статья Использование метода интеллект-карт

  • Документация
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В целях повышения качества образования, мотивации учебной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся я применяю в своей педагогической деятельности так же, как все учителя-практики, разные педагогические технологии. Сегодня я хочу представить вашему вниманию один, на мой взгляд, из наиболее эффективных-метод интеллект-карт. Интеллект-карта — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Иконка файла материала конспект.docx
Из опыта работы по применении метода интеллект­карт. В целях повышения качества образования, мотивации учебной деятельности,  развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся я применяю в  своей педагогической деятельности так же, как все учителя­практики, разные  педагогические технологии. Сегодня я хочу представить вашему вниманию один, на  мой взгляд, из наиболее эффективных­метод интеллект­карт.   Интеллект­карта — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать  и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и  интеллектуальный потенциал.  Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса  протекает в основном в вербальной и знаковой формах. В этих условиях в  выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития  вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с  развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в  заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро  превращаются в неуспевающих. Поэтому задача учителя усложняется. С одной  стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков  обучающихся, с другой – развить потенциальные интеллектуальные и творческие  возможности и мыслительные способности сильных учащихся. Встает вопрос: как  научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э.  Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в  будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который  знает, как научиться тому, как следует учиться».  Думаю, что действенным инструментом при решении этой проблемы будет метод  интеллект­карт, в основу которого положены исследования английского психолога  Тони Бьюзена и профессора Санкт­Петербургского университета Бершадской Елены  Александровны. Посетив недавно курсы, где читала лекции  Елена Александровна, я  увидела непревзойденные достоинства данного метода, его эффективность,  универсальность, возможность применения на любом уроке для учащихся любого  уровня обученности. В переводах книг Т.Бьюзена чаще всего используется термин"интеллект­карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому  их уместнее было бы называть картами ассоциаций.  Метод интеллект­карт является практическим приложением теории радиантного  мышления. От слова Radiant –испускающий свет, лучи (лучистый). Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: "  Каждый бит информации, поступающей в мозг, ? каждое ощущение, воспоминание  или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от  которого расходятся десятки, сотни,тысячи и миллионы лучей. Каждый луч  представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает  практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использованияэтой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой  момент времени содержит"информационные карты", сложности которых  позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты  увидеть". Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого  мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику,  анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов,  воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения.  Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть  целостную картину, способность ассоциативного мышления.  Интеллект­карты задействуют оба полушария, формируют учебно­познавательные  компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.  Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и  запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.   Методика создания интеллект­карт Рисовать интеллект­карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные  программы: FreeMind, Mind Maps, Power Point. Можно выделить 3 этапа творческого процесса: 1 этап ( 20 минут): Определение объекта изучения (центрального образа интеллект­карты)  Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову  при взгляде на центральный объект карты) 2 этап. Построение первичной интеллект­карты  В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий  основную идею Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального  образа в виде ветвей первого и второго уровней На каждой линии записывается одно ключевое слово Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика,  ассоциирующиеся с ключевыми словами Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках Для большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы По возможности используется максимальное количество цветов  3 этап «Реконструкция и ревизия»: Повторное извержение свободных ассоциаций Пересмотр интеллект­карты Проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект­ карте Эффективность данного метода интеллект­карт для учащихся заключается в  том, что пишем:  2с удовольствием  быстро  мало  Видим:  взаимосвязи  структуру изложения материала  логику  Развиваем:  мышление  память  воображение  Задействуем:  весь потенциал  творчество  Запоминаем:  сразу  много  качественно Методические рекомендации по применению метода интеллект­карт  Метод интеллект­карт можно использовать на разных типах и формах урока:  изучение нового материала  закрепление материала  обобщение материала Конспектирование  Написание сочинения, доклада, реферата Презентация   Индивидуальная,парная и групповая работа обучающихся  Использование метода интеллект­карт в процессе обучения даёт возможность  учителям обеспечивать:  развитие предметной компетенции обучающихся, креативности мышления повышение их мотивации, качества знаний и конкурентоспособности, предметной и  коммуникативной компетенций выявление причины когнитивных затруднений и их коррекции, заинтересованности в  конечном результате  Даёт возможность обучающимся: формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией  улучшать все виды памяти  развивать, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и  способностях, познавательную активность мыслить по­новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально  используя оба полушария головного мозга 3повышать результативность самостоятельно выявлять слабые места в знании учебного предмета, проводить  работу над ошибками Критерии оценивания интеллект­карт При анализе интеллект­карт оценивается наличие: • • • • • •   яркого, объемного центрального образа;   чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов и  ключевых фраз;   ассоциаций, наполняющих структуру;   рисунков, символов, смайликов, побуждающих ассоциирование;   блоков, подчёркивающих структуру;   связей между элементами структуры. Далее отмечается: • •   полнота или бедность содержания интеллект­карты, выраженные количеством ключевых слов и ключевых фраз;   богатство и разнообразие или практическое отсутствие ассоциаций,  выраженных наличием заполненных ответвлений разного уровня;   наличие позитивной или негативной эмоциональной составляющей, проявляющейся  в цвете, форме, символах и деталях интеллект­карты Моих учеников, которые уже работали по этому методу, привлекли следующие  свойства интеллект­карт:  Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть  одним взглядом.  Привлекательность. Хорошая интеллект­карта имеет свою эстетику, ее  рассматривать не только интересно, но и приятно.  Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект­карта легко запоминается.  Своевременность. Интеллект­карта помогает выявить недостаток информации и  понять, какой информации не хватает.  Творчество. Интеллект­карта стимулирует творчество, помогает найти  нестандартные пути решения задачи.  Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект­карт через некоторое время  помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. Ребятам очень понравилась такая форма работы. Каждый ученик был занят, мог  выявить свои способности и умения. Я тоже считаю этот метод очень эффективным  и заслуживающим внимания. 4