Статья "Использование новых подходов и технологии обучения критическому мышлению на уроках - как важный аспект развития самообразовательной деятельности обучающихся"
Статья "Использование новых подходов и технологии обучения критическому мышлению на уроках - как важный аспект развития самообразовательной деятельности обучающихся"
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
биология +1
Взрослым
21.01.2017
В статье приводится материал по описанию применения новых подходов и технологии обучения критическому мышлению в учебно-воспитательном процессе, которые оптимально способствуют развитию самостоятельной целенаправленности в выработке стратегий для решения поставленных задач учащимися, развитию умения выстраивать собственную образовательную траекторию, позволяет им самим отбирать и дифференцировать учебный материал по личной значимости.
статья.doc
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ И ТЕХНОЛОГИИ
ОБУЧЕНИЯ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ НА УРОКАХ – КАК
ВАЖНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
На современном этапе развития общества человека окружает мощное
информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку,
но и взрослому. Как научить ребенка разбираться в большом потоке
информации, которую он получает ежедневно. Сегодня учащимся приходится
учить огромное количество сложного, зачастую непонятного материала по всем
учебным предметам. Нагрузка увеличивается не только на ученика, но и на
учителя.
Очень важно воспитать у учащихся умение самостоятельно пополнять
свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Все это
требует сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретению знаний.
Можно конечно работать «постарому», традиционно рассказывая
детям параграф, читая лекцию. Но гораздо важнее научить их самих добывать
знания.
В настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно
заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно,
активно действовать,
гибко адаптироваться к
изменяющимся условиям жизни.
принимать решения,
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что достичь хороших
результатов можно только через активную самостоятельную и
исследовательскую деятельность ученика. Много различных подходов и
технологий я перепробовала в своей многолетней практике. И остановила свой
выбор на новых подходах в преподавании и обучении (один из 7 модулей
Программы) и технологии обучения критическому мышлению. Они, как никакие
другие, подходят к нашей классноурочной системе, не требуют глобальной
перестройки урока.
Эти технологии хороши ещё и тем, что на уроке создаётся психологически
комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть
возможность исправить свои ошибки. В основе технологии лежит
деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия
между учителем и учениками, создаёт в классе обстановку культуры общения,
доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета.
Одной из особенностей диалогового обучения, составляющего основу
новых подходов в обучении, технологии обучения критическому мышлению
являются ориентация не на традиционное усвоение знаний, а на развитие
познавательных способностей личности, положительной мотивации к
качественному обучению, развитию различных видов памяти, мышления,
внимания, а также удовлетворения потребностей личности в самоактуализации, самоутверждении, в коммуникативном общении с другими участниками
образовательного процесса [1, с.18].
Актуальность использования на уроках диалогового и проблемного
обучения заключается в том, что критическое мышление и положительная
мотивация – является одними из важнейших составляющих всех направлений
деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и
интеграции учебной и внеурочной деятельности. Дополняя широкий спектр
педагогических технологий, диалоговое обучение и развитие критического
мышления помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной
компетенции условия успешной социализации и адаптации обучающихся.
Использование новых подходов на уроках биологии и географии
позволяет создать оптимальные условия для повышения учебной мотивации и
познавательной активности учащихся, развитию критического мышления, а
также формированию естественнонаучной грамотности и социальной адаптации
[3, с.110].
Применение новых подходов в УВП способствует самостоятельной
целенаправленности в выработке стратегий для решения поставленных задач
учащимися, развитию умения выстраивать собственную образовательную
траекторию, позволяет им самим отбирать и дифференцировать учебный
материал по личной значимости [4, с.30]. Работа в группах, умение вести диалог,
советоваться друг с другом, оценивать, и что особенно важно, взаимопомощь
при затруднениях, позволяет поднять на качественно новый уровень взаимное
сотрудничество, позитивные личностные отношения между учащимися, доверие,
социальную значимость и самооценку детей в глазах других учащихся. Новые
подходы в обучении позволяют оптимально использовать учебное время на
уроке, дифференцировать большие объёмы нового материала, повышают
познавательный интерес и социальную значимость учащихся, и, в целом
позволяют уйти от однотипных уроков, где главная и авторитарная роль в
объяснении нового материала и направляющей деятельности учащихся
отводилась учителю.
Для организации учебновоспитательного процесса используются новые
подходы, диалоговое обучение и приёмы развития критического мышления как
основа формирования ключевых компетентностей, самообразовательной
деятельности и социальной адаптации обучающихся.
При такой организации образовательного процесса учащиеся развивают
специфические умения и навыки поиска нужной информации, выявления и
усвоения необходимых знаний из любых источников учебной или
дополнительной информации, развивают мотивацию, критическое мышление,
творческие способности на уроках биологии и географии, формируют
индивидуальную траекторию обучения в процессе саморегуляции и
взаимообучения.
В ходе правильной организации учебновоспитательного процесса
происходит формирование различных личностных качеств и социальной адаптации ученика в процессе реализации социализирующего аспекта, освоение
различных способов исследовательской и мыслительной деятельности учащихся
в процессе саморегуляции и при выборе индивидуальной траектории обучения,
развитие творческих способностей, мотивации, критического мышления и
естественнонаучной грамотности учащихся.
Указанные технологии органично взаимосвязаны и интегрированы между
собой. Они легко вписываются в учебный процесс, традиционно организованный
в виде классноурочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного
материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают
их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом
возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, формируют
коммуникативные качества [2, с.50].
В заключении необходимо сказать, что учитель должен всегда ставить
перед собой цель обучения создание условий для усвоения понятий и
сформированности основных умений, навыков и способов деятельности и
одновременно воспитания его как личность, готовой к активной деятельности и
применения приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.
Для этого он должен стремиться реализовать эту цель через создание условий,
направленных на выявление и развитие индивидуальных самообразовательных
способностей обучающегося и формирование ключевых компетенций
выпускника.
Список литературы:
1.
Аюбаева, Н. Развитие критического мышления через чтение и
письмо: пути следования [Мәтін] / Н. Аюбаева // Қазіргі Қазақстан мектебі.
2014. №6 (9). С.1819.
2.
Попова, Т.О. Развитие критического мышления учащихся как одно
из главных условий повышения качества образования на уроках географии
[Текст]/ Т.О. Попова // Открытая школа. 2014. №4 (135). С.4950.
3.
Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье
издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 [С110201]
4.
Хасенова, Н.А. Активизация познавательной деятельности учащихся
через стратегии критического мышления [Текст] / Н.А. Хасенова // Средняя
школа Казахстана 2012. №2. С.37.
Статья "Использование новых подходов и технологии обучения критическому мышлению на уроках - как важный аспект развития самообразовательной деятельности обучающихся"
Статья "Использование новых подходов и технологии обучения критическому мышлению на уроках - как важный аспект развития самообразовательной деятельности обучающихся"
Статья "Использование новых подходов и технологии обучения критическому мышлению на уроках - как важный аспект развития самообразовательной деятельности обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.