СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
Оценка 4.7
Документация
doc
английский язык
Взрослым
14.02.2018
В статье описывается использование современных образовательных технологий на уроках английского языка. Представлен опыт применения данных методов на уроках английского языка в школе. Они помогают учащимся улучшить знания по предмету, формируют мотивационную сферу учащегося, оптимизируют образовательный процесс и повышают качество образования.
Кулагина статья.doc
Т.М. Кулагина,
учитель английского языка
МБОУ «Купинская СОШ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье описывается использование современных образовательных
технологий на уроках английского языка. Интерактивные методы обучения, обучение в
сотрудничестве становятся все более популярными в обучении школьников иностранному
языку. Они помогают учащимся улучшить знания по предмету и оптимизировать
образовательный процесс. В статье представлен опыт применения данных методов на уроках
английского языка в школе.
Ключевые слова: современные образовательные технологии; интерактивные методы;
обучение в сотрудничестве; «Учимся вместе»; творческие задания; образовательный процесс;
мотивация; качество знаний, коммуникация, Кейсметод; работа в группах.
T.M. Kulagina, ELT, Kupinskaya school
THE USE OF INTERACTIVE METHODS OF TEACHING ENGLISH LANGUAGE
Abstract. The article describes the application of modern education technologies at English
lessons. The interactive methods and cooperative learning methods are becoming popular in
teaching students a foreign language. They help students to improve their knowledge of the subject
and optimize the educational process. This paper presents an experience of using the above
technologies in the English class at school.
Keywords: modern education technologies; interactive methods; cooperative learning;
Learning Together; creative tasks; the educational process; motivation; the quality of knowledge;
communication; Casemethod; work in groups.
В законе об образовании выделены приоритетные направления:
формирование общей культуры учащихся; подготовка личности к
самостоятельной жизни; развитие чувства ответственности, моральной и
социальной полезности. Все это относится к одному из главных принципов
образования – научить детей жить правильно. Наблюдения за школьниками и
оценка качества их знаний показывают невысокий уровень овладения умениями
и навыками в решении практических задач, основанных на реальных явлениях
жизни. Хорошие теоретические знания не всегда позволяют справиться с
решением какойто проблемы, особенно если она требует определенного
социального опыта, умения анализировать и оценивать ситуации и явления,
моделировать, использовать дополнительную информацию. Не случайно в
последние время все чаще поднимается вопрос о внедрении новых
образовательных технологий. Это не только новые технические средства, но и
новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и
развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому
1 овладению иностранным языком. Суть коммуникативного подхода сводится к
интерактивной природе общения, которое предусматривает обмен мнениями,
чувствами и идеями между собеседниками. Таким образом, попытка изучать
язык без определенной формы социального взаимодействия противоречит сама
себе. Интерактивные приёмы способствуют организации комфортных условий
обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой.
Использование этих приёмов предполагает моделирование жизненных ситуаций,
ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и
ситуаций.
МБОУ «Купинская СОШ» – сельская школа с разнообразным по составу
контингентом учащихся, многие из которых с низким уровнем познавательного
интереса. Большинство детей не видят для себя личностной перспективы и
многие не заинтересованы в изучении английского языка, считая, что он не
пригодится им в будущем и не нужен для их будущей профессии. У части
учеников мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует,
так как при изучении английского языка они сталкиваются со значительными
трудностями и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия
и мышления. Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации
учебнопознавательного процесса,
направленного на формирование
мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов
познавательной деятельности. На современном этапе развития теории и
практики преподавания вопрос создания мотивов учебной деятельности
школьников по праву считается одним из центральных. Качество обучения во
многом зависит от того, насколько оно мотивировано в глазах учащихся.
Проблема мотивации особенно важна при отсутствии естественной
потребности в коммуникации. Одним из резервов повышения мотивации учебной
деятельности школьников может быть использование интерактивного метода
обучения.
Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» –
взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.д.). Технология
интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на
использовании различных методических стратегий и приемов моделирования
ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе
(в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных
задач. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто
выполнять чтото вместе!
2 Рис.1 Схема интерактивного взаимодействия субъектов образовательного
процесса
Убедиться в преимуществе и результативности стратегии интерактивного
обучения возможно только при непосредственной ее реализации в
педагогической деятельности. Существующее в настоящее время множество
форм и методов интерактивного обучения позволяет осуществлять данный
процесс достаточно успешно.
Мне бы хотелось рассказать о некоторых методах интерактивного обучения,
которые применяются на уроках английского языка в нашей школе.
1.
Метод "мозгового штурма" заключается в сборе максимального
количества идей для решения определенной задачи за ограниченный
промежуток времени. С моей точки зрения этот прием побуждает учащихся к
размышлению, они называют все, что знают и думают по озвученной теме,
проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет.
Одной из тем, изучаемой в 9 классе на уроках английского языка, является тема
«Здоровый образ жизни». Я задаю учащимся такой вопрос «Что для вас значит
понятие «здоровый образ жизни?»
Примерные варианты ответов:
физическое развитие
2. Перекрестная дискуссия применяется тогда, когда возникает проблемный
вопрос, не имеющий однозначного ответа. В процессе дискуссии сталкиваются
противоположные точки зрения, которые выдвигает и аргументирует каждый
участник дискуссии, т.е. все учащиеся должны рассмотреть проблему с обеих
сторон, а не только с позиции сторонника или противника какоголибо мнения.
Например, при изучении темы «Покупки» в 8 классе возникает вопрос «Нужна
ли школьная форма?». Я предлагаю учащимся заполнить следующую таблицу:
отсутствие заболеваний
построение взаимоотношений с другими людьми
правильное питание
отказ от вредных привычек и т.д.
качество и образ жизни
Табл.1Перекрестная дискуссия
3 Да, нужна…
Аргументы «за»
1.
2…
Нужна ли школьная
форма?
Вывод:
Нужна, потому что…
Не нужна, потому
что…
Нет, не нужна…
Аргументы «против»
1.
2…
На первом этапе каждый ученик работает самостоятельно, составляя список
аргументов «за» и «против», затем они объединяются в группы и делятся
записями, на следующем этапе участники озвучивают записи для всего класса и
фиксируют понравившиеся аргументы в своих таблицах, на последнем этапе
дискуссии каждый участник самостоятельно делает вывод в средней колонке
таблицы, анализируя имеющиеся аргументы «за» и «против».
3. Кейсметод (обучение на примере конкретных случаев в группах из пяти
шести человек).
Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся
предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат
основой дальнейшей исследовательской деятельности. На первом этапе
учащиеся знакомятся с кейсом и выясняют причины возникновения проблемной
ситуации, затем анализируют имеющуюся информацию, и при необходимости
самостоятельно добывают дополнительную. На следующем этапе работы
учащиеся высказывают свое мнение о решении проблемы, а затем выбирают
лучший из предложенных вариантов в пределах группы. На заключительном
этапе группы выдвигают и защищают свои решения.
4. Работа в группах сменного состава. Знакомство с Present Continuous Tense
и его первичное закрепление. Учащиеся разделены на группы (1,2,3). Я говорю,
что мы познакомимся с новым грамматическим материалом. Учащимся самим
следует определить это время и вывести схему его образования. Затем учащиеся
из домашних групп перемещаются в группы сменного состава (раздаются
жетоны 3х цветов или они выбирают сами).
Примерные предложения для работы в группах сменного состава:
I am working very hard at the moment.
Is she speaking English or Russian at the moment?
Kate is writing her English test now.
I am not playing football.
David is going to the dentist now.
I am reading the book at the moment.
Are you going to school?
He is not helping his mum now.
Этап №1.
Учащиеся получают предложения, написанные в Present Continuous Tense,
которое им не знакомо.
4 Этап №2.
Группа №1 работает с предложениями, читает их, переводит и определяет
случаи употребления нового времени. В данном случае Present Continuous Tense.
Группа№2 работает с предложениями и выявляет слова «указатели» данного
времени.
Группа №3 выводит схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного
предложений.
Этап №3.
Учащиеся возвращаются в свои домашние группы (1,2,3). Каждый учащийся
рассказывает о том, что он узнал. Все члены группы составляют таблицу:
Табл.2The Present Continuous Tense
The Present Continuous Tense
now, at the
moment сейчас
Случаи употребления Слова «указатели»
Present
The
Tense
Continuous
используется
для
выражения действия,
которое происходит в
момент речи ( сейчас
– now, at the moment)
Схемы
+
Am
Is + I форма глагола
+ing
Are
Am
Is not + I форма глагола
+ing
Are
?
Am I
Are you, we, they
Is he, she, it + I форма
глагола +ing
Этап №4. Представители домашних групп выходят к доске и презентуют свои
таблицы.
Этап №5. Учащимся предлагается выполнить тест индивидуально или группой.
5. Работа с текстами в группах сменного состава. Количество групп зависит
от количества текстов. Например, в 5 классе при изучении темы «Профессии»
учащиеся делятся на 2 домашние группы, затем с помощью жеребьевки они
перемещаются в группы сменного состава.
Этап №1. Каждой группе учащихся дается список слов и выражений на
английском языке по теме «Профессии».
5 To protect, love animals, a dangerous job, bulletproof vests, an ideal job, clients,
treat many kinds of animals, different diseases, to have a bodyguard, dogs and cats,
Secret Service agents, zoo animals, rock stars, gets hurt.
Группа №1 выписывает слова по профессии «Телохранители», группа №2 по
профессии «Ветеринары». Записи можно оформить в виде кластера:
Bodyguards
Vets
Рис.2 Схема кластера
Этап №2.
Учащиеся в группах выполняют упражнение на подстановку слов в
предложениях и расстановку предложений в правильном порядке для связного
монологического высказывания.
Группа№1. Bodyguards
1. Some people need to have a
bodyguard. 2. The President of the USA never goes
anywhere without Secret Service agents. 3. Important business people or rock stars
may also have bodyguards. 4. A bodyguard is a dangerous job. 5. Good bodyguards
risk their own lives to protect their clients. 6. Some bodyguards wear bulletproof
vests.
Группа №2. Vets
1. We keep dogs
and cats as pets. 2. For people who love animals, working as a
of animals. 4. Some
veterinarian is an ideal job. 3. Veterinarians treat
Vets even treat zoo animals such as tigers and giraffes. 5. Vets have to learn about
different diseases that animals get. 6. Vets also learn how to treat animals so that
neither the vet nor the animal gets hurt.
many
kinds
Этап №3. Учащиеся возвращаются в первоначальные группы и передают
информацию о профессиях, при этом у них есть небольшие конспекты, которые
они могут использовать для монологического высказывания.
6. Прием коллажирования – ассоциация текста в виде рисунка, наглядное
вспомогательное средство обучения, которое предполагает последовательное
наращивание лексического фона какоголибо ключевого понятия. По форме
коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое
понятиеядро, а вокруг него располагаются понятияспутники, составляющие
его фоновое окружение. Заранее готовятся к уроку наглядные материалы:
ватман, картинки или фотографии, а также карточки с лексическими единицами
по пройденной теме, фломастеры, цветные карандаши и т. д. Прием
коллажирования способствует накоплению опыта построения зрительных
6 логических опор, создает предпосылки для развития абстрактного мышления, а
также навыков самостоятельной работы учащихся.
Приведенные выше задания можно выполнять как на этапе отработки и
закрепления введенного лексического и грамматического материала, так и на
этапе повторения. Опыт использования интерактивных и творческих заданий на
уроках английского языка свидетельствует о том, что они не только
способствуют лучшему усвоению материала и придают занятиям динамичности
и яркости, но и существенным образом повышают мотивацию учащихся к
изучению иностранного языка. Апеллируя высказыванием Конфуция «Скажи
мне, и я забуду; покажи мне, и я, может быть, запомню, вовлеки меня, и я
пойму», можно смело утверждать, что интерактивный метод обучения – это
оптимальный способ активного взаимодействия учителя и ученика.
Список литературы:
1. Ковальчукова А. Новое образование. №1 2010.
2. Конышева А.В. Современные метолы обучения. Минск,2007.
3. Нефёдова М.А. Приём коллажирования на уроках английского языка в VIII
классе // ИЯШ 1988,№3,с.4750.
4. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. – 2000.
№1.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. – М.: Академия, 2000.
6. Смелкова О.Н. Кейсметод как интерактивный метод обучения. Английский
язык. Все для учителя! №4 2012.
7. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию
интерактивных методов в обучении. (Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю.
Аветовой, Л.Ю.Косовой). СПб.,2002.
Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность.
ИЯШ. №6 2005.
8.
7
СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.