобы дети уважали чужую собственность, расскажите, что
незаконное копирование музыки, компьютерных игр и других программ –
кража.
10. Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что
правила хорошего тона действуют везде – даже в виртуальном мире.
11. Установите несколько четких и жестких правил для ребенка, чтобы
контролировать расписание, время подключения и способ использования им
Интернета. Убедитесь, что установленные правила выполняются. Особенно
важно контролировать выход ребенка в Интернет в ночное время.
12. Хороший антивирусник – союзник в защите вашего ребенка от опасностей
Интернета.
13. Ребенку не следует давать свой пароль кому – либо, за исключением
взрослых членов семьи.
14. Следует объяснить ребенку, что не следует делать того, что может стоить
семье денег.
Рекомендации по реализации Федерального закона РФ
от 29 декабря 2010 года № 436ФЗ10
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 29
декабря 2010 года № 436ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию» (далее – Закон). Библиотекам, как и всем учреждениям, предоставляющим информацию детям в печатном или любом
ином виде, предстоит большая работа по определению ряда мер, необходимых
для исполнения данного закона.
Принятие нового закона, построенного на принципе ограничения, а не
свободного доступа к информации, вызвало и продолжает вызывать
неоднозначную реакцию педагогов, библиотекарей, представителей отрасли
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Но закон есть закон и
его выполнениеобязательно.
Несмотря на существующие противоречия в трактовке применения
нормативного документа, Закон имеет прямое отношение к библиотекам.
Все поступления в общедоступные библиотеки, выпущенные в оборот с
1 сентября 2012 г., должны иметь знак информационной продукции на самой
продукции и в каталогах информационной продукции (п. 4, ст.' 11). Для
библиотек имеет значение, что исключение составляют:
• учебники и учебные пособия, рекомендуемые или допускаемые к
использованию в образовательном процессе в соответствии с
законодательством РФ в области образования;
• периодические печатные издания, специализирующиеся на распространении
информации
практического характера.
общественнополитического
или
производственно
Настоящий Закон не распространяется на отношения в сфере: оборота
информационной продукции, содержащей научную, научнотехническую,
статистическую информацию; оборота информационной продукции, имеющей
значительную историческую, художественную или иную культурную ценность
для общества.
Размещают знак информационной продукции, в соответствии с Законом,
производитель и распространитель информационной продукции, согласно п. 1
ст. 12 для детей, не достигших возраста шести лет, – в виде цифры «О» и
знака «плюс» –0+
для детей, достигших возраста шести лет, в виде цифры «6» и знака
«плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания
«для детей старше шести лет» –6+
для детей, достигших возраста двенадцати лет, – в виде цифры «12» и
знака «плюс» и (или) тестового предупреждения в виде словосочетания
«для детей старше 12 лет» – 12+
для детей, достигших возраста шестнадцати лет, – в виде цифры «16» и
знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде
словосочетания «для детей старше 16 лет» – 16+
запрещённой для детей, – в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или)
текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для
детей» – 18+
На практике видно – издательства явно завышают планку, идет
несоответствие возраста, таким образом издательства снимают с себя
ответственность. Так в целом звучат нормы Закона, о которых следует
помнить.
Знаком информационной продукции не маркируются:
издания, содержащие нормативные правовые акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также
устанавливающие правовое положение организаций и полномочия
государственных органов, органов местного самоуправления;
издания, содержащие информацию о состоянии окружающей среды;
издания, содержащие информацию о деятельности государственных
органов местного самоуправления, а также об использовании
бюджетных средств. Библиотекарям общеобразовательным учреждениям, в связи с принятием
закона, необходимо:
обеспечивать установку интернет фильтров на компьютерах с
доступом для граждан до 18 лет;
маркировать художественную литературу в соответствии с
требованиями;
учебники и учебные пособия не подлежат маркировке;
выдавать художественную литературу в зависимости от возрастных и
физиологических потребностей ребёнка;
исключить случаи размещения в залах открытого доступа библиотек
информационной продукции, распространение которой среди детей
запрещено.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности, при
котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их
здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному
развитию.
Полезные ссылки (по вопросам безопасности детей в интернете):
www.detionline.com / Дети России Онлайн (разделы журнала «Дети в
информационном обществе», образовательный проект «Дети в Интернете»)
http://www.internetkontrol.ru/stati/roditelskiykontrolinternetaobschenie
bezriska.html Родительский контроль Интернета
http://www.cybermama.ru/ КиберМама – программа для родительского
контроля за использованием домашнего компьютера ребенком
Электронные ресурсы по теме «Безопасный интернет»
1. http://www.saferunet.ru/ – Центр безопасного Интернета в России. Сайт
посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Сети
Интернетугрозы и эффективное противодействие им. 2. http://www.nachalka.com/BezOPASNOSt – сайт предназначен для учителей,
родителей, детей, имеющих отношение к начальной школе
http://www.oszone.net/6213/ – компьютерный информационный портал
4.
Статья для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в
Интернете» Рекомендации по программе «Родительский контроль».
Спасибо за внимание!
Педагогбиблиотекарь
МОУ лицея «МОК №2» Н.И. Митяй
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.