Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."
Оценка 4.8

Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
04.12.2018
Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с использованием интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе.
статья Легина.docx
Использование интерактивных методов обучения в начальной школе. “Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нём заложено, а не обучать его, “отливая” в определённую форму, придуманную кем­то другим заранее”. А.Маслоу В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть   направлен   на   достижение   такого   уровня   образованности   учащихся, который   был   бы   достаточен   для   самостоятельного   творческого   решения мировоззренческих   проблем   теоретического   или   прикладного   характера. Достижение   этой   цели   связывается   с    использованием  интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе. У   каждого   ребенка   есть   способности   и   таланты.   Дети   от   природы любознательны   и   полны   желания   учиться   и,   как   известно,   именно   период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.                           Термины  "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие). Таким образом, термин  "интерактивное   обучение"  –   обучение,   построенное     на взаимодействии.   Это   и   есть   сущность   интерактивных   методов:   обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.  В   основе   интерактивных   методов   лежит   совместное   обучение   или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица: «Скажи мне, я забываю, Покажи мне, я могу запомнить, Позволь мне сделать это, И это станет моим навсегда» Методы и приемы интерактивного обучения.   при   ­ Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной   теме, котором   анализ   правильности/неправильности производится после проведения штурма.  ­ Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини­теме. ­ Интерактивный урок с применением аудио­ и видеоматериалов, ИКТ. ­­ Круглый   стол   (дискуссия,   дебаты) —   групповой   вид   метода,   которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения. ­   Деловые   игры (в   том   числе   ролевые,   имитационные,   луночные)   — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе.   Во   время   игры   учащиеся   играют   роли   участников   той   или   иной ситуации, примеривая на себя разные профессии. ­ Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити­ шоу.   При   этом   заданную   ситуацию   обыгрывают   2­3   участника.   Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи. ­   Метод   проектов —   самостоятельная   разработка   учащимися   проекта   по теме и его защита. Существует также много других видов заданий, которые могут быть  интерактивными, все зависит от творчества учителя. Предлагаю несколько интерактивных упражнений, которые могут быть  с успехом использованы на уроках. Интерактивная игра  « Детективы». Участники получают карточки, на которых написаны роли. Задача каждого участника ­ задавать вопросы, чтобы выяснить, кто есть кто. Эта игра с успехом используется для актуализации знаний. Интерактивное упражнение  «Восстанови рассказ».   Текст делится на столько   частей,   сколько   мини­групп;   каждая   часть   текста   делится   на предложения.   Задача   групп­   восстановить   свой   отрывок,   а   затем   группы восстанавливают весь текст.  Стоит  сказать,  что   интерактивные  методы   обучения   следует   вводить поэтапно,   сначала   это   работа   в   парах   или   малых   группах,   где   каждый получает   возможность   участвовать   в   работе,   развивать   навыки сотрудничества и общения. Интерактивное   обучение   стимулирует     мотивацию   участников образовательного процесса. В интерактивном обучении каждый неповторим и успешен   и    вносит  свое   рациональное   зерно  в  общий   результат   групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным. Урок литературного чтения по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», 4 класс I. Организационный момент. Учитель: Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их улыбками. ­Подарите улыбки друг другу. ­Подарите свои улыбки и мне. ­Приятного вам учебного дня! Начинаем урок литературного чтения! II. Объявление темы и постановка целей урока.                                                 – Внимание! Необычное задание. На доске зашифровано слово: – Расшифровать и прочитать его вы сможете, выполнив следующее задание: – Расположите  геометрические фигуры по увеличению в них углов  и вы  узнаете последовательность букв. – Прочитайте, какое слово зашифровано? (Сказка) – Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке?  Логическая цепочка. Работа в парах. Конверт 1. Расставьте  по порядку  названия глав сказки.  «Подарки», «Битва», «Сказка о твёрдом орехе», «Ёлка», «Чудеса, «Победа», «Кукольное царство», «Любимец», «Болезнь», «Дядя и племянник».  Проверяем по цепочке. На доске: «Калейдоскоп названий глав сказки» ­ 1. Елка  2. Подарки  3. Любимец  4. Чудеса  5. Битва 6. Болезнь 7. Сказка о  твердом орехе    8. Дядя и племянник  9. Победа  10. Кукольное царство  ­ Какую главу вы не читали? («Кукольное царство»)                                          Тема урока. Сегодня на уроке мы будем работать над  главой «Кукольное  царство» из сказки “Щелкунчик ”.  Составляем  кластер. Выделяем центр –  это тема – учиться.  Лучики ­  выразительно читать, выражать свои мысли, анализировать текст, рассуждать,   размышлять,   развивать   мышление   и   память,   работать   с товарищами в группе, общаться друг с другом. Работа со всем классом. Вы назвали цели нашего урока. III. Проверка домашнего задания.  ­ Кто мне подскажет, какое было задано задание на дом. (Краткий пересказ от первого лица главы «Победа») 3 чел. IY. Актуализация опорных знаний. 1. Тест на внимание. Конверт 2.  ­ Сейчас проведём тест на внимание. Взаимопроверка.  ­ Необходимо выбрать правильный ответ: 1. Как называется произведение? а) «Щелкунчик» б) «Мышиный король и Щелкунчик» в) «Щелкунчик и Мышиный король» 2. Сколько лет было Мари? а) 8 б) 6 в) 7 3. Парик крёстного был сделан: а) из шерсти б) из стекла в) из ткани 4. Марципан – это а) конфета б) пирог в) баранка 5. Что подарил детям крёстный? а) крепость б) сад в) замок 6. Как звали принцессу из Сказки о твёрдом орехе?  а) Клерхен  б) Пирлипат в) Трудхен 7. Что такое «Кракатук»?  а) Волшебный пирог б) Волшебная баранка в) Волшебный орех 8. Кого Фриц назвал «серым советником посольства»? ( кота ) а) Кота б) Крёстного в) Мышиного короля 9. В костюме куклы­Щелкунчика нелепым и неуклюжим Мари оказался…?  а) Плащ б) Костюм в) Мундир 10. Какого цвета были глаза у куклы­Щелкунчика?  а) Карие б) Зелёные в) Голубые Проверка по ключу: 1­в, 2­в, 3­б, 4­а, 5­в,6­б, 7­в, 8­а,9­а, 10­б.    2. «Тонкие, толстые». Работа в группах. (6 групп) Задать по одному  «тонкому» и по одному «толстому» вопросу. Вопросы составляете по всем  прочитанным главам. В мешочке номера групп. Дети вытаскивают  номер группы и задают ей свои вопросы. Тонкие?          Толстые? Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...? Y. Работа по теме урока. Знакомство с новой главой (“Кукольное  царство”) 1) Итак, победа! Мари и Щелкунчик оказываются … (начинает звучать  музыка П. И. Чайковского). Дети по звукам музыки понимают, что речь идёт о кукольной стране. Но, как наши герои там оказались, и, что интересного с ними произойдёт, мы  узнаем, прочитав следующую главу, которая так и называется “Кукольное  царство”. (Используется   приём   методики   А.   Кушнира  “чтение   за   звуковым ориентиром”.  Заранее на магнитофон записывается глава или отрывок. Дети   читают   шёпотом,   следуя   за   звуковым   ориентиром.   Они одновременно слышат образцовое чтение и видят текст). Внимание! Перед чтением вы получите  задания. 1 ряд – подчёркивают в тексте всё, что относится к запахам. 2 ряд – к звукам. 3 ряд – цвето­световые эффекты. 2. Прием «Дерево предсказаний».  На доске – рисунок дерева с двумя  веточками, на которых записаны вопросы: (cid:252)  Как вы думаете, что будет дальше? 1, 3, 5,7 группы (cid:252)  Чем все закончится? 2, 4, 6. Работа в группах.  Конверт 3. (Листики) После прочтения дети возвращаются к своим предсказаниям и смотрят, какие  из них сбылись, а какие нет и почему. 3. Проверка выполненного задания.  1 ряд ­ запахи:  2  ряд – звуки: 3 ряд – цвето­световые эффекты: Учитель: Сделайте вывод, чем замечательно описание волшебной страны, что кажется автору самым важным в создании её особой атмосферы: благоухание, мелодичные звуки или цвето­световые эффекты?  Вывод.  Для автора все три компонента одинаково важны и ценны: все звуки,  все запахи, все цвето­световые эффекты! Автор благодаря этим компонентам  включает наше воображение и фантазию. Мы попадаем в страну Вообразилию, в волшебную сказку. 4.  Работа с текстом.  Какие художественные выразительные средства  использует автор для описания кукольного царства?  (Сравнения, метафоры,  олицетворение.)    Приведите примеры. Можно работать в парах.                                                    Леденцовый луг. Миндально­изюмные ворота. Рождественский лес. Село  Пряничное. Медовая река.  Розовое озеро.­ Метафоры.   – 1 ряд. Волны ласково улыбались;  огоньки плясали и прыгали.­ Олицетворение. – 2  ряд. Золотая мишура хрустела и трещала, словно ликующая музыка; лес, который  был прекрасен, чем рождественская елка;  благоуханные волны, которые как  солнце сияли.  – Сравнение. – 3 ряд. 5. Работа по иллюстрациям. Работа со всем классом. Соотнесите иллюстрацию с главой из сказки. YI. Итог:  ­ Можно ли чудесное путешествие в Кукольное царство расценивать как  награду Мари? У.  Сегодня   мы   совершили   путешествие   в   чудесных   мир   звуков,   чувств,   и раздумий.  Совершилось чудо! Мы посетили сказочную страну вместе со Щелкунчиком, который  показывает Мари страну, «где все люди счастливы». Наградой Мари за её доброту, искренность и преданность становится счастье. По мысли автора, счастье и любовь даются только добрым людям, счастье и любовь необходимо заслужить!  YII. Домашнее задание. Написать мини­ сочинение – эссе « Моя волшебная страна».  YIII. Рефлексия.                                                                                                   Оцените свою работу.  ­ Кто на уроке работал активно? А кто нет?  ­ Кто своей работой на уроке доволен? А есть  такие, кто недоволен? ­ Для кого урок  показался коротким? А для кого длинным? ­ Кто достиг поставленных целей?  А кто не всех?                                            ­У кого  настроение стало лучше? А у кого хуже? Молодцы! Вы сегодня все поработали на отлично, а если у кого ­то, что­ то   не   получилось,   значит   надо   постараться   и   в   следующий   раз обязательно  всё получится. Как  гласит пословица: «Стыдно  не знать, стыдно не учиться».  В   заключение  хотелось   бы   сказать   о   том,   что   применение информационных форм в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, повышает эффективность образовательного   процесса,   делает   обучение   более   интересным, увлекательным   и   содержательным.   На   мой   взгляд,   это   прекрасный   способ реализации   личностно­ориентированного   подхода   в   обучении.     Учитель вправе   выбирать   свою   технологию   и   методы   работы,   но   каждый   учитель обязан   работать   во   благо   развития   ребенка.   Главный   принцип   –   принцип деятельности – можно проиллюстрировать такими словами:  «Если хочешь научить меня чему­то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!»

Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."

Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."

Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."

Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."

Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."

Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."

Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."

Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."

Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."

Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."

Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."

Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."

Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."

Статья "Использование интерактивных методов обучения в начальной школе."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2018