Развитие навыков разговорной речи на уроках
географии
Подготовила:
Морозова М.П.
учитель географии
МБОУ «ООШ № 7»
Г. Чусовой
Слайд 1, Слайд 2
Не секрет, что современные школьники не очень любят
читать. Следствием этого стало то, что у детей плохо развита
устная (разговорная) речь.
Многим детям сложно выразить свои мысли не только на
уроке, но и при обычном разговоре; детям легче говорить,
пользуясь молодёжным сленгом.
Существует устойчивое мнение, что развитие речи учащихся -
это не только обязанность, но и прерогатива учителя-словесников,
а у предметника задачи иные, и специального времени для такого
обучения нет.
В то же время любой учебный предмет предполагает усвоение
новых терминов, понятий и т.д., а следовательно, расширение
словесного запаса обучающихся, и включение новых слов в речь в
соответствии с нормами грамматики и стилистики.
Речь является формой существования мысли, следовательно,
в основе организации речевой деятельности учащихся лежит
мыслительная деятельность, и вопрос в том, как организовать её
на устных предметах (например, географии).
С целью развития навыков устной (разговорной) речи я на
уроках географии стараюсь давать задания, которые требуют от
учащихся развёрнутого ответа, позволяющего проверить,
насколько обучающийся усвоил тему, термины, понятия и т.д., а
также требующего от него умения логически мыслить,
сопоставлять факты и на основе анализа самостоятельно делать
выводы.
Так, например, в 6 классе при изучении раздела «Литосфера»
даю задания на составление рассказа из шести предложений по
опорным словам: вулкан, землетрясение, остров, лава, широта,
горные породы. Где каждое слово необходимо употребить в
отдельном предложении, не нарушая последовательности. Слайд
3Ответ: На Земле много вулканов. Извержение вулкана – это
опасное природное явления. При извержении вулканов часто
происходит землетрясения. Многие вулканы находятся на
островах. Вулканы извергают лаву. Местоположение вулканов
можно найти по градусной сети – по широте и долготе. При
извержении вулканов образуются горные породы.
В 7 классе тоже много возможностей для развития навыков
разговорной речи обучающихся (слайд 4)
Два примера: в одном случае, наиболее простой - это можно
задать вопрос и получить ответ, где целиком повторяется вопрос
или воспроизводит его часть.
1. Задача 1. РАССКАЖИ О ШИРОТНОМ ПОЛОЖЕНИИ АФРИКИ
(ученику необходимо и достаточно воспроизвести известные ему
сведения)
Во втором случае, он более сложный – учащемуся необходимо
самостоятельно сформулировать новые высказывания,
основанные на выстроенной им самим цепочки взаимосвязи.
Почему? Слайд 5
Ответы:
Длина тени зависит от высоты Солнца, чем выше Солнце, тем
2. Задача 2. АФРИКУ НАЗЫВАЮТ КОНТИНЕНТОМ КОРОТКИХ ТЕНЕЙ.
Большая часть Африки находится в тропических и
экваториальных широтах, где солнце бывает в зените;
Самая короткая тень наблюдается во время положения Солнца
короче тень;
в зените;
В экваториальных и тропических широтах Солнце поднимается
выше, чем в умеренных, поэтому там и тень короче.
При одинаковом содержании задач различаются развернутость
формулировок. (Краткий ответ или раскрывается
последовательность умозаключений)
В восьмом классе навыки разговорной речи, например,
развиваются при изучении природных зон. При ответе добиваюсь
от обучающихся не просто перечисления признаков природной
зоны, но и её описания – характерные растения, животные, их
взаимосвязь и зависимость от климатических условий, и,
следовательно, зависимость природных зон от географического
положения. Здесь требуется не просто перечислить взаимосвязи,
но и объяснить их, а для этого учащимся нужно строить сложные
предложения, уметь выражать свои мысли.Следовательно, необходимо не только раскрывать учащимся
значение и смысл новых слов, но и создавать условия для речевой
практики. А для этого необходима скоординированная работа всех
учителей-предметников, так как невозможно вести данную работу
только на одном предмете.