Статья "Интерактивный педсовет: в чём его преимущество перед традиционным?"
Оценка 4.6

Статья "Интерактивный педсовет: в чём его преимущество перед традиционным?"

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
13.04.2018
Статья "Интерактивный педсовет: в чём его преимущество перед традиционным?"
В каждом образовательном учреждении есть свои традиции и требования к организации и проведению педсоветов. Как показывает многолетний опыт руководителей колледжа управления г. Астаны, традиционный педсовет зачастую неэффективен, попросту не интересен ни преподавателю, ни директору. Но есть альтернатива – интерактивный педсовет. Опыт показывает, что в педсовете, на котором используются интерактивные техники и формы, принимает активное участие весь коллектив преподавателей, администрация колледжа, методический совет, методические объединения(ПЦК). Педсовет становится центром коллективной профессиональной мысли и одновременно школой педагогического мастерства.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖ1.doc
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ  СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА: ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ Ермакова В.И., преподаватель русского языка и литературы колледжа управления г.  Астана, пр.Республики, 20, кВ. 118, тел. 8­71­72­217­267                Изменения в современном образовании, как следствие изменений в обществе, привели  к его обновлению, освоению новых форм организации образовательного процесса.  Качественно меняется и роль преподавателя, как участника иной педагогической  реальности: не транслятор знаний, а организатор, руководитель, соучастник учебно­ познавательной деятельности. Меняется и роль студента  на занятии.      К сожалению, немало преподавателей по­прежнему основными критериями своего  труда считают знание своего предмета, умение его излагать и во время контролировать  знания обучающихся.       Меньше преподавателей считают, что в первую очередь преподаватель должен уметь  поддержать интерес студентов к своему предмету, организовывать их систематический,  самостоятельный труд, знание и овладение способами группового и индивидуального  обучения, использование новых педагогических технологий.      Главной задачей современной образования является создание условий для  формирования личности студента, который способен к дальнейшему  самосовершенствованию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству, творчеству. Эти способности личности называются ключевыми в современном обществе.      Но они находятся в глубоком противоречии с владением многими преподавателями  методами и средствами информационно­объяснительного обучения. Как известно, почти  80% слов на занятии говорит преподаватель, он активен на занятии, как часто его  активность сопровождается массовой пассивностью обучающихся на том же занятии.      Эта проблема, как показывает опыт, успешнее всего решается посредством  интерактивного обучения студентов.       Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной  деятельности, когда практически все преподаватели и студенты оказываются  вовлечёнными в процесс действия и взаимодействия,  имеют возможность понимать и  рефлектировать по поводу того, что  знают и думают.        Многие инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов.         Администрация ОУ, планируя  и организуя  работу по интерактивному обучению  студентов, должна помнить, что студенты, как и взрослые люди вообще, лучше обучаются,  когда организуются условия: ­ содержание обучения непосредственно связано с их проблемами или предыдущим  опытом, процесс обучения строится на накопленном жизненном опыте; ­создана атмосфера доброжелательности, есть возможность межличностного  взаимодействия, поддержки, безопасности; ­ обучение фокусируется на решении проблем, решения должны исходить или  соответствовать опыту обучаемого, его ожиданиям и потенциальным ресурсам, а не  предписываться руководством; ­ взрослые не хотят участвовать в обучающих мероприятиях, если их содержание не сулит  немедленного практического применения.         Именно в интерактивном обучении, в ходе дискуссий, тренинга, деловых и ролевых игр создаются реальные условия для того, чтобы обучающиеся могли максимально предъявить  свой опыт, свою позицию, аргументировать решения.  Именно  в интерактивном обучении  создаётся атмосфера взаимного уважения, это всё позволяет студенту максимально использовать свои ресурсы, одновременно вовлекая интеллект других участников в свой  опыт.       Эффективность интерактивных методов обучения студентов определяется целым  рядом механизмов: ­ групповая поддержка; ­ усиление интеллектуальной активности; ­ изменение привычного социального статуса и внутренней позиции; ­ ценностно­смысловое единство группы и др.       Опыт убеждает, что интерактивные методы создают реальные условия для  проявления  и развития таких функций личности студента, как избирательная, критическая,  рефлексивная, смыслотворческая, позволяют преодолеть барьеры (боязнь казаться «белой  вороной» среди других, показаться смешным в своих поступках и действиях)  коммуникативной деятельности.       Одним из ведущих современных принципов организации образовательного процесса,   его роста через,  естественно, систему  работы  преподавателя на занятиях является  «принцип деятельностного освоения содержания»: исследование конкретной проблемы,  конструирование, проектирование деятельности. Освоение преподавателем и студентом    этого принципа, по сути активными и интерактивными формами обучения, невозможно без  непосредственного включения их  в те или иные формы интерактива.         «Проживая» в этих формах деятельности, не только слыша о них, преподаватель и  студент  действительно приобретаю т необходимый опыт организации совместной  учебно­ познавательной деятельности.          Интерактивное обучение имеет эффект коллективного взаимодействия, сотворчества, что очень важно для решения современных организационных и управленческих проблем,  повышения качества образования, обучаясь в режиме интерактива, преподаватели и  студенты  приобретают умения, которые называют «умениями 21 века». Ведь известно, что  результативность труда зависит не только от условий труда, но и от группового  психологического воздействия на нерадивых работников, обусловленного желанием  группы ответить высокими результатами труда на человеческое отношение.           Таким образом, отличительными признаками интерактивного обучения являются: ­ активность; ­ инициатива (направленность действий); ­ взаимодействие  с опытом; ­ обратная связь; ­ решение проблем; ­ приобретение навыков командообразования.          К основным  принципам интерактивного обучения относятся: ­ подбор рабочих терминов, профессиональной лексики; ­ анализ конкретных практических примеров деятельности студентов; ­ поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой; ­ активное использование раздаточных, технических средств; ­ постоянное поддержание ведущим преподавателем  активного внутригруппового  взаимодействия, снятие им напряжённости во взаимоотношениях между участниками; ­ оперативное вмешательство ведущего   в ход  дискуссии в случае возникновения  непредвиденных трудностей; ­ организация пространства, которое должно  способствовать раскрепощению обучаемых; ­ проигрывание игровых ролей («оппонента», «пессимиста», «оптимиста» и др.); ­ взаимодействие происходит в режиме соблюдения сформулированных группой правил  работы; ­ обучение принятию решений в условиях жёсткого регламента. Время, проведённое на интерактивном  занятии, неповторимо и незабываемо, летит оно  незаметно; радость, удовлетворение, вдохновение – вот те чувства, которые уносят с собой студенты после таких занятий.        В каждом колледже  есть свои традиции, свои требования к организации и проведению  занятий. Квалифицированный специалист сам определяет, какие  и как применять  инструменты, чтобы наиболее успешно справиться  с поставленной задачей.  Но, как  показывает наш опыт работы, традиционные занятия – малоэффективны, попросту  неинтересны студентам.        Мы  выбрали нестандартные, интерактивные занятия и ни разу не пожалели об этом.    Формы и методы интерактивного обучения студентов на занятиях  русским языком Семинар  Имитацион ная игра Тренинг  Формы и  методы  интерактивно го обучения  студентов «Мозговой  штурм»,  ассоциации Деловая игра Ролевая игра Мини­лекция Ситуативный   анализ Действия преподавателя и студента на интерактивном занятии Что делает студент Что делает преподаватель Разрешает новые  проблемы. Доказывает. Использует  знания в новых ситуациях.  Показывает.  Фасилитирует, оказывает  содействие, помогает,  поддерживает, наблюдает,  Глаголы, которые помогут  вам придумать  упражнение Примени­ попробуй­  используй­употреби­ реши­ докажи­ продемонстрируй­ покажи­ сделай отчет Создает, придумывает,  конструирует Обсуждает, раскрывает,  перечисляет, анализирует,  разбивает на части,  разбирает критически критически разбирает  работу, обсуждает Исследует, руководит,  служит проводником,  стимулирует, наблюдает,  он – дополнительный  ресурс для студента Обсуждает, обобщает,  связывает воедино,  сопоставляет, суммирует Даёт обратную связь  (рефлексию), расширяет,  продолжает, оценивает,  обсуждает Судит, оценивает,  обсуждает, подвергает  сомнению, формирует,  высказывает своё мнение Принимает, допускает,  соглашается, признаёт,  согласовывает Проанализируйте­  разбейте на части­  рассмотрите критически­  разышите­ определите­  отличите­ сравните­  сделайте исследование­  отделите­  классифицируйте Создайте –придумайте –  изобретите­ составьте­  предскажите –  сконструируйте­  оформите­ измените­  вообразите­ улучшите­  предложите Составьте мнение­ придите к выводу­ отберите­  выберите­ оцените­  обоснуйте­ объясните­  аргументируйте­  рекомендуйте­определите Плюсы и минусы пассивных и   интерактивных  методов  обучения студентов      Всё вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только  интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания.  Слабые и сильные стороны применения пассивных и интерактивных методов можно  представить в виде таблицы. Критерии сравнения 1. Объём  информации Интерактивные методы Небольшой объём информации  требует значительного времени Студенты осваивают все   уровни познания: знание,  понимание, применение, анализ,  синтез, оценка Высокий  Преподаватель имеет меньший  контроль над объёмом и  глубиной  изучения, временем и  ходом обучения. Результаты  работы  менее предсказуемы Педагог сильнее раскрывается  перед обучающимися, он –  лидер, организатор обучения Пассивные методы За короткий промежуток  времени можно охватить  большой  объём информации Ориентированы на уровень  знания и понимания Невысокий  Преподаватель хорошо  контролирует объём и глубину  преподавания, время и ход  обучения. Результаты работы  предсказуемы Личные качества педагога часто  остаются в тени, он выступает,  как источник знания 2. Глубина изучения 3. Процент усвоения 4. Контроль над  процессом обучения 5. Роль личности  преподавателя 6. Роль обучающихся  Пассивная; они не принимают  важных решений по поводу  процесса обучения и в его  процессе Часто внешний ( оценки,  педагог, родители, общество) Активная; они  принимают  важные решений по поводу  процесса обучения и в его  процессе Внутренний (интерес самого  студента) 7. Источник  мотивации обучения           Эта таблица поможет преподавателю выбрать методы обучения  в зависимости от  целей и условий работы. Как правило, казахстанская модель обучения требует от  преподавателя охвата большого объёма информации и ориентирована на уровни «знания» и «понимания». Это толкает педагога на использование в основном пассивных методик  обучения. В средние века это было оправдано, информацию передать было вполне  возможно. В современном мире ситуация кардинально изменилась. Студенты  должны  думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции и уже на основе их уметь  искать нужную информацию, трактовать её и применять в конкретных условиях. Решению  этой задачи и способствуют интерактивные методы обучения.           Использование интерактивного обучения студентов позволяет создать условия для  качественного их обучения, ускорить процесс освобождения от стереотипов поведения,  выработать умение отстаивать свою точку зрения, ориентироваться на успешность и  сотрудничество, он лично становится готовым к коммуникации, к жизни. 1. Вачков И.В. Психологический тренинг как средство развития профессионального  Список литературы: самосознания педагогов/ Школа здоровья .­ 1995.­ №3. 2. Вачков И.В. Основные виды тренинговых групп в западной психологии. – Деп.в  ИТОП РАО, №20­96. – М., 1996. 3. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально­ психологического тренинга: методические указания. ЛГТУ, 1990. 4. Игры­обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В.В.Петрусинского/ В 4­х книгах. –  М.:Новая школа, 1994. – 368 с. 5. Как построить своё «Я» / Под ред. В.П.Зинченко. – М.: Педагогика, 1991. – 136 с. 6. Материалы всероссийского портала общественно­активных школ, сайта Фестиваль  «Открытый урок».

Статья "Интерактивный педсовет: в чём его преимущество перед традиционным?"

Статья "Интерактивный педсовет: в чём его преимущество перед традиционным?"

Статья "Интерактивный педсовет: в чём его преимущество перед традиционным?"

Статья "Интерактивный педсовет: в чём его преимущество перед традиционным?"

Статья "Интерактивный педсовет: в чём его преимущество перед традиционным?"

Статья "Интерактивный педсовет: в чём его преимущество перед традиционным?"

Статья "Интерактивный педсовет: в чём его преимущество перед традиционным?"

Статья "Интерактивный педсовет: в чём его преимущество перед традиционным?"

Статья "Интерактивный педсовет: в чём его преимущество перед традиционным?"

Статья "Интерактивный педсовет: в чём его преимущество перед традиционным?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2018