Мы с уверенностью можем сказать: сегодня мотивация к изучению русского языка в школе значительно повысилась. Думаю, что объясняется это и ростом влияния русского языка на государственном уровне, и изучением его в вузах, и введением ЕГЭ по русскому языку.
Цель деятельности словесников нашей школы - это познавательное стремление, осознанное решение улучшить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся. Работая над личностно ориентированными технологиями обучения, учителя используют такие педагогические новации, как технология «полного усвоения знаний», разноуровневое обучение (внутриклассная дифференциация), модульное обучение. Остановлюсь на особенностях использования модульной технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ.
При помощи данной технологии достигается личностно-ориентированное обучение, т. е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением, вырабатывая необходимые языковые компетенции. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно.
Модульная технология предполагает деление урока на несколько учебных элементов (УЭ). Каждый УЭ имеет свою цель, ставит перед учащимися конкретные задачи и дает алгоритм - порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно проверить и оценить правильность своих ответов.
На таких уроках можно использовать различные формы работы: общеклассную, групповую, парную, индивидуальную (с само- и взаимопроверкой), а также их сочетание. В рамках модульного урока возможно применение дифференцированного подхода: ученикам в некоторых УЭ предлагаются задания разного уровня сложности (что мы наблюдаем и в тестах ЕГЭ: часть А и часть В разноуровневые).
Модульные уроки могут проводиться как при изучении нового материала, так и при обобщении материала по изучаемым в течение учебного года темам, а также при повторении пройденного в конце или начале учебного года. Они вызывают высокую активность детей и их максимальную включенность в познавательный процесс, способствуют формированию как предметных, так и надпредметных компетентностей учащихся.
В чем же особенность работы на уроках в старших классах? В 11 классе параллельно с уроками на более углубленном уровне мы повторяем весь изученный материал. Модульные уроки позволяют крупными блоками повторить каждую большую тему. Затем идёт отработка практических навыков по нескольким вариантам текстов. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает задание, повторяется теоретический материал, каждый член группы самостоятельно выполняет тест. После выполнения заданий проходит отчёт групп по проделанной работе. Лидер группы по презентации для всего класса выступает с повторением теории, потом по цепочке члены группы проверяют тест, ошибки исправляются в ходе поверки с участием всего класса. Всё обязательно проверяется, анализируются ошибки. Отработка идёт до минимального количества ошибок.
Во втором полугодии 11 класса основная часть учащихся работает самостоятельно по части А - В, со всем классом, опять же параллельно с уроками, идёт работа по написанию сочинения (часть С).
Чем интересна эта технология?
1) осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;
2) создается условие для развития сильных учащихся;
3) проводится дифференциация в обучении (самостоятельная работа в начале урока и домашние задания разноуровневые);
4) вырабатывается умение приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;
5)прививается культура умственного труда, подготовка учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной работой в дальнейшем.
И главное, применение технологии встречных усилий способствует накоплению материала к выпускным экзаменам, подготовке к ЕГЭ, повышению уровня качества обученности учащихся, повышению мотивации к изучению русского языка, развитию надпредметных способов учебной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.