Разработка мастер-класса "Методология проектирования современного урока с учётом требований ФГОС"
Оценка 4.8

Разработка мастер-класса "Методология проектирования современного урока с учётом требований ФГОС"

Оценка 4.8
Мероприятия +4
doc
Междисциплинарный 26
Взрослым
16.01.2017
Разработка мастер-класса "Методология проектирования современного урока с учётом требований ФГОС"
Данный мастер-класс направлен на целевую аудиторию педагогов, которые работают по ФГОС. В нём учтены все этапы урока, виды проблемных вопросов и ситуаций, есть образцы работы на уроке, различные виды рефлексии. Сам мастер-класс построен с учётом требований ФГОС. Есть теория и практика.
мастер-класс Методология проектирования урока.doc
Федосова Наталия Викторовна учитель русского языка и литературы МКОУ Бродовская СОШ «Методология проектирования современного урока на основе Мастер­класс ФГОС». «Если мы будем учить сегодня так,  как мы учили вчера,  мы украдем у наших детей завтра»                                                     Джон Дьюи Цель  мастер ­ класса: поделиться своим опытом проектирования  современного урока на основе ФГОС.  Ожидаемым   результатом   моего   мастер­класса   должно   стать представление об особенностях проектирования урока на основе ФГОС. Одной   из   приоритетных   задач   современной   школы   является создание   необходимых   и   полноценных   условий   для   личностного   развития каждого   ребенка,   формирования   активной   позиции,   субъективности учащегося   в   учебном   процессе.   Ее   решение   особенно   актуально   для начального   звена   школьного   обучения,   поскольку   учебная   деятельность   в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. Задача   школы   сегодня   состоит   в   том,   чтобы   научить   детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться.    Структура построения урока на основе ФГОС предполагает следующую форму. ЗНАЮ  ­ ХОЧУ – УМЕЮ. В основе построения урока лежит проблемный вопрос или проблемная  ситуация, которая способствует мотивации учащихся. Прошу Вас обратить  внимание на ключевые слова целей реализации проблемного обучения и  сформулировать основные шаги использования данной технологии. Цели реализации проблемного обучения:   привлечь внимание учеников к вопросу, задаче, учебному    у них познавательный интерес и другие мотивы   возбудить материалу,      деятельности; поставить   познавательным  перед посильным   учащихся             затруднением  , преодоление которого активизировало бы мыслительную    деятельность;  обнажить перед учащимися     противоречие между    ее  возникающей у них познавательной   удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений и навыков;   потребностью и возможностью     определить помочь учащимся       основную проблему и наметить план поиска     задаче, задании  выхода из возникшего затруднения, побуждать учащихся к активной  поисковой деятельности;   в познавательном вопросе,    путей    искать направление   поиска наиболее рациональных  учить       выхода из ситуации затруднения  .     путей  Спасибо. Таким образом,  мы с вами составили план рассмотрения 1  части темы мастер­класса. План  рассмотрения темы. 1. 2. Возникновение и создание проблемной ситуации. Рассмотрение и осознание возникших затруднений при  постановке проблемы. 3. Нахождение способа решения путем догадки (домысла) или  выдвижение предположений, гипотез и их обоснование. Доказательство гипотезы, проверка правильности решения. Познавательная деятельность будет считаться самостоятельной, если в  возникающей ситуации дети самостоятельно проходят основные этапы  мыслительного процесса. Обучение стараюсь строить таким образом, чтобы  учащиеся на каждом этапе переходили от низкого уровня самостоятельности  к более высокому, в соответствии с возрастными особенностями и  содержанием материала, обучение предполагает 4 уровня. Уровни самостоятельности:  Нахождение проблемы учащимися на основе представленных  учителем неупорядоченных знаний. Данное обучение не предполагает, что все учащиеся смогут достигнуть  4 уровня, но предполагается, что все учащиеся в совместной деятельности  должны научиться разрешать проблемные ситуации. Далее рассмотрение предлагаю провести по составленному плану. План  рассмотрения темы. 1. 2. проблемы. 3. Возникновение и создание проблемной ситуации. Рассмотрение и осознание возникших затруднений при постановке  Нахождение способа решения путем догадки (домысла) или выдвижение  предположений, гипотез и их обоснование. 4. Доказательство гипотезы, проверка правильности решения. Особенность проблемного обучения в том, что основным  элементом данного этапа становится проблемная ситуация – главное средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Учитель сам ставит проблему и решает ее. Учитель создает проблемную ситуацию, а учащиеся  включаются в ее разрешение. Проблемная ситуация создается учителем, решение ее  происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся. 1. 2. 3. 4. В педагогической практике существует несколько типов создания  проблемной ситуации, но важным условием является то, что на уроках они  создаются  с нарастанием сложности, то есть от простой к более сложной,  иными словами ­ с постепенным усложнением.  Тип  проблемной  ситуации С  удивлением Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации Между двумя (или более) Одновременно предъявить противоречивые  фактами факты, теории Столкнуть разные мнения учеников  вопросом или практическим действием Между житейским  представлением учеников и  научным фактом ­ обнажить житейское представление  учеников вопросом или практическим заданием с  «ловушкой»; ­ предъявить научный факт сообщением,  экспериментом, презентацией С  затруднением Между необходимостью  Дать практическое задание, не выполнимое  и невозможностью выполнить  задание учителя вообще Дать практическое задание, сходное с  предыдущим ­ дать невыполнимое практическое задание,  сходное с предыдущим; ­ доказать, что задание учениками не  выполнено В качестве проблемной ситуации на уроке я применяю:  Проблемные задачи с недостающими, избыточными,  противоречивыми  данными с заведомо допущенными ошибками; Поиск истины (способы, приемы, правила решения); Противоречия практической деятельности.   Мною используются несколько путей, которые помогают привести  учеников к проблемной ситуации:  Побуждающий диалог – это «экскаватор», который  выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает  формулировать учебную задачу;  Подводящий диалог: логически выстроенная цепочка  заданий и вопросов – «локомотив», движущийся к новому знанию,  способу действия;  Применение мотивирующих приемов: «яркое пятно» ­  сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и  т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» ­ обнаружение смысла, значимости проблемы для  учащихся. В ходе обучения детям предлагала проблемные ситуации, которые  активизировали их мыслительную деятельность. На начальном этапе (в 1  классе) такого рода ситуации были не систематичны.  Способом задания проблемной ситуации было побуждение учащихся к  теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия  между ними.  Я просто предлагала ситуацию, которая  мною и  рассматривалась, показывались противоречия. Я рассказывала, как  определить познавательную задачу, наметить план поиска путей выхода,  показывала направление поиска и наиболее рационального выхода из ситуации затруднения.  2 этап.  Анализ проблемной ситуации и постановка проблемы. Цель данного этапа – научить учащихся анализировать проблемную  ситуацию, видеть и словесно формулировать проблему.  Анализ проблемной ситуации – это этап самостоятельной  познавательной деятельности ученика. Могу сказать, из своего опыта, что  почти невозможно определить ход анализа большинства проблемных  ситуаций, так как это сложное психическое явление, но можно проследить за  ходом мышления ученика по внешним показателям:  речевой деятельности, по эмоциональному состоянию детей. Учителю известны пути и способы  разрешения проблемы, он должен быть готов управлять деятельностью  учеников. Осмысливание ситуации приводит ученика к пониманию того, что  именно является причиной интеллектуального затруднения, к возникновению  в сознании вопроса «что это такое?». Первоначально на этом этапе проблему  формулировала сама, а дети ее осмысливали.  Итак, после того, как учащиеся  зафиксировали  затруднение, мною  сформулирована проблема, возможно дети сами участвуют в постановке  проблемы вместе с учителем. Но следует учитывать, что не все учащиеся  могут самостоятельно ставить проблему, если она выступала не в явном виде. Нахождение способа решения путем догадки (домысла) или выдвижение предположений, гипотез и их обоснование. Доказательство гипотезы, проверка правильности решения. 3 этап.  Решение проблемной ситуации. После того, как проблема была сформулирована, ученики намечают  пути ее решения. На этом этапе дети должны были вначале ответить на  вопросы: «Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Не встречались  ли раньше такие ситуации?» То есть, на этом этапе большое значение имеет  принцип эвристической деятельности. План  рассмотрения темы. 1. 2. проблемы. 3. Возникновение и создание проблемной ситуации. Рассмотрение и осознание возникших затруднений при постановке Не следует забывать, что решение проблемных ситуаций носит  и  аналитический характер. Начальным звеном на этом этапе выступает выдвижение идеи, гипотезы, предположения хода решения.  При выдвижении гипотезы дети рассуждают разными путями:   Выведение гипотезы от уже известного (дедуктивный путь); Построение гипотезы на основе фактов, явлений,  полученных на основе наблюдения (индуктивный). Пути выдвижения гипотезы: ­ дедуктивный ­ индуктивный При дедуктивном рассуждении дети опираются на пути переноса  действия общих законов в конкретную ситуацию и по аналогии. На уроках  математики, технологии, изобразительного искусства аналогия дает толчек  для гипотезы. На уроках русского языка можно использовать и индуктивный путь  построения гипотезы, то есть наблюдение. Далее составление алгоритма.            После осознания способа решения учащимися, проводится анализ пройденного пути. Обсуждаем каждый этап процесса усвоения решения,  допущенные ошибки, неверные предположения и гипотезы. Считаю, что  повторение успешно, если каждый ученик может повторить весь ход мыслей  при решении проблемы. Если кто­то не смог сделать этого сам, то на помощь  прийдет опора, схема, модель, возможно таблица, составленная в совместной  деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что структура урока по ФГОС имеет следующий вид: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.   Самоопределение к деятельности.  Актуализация знаний.  Постановка учебной задачи.  «Открытие нового знания».  Первичное закрепление.  Самостоятельная работа с самопроверкой   по эталону.  Включение нового знания в систему знаний и повторение.  Рефлексия деятельности. Основные виды рефлексии. 1. 2. 3. 4. оценка (самооценка) своей деятельности на уроке: «письмо самому себе»;  «телеграмма»; «барометр   настроения»   улыбающимися и грустными «лицами»); (сигнальные   карточки   с 5. 6. «пейзаж – зеркало настроения»; «птичий двор ­ зеркало настроения»; 7. 8. 9. «координаты»; «торт предложений»  лист обратной связи и другие.                    Такая   организация   учебного   процесса   показала   значимость проблемного   обучения   для   формирования   познавательной   активности, положительной мотивации и развития поисковой деятельности учащихся. Проведём  рефлексию  мастера­класса,  используя  приём  «Шесть  шляп мышления».   Кто­то   считает,   что   наша   жизнь   состоит   из   черной   и   белой   полосы. Согласитесь,   довольно   скудный   набор   красок.   Сами   того   не   замечая,   мы ограничиваем себя в выборе возможностей. Мне же кажется, что жизнь наша скорее напоминает не зебру, а радугу, и от того, какую палитру выберет для себя человек, таковы и будут его представления о жизни. Школа – отражение той же жизни, и от того, как мы её преподнесем ученику, зависит, насколько разнообразнее и богаче будет развиваться его личность.  Я благодарю вас всех за активное участие и за ту поддержку, которую вы мне оказали и я искренне желаю нам всем, чтобы:  ­ нас всегда окружали люди, перед которыми можно было бы «снять шляпу»  ­ мы на каждом шагу пытались бы расцветить нашу жизнь более яркими красками  ­ каждый из нас «нашел бы свой клад в основании радуги»  И всегда помнить: «Жизнь заключается не в том, чтобы ждать, когда пройдет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем»

Разработка мастер-класса "Методология проектирования современного урока с учётом требований ФГОС"

Разработка мастер-класса "Методология проектирования современного урока с учётом требований ФГОС"

Разработка мастер-класса "Методология проектирования современного урока с учётом требований ФГОС"

Разработка мастер-класса "Методология проектирования современного урока с учётом требований ФГОС"

Разработка мастер-класса "Методология проектирования современного урока с учётом требований ФГОС"

Разработка мастер-класса "Методология проектирования современного урока с учётом требований ФГОС"

Разработка мастер-класса "Методология проектирования современного урока с учётом требований ФГОС"

Разработка мастер-класса "Методология проектирования современного урока с учётом требований ФГОС"

Разработка мастер-класса "Методология проектирования современного урока с учётом требований ФГОС"

Разработка мастер-класса "Методология проектирования современного урока с учётом требований ФГОС"

Разработка мастер-класса "Методология проектирования современного урока с учётом требований ФГОС"

Разработка мастер-класса "Методология проектирования современного урока с учётом требований ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017