Статья "Инклюзивное образование в школе". Данный материал можно использовать на педагогическом совете. Статья состоит из разделов:
1. Об инклюзивном образовании
2. Особенности детей с ЗПР
3. Психологические особенности детей с ЗПР в учебной деятельности
4. Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:
5. Методы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
Инклюзивное образование.docx
Инклюзивное образование в школе
Мы исключили эту часть людей из
общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что они могут нас чемуто научить»
Жан Ванье «Из глубины»
1. Об инклюзивном образовании
В последнее время мы всё чаще слышим словосочетание «инклюзивное образование». Для
многих оно звучит непривычно, позаморски, воспринимается как очередное западное влияние. Между
тем, инклюзивное образование закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29. 12. 2012 № 273ФЗ. В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации
образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79,
регламентирующая организацию получения образования лицам с ОВЗ.
Обратимся к понятию «инклюзивное образование».
Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои
физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и
обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая
достаточно сложна, но соответствует его способностям.
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов. В идеале
такая команда состоит из педагога, психолога, логопеда, дефектолога, тьютора, социального
работника, врачапедиатра, специалистов по охране и гигиене труда, ассистента педагога
(сопровождающего)
В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально
развивающимися сверстниками. Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и
педагогов перед рядом, пока еще, неразрешимых проблем: как организовать урок в инклюзивном
классе, какие использовать формы отчета для ребенка с ОВЗ, как распределить режим учебной
нагрузки для ребенка (т.к. в учебном плане ребенка с ОВЗ могут отсутствовать предметы, которые
изучают нормально развивающиеся сверстники, и, наоборот), в какое время и когда проводить
индивидуальные коррекционноразвивающие занятия и множество других вопросов, на которые нет
пока ответов.
С 1 сентября 2016 года введен в действие ФГОС НОО ОВЗ, СанПиН 2.4.2.328615 «Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Согласно этим документам:
Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной
организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, его готовности к нахождению в
среде сверстников без родителей.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать,
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
чем в том, что не могут;
8. Распорядок дня обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в
соответствии с требованиями к здоровьесбережению.
Обучение и воспитание происходит как в ходе уроков, так и во время внеурочной деятельности
обучающегося в течение учебного дня. Обучение учащихся с ОВЗ осуществляется только в первую
смену по 5ти дневной учебной неделе.
В первой половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована как урочная, так и
внеурочная деятельность, в том числе коррекционноразвивающие занятия с логопедом, учителем
дефектологом и педагогомпсихологом.
Во второй половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована внеурочная
деятельность, направленная как на реализацию программы коррекционной работы, так и на реализацию
программ дополнительного образования.
В ходе урока (середина) в обязательном порядке проводится физкультминутка, направленная на
снятие общего мышечного напряжения.
Для предупреждения переутомления в течение недели для обучающихся с ОВЗ должны иметь
облегченный день в среду или четверг.
Физическое воспитание и адаптивна физическая нагрузка планируется для каждого
обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера
патологии и степени ограничений здоровья.
Организация рабочего пространства ребенка с ОВЗ осуществляется с использованием
здоровьесберегающих технологий. Номер парты подбирается тщательно, с учетом роста ученика. Парта
должна иметь хорошее освещение.
Необходимые школьные учебники должны находиться на расстоянии вытянутой руки;
обязательно пользоваться подставкой для книг.
Внеурочная деятельность формируется из часов,
необходимых для обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый
класс, из которых не мене 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий
коррекционной направленности, остальные – на развивающую область с учетом возрастных
особенностей учащихся и физиологических потребностей.
Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем
организации детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ, из различных
организаций.
В первом классе учащиеся с ОВЗ, так же как и другие обучающиеся, учатся по безотметочной
системе.
Решение о переводе на другой вариант обучения, повторном обучении в первом классе
оформляется на основании рекомендации ПМПК после обследования ребенка и анализа документов,
представленных школой.
2. Особенности детей с ЗПР
В нашей школе нескольким детям поставлен диагноз «задержка психического развития».
В
современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы
временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных,
речевых, эмоциональноволевых).
Группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) была выделена из категории неуспевающих
школьников.
Различают четыре основных варианта ЗПР:
1) задержка психического развития конституционального происхождения;
2) задержка психического развития соматогенного происхождения;
3) задержка психического развития психогенного происхождения;
4) задержка психического развития церебральноорганического генеза.
1. ЗПР конституционального происхождения.
Причины: нарушения обмена веществ, специфика генотипа.
Симптомы: задержка физического развития, становления статодинамических психомоторных функций;
интеллектуальные нарушения, эмоциональноличностная незрелость, проявляющаяся в аффектах,
нарушениях поведения. 2. ЗПР соматогенного происхождения.
Причины: длительные соматические заболевания, инфекции, аллергии.
Симптомы: задержка психомоторного и речевого развития; интеллектуальные нарушения;
невропатические расстройства, выражающиеся в замкнутости, робости, застенчивости, заниженной
самооценки, несформированности детской компетентности; эмоциональная незрелость.
3. ЗПР психогенного происхождения.
Причины: неблагоприятные условия воспитания на ранних этапах онтогенеза, травмирующая
микросреда.
Симптомы: несформированность детской компетентности и произвольной регуляции деятельности и
поведения; патологическое развитие личности; эмоциональные расстройства.
4. ЗПР церебральноорганического происхождения.
Причины: точечное органическое поражение ЦНС остаточного характера, вследствие патологии
беременности и родов, травм центральной нервной системы и интоксикации.
Симптомы: задержка психомоторного развития, интеллектуальные нарушения, органический
инфантилизм.
Дети с задержкой психического развития церебральноорганического генеза являются наиболее
сложными в диагностическом отношении, потому что, как и дети с олигофренией, оказываются стойко
неуспевающими в первые годы обучения.
В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматического, психогенного),
времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает
разные варианты отклонений в эмоциональноволевой сфере и познавательной деятельности.
В результате изучения психических процессов у детей с ЗПР выявлен ряд специфических
особенностей в их познавательной, эмоциональноволевой деятельности, поведении и личности в
целом, характерные для большинства детей этой категории.
Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с ЗПР: повышенная
истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения;
ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, несформированность
навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована также не полностью.
Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно
логических операций. У детей с ЗПР страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать
вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и
переработки информации.
При стойких формах ЗПР церебральноорганического генеза, помимо расстройств познавательной
деятельности, обусловленных нарушением работоспособности, нередко наблюдается и недостаточная
сформированность отдельных корковых или подкорковых функций: слухового, зрительного
восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и
кратковременной памяти.
3. Психологические особенности детей с ЗПР в учебной деятельности
Специалисты, исследующие психологические закономерности развития данной категории детей,
указывают, что при психологопедагогическом изучении выявляется ряд черт, отличающих их от
умственноотсталых детей. Многие практические и интеллектуальные задачи они решают на уровне
своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки,
рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время
у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая может тормозить
их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности,
вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не
удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают
нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически
манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их
представления об окружающем мире недостаточно широки.
Дети с ЗПР не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам,
содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы. Отмечается, что иногда такие дети активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми
обучающимися, но скоро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в
результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.
В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд положительных
сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных
качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и
интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной
доброжелательной обстановке.
К 3–4му классу у некоторых детей с ЗПР под влиянием работы учителей и воспитателей развивается
интерес к чтению. В состоянии относительно хорошей работоспособности многие из них
последовательно и подробно пересказывают доступный текст, правильно отвечают на вопросы по
прочитанному, оказываются в состоянии при помощи взрослого выделить в нем главное; интересные
детям рассказы нередко вызывают у них бурные и глубокие эмоциональные реакции.
Во внеклассной жизни дети обычно активны, интересы их, как и у нормально развивающихся детей,
разнообразны. Некоторые из них предпочитают тихие, спокойные занятия: лепку, рисование,
конструирование, с увлечением работают со строительным материалом и разрезными картинками. Но
таких детей меньшинство. Большинство предпочитают подвижные игры, любят побегать, порезвиться.
К сожалению, и у “тихих”, и у “шумных” детей фантазии и выдумки в самостоятельных играх, как
правило, бывает мало.
Все дети с ЗПР любят разного рода экскурсии, посещение театров, кинотеатров и музеев, иногда это их
так захватывает, что они несколько дней находятся под впечатлением увиденного. Они также любят
занятия физкультурой и спортивные игры, и, хотя у них обнаруживается явная двигательная
неловкость, недостаточная координированность движений, неумение подчиняться заданному
(музыкальному или словесному) ритму, со временем, в процессе обучения, школьники достигают
значительных успехов и в этом плане выгодно отличаются от умственно отсталых детей.
Описанные особенности поведения детей с ЗПР при недостаточном знакомстве с ними (например, при
одноразовом посещении урока) могут создать впечатление, что к ним вполне применимы все условия и
требования обучения, предусмотренные для учеников общеобразовательной школы. Однако
комплексное (клиническое и психологопедагогическое) изучение обучающихся данной категории
показывает, что это далеко не так. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной
деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и
требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными.
Рабочее состояние детей с ЗПР, во время которого они способны усвоить учебный материал и
правильно решить те или иные задачи, кратковременно. Как отмечают учителя, нередко дети способны
работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям
пропадает, работа прекращается. В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают
импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. У
некоторых детей собственное бессилие вызывает раздражение, другие категорически отказываются
работать, особенно если требуется усвоить новый учебный материал.
Этот небольшой объем знаний, который детям удается приобрести в период нормальной
работоспособности, как бы повисает в воздухе, не связывается с последующим материалом,
недостаточно закрепляется. Знания во многих случаях остаются неполными, отрывистыми, не
систематизируются. Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах,
неудовлетворенность учебной деятельностью. В самостоятельной работе дети теряются, начинают
нервничать и тогда не могут выполнить даже элементарных заданий. Резко выраженное утомление
возникает после занятий, требующих интенсивного умственного выражения.
В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение
готовых форм, изготовление несложных поделок, составление задач по образцу с изменением лишь
предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой:
выполнив пример на деление, нередко осуществляют эту же операцию и в следующем задании, хотя оно
на умножение. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением,
также быстро утомляют обучающихся.
4. Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР: 1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально
организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы
внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому
необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им
недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно,
формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по
картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что
они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и
излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после
наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя
собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного
поведения,
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна
церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем
длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так
как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для
формирования позитивного восприятия себя и других.
7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей
этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью,
тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей
обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя
отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с
педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится
правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения,
которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с
ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.
Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога.
Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в
зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь
невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку
рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка
играть с игрушками и другими детьми. Главное родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР
и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему
научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического
развития на пользу и приведет к положительным результатам.
8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс
специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса,
формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
5. Методы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
1. В работе с детьми с задержкой психического развития наглядные методы являются крайне
востребованными, особенно на начальных этапах обучения.
Наглядные методы в коррекционном обучении реализуются при опоре на сохранные звенья
высших психических функций и использовании возможностей наиболее упроченных форм
деятельности. Опора на сохранные звенья в процессе обучения позволяет временно перевести
нарушенные функции на другой, более низкий и доступный уровень их осуществления. Соединение в
восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудиообразцов), зрительных
(картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению
вводимого материала.
Использование наглядных методов требует учитывать особенности школьников с задержкой
психического развития (меньший объем восприятия, его замедленный темп, трудности концентрации
внимания и др.) и применять четкие схемы и таблицы, приближенные к жизни, реалистические
иллюстрации, рационально определять объем применения наглядных средств с соблюдением принципа
необходимости и доступности. В обучении детей с задержкой психического развития важно избегать
перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению
и эмоциональному пресыщению школьников.
Применение средств наглядности способствует формированию положительного эмоционального
настроя у школьников с задержкой психического развития, повышению их учебной мотивации,
активизации познавательной активности и позволяет обеспечить полисенсорную основу восприятия
информации.
Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы,
игра и др.) широко используются в процессе обучения детей с ОВЗ для расширения их возможностей
познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.
2.
Развитию познавательной активности учащихся,
проявлению заинтересованности в
приобретении знаний способствуют дидактические игры и игровые приемы. Проведение игровых
занятий создает оптимальные условия для развития потребностномотивационной сферы детей и
облегчает процесс их адаптации к новым условиям.
Целенаправленное использование игровой деятельности в учебновоспитательном процессе
способствует формированию у детей с задержкой психического развития положительного отношения к
учению, закреплению конкретных представлений о содержательной и организационной сторонах
учебной деятельности, тренировке навыков общения с одноклассниками и учителей.
3. Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в
процессе обучения детей с задержкой психического развития и на первых этапах обязательно
сочетаются с наглядными и практическими методами.
Недостаточная сформированность основных мыслительных операций и памяти детей с
задержкой психического развития, замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой
информации определяют необходимость дозированного сообщения нового материала (методом «малых
шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов.
Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками
обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и
умственных действий, необходимых для усвоения знаний.
При использовании словесных методов в работе со школьниками с задержкой психического
развития необходимо создавать оптимальные условия, позволяющие активизировать их познавательную
деятельность, обеспечивать целенаправленность их восприятия и устойчивость внимания, формировать
умения учебного рассуждения, быстро реагировать на возникающие у детей трудности. Наиболее
эффективным является проведение бесед при объяснении, закреплении, обобщении материала. В том
случае, если необходимо развернутое сообщение учителя, следует использовать различные приемы
активизации деятельности детей (через усиление практической направленности изучаемого материала,
наглядное представление основных положении сообщения, привлечение примеров, перекликающихся с
жизненным опытом ребенка и т.д.).
Таким образом, методы работы будут определяться в зависимости от конкретного содержания и
задач занятий. Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе,
что позволяет детям с задержкой психического развития полноценно воспринимать, осмысливать,
удерживать и перерабатывать информацию.
Статья "Инклюзивное образование в школе"
Статья "Инклюзивное образование в школе"
Статья "Инклюзивное образование в школе"
Статья "Инклюзивное образование в школе"
Статья "Инклюзивное образование в школе"
Статья "Инклюзивное образование в школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.