Конспект урока по русскому языку "Комплексный анализ текста" (11 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Заданием повышенной сложности на ЕГЭ является написание сочинения-рассуждения по тексту. Обучению написания такого сочинения учителя посвящают немало времени. Предлагаю разработку такого урока по подготовке к ЕГЭ. На уроке проводится комплексный анализ текста С.Залыгина "Читая Гоголя". В качестве образцов приводятся варианты вступления.Урок по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту Залыгина
Иконка файла материала Комплексный анализ текста.doc
Конспект урока по русскому языку в 11 классе. Тема урока: «Комплексный анализ текста». Цели и задачи:  1. подготовка к написанию сочинения – рассуждения; 2. развитие умений анализировать текст; 3. воспитание любви к русской культуре; 4. практическое   использование   навыков   анализа   текста   в написании сочинения – рассуждения. Оборудование:   портрет Н.В.Гоголя;  раздаточный   материал:   план­памятка   «Комплексный анализ текста», текст для анализа «Читая Гоголя».Ход урока. 1. Объявление целей и задач урока.              В системе уроков подготовки к ЕГЭ мы отрабатываем навыки письменной работы по предложенному тексту. Сегодня   на   уроке   мы   продолжим   эту   работу.   На   первом   уроке   займемся комплексным анализом текста, а на втором вы должны будете написать сочинение – рассуждение по данному тексту. Это может быть рецензия, отзыв, эссе. У вас на столах лежит текст С.Залыгина «Читая Гоголя». В тетрадях есть план комплексного анализа текста. В соответствии с этим планом мы и построим свою работу по анализу предложенного текста. 2. Работа над текстом. Целью   комплексного   анализа   текста    является   понимание   авторского замысла. ­ Что такое авторский замысел? Создавая текст, автор стремится реализовать три цели:  поделиться с читателями своими мыслями;  сделать свою авторскую позицию эмоционально яркой и нравственно привлекательной;  учесть интересы адресата, сделать текст адресным. В соответствии с этим он и выбирает ту сферу общения, в которой его мысль и авторская позиция будут успешно восприняты читателем. ­ Какую мысль стремится передать в тексте С.Залыгин? (О   значимости   Гоголя   для   русской   и   мировой   литературы,   о   своей   любви   к Гоголю). ­ В каком стиле речи написан текст? (Научно­популярная статья). ­ Почему вы так считаете? (Текст предназначен широкому кругу читателей, общеупотребительная лексика и   терминология   (литературное   направление,   романтизм, художественно­социологическое исследование).   реализм, ­ По   законам   какого   типа   речи   раскрываются   тема   и   основная   мысль   текста? Какова тема и основная мысль? (Тема   –   Гоголь.   Тип   речи   –   рассуждение.   Тезис   –   Гоголь   велик   –   является основной мыслью текста. Она предъявлена в первом предложении и является вступлением   к   тексту.   Последнее   предложение   текста,   которое   можнорассматривать   как   заключение,   содержит   более   широкую   формулировку основной мысли). ­ Если есть тезис, то нужны доказательства: 1. 2. 3. «Ревизор», «Мертвые души», «Игроки» ­ образцы истинно мировой литературы (2 предложение). Гоголь подобен Менделееву (3 предложение) Он был предтечей многих современных направлений. Композиция текста хрестоматийна: 1­ый абзац содержит тезис, последующие 4 – доводы и затем примеры, их иллюстрирующие. Последний абзац содержит вывод. Вступление   и   заключение   очень   коротки,   это   делает   текст   энергичным, позволяет  быстро включить читателя в содержание.     Основная композиционная линия украшена фигурой градации: 1­ый, 2­ой довод – нисходящая   (мировая   –   русская),   2­ой,   3­ий   доводы   –   восходящая   (русская   – всеобщая).       Работа над ИВС. ТРОПЫ: 1. Эпитеты представлены скромно: …в зрелом, т.е. гоголевском произведении. 2. Метафоры есть, но их мало: (3) таблица человеческих характеров, (4) он рассматривает… свойство человека, (2,12,14). Метафоры подчеркивают мысль о напряженности творческих поисков Гоголя. 3. Развернутые метафоры: (2) «…тот язык мира, на котором человек познает человечество». Метафоры   украшены   фигурой  лексического   повтора.   Это   придает   фразе афористичность, фраза запоминается. 4. Сравнения:  3,6,7,22   предложения   –   Гоголь   сопоставляется   с   великими   именами   мирового масштаба. (8) «Бросим взгляд на его творчество в целом» ­ эта фраза готовит к вопросно­ ответному ходу – гипофоре во 2 части текста. ФИГУРЫ РЕЧИ: Ведущей в тексте является фигура повтора, необходимая для того, чтобы убедить читателя. Она используется в разных своих вариациях:1. Синтаксический   параллелизм  (9   –   21)   имитирует   диалог.   Назывные предложения в «репликах» делают этот диалог энергичным. 2. Анафора   в   сочетании   с   парцелляцией  (6,   7)     делает   этот   фрагмент значимым. 3. Уже отмечался  лексический повтор (2). Встречаем его еще в предложениях 1,3,9,12,14. 4. С   помощью  инверсии  (12,14,15)   автор   добивается   динамичности   своего рассуждения и доверительной интонации.    Итак, авторский замысел таков:  внешне привычная мысль: «Гоголь велик» донесена четко, просто и в то же время авторитетно, лаконично, емко, энергично;  авторская позиция (восхищение Гоголем) приглушена, не навязывается, но ощущается в тексте;  надеясь на эрудицию читателей, автор увлекает его игрой своей мысли и убеждает в значимости Гоголя в мировой литературе и в необходимости чтения его произведений. 3. Подготовка к сочинению.         Вступление  должно быть эмоциональным, коротким. В нем можно говорить об актуальности поднимаемой проблемы. Можно начать с впечатления, которое текст (его проблема) произвел на вас.      В   заключении  должно   быть   отражено   ваше   видение   проблемы,   необходимо представить значение творчества Гоголя в мировой литературе.    Помните, что объем сочинения должен быть не менее 150 слов. Образцы вступлений:  Авторское начало:  Н.В.Гоголь оставил огромное литературное наследие, о котором много писалось и говорилось. Кажется, трудно добавить к сказанному что­то новое, но вот блестящая научно­популярная статья С.Залыгина раскрывает нам Гоголя с новой стороны.  Проблемное начало: Автор   статьи   С.Залыгин   обращается   к   творчеству   Н.В.Гоголя   и   заставляет   нас задуматься   о   роли   великого   писателя   в   мировой   литературе,   о   его   влиянии   на возникновение современных направлений: реализма, бытописания.  Лирическое начало:Кто   из   нас   не   испытывал   в   минуты   душевной   смуты   потребности   обратиться   за советом   к   хорошей   книге?   Для   меня   такими   книгами   являются   произведения Н.В.Гоголя. Зачитываясь его творениями, я не отдавала себе отчета, что Гоголь «был предтечей если не всех, то очень многих современных литературных направлений». Понять это мне помогла научно­популярная статья С.Залыгина. 4. Написание сочинения

Посмотрите также