Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"
Оценка 4.8

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Оценка 4.8
Памятки +3
docx
Междисциплинарный 6
Все классы
12.05.2019
Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"
Часто дети, учителя и родители, узнав о травле в детском коллективе, становятся в тупик: Что делать? Попутно возникает ряд вопросов: Может это само как - нибудь пройдёт? Может быть ребёнок-"жертва" не умеет дать отпор или он действительно раздражает других детей непохожестью на них и ему нужно самому это понять и измениться? Родители травимого ребёнка негодуют: Может пора вмешаться и наподдать обидчикам? А учителя теряются или не видят проблему? В статье даётся конкретная информация о признаках травли, о её пагубном влиянии на детский коллектив в целом, а не только на "жертву". Конкретность информации поможет пошагово разработать систему работы с классом. Для детей, подвергающихся травле и для их родителей приведена инструкция, которая поможет ребёнку правильно себя вести в ответ на провокации сверстников.
Статья. Травля в школе. Как помочь ребёнку.docx
ТРАВЛЯ В ШКОЛЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЯМ, ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ? По оценкам европейских исследователей, в роли жертвы травли в разные периоды школьной жизни побывали 50% детей. 10-15% школьников находятся в этой ситуации прямо сейчас. В переводе на цифры, около миллиона российских школьников каждый день идут в свою школу, как на казнь. Им плохо, страшно, стыдно, они чувствуют себя плохо и им порой не хочется жить. Можем ли мы считать это «обычным делом»? Травля (буллинг, моббинг) – это вид группового эмоционального и/или физического насилия. Подвергая человека травле, над ним смеются, издеваются, его подчеркнуто игнорируют, оскорбляют, унижают, толкают, бьют, удерживают силой, отнимают, прячут и портят его вещи и т. д., причем все это делается систематически, группой или агрессором при поддержке группы. В ситуацию травли оказывается погружён весь класс: зачинщики, жертва и свидетели. Во-первых, у ребят сильно страдает самооценка, и не только у жертвы от постоянного унижения, но и у свидетелей – невольных участников – от бессилия что-либо сделать. Организаторы травли тоже получают негативный опыт повышения своей значимости через уничижение товарища. Безнаказанность их развращает, закрепляя деструктивные модели поведения и агрессивность, чем снижает в будущем шансы на успешную самореализацию и на психологические здоровые отношения в семье, с друзьями и коллегами. Травля – это очень психотравматичный опыт для свидетелей, они испытывают мучительный внутренний конфликт, поскольку уже чувствуют, что происходящее – аморально, но еще не имеют сил осознать, как найти выход их ситуации. Кроме того, они боятся, что, заступившись за жертву, сами станут жертвой, поэтому подыгрывают агрессору, стараясь не чувствовать стыд и унижение. Их представление о себе как «хороших людях» сильно страдает. В последнее время участились случаи убийств в школах. В основе почти каждого случая с вспышкой насилия в школе лежит история травли. Так же, травля – причина многих суицидов несовершеннолетних школьников. Как определить, является ли конфликт травлей? Есть три обязательных составляющих: 1. насилие в той или иной форме 2. групповое действие, или действие при поддержке группы 3. систематичность, постоянство, направленность на одного и того же Как же помочь детскому коллективу выбраться из ситуации буллинга, а человека. «жертве» – выйти из роли жертвы и научиться впредь ею не быть? НАЧНЁМ С ТОГО, ЧЕГО ВЗРОСЛЫМ В СЛУЧАЕ ТРАВЛИ ДЕЛАТЬ НЕ НАДО 1. Ждать, что само пройдет Само не пройдёт. Если взрослые не станут занимаются атмосферой в детской группе, травля сама по себе не прекратится. 2. Искать причины и объяснения Причин, по которым возникает травля много: и потребность возраста, и давление закрытой системы, и личные особенности детей, и недостаток опыта у педагогов, и агрессия в СМИ и в обществе. Издевательство недопустимо, и его немедленно надо прекратить. 3. Путать травлю и непопулярность Суть травли – групповое насилие, а не то, что кто-то кого-то не любит. И именно за это отвечает педагог, которому доверена группа детей. За их защищенность от насилия. Популярность - это вопрос психологический. Групповое насилие – это вопрос нарушения прав. 4. Cчитать травлю проблемой только жертвы Это то, что важно объяснять родителям: если сейчас не над вашим ребенком издеваются – не думайте, что у вас нет повода для беспокойства. Травля всегда прорывается вспышками настоящего насилия. И тогда абсолютно любой – в том числе и ваш – ребенок может оказаться «назначен» группой исполнить ее волю и «дать ему как следует». Он сам потом не сможет объяснить, почему так озверел и почему сделал то, что ему вовсе не свойственно. Ну, а дальше варианты. Либо он сам рискует совершить серьезное преступление, либо доведенная до отчаяния жертва даст отпор, и может произойти все что угодно. 5. Cчитать травлю проблемой личностей, а не группы «Козлом отпущения» может стать каждый. Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особенным. Очки, веснушки, лишний вес, худоба, национальность, дешевая одежда – все может стать причиной для объявления жертвы «не такой». Причина травли – не в особенностях жертвы, а в особенностях группы. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя. Так же не имеет смысла сводить причину травли к качествам тех, кто травит. Конечно, роль инициаторов травли часто берут на себя дети не самые благополучные внутренне. Но одних только их качеств недостаточно. Часто самые отъявленные травители, случайно оказавшись с жертвой вдвоем, например, на продленке, мирно с ней играют. А если учитель вмешивается и начинает активно работать с травлей, агрессоры иногда за считанные дни меняют свое поведение, хотя, конечно, они не могли бы так стремительно решить свои «внутренние проблемы» или повысить свой «культурный уровень». Эта ошибка лежит в основе попыток преодолеть травлю путем «разговоров по душам» или «индивидуальной работы с психологом». С жертвой ли, с агрессорами ли. Травля, как любое застревание в деструктивной динамике – болезнь группы. И работать надо с группой в целом. Обсуждать происходящее, устанавливать новые правила. И правила должны задавать взрослые. Только в этом контексте могут быть полезны разговоры с жертвой и обидчиками. 6. Давить на жалость Логика травли состоит в том, что луч общего негативного внимания обращен на жертву, и она мечется в нем, как обреченный кролик в свете фар автомобиля. Поэтому любые разговоры о жертве подкрепляют травлю. Наша задача – перевести луч прожектора на саму травлю как явление, сделать мишенью насилие как таковое. 7. Принимать правила игры Это самое важное, пожалуй. Ситуация травли сдвигает «точку нормы». Через какое-то время всем кажется, что так и надо, «таких» и надо травить. Если не противопоставлять группу с самой идеей травли, ничего не получится. Нужно идти на конфронтацию, но не конфронтацию с конкретными детьми, а конфронтацию с правилами игры по которым сильный имеет право бить слабого. С травлей как насилием, как болезнью, отравой, моральной ржавчиной. С тем, чего не должно быть. Что нельзя оправдывать, от чего ЛЮБОЙ ребенок должен быть защищен – и точка. Без конфронтации здесь невозможно, уговоры не помогут, медиация и «командообразование» тоже. ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЗРОСЛОМУ 1. Присвоить проблему Любая проблема решается только тогда, когда есть тот, кто ее решает, кто берет на себя ответственность. Если взрослые будут разводить руками и говорить «ну, что поделать, такие сейчас дети», ничего не изменится. Часто в школах пытаются решение проблемы травли переложить на школьных психологов. Но психолог не работает с классом как с группой, он не может исправить плохие правила жизни в этой группе. Это может сделать только учитель. А психолог как раз может помочь в этом учителю: разработать вместе стратегию действий, обсудить, что получается, сотрудничать с педагогом в процессе работы. При этом стоит работать с теми взрослыми, кто готов взять ответственность,а тем, кто все валит на детей и «агрессию в обществе», психолог помочь не сможет. 2. Назвать явление Никаких «У Пети Смирнова не ладится с одноклассниками». Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют – это называется «травля». Насилие. Пока не назовете происходящее своим именем, ничего не получится сделать. Неназванную проблему решать невозможно. Не менее важно назвать явление самим детям. Дети часто не осознают, что именно делают. У них в голове это называется «мы его дразним» или «мы так играем» или «мы его не любим». Мальчики, которых застали за перекидыванием рюкзака одноклассника, со слезами мечущегося между ними, могут сказать: «мы просто играли». Нет, это не игра. Игра – это когда весело ВСЕМ. И когда ВСЕ играют добровольно. Девочки, которые издевательски копируют или комментируют внешность одноклассницы, могут сказать: «Мы просто так шутим». Нет, это не шутка. Шутка не имеет целью причинить кому-то боль. Шутка – это когда весело ВСЕМ, в том числе тому, про кого шутят. Дети должны услышать это от взрослого: то, что вы делаете – не невинная забава, не игра и не шутка, это травля, это насилие, и это недопустимо. 3. Дать однозначную оценку травле Люди могут быть очень разными, они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга. Люди на то и люди, что они способны научиться быть вместе и работать вместе, используя свои различия для общего успеха. Даже если они очень-очень разные и кто-то кому- то кажется совсем неправильным. Можно привести примеры, что нам может казаться неправильным в других людях: внешность, национальность, реакции, увлечения и т. д. Привести примеры, как одно и то же качество в разные времена и в разных группах оценивалось по-разному. 4. Обсуждать травлю как проблему группы Нужно дать понять, что вы знаете, что происходит, что не намерены с этим мириться и обозначить травлю как проблему - болезнь всей группы. Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа использует грязные способы общения, она тоже может заболеть – травлей. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И давайте-ка вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс. Это позволит зачинщикам сохранить лицо и даже предоставит им возможность хотя бы попробовать примерить роль позитивной «альфы», которая не обижает других, а заботится о группе. И, что особенно важно, это снимает противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями. Все в одной лодке, общая проблема, давайте вместе решать. С детьми постарше можно посмотреть и обсудить «Повелителя мух» Голдинга или (лучше) «Чучело» Железникова. С младшими школьниками можно посмотреть «Гадкого утенка» Гарри Бардина. 5. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор Результат не будет прочным, если дети просто примут к сведению формальные требования учителя. Задача – вывести их из «стайного» азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего. Можно предложить детям оценить, каков их вклад в болезнь класса под названием «травля». 1 балл – это «я никогда в этом не участвую» 2 балла – «я иногда это делаю, но потом жалею» 3 балла – «травил, травлю и буду травить, это здорово». Пусть все одновременно покажут на пальцах – сколько баллов они поставили бы себе? Обычно «три» сам себе никто не ставит. Только ни в коем случае нельзя пытаться уличить: нет, на самом деле ты травишь. Наоборот, лучше сказать: «Как я рад, у меня от сердца отлегло. Никто из вас не считает, что травить – это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс». 6. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт Момент, когда прежняя, «плохая» групповая динамика прервана, раскрутка ее губительной спирали прекращена, – самый подходящий, чтобы запустить динамику новую. И это важно делать вместе. Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например:  «У нас никто не выясняет отношения кулаками.  У нас не оскорбляют друг друга.  У нас не смотрят спокойно, как над кем-то издеваются – это немедленно прекращают». Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше – чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. 7. Поддержка позитивных изменений Очень важно чтобы взрослый, который взялся решать проблему травли, не бросал это дело. Он должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Можно сделать «счетчик травли», какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похоже на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой и т.д. Можно ставить спектакли, сочинять сказки и делать коллажи про «хронику выздоровления», сделать «график температуры» и т. д. Суть в том, что группа постоянно получает заинтересованный интерес от авторитетного взрослого и по-прежнему считает победу над травлей своим общим делом. 8. Гармонизировать иерархию Вот теперь пора думать про популярность. Про то, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней. Праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, экспедиции, игры на командообразование – арсенал богатый. Чем дольше группе предстоит прожить в этом составе, тем этот этап важнее. Признак гармоничной групповой иерархии – отсутствие жестко закрепленных ролей «лидеров» и «массовки», гибкое перетекание ролей: в этой ситуации лидером становится тот, в той – другой. Один лучше всех рисует, другой шутит, третий забивает голы, четвертый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа. где объясняется, что такое травля, чем она отличается от игры и как ее ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ остановить Инструкцию написала известный психолог Людмила Петрановская, а редактором выступила популярный детский поэт Маша Рупасова. Знаешь ли ты, что такое травля? Когда кого-то постоянно обижают, дразнят, оскорбляют, когда с кем-то не здороваются и отказываются сидеть и стоять рядом, когда отнимают, прячут, портят чьи-то вещи, когда кого-то толкают, бьют, унижают, угрожают — это называется травля. Хотя часто люди, которые кого-то травят, предпочитают говорить:  «Мы просто его не любим».  «Мы просто ее дразним».  «Мы так не играем».  «Мы шутим, это же шутка». Ты согласен, что это «просто шутки»? Вот несколько мальчиков отняли у одного шапку и кидают друг другу, а он мечется между ними, пытаясь ее поймать. Они «просто играют»? Может быть. Если тот, чья шапка, тоже весело смеется. Если сегодня кидают его шапку, а завтра — другого мальчика. Если поиграв в шапку, они пойдут дальше, все вместе весело болтая. Но что, если все иначе? Если всем весело, а тому, чья шапка – вовсе нет? Потому что он знает, что сегодня, и вчера, и завтра будут бросать именно его шапку, или другую его вещь. Потому что они не просто кидают — они смеются над ним и говорят обидные вещи. Мы все знаем и чувствуем разницу между игрой и травлей. В игре весело должно быть всем. В игру все вступают добровольно. В игре роли меняются: сейчас ты водишь, потом я. При травле удовольствие получают не от того, что ловко бросают и ловят предмет. Все удовольствие — в издевательстве над человеком, в веселье по поводу его бессилия, его злости, в наблюдении за тем, как он мечется в кругу громко хохочущих ребят, едва сдерживая слезы. Очень гадкое удовольствие, недостойное хорошего человека. А вот девочки сделали очень обидную картинку из фото одноклассницы и отправляют ей ссылки. А под картинкой — комментарии, в которых все изощряются в остроумии, стараясь задеть ее посильнее. И опрос: кто считает, что Даша Петрова — тупая корова? Они «просто шутят»? Нет. Это не шутки. Это издевательство. Девочки получают удовольствие от того, что делают другому человеку больно. Не остроумием они наслаждаются, а насилием. Если Даша пытается в ответ оправдываться, или сердится, или просит прекратить, расстраивается, плачет, удовольствие становится еще больше. И еще отвратительней. На самом деле они, конечно, знают, что это плохо. Потому и говорят: «Мы просто шутим», «Мы просто ее не любим», «Она нас бесит». Они хотят верить, что они – хорошие, это тот, кого они обижают — «такой». Сам виноват. Никто не хочет быть плохим, да и, скорее всего, они не плохие. Просто в какой-то момент решили, что издеваться — это весело и это можно. Такое правило жизни возникло, и никто не стал с ним спорить. Причины травли Когда кого-то травят, всегда кажется, что на это есть причина. Он (она) же такой (такая). Какой такой? На самом деле, неважно. Слишком умный, слишком глупый, слишком толстый, слишком худой, слишком странный, слишком обыкновенный, так одет, сяк одет, тем увлекается, этим занимается. Да какая разница. Что- нибудь да найдется. Потому что дело не в том, кого травят, не в его качествах и особенностях. Если бы это было так, то было бы одно и то же во всех ситуациях: скажем, всегда травят толстых или двоечников. Но есть множество полных ребят, которых не трогают. И есть очень стройные, над которыми издеваются. Есть двоечники, с которыми все дружат, и есть отличники, которым не дают прохода. Нет никаких особых, специальных качеств, которые заставляют травить человека. И нет никаких качеств, которые бы точно от травли спасали. Травля не связана с конкретными людьми. Травля — это плохое правило, которое завелось у группы. Если в классе принято травить, то травить могут кого угодно и за что угодно. А если нельзя, то очень разные дети могут в нем жить дружно и спокойно. Травля – это плохо не только для пострадавшего Когда в классе или в любой другой группе возникает травля, это очень плохо. Иногда кажется, что это плохо только для того, кого обижают. Ему обидно, он расстраивается. Он не хочет ходить в школу, он даже иногда не хочет жить на свете. Да, ему действительно несладко. Но травля – это плохо не только для пострадавшего. Если в группе людей стало можно издеваться над кем-то, если это становится правилом, если те, кто травят, думают, что так и надо, и никто их не останавливает, – это меняет всю жизнь класса. Больше никто не может чувствовать себя в безопасности. Сегодня травят его – но завтра им покажется, что это я «не такой». Потому что они привыкли получать удовольствие от издевательств. Привыкли самоутверждаться за счет другого. А ну как завтра Даша свою страницу в Интернете закроет и больше не будет читать про себя гадости? Или мальчик, чью шапку кидали, просто уйдет в другую школу. Что тогда делать? Чем развлекаться? Против кого дружить? И тут уж кто подвернется, тот и будет новой жертвой. Ведь в нашем классе травить – принято. Все это знают. И все боятся, даже если делают вид, что им очень весело. А когда человек постоянно боится, ему сложно жить. И учиться сложно, и радоваться, и дружить. Психологи проверяли: если в классе есть травля, дети в нем хуже учатся. Все дети, не только те, кого обижают. Именно страх самому оказаться жертвой часто заставляет участвовать в травле неплохих в общем-то ребят. Им вроде и стыдно, и противно, и неловко, но пока они с теми, кто издевается, пока они смеются вместе со всей толпой, они чувствуют себя хоть немного, но в безопасности. Сегодня жертва – он, а не я. И очень важно, чтобы всё так и осталось. Заступиться еще страшней – получится, что я не со всеми, значит и мне достанется. И, скорее всего, достанется. Ведь на самом деле все знают, что ведут себя недостойно. И если кто-то начинает возражать, он всем об этом напоминает. Надо поскорее про него какую-нибудь гадость сказать, чтобы перестал. Всем неприятно, но все продолжают. Потому что сложилось правило: есть те, кого травят, и есть те, кто травят. Выбирай свое место. Жизни без травли, жизни в дружном классе уже никто себе и представить не может. Иногда, став старше, люди с болью и стыдом вспоминают, как травили кого-то в детстве. Но тогда это казалось им единственным выходом. Или они просто не понимали до конца, что происходит. Травлю начинают не от хорошей жизни  Может быть, у человека плохо на душе из-за того, что дома родители ссорятся, и ему хочется слить на кого-то свое раздражение.  Может быть, он очень хочет быть первым и главным, но не уверен, что на это у него хватит талантов, вот и изобретает такой способ самоутвердиться.  Может быть, над ним самим раньше издевались, и теперь он совсем не хочет оказаться на месте жертвы и побыстрее занимает место обидчика. Когда он вместе с приятелями обижает кого-то, он чувствует силу, защищенность, правоту. Для него самого это не очень хорошо, потому что с детьми такое поведение может и даст какие-то минуты торжества, но в будущем, со взрослыми, он просто останется без друзей. Никто не хочет общаться с жестокими людьми, никто не хочет с ними вместе работать и отдыхать. Может быть, их будут опасаться, но любить вряд ли. Словом, лучше бы, пока не поздно, научиться по-другому себя вести. Тогда, может быть, вокруг будут не «подлизы», которые с агрессором «дружат», а на самом деле боятся его и не любят. Может быть, настоящие друзья появятся. Может быть, даже тот, кто сейчас кажется «не таким», станет лучшим другом. Иногда нас особенно раздражают люди, которые нам на самом деле очень интересны, потому что непохожи на нас. Вот группа ребят, среди которых Коля и Марина, издевается над одноклассницей Олей. Говорят про нее гадости, кричат вслед оскорбления, смеются, пальцами показывают, картинки рисуют противные, делают вид, что боятся, будто Оля их коснется. Они уверены, что с ними все хорошо, а вот жертва «какая-то не такая». Но давай подумаем. Вот Коля крикнул: «Оля тупая!». Что в результате этого его действия произошло с Олей? Стала ли она хуже решать задачи? Забыла ли что-то, что знала? Нет, Оля осталась ровно такой же, как была минуту назад. Чужие слова нас не могут менять. И это, на самом деле, прекрасно. А то одному покажется, что ты тупой, другому – что слишком умный, а тебе что, каждый раз сразу меняться в ответ? Еще не хватало. Но можем ли мы сказать, что Колины слова вовсе ничего не значат и ничего не меняют? Нет. Кое-кто от них изменился. И это не Оля, а как раз Коля. Он обидел человека, сказал грубость и глупость. Это он стал после этих слов хуже, чем был до них. Потому что НАШИ слова нас меняют, ведь слово – это поступок. А тут еще Марина подоспела и начала: «Это что на тебе надето? Ты это где взяла, на помойке?». Опять внимательно смотрим. Изменилось ли после слов Марины что-то в Олиной одежде? Стала ли она лучше или хуже одета? Нет. Как было, так и осталось. Ни одна пуговица не переместилась ни на сантиметр. А что произошло с Мариной? Увы, Марина стала после своих слов хуже. Она потренировалась в том, как быть грубой и злой, поучила саму себя плохим манерам и плохому способу общаться с людьми. С Олей ничего не произошло. А Коля и Марина всего за пару минут стали хуже, чем были. Обидно должно быть не Оле. На самом деле, конечно, и Оле может в результате стать плохо. Неприятно это, когда тебя дразнят и обижают. Когда к нам проявляют агрессию, мы чувствует тревогу и напряжение. Это не назовешь приятным состоянием. Но по-настоящему Оля может пострадать, только если сама всерьез воспримет слова Коли и Марины. Если она поверит и согласится, что она тупая и что одета не так, как «надо», и главное – что Коля и Марина вправе решать, какой ей следует иметь интеллект и как следует одеваться. Их слова не могут причинить ей ущерба. Но если ИХ слова станут ЕЕ словами и мыслями, тогда дело плохо. Чужие слова не могут нас изменить. Наши собственные – вполне. Многие жертвы травли стараются похудеть и купить новую одежду. Они делают вид, что им тоже смешно, когда швыряют их вещи. Они не рассказывают взрослым про издевательства, чтобы не стать «предателем». Они пытаются оказать какую-нибудь услугу обидчиками, чтобы те сменили гнев нам милость. И это никогда не работает. Даже если завтра Оля придет в школу очень круто одетая и покажет дипломы пяти выигранных олимпиад, это ничего не изменит. Потому что, как мы помним, травля возникает не потому, что жертва такая или другая. Она возникает потому, что группе понравилось кого-то травить. Просто теперь Олю будут обзывать «ботанкой» и говорить, что она «вырядилась». Что же делать? Просто еще раз подумать о том, о чем мы говорили выше. Чужие слова не имеют значения. Они не могут нас изменить. Если кто-то хочет нас обижать, то дело не в том, какие мы, а в том, какой он. Еще раз вдумайтесь: кто-то хочет тебя обидеть. О ком эта информация? О нем или о тебе? У кого-то есть потребность издеваться над другими, самоутверждаться за чужой счет. Ты здесь причем? Это информация о нем. Наверное, какие-то у него проблемы. Помнишь детскую присказку: «У кого что болит, тот о том и говорит»? Только в жизни человек, которому плохо на душе, обычно боится сказать «мне плохо, я в себе не уверен, я боюсь, что меня не будут уважать». Если бы он решился, очень может быть, что его бы в ответ поддержали. Но он не может решиться, не верит, что ему помогут. И поэтому говорит не про себя, а про другого: «смотрите, какой глупый - слабый-некрасивый-не такой, давайте все дружно его (а не меня) не уважать». Неправильно  Спорить («Я совсем не толстый, просто крупный», «Это новая кофточка, самая модная, ты просто не понимаешь»)  Отвечать тем же («Ты сам дурак!», «Ты сама с помойки»)  Угрожать («Я все расскажу учительнице!», «вы у меня получите!»)  Делать вид, что не слышишь, но при этом краснеть и прятать глаза  Делать вид, что тебе смешно, если это не так убегать и прятаться  Плакать и жаловаться  Бросаться в драку  И вообще пытаться непременно все это остановить. Зачем останавливать то, что не может тебе причинить вреда? Им нравится это делать – это информация о них, а не о тебе. Мало ли, кто вокруг чем занимается и что говорит! Они хотят так проводить свое время – это их дело. А у тебя своих дел полно. Правильно  Пожать плечами («Может, и так»)  Улыбнуться («Я так рад, что вам весело!»)  Перевести внимание на обидчиков («Да, я знаю, что тебе нравится так говорить»)  Задать встречный вопрос («Тебе хочется так думать?»)  Согласиться («Да, у меня полно недостатков, ты верно заметил»)  Дать разрешение («Ты можешь так думать, если хочешь»). Смысл любых правильных реакций – показать, что-то, что происходит – их дело, а не твое. Это они тут что-то думают, чего-то хотят, скачут-прыгают- кричат, какие-то имеют мнения и интересы. Ты этим если и интересуешься, то из вежливости. Поначалу обидчики могут еще больше разойтись. Попробуют кричать погромче и пообиднее. Но если гнуть свою линию, им быстро надоест. Потому что им правда нет никакого дело ни до твоего внешнего вида, ни до твоих качеств. Им хотелось получить удовольствие от твоей обиды и от своей власти над тобой. А нет обиды – нет и власти, и смысла продолжать тоже нет. Но этого может быть недостаточно Иногда травля переходит все границы и дело не ограничивается обидными словами. Если: 1. тебе сделали по-настоящему больно 2. намеренно сломали твою вещь 3. испортили одежду 4. отняли деньги 5. мешают спокойно есть, переодеваться 6. пользоваться туалетом 7. угрожают тебе. Это уже не просто травля. Это настоящее насилие, и оно запрещено законом. Не нужно это терпеть. Немедленно сообщи взрослым: учителю, родителям и попроси о помощи. Ты не станешь от этого «ябедой». Ябедничать – это жаловаться взрослым по пустякам. А если речь идет о насилии, оно должно быть прекращено, и помощь взрослых здесь необходима. Бывает, что обидчики запугивают и говорят: «Если скажешь кому-нибудь – вообще убьём!». Не стоит им верить. Такие люди всегда связываются только с беззащитными. Достаточно будет твоим родителям или учителю один раз с ними серьезно поговорить, и они станут обходить тебя стороной. Если взрослые решат, что одного разговора недостаточно, они обратятся в полицию. Если травля – это болезнь группы, лечить ее надо тоже всем вместе. И на самом деле это совсем не сложно, если захотеть. Достаточно хотя бы нескольким ребятам договориться, что они больше не будут пассивно смотреть, как над кем-то издеваются. Что можно сделать?  Сказать: «Это не круто. Это глупо. Прекратите»  Подойти к тому, кого обижают, и сказать ему: «Не слушай, это они сдуру»  Поговорить с агрессорами и сказать, что вам это не нравится, и если они не прекратят, вы расскажете взрослым  Попросить учителя помочь вам справиться с травлей в классе. Все это очень простые действия, но они работают. Травля держится на идее «все против одного». Если вы ясно покажете, что никаких «всех», кому нравится издеваться в вашем классе нет, травля быстро сойдет на нет. В своем классе каждый имеет право быть в безопасности. Источники 1. https://littleone.com/publication/5771-chto-delat-esli-rebenka-travyat-v-shkole- instrukciya-dlya-uchiteley 2. https://littleone.com/publication/5705-chto-delat-esli-tebya-travyat-v-shkole

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"

Статья - инструкция "Травля в школе. Что делать учителям, детям и родителям?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2019