Как научить школьника выражать географические идеи? (развитие речи на уроках географии)

  • Семинары
  • doc
  • 04.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие навыков разговорной речи на уроках географии.doc
Развитие навыков разговорной речи на уроках географии Подготовила: Морозова М.П. учитель географии МБОУ «ООШ № 7» Г. Чусовой Слайд 1, Слайд 2 Не секрет, что современные школьники не очень любят читать. Следствием этого стало то, что у детей плохо развита устная (разговорная) речь. Многим детям сложно выразить свои мысли не только на уроке, но и при обычном разговоре; детям легче говорить, пользуясь молодёжным сленгом. Существует устойчивое мнение, что развитие речи учащихся - это не только обязанность, но и прерогатива учителя-словесников, а у предметника задачи иные, и специального времени для такого обучения нет. В то же время любой учебный предмет предполагает усвоение новых терминов, понятий и т.д., а следовательно, расширение словесного запаса обучающихся, и включение новых слов в речь в соответствии с нормами грамматики и стилистики. Речь является формой существования мысли, следовательно, в основе организации речевой деятельности учащихся лежит мыслительная деятельность, и вопрос в том, как организовать её на устных предметах (например, географии). С целью развития навыков устной (разговорной) речи я на уроках географии стараюсь давать задания, которые требуют от учащихся развёрнутого ответа, позволяющего проверить, насколько обучающийся усвоил тему, термины, понятия и т.д., а также требующего от него умения логически мыслить, сопоставлять факты и на основе анализа самостоятельно делать выводы. Так, например, в 6 классе при изучении раздела «Литосфера» даю задания на составление рассказа из шести предложений по опорным словам: вулкан, землетрясение, остров, лава, широта, горные породы. Где каждое слово необходимо употребить в отдельном предложении, не нарушая последовательности. Слайд 3Ответ: На Земле много вулканов. Извержение вулкана – это опасное природное явления. При извержении вулканов часто происходит землетрясения. Многие вулканы находятся на островах. Вулканы извергают лаву. Местоположение вулканов можно найти по градусной сети – по широте и долготе. При извержении вулканов образуются горные породы. В 7 классе тоже много возможностей для развития навыков разговорной речи обучающихся (слайд 4) Два примера: в одном случае, наиболее простой - это можно задать вопрос и получить ответ, где целиком повторяется вопрос или воспроизводит его часть. 1. Задача 1. РАССКАЖИ О ШИРОТНОМ ПОЛОЖЕНИИ АФРИКИ (ученику необходимо и достаточно воспроизвести известные ему сведения) Во втором случае, он более сложный – учащемуся необходимо самостоятельно сформулировать новые высказывания, основанные на выстроенной им самим цепочки взаимосвязи. Почему? Слайд 5 Ответы:  Длина тени зависит от высоты Солнца, чем выше Солнце, тем 2. Задача 2. АФРИКУ НАЗЫВАЮТ КОНТИНЕНТОМ КОРОТКИХ ТЕНЕЙ.  Большая часть Африки находится в тропических и экваториальных широтах, где солнце бывает в зените;  Самая короткая тень наблюдается во время положения Солнца короче тень; в зените;  В экваториальных и тропических широтах Солнце поднимается выше, чем в умеренных, поэтому там и тень короче. При одинаковом содержании задач различаются развернутость формулировок. (Краткий ответ или раскрывается последовательность умозаключений) В восьмом классе навыки разговорной речи, например, развиваются при изучении природных зон. При ответе добиваюсь от обучающихся не просто перечисления признаков природной зоны, но и её описания – характерные растения, животные, их взаимосвязь и зависимость от климатических условий, и, следовательно, зависимость природных зон от географического положения. Здесь требуется не просто перечислить взаимосвязи, но и объяснить их, а для этого учащимся нужно строить сложные предложения, уметь выражать свои мысли.Следовательно, необходимо не только раскрывать учащимся значение и смысл новых слов, но и создавать условия для речевой практики. А для этого необходима скоординированная работа всех учителей-предметников, так как невозможно вести данную работу только на одном предмете.

Посмотрите также