В целях повышения качества образования, мотивации учебной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся я применяю в своей педагогической деятельности так же, как все учителя-практики, разные педагогические технологии. Сегодня я хочу представить вашему вниманию один, на мой взгляд, из наиболее эффективных-метод интеллект-карт.
Интеллект-карта — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Из опыта работы по применении метода интеллекткарт.
В целях повышения качества образования, мотивации учебной деятельности,
развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся я применяю в
своей педагогической деятельности так же, как все учителяпрактики, разные
педагогические технологии. Сегодня я хочу представить вашему вниманию один, на
мой взгляд, из наиболее эффективныхметод интеллекткарт.
Интеллекткарта — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать
и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и
интеллектуальный потенциал.
Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса
протекает в основном в вербальной и знаковой формах. В этих условиях в
выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития
вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с
развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в
заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро
превращаются в неуспевающих. Поэтому задача учителя усложняется. С одной
стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков
обучающихся, с другой – развить потенциальные интеллектуальные и творческие
возможности и мыслительные способности сильных учащихся. Встает вопрос: как
научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э.
Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в
будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который
знает, как научиться тому, как следует учиться».
Думаю, что действенным инструментом при решении этой проблемы будет метод
интеллекткарт, в основу которого положены исследования английского психолога
Тони Бьюзена и профессора СанктПетербургского университета Бершадской Елены
Александровны. Посетив недавно курсы, где читала лекции Елена Александровна, я
увидела непревзойденные достоинства данного метода, его эффективность,
универсальность, возможность применения на любом уроке для учащихся любого
уровня обученности.
В переводах книг Т.Бьюзена чаще всего используется термин"интеллекткарты", хотя
по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому
их уместнее было бы называть картами ассоциаций.
Метод интеллекткарт является практическим приложением теории радиантного
мышления. От слова Radiant –испускающий свет, лучи (лучистый).
Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: "
Каждый бит информации, поступающей в мозг, ? каждое ощущение, воспоминание
или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от
которого расходятся десятки, сотни,тысячи и миллионы лучей. Каждый луч
представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает
практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что
мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использованияэтой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой
момент времени содержит"информационные карты", сложности которых
позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты
увидеть".
Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого
мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику,
анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов,
воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения.
Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные
ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть
целостную картину, способность ассоциативного мышления.
Интеллекткарты задействуют оба полушария, формируют учебнопознавательные
компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.
Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и
запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.
Методика создания интеллекткарт
Рисовать интеллекткарты можно руками на бумаге или использовать компьютерные
программы: FreeMind, Mind Maps, Power Point.
Можно выделить 3 этапа творческого процесса:
1 этап ( 20 минут):
Определение объекта изучения (центрального образа интеллекткарты)
Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову
при взгляде на центральный объект карты)
2 этап. Построение первичной интеллекткарты
В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий
основную идею
Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального
образа в виде ветвей первого и второго уровней
На каждой линии записывается одно ключевое слово
Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика,
ассоциирующиеся с ключевыми словами
Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках
Для большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы
По возможности используется максимальное количество цветов
3 этап «Реконструкция и ревизия»:
Повторное извержение свободных ассоциаций
Пересмотр интеллекткарты
Проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект
карте
Эффективность данного метода интеллекткарт для учащихся заключается в
том, что
пишем:
2с удовольствием
быстро
мало
Видим:
взаимосвязи
структуру изложения материала
логику
Развиваем:
мышление
память
воображение
Задействуем:
весь потенциал
творчество
Запоминаем:
сразу
много
качественно
Методические рекомендации по применению метода интеллекткарт
Метод интеллекткарт можно использовать на разных типах и формах урока:
изучение нового материала
закрепление материала
обобщение материала
Конспектирование
Написание сочинения, доклада, реферата
Презентация
Индивидуальная,парная и групповая работа обучающихся
Использование метода интеллекткарт в процессе обучения даёт возможность
учителям обеспечивать:
развитие предметной компетенции обучающихся, креативности мышления
повышение их мотивации, качества знаний и конкурентоспособности, предметной и
коммуникативной компетенций
выявление причины когнитивных затруднений и их коррекции, заинтересованности в
конечном результате
Даёт возможность обучающимся:
формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой
и обменом информацией
улучшать все виды памяти
развивать, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и
способностях, познавательную активность
мыслить поновому, естественно, творчески и непринужденно, максимально
используя оба полушария головного мозга
3повышать результативность
самостоятельно выявлять слабые места в знании учебного предмета, проводить
работу над ошибками
Критерии оценивания интеллекткарт
При анализе интеллекткарт оценивается наличие:
•
•
•
•
•
•
яркого, объемного центрального образа;
чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов и
ключевых фраз;
ассоциаций, наполняющих структуру;
рисунков, символов, смайликов, побуждающих ассоциирование;
блоков, подчёркивающих структуру;
связей между элементами структуры.
Далее отмечается:
•
•
полнота или бедность содержания интеллекткарты, выраженные количеством
ключевых слов и ключевых фраз;
богатство и разнообразие или практическое отсутствие ассоциаций,
выраженных наличием заполненных ответвлений разного уровня;
наличие позитивной или негативной эмоциональной составляющей, проявляющейся
в цвете, форме, символах и деталях интеллекткарты
Моих учеников, которые уже работали по этому методу, привлекли следующие
свойства интеллекткарт:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть
одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллекткарта имеет свою эстетику, ее
рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов
и цвета интеллекткарта легко запоминается.
Своевременность. Интеллекткарта помогает выявить недостаток информации и
понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллекткарта стимулирует творчество, помогает найти
нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллекткарт через некоторое время
помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Ребятам очень понравилась такая форма работы. Каждый ученик был занят, мог
выявить свои способности и умения. Я тоже считаю этот метод очень эффективным
и заслуживающим внимания.
4