«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ НА УРОКАХ – КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Как научить ребенка разбираться в большом потоке информации, которую он получает ежедневно. Сегодня учащимся приходится учить огромное количество сложного, зачастую непонятного материала по всем учебным предметам. Нагрузка увеличивается не только на ученика, но и на учителя.
Очень важно воспитать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Все это требует сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретению знаний.
Можно конечно работать «по-старому», традиционно рассказывая детям параграф, читая лекцию. Но гораздо важнее научить их самих добывать знания.
В настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что достичь хороших результатов можно только через активную самостоятельную и исследовательскую деятельность ученика. Много различных подходов и технологий я перепробовала в своей многолетней практике. И остановила свой выбор на новых подходах в преподавании и обучении (один из 7 модулей Программы) и технологии обучения критическому мышлению. Они, как никакие другие, подходят к нашей классно-урочной системе, не требуют глобальной перестройки урока.
Эти технологии хороши ещё и тем, что на уроке создаётся психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. В основе технологии лежит деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками, создаёт в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета.
Одной из особенностей диалогового обучения, составляющего основу новых подходов в обучении, технологии обучения критическому мышлению являются ориентация не на традиционное усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности, положительной мотивации к качественному обучению, развитию различных видов памяти, мышления, внимания, а также удовлетворения потребностей личности в самоактуализации, самоутверждении, в коммуникативном общении с другими участниками образовательного процесса [1, с.18].
Актуальность использования на уроках диалогового и проблемного обучения заключается в том, что критическое мышление и положительная мотивация – является одними из важнейших составляющих всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеурочной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических технологий, диалоговое обучение и развитие критического мышления помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации и адаптации обучающихся.
Использование новых подходов на уроках биологии и географии позволяет создать оптимальные условия для повышения учебной мотивации и познавательной активности учащихся, развитию критического мышления, а также формированию естественнонаучной грамотности и социальной адаптации [3, с.110].
Применение новых подходов в УВП способствует самостоятельной целенаправленности в выработке стратегий для решения поставленных задач учащимися, развитию умения выстраивать собственную образовательную траекторию, позволяет им самим отбирать и дифференцировать учебный материал по личной значимости [4, с.30]. Работа в группах, умение вести диалог, советоваться друг с другом, оценивать, и что особенно важно, взаимопомощь при затруднениях, позволяет поднять на качественно новый уровень взаимное сотрудничество, позитивные личностные отношения между учащимися, доверие, социальную значимость и самооценку детей в глазах других учащихся. Новые подходы в обучении позволяют оптимально использовать учебное время на уроке, дифференцировать большие объёмы нового материала, повышают познавательный интерес и социальную значимость учащихся, и, в целом позволяют уйти от однотипных уроков, где главная и авторитарная роль в объяснении нового материала и направляющей деятельности учащихся отводилась учителю.
Для организации учебно-воспитательного процесса используются новые подходы, диалоговое обучение и приёмы развития критического мышления - как основа формирования ключевых компетентностей, самообразовательной деятельности и социальной адаптации обучающихся.
При такой организации образовательного процесса учащиеся развивают специфические умения и навыки поиска нужной информации, выявления и усвоения необходимых знаний из любых источников учебной или дополнительной информации, развивают мотивацию, критическое мышление, творческие способности на уроках биологии и географии, формируют индивидуальную траекторию обучения в процессе саморегуляции и взаимообучения.
В ходе правильной организации учебно-воспитательного процесса происходит формирование различных личностных качеств и социальной адаптации ученика в процессе реализации социализирующего аспекта, освоение различных способов исследовательской и мыслительной деятельности учащихся в процессе саморегуляции и при выборе индивидуальной траектории обучения, развитие творческих способностей, мотивации, критического мышления и естественнонаучной грамотности учащихся.
Указанные технологии органично взаимосвязаны и интегрированы между собой. Они легко вписываются в учебный процесс, традиционно организованный в виде классно-урочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, формируют коммуникативные качества [2, с.50].
В заключении необходимо сказать, что учитель должен всегда ставить перед собой цель обучения - создание условий для усвоения понятий и сформированности основных умений, навыков и способов деятельности и одновременно воспитания его как личность, готовой к активной деятельности и применения приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях. Для этого он должен стремиться реализовать эту цель через создание условий, направленных на выявление и развитие индивидуальных самообразовательных способностей обучающегося и формирование ключевых компетенций выпускника.
Список литературы:
1. Аюбаева, Н. Развитие критического мышления через чтение и письмо: пути следования [Мәтін] / Н. Аюбаева // Қазіргі Қазақстан мектебі.- 2014.- №6 (9).- С.18-19.
2. Попова, Т.О. Развитие критического мышления учащихся как одно из главных условий повышения качества образования на уроках географии [Текст]/ Т.О. Попова // Открытая школа.- 2014.- №4 (135).- С.49-50.
3. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 [С110-201]
4. Хасенова, Н.А. Активизация познавательной деятельности учащихся через стратегии критического мышления [Текст] / Н.А. Хасенова // Средняя школа Казахстана - 2012.- №2.- С.37.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.