Статья освещает необходимость инновационной деятельности в работе педагога, так как педагог постоянно должен развиваться, искать новые пути решения заданных целей. Традиционный педагог (монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и создаёт условия информационно-технологической подготовки будущего специалиста и воспитания его информационно-технологической культуры.
Иновационные технологии - на публикацию .doc
УДК
Инновации в образовательной деятельности
Цыганова С.В.
Экибастузский колледж инженерно – технического института имени академика
К. Сатпаева г. Экибастуз.
Аннотация. Статья освещает необходимость инновационной деятельности в
работе педагога, так как педагог постоянно должен развиваться, искать новые пути
решения заданных целей. Традиционный педагог (монополист в передаче
необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог
исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с
инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной
деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно
влияет на качество обучения и создаёт условия информационнотехнологической
подготовки будущего специалиста и воспитания его информационно
технологической культуры.
Современный динамично развивающийся мир предъявляет качественно новые
требования к подготовке специалистов технического и профессионального
образования.
От специалиста требуются высокий профессионализм и
компетентность, мобильность, способность к профессиональной адаптации,
постоянному совершенствованию, владение информационными технологиями,
знаниями.
Мир, в котором мы живём, постоянно усовершенствуется, движется вперед. И
инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является
развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе
целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и
инструментария учебноисследовательской деятельности.
Современный выпускник колледжа, должен быть востребованным на рынке
труда, для этого должен обладать совокупностью свойств, присущих современному
рынку труда.
При подготовке будущих специалистов, мы, преподаватели специальных
дисциплин, должны обучить учащихся подходам и способам разрешения
возникающих в реальной деятельности проблемным ситуациям, включая умения
находить, обрабатывать и эффективно использовать новую информацию, успешно
работать в коллективах, генерующих, воспринимающих и реализующих новые идеи.
Следовательно, учить необходимо творческому мышлению и продуктивному
воображению, учитывая, что только в процессе субъективного творчества, т.е. в
разрешении проблемных ситуаций и проблем, обучающийся освоит способы разрешения проблем, а задача преподавателя усовершенствовать технологию
преподавания, применяя инновационные технологии обучения.
Инновации в образовательной деятельности
это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для
получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и
рыночной востребованностью.
это информационнотехнологическая подготовка учащихся.
И один из приемов образовательной деятельности
Информационнотехнологическая подготовка будущего специалиста это
процесс определения целей и задач, условий, методов и средств, формирования
информационнотехнологических знаний, умений, личного опыта, воспитания
эмоциональноценностного отношения к информационнотехнологической и
профессиональной деятельности.
При этом стратегия подготовки определяется ориентацией на формирование
теоретического и практического мышления, а также и профессиональной готовности
к работе в условиях современного производства.
Успех любой деятельности, в том числе и учебной, во многом зависит от
правильной постановки цели и задач, определяющих мотивацию, направленность,
способ и характер действий человека.
Стратегической целью информационнотехнологической подготовки будущего
специалиста является воспитание его информационнотехнологической культуры.
При этом необходимо определять весь комплекс задач.
С учетом преемственности в формировании знаний и умений. Например,
формируя научные знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью,
преподаватель одновременно создает основу для воспитания эмоционально
ценностного отношения к профессии.
Воспитательные задачи, решаемые в процессе обучения, мотивируют
потребность учащихся в знаниях. Продумывая содержание конкретных учебных
заданий, определяющих характер и способы деятельности учащихся на занятии,
преподаватель опирается на содержание учебного материала и соответствующую
образовательную технологию.
Поставленные преподавателем задачи информационнотехнологической
подготовки должны трансформироваться в личные задачи учащегося.
Под педагогическими условиями информационнотехнологической подготовки
студентов понимают такую искусственно созданную образовательную среду, в
которой представлена максимально приближенная к оптимальной совокупность
педагогических факторов, обеспечивающая возможность учебной деятельности в
соответствии с заявленными целями.
К педагогическим условиям информационно технологической подготовки
будущего специалиста можно отнести следующие: создание проблемных ситуаций,
связанных с решением
профессиональных задач на компьютере, в процессе овладения и закрепления знаний;
применение активных методов обучения для формирования
1)
2)
информационнотехнологических умений;
3)
ориентация процесса обучения на синтез учащимся субъективно нового
знания в области информационных технологий в экономике;
4)
учебноисследовательская работа учащихся с целью повышения
эффективности обучения;
5)
использование системы усложняющихся задач для обработки
экономической информации на компьютере;
6)
пользование компьютерными иллюстрациями и демонстрациями при
изучении нового материала;
7)
8)
установления межпредметных связей
наличие тщательно продуманной системы закрепления знаний в процессе
выполнения практических заданий на компьютере;
9)
осуществление непрерывного контроля за уровнем сформированности
информационно технологических умений учащихся, учет и оценка результатов;
10)
прагматическая направленность выполняемых учащимся с помощью
компьютера учебных заданий;
11)
создание ситуации новизны и актуальности в процессе изучения нового
материала, связанного с использованием компьютерной техники в профессиональной
деятельности;
12)
построение преподавателем учебно воспитательного процесса,
ориентированного на ценности познания, культуры, обмен этими ценностями;
13)
организация мотивационной деятельности учащихся по использованию
компьютерной техники в профессиональной деятельности;
14)
периодическое осуществление связи изучаемой учащимся новой
информационно технологической деятельности с его имеющимся личным опытом;
15)
организация работы по самооценке процесса и результата собственной
деятельности учащихся для решения конкретной задачи, максимально приближенной
к реальным условиям;
16)
осмысление полученных знаний и результатов практической
деятельности в процессе работы;
17)
организация продолжительной и непрерывной практической
деятельности учащихся по овладению изучаемыми профессиональными умениями с
использованием средств информационных технологий;
18)
обязательное периодическое использование учащимся в процессе
обучения средств компьютерных телекоммуникаций.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного
совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть
способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию через усвоение
нового социального опыта.
УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения
учиться.
Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать
познавательные навыки учащихся, их творческое мышление, умение ориентироваться
в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы
ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования,
осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней системы. Инновационные
процессы, происходящие сегодня в образовании, безусловно ведут к позитивным
изменениям.
Благодаря инновациям появляются авторские концепции, новые модели школ;
разрабатываются программы развития ОУ, регионов; активно обновляется
содержание образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации; происходит
перестройка форм, методов, процесса обучения и воспитания с учетом личностно
ориентированного подхода; создаются системы мониторинга, диагностического
сопровождения образовательного процесса, осуществляется переход ОУ из режима
функционирования в режим развития и саморазвития.
Литература
1. Долгова, В.И. Исследование готовности выпускников вуза к внедрению
инновационных технологий//Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline
Letters): электронный научный журнал. – Март 2014, ART 2176. CПб., 2014 г.
– URL:"http://www.emissia.org/offline/2014/2176.htm"/2176.htm, ISSN 1997
8588.
2. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании.
М., 2007
3. Тодосийчук А.В.
Теоретикометодологические проблемы развития
инновационных процессов в образовании. М., 2005 Инновационные учебные технологии основа модернизации университетского
и средне – технического образования. Среди приоритетных направлений
государственной политики по развитию высшего и средне – технического
образования определена проблема постоянного повышения качества образования,
модернизация его содержания и форм организации учебновоспитательного процесса;
внедрения образовательных инноваций и информационных технологий.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса
существенно возрастает роль руководства высших и средне – технических учебных
заведений,
методистов как непосредственных носителей
новаторских подходов. При всем разнообразии технологий обучения: дидактических,
компьютерных, проблемных, модульно развивающих, кредитномодульных и других
реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом.
преподавателей,
Носителем конкретных нововведений, их создателем, модификатором
выступает преподавательноватор. Он обладает широкими возможностями и имеет
неограниченное поле деятельности, поскольку на практике убеждается в
эффективности имеющихся технологий и методик обучения и может корректировать
их, проводить исследовательскую работу, разрабатывать новые методики и
технологии. Условие такой деятельности инновационный потенциал педагога.
С внедрением в учебновоспитательный процесс современных технологий
преподаватель все больше приобретает функции консультанта, советчика,
наставника. Последнее требует от него специальной психологопедагогической
подготовки,
поскольку в профессиональной деятельности преподавателя
реализуются не только специальные предметные знания, но и современные знания в
области педагогики и психологии, акмеологии, технологии обучения и воспитания.
На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации
педагогических инноваций.
Инновационную направленность педагогической деятельности обусловливают
социальноэкономические преобразования, которые требуют соответствующего
обновления образовательной политики, стремления педагогов к усвоению и
применению педагогических новинок. Большую роль играет конкуренция вузов
колледжей, которая стимулирует поиск новых технологий, форм, методов
организации учебновоспитательного процесса, диктует соответствующие критерии
подбора научнопедагогических кадров. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности
на современном этапе развития образования и общества в целом обусловлена рядом
обстоятельств.
Вопервых,
социальноэкономическими преобразованиями,
и научно
техническим процессом что обусловливают необходимость коренного обновления
систем высшего и средне технического образования, методологии и технологии
организации учебновоспитательного процесса в высших и средне – технических
учебных заведений. Инновационная направленность деятельности преподавателей и
студентов предусматривает создание, освоение и использование педагогических
новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Вовторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывные
изменения объема, состава учебных дисциплин, введение новых специальностей,
новых учебных предметов, элективных курсов требуют постоянного поиска новых
организационных форм, технологий обучения. В связи с этим возрастает роль и
значение преподавателя как генератора педагогических идей.
Втретьих, изменение характера отношения преподавателей к самому факту
освоения и применения педагогических новшеств. Инновационная деятельность в
основном сводилась к использованию рекомендованных сверху новшеств. Сейчас
инновационная деятельность приобретает все более избирательный и
исследовательский характер. Усиливается степень свободы преподавателя, что ранее
действовал в жестко регламентированных условиях.
Вчетвертых, вхождение вузов в рыночные отношения, возникновение новых
типов негосударственных учебных заведений разных форм собственности, создает
реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Основная идея модернизации систем высшего и средне – технического
образования, заключается в том, что эффективность обучения может быть улучшена
благодаря проектированию и внедрению новейших образовательных систем и
технологий.
Овладение новыми технологиями обучения и воспитания требует внутренней
готовности преподавателя к серьезной деятельности по трансформации, прежде
всего, самого себя.
Известные в настоящее время и такие, что наиболее часто используются на
практике, педагогические технологии можно классифицировать следующим образом.
Структурнологические технологии: поэтапная организация системы обучения,
что обеспечивает логическую последовательность постановки и решения
дидактических задач на основе отбора их содержания, форм, методов и средств
обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов.
Интеграционные технологии: дидактические системы, обеспечивающие
интеграцию межпредметных знаний и умений, различных видов деятельности на
уровне интегрированных курсов, учебных тем, уроков, учебных дней. Игровые технологии: дидактические системы использования различных игр, во
время выполнения которых формируются умения решать задачи на основе
компромиссного выбора (театрализованные, деловые и ролевые игры, имитационные
упражнения, индивидуальный тренинг; решения практических ситуаций и задач,
компьютерные программы и т.д. ).
Тренинговые технологии: система деятельности для отработки определенных
алгоритмов решения типовых практических задач, с помощью компьютера
(психологические тренинги интеллектуального развития, общения, решения
управленческих задач).
Информационнокомпьютерные
которые
реализуются в дидактических системах компьютерного обучения на основе диалога
«человек машина» с помощью различных учебных программ (тренинговых,
контролирующих, информационных и т.д.).
технологии: это технологии,
Диалоговые технологии: совокупность форм и методов обучения, основанных
на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах субъект
субъектного уровня: (ученикучитель, ученикавтор, учительавтор и т.д.).
Диалоговые формы считаются наиболее распространенными среди других
современных технологий.
Особенность современного образования заключается в том, что на практике
Формирование
различные технологии могут активно и очень результативно сочетаться.
в
процессе
профессиональной подготовки происходит на основе концептуальных положений
непрерывного многоуровневого образования, что определяют цель, движущие силы и
принципы жизнедеятельности учебного заведения в системе рыночных отношений.
конкурентоспособного
специалиста
Главная задача высшего и средне – технического образования качественная
подготовка высококлассного специалиста в соответствии с инновационными
технологиями в последующей деятельности. Для решения этой задачи отрасль
высшего и средне – технического образования требует скорейшего внедрения новых
технологий и улучшения материальнотехнической базы.
Статья "инновационные технологии"
Статья "инновационные технологии"
Статья "инновационные технологии"
Статья "инновационные технологии"
Статья "инновационные технологии"
Статья "инновационные технологии"
Статья "инновационные технологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.