Статья "Интегрированные уроки в формировании универсальных учебных действий".
Оценка 4.8

Статья "Интегрированные уроки в формировании универсальных учебных действий".

Оценка 4.8
Научные работы
doc
география
Взрослым
25.02.2019
Статья "Интегрированные уроки в формировании универсальных учебных действий".
В статье говорится о проведении интегрированных уроков. На наш взгляд, интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Кроме того, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.
СТАТЬЯ.doc
Интегрированные уроки в формировании универсальных учебных действий.     данную    Модернизация и инновационное развитие ­ единственный путь, который позволит России стать  конкурентным   обществом   в   мире  XXI  века,   обеспечить   достойную  жизнь   нашим людям.   В   решении   этих   задач   важнейшими   качествами   личности   становятся инициативность,   способность   творчески   мыслить   и   находить   нестандартные   решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является  важным элементом в этом процессе. Главные   задачи   современной   школы   ­   раскрытие   способностей   каждого   ученика, воспитание   порядочного   и   патриотичного   человека,   личности,   готовой   к   жизни   в высокотехнологичном,   конкурентном   мире.   Выпускник   школы   –   личность   с   целостным представлением   картины   мира,   с   пониманием   глубины   связей   явлений   и   процессов, представляющих картину. Предметная     же   разобщённость   становится   одной   из   причин   фрагментарности мировоззрения   выпускника   школы,   в   то   время   как   в   современном   мире   преобладают тенденции   к   экономической,   политической,   культурной,   информационной   интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. На наш взгляд, интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Кроме того, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному   познанию   окружающей   действительности,   к   осмыслению   и   нахождению причинно­следственных   связей,   к   развитию   логики,   мышления,   коммуникативных способностей. Форма   проведения   интегрированных   уроков   нестандартна,   интересна.   Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки   раскрывают   значительные   педагогические   возможности.   Такие   уроки   снимают утомляемость, перенапряжение  учащихся  за счет переключения  на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Обычно   в   школе   преподавание   естественных   дисциплин   ведется   таким   образом,   что изучаемые курсы не согласованы друг с другом, по­разному трактуют одни и те же явления природы, не формируют единого подхода к изучению естественных наук. Однако эти науки неразрывны, так как изучают практически одни и те же явления природы, а интеграция предметов создает условия для формирования целостного представления об окружающем мире. Интеграция   –   это   глубокое   взаимопроникновение,   слияние,   насколько   это   возможно,   в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. В большей степени, чем обычно, помогает формированию и развитию универсальных учебных действий Не менее важным является и то, что интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию его   способностей [Браже, 2004:150]. Работая в средней  школе более 30 лет,   мы отмечаем, неумение учащихся  переносить знания и умения с одного предмета на другой, т.к. традиционная система обучения имеет дело   с   множеством   учебных   дисциплин,   которые   содержательно   и   методически   плохо согласуются между собой. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление метапредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации, подкрепление учебной мотивации.         Нами разработаны интегрированные уроки по естественнонаучным дисциплинам: № Тема урока 1 2 3 4 Окружающая среда и регуляция процессов жизнедеятельности организмов Что мы знаем о природных сообществах? Центры   происхождения   культурных растений и их многообразие (Африка, Биогеография   материков   Северная   Америка,   Южная   Америка, Евразия, Австралия) Уроки Красной книги Реки нашей области Климат и здоровье человека Тайны воды Соли в природе и жизни человека 5 6 7 8 9 10 История   развития   Земли   и   история развития жизни на Земле Класс Метапредметные связи 6 класс География и биология 6 класс 6   –   9 классы 7 класс География и биология География и биология География и биология 7 класс 8 класс 8 класс 9 класс 9 класс 10 класс География и биология География и биология География и биология География и биология География, химия, биология География, химия, биология 11 История формирования   сообществ живых организмов 12 Абиотические   и   биотические   факторы среды 11 класс География и биология 11 класс География и биология Результаты   тематического   контроля   по   данным   темам,   показали   эффективность интегрированных уроков в сравнении с уроками, проведенными в традиционной форме. Качество знаний по темам выросло с 51% до 80%. Представленные уроки являются примером внедрения новых технологий, инновационных форм   в образовательный процесс с учётом возрастных и психологических особенностей школьников. Предложенные виды работы на уроке позволяют формировать УУД, развивать у   учащихся   интеллект,   кругозор,   использовать   мультимедийные   и   Интернет   ресурсы, навыки   исследовательской   работы,   приемы   самоконтроля,   взаимо­   и   самооценки.   Сама   специфика   географии   и   биологии   на   их   современном   уровне   побуждает   к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, т. е. логика данных наук ведёт к их объединению, интеграции. Комплексный подход в преподавании этих предметов усиливает   так   же   практическую   направленность,   как   географии,   так   и   биологии, способствует устойчивому интересу учащихся к изучаемым предметам.  Развитие   метапредметных   связей   нашло   своё   применение   и   при   организации исследовательской деятельности учащихся. В течение 5­ти лет мы проводим работу по комплексному исследованию экологического состояния рек   Мокрая Мечётка, Орловка Тракторозаводского Волгограда. Практика показывает, что нередко одно и то же понятие или учебное действие в рамках каждого конкретного предмета определяется по­разному — такая многозначность научных терминов   затрудняет   не   только   восприятие   учебного   материала,   но   развитие   УУД. Несогласованность предлагаемых программ приводит к тому, что одна и та же тема по разным   предметам   изучается   в   разное   время.   Эти   противоречия   легко   снимаются   в интегрированном   обучении,   которое   решает   также   ещё   одну   проблему   —   экономии района г. времени. учебного    Интегрированные уроки дают возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность   научного   знания   по   дисциплинам,   планировать   предметные   цели   и результаты   обучения   на   уровне   учебных   действий,   которыми   овладевают   обучаемые   в процессе   освоения   содержания   по   данной   теме,    создавать   благоприятные   условия   в формировании   универсальных   учебных   действий:   познавательных,   регулятивных, личностных и коммуникативных. Вместе   с   тем,     при   планировании   интегрированных   уроков   мы   столкнулись   с   рядом трудностей:      не все темы можно интегрировать по данным предметам в рамках одного урока, чаще это могут быть лишь элементы на определенных этапах; необходимо   уделять   достаточно   много   времени   для   формирования   и   развития предметных учебных действий; обучающиеся должны иметь навыки самостоятельной работы; большая подготовительная работа педагогов.  Однако,   не   смотря   на   все   сложности,   мы   видим   необходимость   внедрения интегрированного подхода в формировании УУД. По   сравнению   с   традиционными   формами   обучения   данный   подход   гарантирует   рост качества   знаний,   повышение   уровня   сформированности   ключевых   компетентностей. Меняется мышление ученика, выстраивается картина целостного восприятия мира.  Таким образом, наш небольшой опыт при организации интегрированных уроков позволяет нам сделать следующие выводы:  Развивают научный стиль мышления ученика  Позволяют планировать предметные цели и результаты обучения на уровне учебных действий  Создают благоприятные условия формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных)  Формируют комплексный подход к учебным предметам, единый,  с точки зрения естественных  наук,  взгляд   на  ту  или   иную  проблему,  отражающую  объективные связи в окружающем мире  Расширяют кругозор учащихся, способствует развитию  творческих возможностей учащихся, помогают глубокому осознанию и усвоению программного материала на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях  Приобщают школьников к научно­исследовательской деятельности.                                                                                             И.В.   Чернова,   учитель   географии МОУ СШ № 26 г. Волгограда

Статья "Интегрированные уроки в формировании универсальных учебных действий".

Статья "Интегрированные уроки в формировании универсальных учебных действий".

Статья "Интегрированные уроки в формировании универсальных учебных действий".

Статья "Интегрированные уроки в формировании универсальных учебных действий".

Статья "Интегрированные уроки в формировании универсальных учебных действий".

Статья "Интегрированные уроки в формировании универсальных учебных действий".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019