Управление образования администрации
Старооскольского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»
организация
и проведение
летнего ПОЛЕВОго
КОМПЛЕКСНого ЛАГЕРя
«ДЮНА»
Авторы: Герлинская Ирина Васильевна, заместитель директора, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДЮТиЭ» Андрусенко Елена Алексеевна, заместитель директора по научной работе МКУК «Старооскольский краеведческий музей», педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДЮТиЭ» Лепешкина Елена Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент СОФ НИУ БелГУ |
Старый Оскол
2014
Оглавление
Информационная карта ……………………………………………. |
3 |
Пояснительная записка ……………………………………………… |
5 |
Этапы реализации программы лагеря «ДЮНА»……………….. |
15 |
Основное содержание и механизм реализации программы ……... |
16 |
Тематический план занятий в лагере ……………………………… |
19 |
Условия реализации программы …………………………………... |
21 |
Предполагаемые затраты …………………………………………... |
25 |
Система контроля за реализацией программы лагеря…………… |
26 |
Ожидаемые результаты …………………………………………….. |
27 |
Критерии эффективности реализации программы ……………….. |
29 |
Библиографический список ………………………………………... |
30 |
Приложение ………………………………………………………… |
32 |
Информационная карта
1. Полное название |
Комплексный полевой лагерь «ДЮНА» |
2. Цель |
Создание условий для развития социальной активности, гражданской ответственности, духовности подрастающего поколения, становления личности, обладающей позитивными ценностями и качествами. |
3. Задачи |
· воспитание гражданина и патриота; · приобретение краеведческих знаний, знакомство с историей и культурой родного края; · развитие навыков научных наблюдений, исследований, самостоятельной работы с вещественными, устными источниками; · формирование творческой личности; · развитие у ребенка мира эмоций, эстетических представлений, воспитание экологической культуры личности; · социальная адаптация детей; · рекреационная, т.е. отдых и оздоровление детей в природной среде; · профессиональная ориентация обучающихся |
4. Тип лагеря |
полевой комплексный круглосуточного пребывания |
5. Направления деятельности |
Гражданско-патриотическое, краеведческое (история, культура, археология, этнография, экология), туристско-спортивное, физкультурно- оздоровительное, духовно-нравственное, содержательно-досуговое |
6. Краткое содержание |
Участники лагеря во главе с педагогами и в сотрудничестве с вожатыми-инструкторами живут в лесном массиве на берегу р. Оскол в живописном экологически чистом районе в полевых условиях. В течение 15 дней они знакомятся с историей и культурой Белгородской области, учатся понимать значимость малой родины, постигают основы археологии и этнографии, экологии и туризма, совершают походы, этнографические маршруты, осуществляют мониторинг археологических памятников Чернянского района и экологические акции, активно участвуют в многочисленных и разнообразных мероприятиях. |
7. Ожидаемые результаты |
· формирование интереса к истории и культуре края, чувств патриотизма; · укрепление физического и психологического здоровья детей и педагогов в природной среде; · приобретение навыков исследований, полевых и камеральных работ, самостоятельной работы с разными видами источников; · приобретение учащимися дополнительных знаний по истории, археологии, этнографии, туризму, экологии; · развитие эстетических представлений, воспитание духовно-нравственной, экологической культуры личности; · развитие творческих способностей; · самореализация, развитие лидерских и организаторских качеств, личностный рост участников лагеря; · социальная адаптация детей, формирование у ребят навыков общения и толерантности; · профессиональная ориентация обучающихся |
8. Авторы программы лагеря |
Герлинская Ирина Васильевна, заместитель директора, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДЮТиЭ»; Андрусенко Елена Алексеевна, заместитель директора по научной работе МКУК «Старооскольский краеведческий музей», педагог доп. образования МБУ ДО «ЦДЮТиЭ»; Лепешкина Елена Юрьевна, к.и.н., доцент СОФ НИУ БелГУ |
9. Адрес организации |
309512, Белгородская область, г. Старый Оскол, м-н «Жукова» , 19А, тел. 8 (4725) 46-20-54 |
10. География участников |
Педагоги дополнительного образования, учителя, преподаватели ВУЗов, учащиеся школ Старооскольского городского округа и Воронежа, выпускники ЦДЮТиЭ – студенты вузов |
11. Количество участников (детей) |
40 человек |
12. Сроки проведения |
5 -19 июля |
13. Количество смен |
1 |
14. Имеющийся опыт реализации программы |
Данная программа работает с 1996 года, ежегодно вносятся изменения |
15. Финансовое обеспечение программы |
Средства: - муниципальный бюджет; - спонсорские средства; - благотворительные взносы родителей. |
Пояснительная записка
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Лето – радостная пора для детей и время тревог и забот для взрослых. Родители озабочены тем, что надо каким-то образом организовать своему ребенку отдых под присмотром. Озабочены и педагоги. Каким образом, используя свободное от школьных занятий время, продолжить работу с детьми летом? Ведь дети редко остаются на каникулы в городе.
В этой ситуации лучше всего себя чувствуют педагоги дополнительного образования туристско-краеведческих объединений (кружков). Уходя с детьми в поход или организуя для них лагерь в полевых условиях, они сразу решают задачи и родителей, и педагогов – увозят детей из города и там продолжают не только процесс обучения, но и оздоровления, рекреации.
В многодневный поход могут пойти дети, имеющие соответствующую подготовку. Для большей же части учащихся можно организовать полевые лагеря. Профиль лагеря зависит от имеющегося кадрового потенциала педагогов. В нашем Центре проводятся полевые туристские и комплексные лагеря, экологические, геологические, археологические и этнографические экспедиции.
Однако проведение любой экспедиции предполагает серьезную научную базу. Например, учащиеся объединений ЦДЮТиЭ участвовали в работе многих археологических экспедиций: исследование военных сооружений на Бородинском поле, раскопки городища Семилуки, Древнего Херсонеса в Севастополе, древнерусского городища Холки в Чернянском районе Белгородской области, экспедиции ВЭПИ и ВГУ в с. Ездочное Чернянского района Белгородской области, охранная экспедиция в историко-археологическом, природном заповеднике «Дивногорье» в Воронежской области.
Это было возможно при наличии стационарной экспедиции вуза, имеющей открытый лист на право проведения раскопок, который выдается институтом археологии России, а также определенного финансирования.
С 2001 года ситуация изменилась: все меньше родителей могли позволить оплатить дальние поездки своих детей. Педагогический коллектив ЦДЮТиЭ актуальную проблему летней занятости подростков решил проведением комплексного полевого лагеря «Дюна».
В условиях полевого лагеря создаются отношения сотрудничества, социального равенства, равноправия педагога и воспитанника, потому что педагог так же, как и подростки спит в палатке, готовит пищу, участвует в конкурсах, переживает погодные перипетии и т.д. Для большинства ребят возможность принципиально новых отношений с педагогом является стимулом для самовоспитания, раскрытия своего внутреннего мира. Духовный мир педагога становится значимым для воспитанника.
Немаловажно и то, что в условиях совместного проживания в полевом лагере можно своевременно диагностировать отклонения в развитии личности ребенка. Возможно не только выявить, но и осуществить подходящую для каждого конкретного случая коррекцию поведения и развития.
В полевом лагере осуществляется преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях общежития. Подросток учится соотносить свои поступки и удовлетворение своих потребностей с благополучием своих товарищей. При этом воспитывается ответственность перед конкретными людьми. Каждый участник лагеря находится в сложной системе ответственных отношений. Ответственность начинается с первого дня. Дети ежедневно играют разные социальные роли. При этом каждый понимает, что он будет дежурным по кухне, дровосеком, артистом, исследователем, этнографом, археологом и т.д. Подросток вовлекается в самостоятельную, творческую деятельность, построенную на основе самоуправления.
Программа лагеря ежегодно обновляется. Однако, есть традиционные мероприятия, занятия, по участию в которых диагностируется психологический климат в лагере. Следует учесть, что современные дети – это другие дети. По мнению психологов, если поколения при советской административной системе менялись через 20 лет, то в наше время это происходит раз в три года. Динамичность современного мира отражается на умах и сердцах этих скороспелых поколений.
Создание благоприятного психологического климата начинается задолго до отъезда в лагерь, потому что его участниками становятся не только воспитанники Центра, но и подростки, которые о туризме и краеведении имеют весьма смутное представление. Поэтому педагоги-организаторы лагеря собирают детей накануне поездки для подготовки группового снаряжения, тренировки установки палатки (как правило, 35% детей никогда этого не делали), расфасовки продуктов, инструктажа. И конечно, для визуального знакомства детей с педагогами, вожатыми, друг с другом.
Такой подход необходим, потому что первые два дня самые трудные, требующие от всех терпимости, умения слушать и выполнять распоряжения по установке лагеря. Организаторы специально не оборудуют лагерь. Дети под контролем инструкторов ставят свои палатки, помогают в установке общих хозяйственных, камеральных и штабных палаток, натягивают тенты, копают ямы под разные необходимые нужды, очищают пляж и лес, заготавливают дрова, облагораживают место общего сбора и кухню. Не всегда все проходит гладко. Сложность заключается в том, что дети, приезжающие в лагерь впервые, еще не приспособлены к жизни в палаточном лагере, не имеют навыков самообслуживания. Однако, они быстро адаптируются в полевых условиях и не требуют усиленной опеки. Тем более что воспитанники Центра, обладающие туристскими навыками, помогают новичкам быстро освоиться. И вскоре всё созданное ими воспринимается как свой дом с необычным для городских жителей комфортом.
Организация полевого лагеря осуществляется по следующему алгоритму:
1. Подготовительный период (за 3-4 месяца).
а) выбор профиля лагеря и района его проведения;
б) подготовка документации (Положение о лагере, условия его проведения,
сметы, договора);
в) подбор педагогического и инструкторского состава;
г) организационные вопросы (получение разрешения от местных организаций, привлечение различных организаций, транспортное обеспечение, решение вопросов питания, обеспечения безопасности);
д) планирование учебных занятий, организации досуга, подбор дидактического и картографического материала, подготовка сценариев, наградной атрибутики, пропаганда и агитация;
е) материально-техническое обеспечение (подготовка инвентаря и оборудования, канцелярских и хозяйственных товаров, решение санитарных вопросов (питьевая вода, места для умывания и мытья посуды, туалеты, мусоросборники), обеспечение продуктами (перечень продуктов питания согласно норм расходов по приложению к инструктивному письму Минобразования России от 11.01.93 № 9/32-Ф), медикаментами).
2. Проведение лагеря по утвержденной программе (авторская дополнительная образовательная программа «Полевой комплексный лагерь «Дюна» Герлинской И.В., Андрусенко Е.А., Лепешкиной Е.Ю. внесена в муниципальный банк данных Старооскольского городского округа.
Форма проведения - полевой базовый комплексный лагерь, была выбрана не случайно. Это возможность:
· собрать в естественных условиях группу единомышленников из педагогов и детей;
· сформировать интерес к истории и культуре родного края, привить детям любовь к природе;
· собрать воедино большой педагогический коллектив для организации разноплановых занятий;
· дать детям возможность пожить самостоятельно, без опеки родителей, развить чувство коллективизма, навыки самообслуживания в быту;
· закрепить на практике и проверить знания и умения, полученные на занятиях в течение учебного года;
· дать детям возможность интересно отдохнуть, оздоровить и закалить свой организм;
· изолировать детей от «неорганизованного досуга в подворотне».
Проведение полевых лагерей с одной стороны менее затратно, потому что пребывание детей обходится в 2-3 раза дешевле из-за того, что не требуется финансовых затрат на содержание зданий и обслуживающей инфраструктуры, можно обойтись небольшим штатом, практически отсутствует обслуживающий персонал.
Однако диктат экономических факторов не является определяющим. Организуя такой лагерь, мы сохраняем коллективность деятельности. Это необходимо детям – проявить свои способности и помочь при этом друзьям. Ребенок взрослеет, избавляется от многих ложных представлений.
Мы намеренно идем на дополнительные сложности самообслуживания, с которыми столкнутся и дети-участники и взрослые-организаторы лагеря. Для детей это больше романтика жизни на природе – самостоятельной, без родителей. Для взрослых это очень серьезная и ответственная каждодневная работа.
Редко кто задумывается, а тем более оценивает ту огромную работу и затраты физических и моральных сил, напряжение, в котором находятся работники полевого лагеря. Видится лишь внешняя сторона – педагоги поехали с детьми на природу. Но на природе они находятся 15 дней 24 часа в сутки в кругу 40 совершенно разных по всем параметрам подростков в основном в возрасте 14-16 лет.
Выбор места проведения в с. Ездочное Чернянского района объясняется следующими причинами: во-первых, возможность добраться до места автобусным транспортом; во-вторых, этот район интересен для получения новых знаний по истории (Свято-Троицкий мужской монастырь), археологии (древнерусское городище Холки и поселение Ездочное), этнографии (с. Холки, х. Елецкое, с. Ездочное); в-третьих, отдаленность от промышленных объектов, наличие лесного массива и реки позволяет решить вопросы приобретения навыков проживания в природных условиях, оздоровления детей.
Лагерь организуется ежегодно с 2001 года, как правило, в июле месяце. В нем могут принять участие не только воспитанники ЦДЮТиЭ, но и другие желающие школьники. Возраст участников - 12-18 лет.
Располагается лагерь в лесу, на левом берегу р. Оскол, в экологически чистом месте. Кадровый состав подбирается начальником лагеря. С детьми работают профессионалы: профессорско-преподавательский состав, студенты СОФ БелГУ и ВГУ, научные сотрудники Старооскольского краеведческого музея, педагоги Центра туризма и учителя школ.
Выпускники ЦДЮТиЭ (в основном, студенты различных вузов страны) в течение всей смены активно помогают педагогам и ведут самостоятельную работу с детьми. Коллектив жизнерадостных, талантливых и веселых вожатых позволяет разнообразить программу, организовать постоянную занятость участников лагеря.
В полевом лагере «Дюна» сложилась практика распределения ребят по командам по представлению вожатых. Учитывая пол, возраст, физические данные (для спортивных состязаний), владение туристскими навыками (соревнования по ориентированию и технике пешеходного туризма), творческие способности (различные конкурсы) они стараются уравнять команды. Списки согласовываются с педагогами. Это дает возможность исключить группировки, появиться новым лидерам, проверить коммуникативные качества и прочность дружбы. Состав проживающих в палатке комплектуется с учетом пожеланий детей.
В полевом лагере действует правило обязательности участия команды во всех делах и принцип соревновательности, который в полевом лагере носит позитивный характер, направленный на соучастие и сопереживание.
Практика показывает, что, дети привыкли к оценке своей деятельности в школе, и психологически им ближе оценочный принцип. Поэтому была разработана балльная система оценок любого коллективного действия, включая участие в мероприятиях, конкурсах, заготовку дров и нарушение дисциплины (опоздание на занятие или мероприятие, отсутствие на зарядке по неуважительной причине, нецензурная лексика и т.д.). На щите информации вожатые в оперативном режиме выставляли баллы каждой команде. В конце дня на общем костре происходило награждение сладкими призами, грамотами. Безусловно, педагогам было приятно видеть, как дети делили на всех заработанные ими конфеты, шоколад.
Многолетний опыт проведения комплексного полевого лагеря «ДЮНА» подтверждает социальную и педагогическую значимость подобных мероприятий. Дети становятся другими, ярче проявляются их положительные и отрицательные качества. Показателем являются письменные отзывы участников лагеря, в которых они хотят ещё хотя бы раз приехать в это место, где они получили не только заряд бодрости, но и приобрели новых друзей.
В условиях круглосуточного общения педагогов и детей можно оперативно решать многие возникающие проблемы. Полевой лагерь - это комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в процессе занятий туризмом и краеведением. Педагоги имеют все возможности ненавязчиво, методично, используя право выбора детей, не просто воспитать патриота, но и закрепить чувство патриотизма активными действиями на благо своего Отечества.
Организация летнего отдыха осуществляется по 6 направлениям:
· гражданско-патриотическое,
· краеведческое (история, культура, археология, этнография, экология),
· туристско-спортивное (ориентирование, техника пешеходного туризма),
· физкультурно-оздоровительное,
· содержательно-досуговое,
· духовно-нравственное.
Цель: создание условий для развития социальной активности, гражданской ответственности, духовности подрастающего поколения, становления личности, обладающей позитивными ценностями и качествами.
Задачи:
· воспитание гражданина и патриота;
· приобретение краеведческих знаний, знакомство с историей и культурой родного края;
· развитие навыков научных наблюдений, исследований, самостоятельной работы с вещественными, устными источниками;
· приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
· развитие у ребенка мира эмоций, эстетических представлений, воспитание экологической культуры личности;
· социальная адаптация детей, формирование у ребят навыков общения и толерантности;
· предоставление ребенку возможности для самореализации;
· рекреационная, т.е. отдых и оздоровление детей в природной среде;
· профессиональная ориентация обучающихся.
Концепция лагеря «ДЮНА»
Детский полевой комплексный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка, воспитанию гражданина и патриота своего Отечества через включение его в разные виды деятельности.
Главным направлением в работе педагогов и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком-либо направлении деятельности.
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
1. Временный характер детского объединения.
2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем полевом лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
5. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
6. Здоровьесберегающие технологии - купание, закаливание, йога, использование методики дыхательной гимнастики Стрельниковой.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Подготовительный этап.
Начинается за 3-4 месяца до заезда в лагерь и заключается в следующем:
а) выбор профиля лагеря и района его проведения;
б) подготовка документации (Положение о лагере, условия его проведения, сметы, договора, приказы);
в) подбор педагогического и инструкторского состава;
г) организационные вопросы (получение разрешения от местных организаций, привлечение различных организаций, транспортное обеспечение, решение вопросов питания, обеспечения безопасности);
д) планирование учебных занятий, организации досуга, подбор дидактического и картографического материала, подготовка сценариев, наградной атрибутики, пропаганда и агитация;
е) материально-техническое обеспечение (подготовка инвентаря и оборудования, канцелярских и хозяйственных товаров, решение санитарных вопросов (питьевая вода, места для умывания и мытья посуды, туалеты, мусоросборники), обеспечение продуктами;
ж) рекламные акции по набору детей;
з) сбор желающих поехать в лагерь и их родителей (за 2 месяца);
и) организационные сборы участников лагеря (документы, медицинские справки, списки, подготовка группового снаряжения, расфасовка и упаковка продуктов питания, установка палатки, упаковка личных вещей (за 5-10 дней до начала смены).
2. Организационный этап.
Этот период самый короткий (первые два дня).
Основной деятельностью этого этапа является:
· организация транспорта для доставки участников лагеря и оборудования;
· установка палаток, обустройство полевого лагеря и прилегающей территории леса и пляжа;
· распределение детей по командам;
· формирование органов самоуправления;
· знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
· инструктаж по технике безопасности.
Идет организационная работа по выбору капитанов команд, созданию службы массовой информации.
3. Основной этап.
Основной деятельностью этого этапа является:
· реализация основной идеи лагеря;
· вовлечение детей и подростков в различные виды деятельности;
· работа творческих мастерских, «гласа лесного народа».
4. Заключительный этап.
· подведение итогов;
· сбор дневников участников лагеря;
· выработка перспектив деятельности;
· анализ внесенных предложений по деятельности летнего полевого комплексного лагеря в будущем детьми, родителями, педагогами.
Участники лагеря проходят обряд посвящения, на общем костре подводятся итоги смены, определяется команда-лидер по сумме заработанных баллов за все виды деятельности в лагере.
Содержание и механизм реализации программы
Учитывая время (лето), форму проведения (полевой комплексный), а также возрастные особенности участников (средний и старший школьный возраст), в лагере осуществляется обучение в форме практических занятий по археологии, истории, этнографии, туризму, ориентированию и воспитание творчески активной личности в форме сюжетно-ролевых игр. Ребята и педагоги в течение сезона участвуют в 4 ролевых играх: «Следопыты», «Боги и герои Древней Греции», «Когда цветёт папоротник», «Веревочка».
Сюжетно-ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные занятия.
Программа комплексного лагеря «Дюна» делится на 5 блоков: адаптационно-трудовой (с учетом полевых условий), учебный, оздоровительно-рекреационный, досуговый, социально-психологический.
Адаптационно-трудовой блок. Работа ведется постоянно и заключается не только в приобретении знаний и навыков жизни в полевых условиях, но и ежедневном труде по приготовлению пищи, дежурству на кухне, заготовке дров, самообслуживанию. Здесь при активной роли педагогов и вожатых-инструкторов из выпускников Центра решаются проблемы психологические и поведенческие.
В учебном блоке предполагается: проведение краеведческих экскурсий, работа с источниками, посещение местных памятников археологии, истории и культуры; совместная исследовательская работа педагога и воспитанников; знакомство с методикой исследовательской работы историка, краеведа, археолога и этнографа; лекции, беседы, диалог между педагогом и ребенком (объяснение, рассказ, беседа, вопросно-ответный метод); составление маршрутов по конкретной тематике. При этом учитывается особенность данного места и возможность детей играть активную роль в процессе совместной деятельности. План занятий ежегодно корректируется в зависимости от педагогического состава участников проекта, от приобретения новых навыков и знаний, разработки новых маршрутов, уровня подготовленности обучающихся, погодных условий и т.д.
Занятия проводятся ежедневно в объеме 2-4 часов, чаще в первой половине дня. Ежедневно проводится инструктаж по технике безопасности и правилах поведения во время экскурсий. Каждое занятие состоит из вводной беседы, теоретической части, практической части, самостоятельной работы, проверке самостоятельной работы. В конце занятия подводятся итоги работы, делаются необходимые выводы. Перспективой исследования является написание исследовательских работ по краеведческой тематике в течение учебного года.
Оздоровительно-рекреационный блок: утренние зарядки босиком в любую погоду с элементами йоги под руководством инструкторов по туризму. Вожатые проводят нетрадиционные зарядки в виде Нового года, карнавала, а также многочисленные спортивные эстафеты, организуют матчи по волейболу и футболу на самостоятельно оборудованных специальных площадках. Много времени отводится занятиям по туризму. Условия прохождения дистанций по технике пешеходного туризма максимально приближены к естественным: преодоление болота, переправа вброд и по навесной переправе через реку, спасение пострадавших, открывание консервных банок без ножа, вязка узлов, подача сигналов аварийной ситуации. Интересно проходит ночное ориентирование с фонариками. Кроме этого, в свободное время – река и пляж, а также спортивные мероприятия на оборудованной футбольно-волейбольной площадке.
Досуговый блок полностью осуществляют вожатые-инструктора. Они проводят уроки актерского и танцевального мастерства, фестивали сказок и песен, различные игры, посвящение, сами участвуют во всех мероприятиях. Каждый участник включается в постоянный творческий процесс вначале в группе, но может проявить себя и индивидуально. Вожатым удается с помощью спортивно-психологических тренингов («веревочные курсы»), игр сплотить ребят, научить дружить, говорить о наболевшем, петь песни у костра обо всем на свете и мечтать.
Конкурсная программа является перспективным приемом активизации личной самореализации и детской самодеятельности. Согласуя между собой интересы, возможности, знания, умения, потенциалы, участники конкурсов учатся культуре заинтересованного общения и полезного совместного действия как в замкнутом пространстве малой группы, так и в пространстве всего лагеря. Ребенок учится понимать необходимость успеха для себя и создавать ситуации успеха для других.
Конкурсная программа, состоящая из большого числа самостоятельных конкурсов (спортивные, туристические, творческие и интеллектуальные), представляет собой цикл разнообразных дел, в которых может проявить себя каждый подросток, это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности.
В конце смены отрадно видеть посвежевшие и загоревшие лица, радостный блеск глаз, чувствовать осознание детьми причастности к природе, добру. Взявшись за руки, они поют созданный Е.Дунда гимн, слова которого передают всё то, что происходит в этом лагере.
1.«Там, где небо взрывает восход. Там, где звезды кружат хороводом. На поляне лесной без забот Мы живем под одним небосводом… |
2.Здесь палатка – и крепость, и дом. А отряд – и семья, и подмога. Мы друг друга поддержим во всем Даже если терзает тревога. |
3. Если грусть затопила твой быт, От удачи остались осколки, Оказался друзьями забыт – Приезжай поскорее к нам в Холки». |
|
Социально-психологический. Педагоги и вожатые осуществляют диагностику, тестирование, анкетирование, консультации, индивидуальные беседы.
РАСПОРЯДОК ДНЯ В ЛАГЕРЕ:
с понедельника по субботу:
8-00 |
подъем |
|||
8.15 – 9.00 |
зарядка |
|||
9.30 |
завтрак |
|||
10.30 – 13.30 |
теоретические и практические занятия по археологии, истории, этнографии, туризму, экологии, охранные работы, радиальные маршруты |
|||
14.00 – 15.00 |
обед |
|||
15.00 – 17.00 |
тренинги, отдых на реке |
|||
17.00 – 17.30 |
полдник |
|||
17.00 – 18.00 |
хозяйственные работы |
|||
19.00 - 20.00 |
спортивные мероприятия |
|||
20.00 |
ужин |
|||
21.00 – 22.30 |
костер, игры, культурно-досуговая программа |
|||
23.00 |
отбой |
|||
Воскресенье (первое) |
Воскресенье (второе) |
|||
8-00 |
подъем |
8-00 |
подъем |
|
8.15 – 9.00 |
зарядка |
8.15 – 9.00 |
зарядка |
|
9.30 |
завтрак |
9.30 |
завтрак |
|
10.00 |
экскурсия в Холковский подземный монастырь ХVШ в. |
10.00-13.00 |
игры на воде |
|
14.00-15.00 |
обед |
14.00 – 15.00 |
обед |
|
15.00-18.00 |
поход на речку, в лес |
16.00 |
обряд посвящения |
|
18.30-20.00 |
праздник Ивана Купала |
20.00 |
праздничный ужин |
|
20.00 |
ужин |
22.00 |
костер |
|
22.00 |
костер |
24.00 |
отбой |
|
24.00 |
отбой |
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
занятий с участниками лагеря
День |
Тема занятия, мероприятия |
Кол-во часов |
Первый день, заезд |
· Инструктаж по ТБ · Игра-тренинг «Давайте знакомиться» и песни под гитару у костра |
1
3 |
Второй день |
· Основы археологии: предмет, формы, методы работы. Археологические памятники. Маршрут по правому берегу реки Оскол, осмотр стоянки эпохи мезолита. Работа с подъемным материалом (как правило, фрагменты кремня). История заселения Поосколья в эпоху каменного века. Дети делают зарисовку памятника, составляют визуальный план местности с основными ориентирами. · Практические занятия по этикету |
3
2 |
Третий день |
· Маршрут по левому берегу реки Оскол, осмотр курганов эпохи раннего железного века (далее РЖВ). Характеристика РЖВ. Периодизация периода: скифская эпоха (VII-III вв. до н.э.), гунно-сарматская эпоха (II в. до н.э.– IV в н.э.) Курган, как памятник археологии. Составление визуального плана с нанесением на него курганной группы. · Игра «Следопыт» |
3
2 |
Четвёртый день |
· Учебная экскурсия на поселение эпохи раннего железного века близ с. Ездочное. Памятник позднезарубинецкой культуры, который был изучен совместной экспедицией ВГУ и СОКМ в 2000 году. Памятник датируется II-III вв.н.э., имеет следы присутствия древней металлургии · Фестиваль «Холковидение» |
2
3 |
Пятый день |
· Учебная экскурсия на территорию Холковского Свято-Троицкого монастыря, осмотр памятника князю Святославу Игоревичу (957–972 гг.). Борьба древнерусского государства с Хазарским каганатом. Походы князя Святослава на Северный Кавказ и Азовское побережье, отражение печенежских набегов, борьба с Константинополем. · Занятие по узлам. Основы ориентирования |
2
3 |
Шестой день |
· Учебная экскурсия на городище Холки. История исследования древнерусской крепости XII–XIV вв. Интерпретация городища. Военное дело и хозяйственные занятия жителей крепости. Поход князя Игоря 1185 года, воспетого в древнерусском «Слове о полку Игореве». · Зачет по узлам. |
3
2 |
Седьмой день |
· Основы этнографии: предмет, формы, методы работы. Материальная культура сёл. История заселения края в XVI–XVII вв. Хозяйственные занятия жителей. Учебная экскурсия в с. Елецкое Новооскольского района. Составление описания согласно опроснику (листы с вопросами раздаются заранее). · Туристская эстафета |
3
2 |
Восьмой день |
· Учебная экскурсия в село Холки Чернянского района. Описание села (история, устройство дворов, улицы, топонимика). Составление описания села по опроснику. Сравнительная характеристика. · Соревнования по ориентированию «Ночной патруль» |
3
2 |
Девятый день |
· Жилище и его устройство, хозяйственные постройки. Традиции домостроения на Белгородчине. Осмотр старинного дома в с. Елецкое. Составление описания и чертежа дома. · Занятия по водному туризму |
3
2 |
Десятый день |
· Традиции села Елецкое. Встреча с жителем села Саликовым И.В. Записи воспоминаний. · Радиальные туристские выходы-маршруты |
2
3 |
Одиннадцатый день |
· Песенное творчество села Холки. Встреча с жительницей села Бычковой Н.Д. Запись старинных праздников и обрядов. · Занятия по технике пешеходного туризма, медицине |
2
3 |
Двенадцатый день |
· Традиционное народное творчество. Встреча с жительницей с. Холки Чеботаревой Л.Ф. Сбор сведений об этнографических предметах, комплектуемых в экспедиции для музея. · Туристская полоса препятствий |
2
3 |
Тринадцатый день |
· Посещение Холковского Свято-Троицкого мужского монастыря. История создания монастыря. Особенности подземных пещер. Возрождение монастыря в ХХ веке. Экскурсия по территории монастыря, беседа с отцом Феогностом. · «Веревочные курсы» |
2
3 |
Четырнад-цатый день |
· История края в период Великой Отечественной войны. Экскурсия к землянке. Рассказ о современном поисковом движении на Белгородчине. Методика работы. · Соревнования «Гонки на байдарках» |
3
2 |
Пятнадцатый день |
· Сбор лагеря, сдача отзывов-анкет |
3 |
|
ИТОГО |
72 часа |
Условия реализации программы
1. Нормативно-правовые предполагают знание и следование федеральным, региональным, муниципальным и учрежденческим (законы, приказы, постановления, инструкции, СанПиН и т.д.) актам.
2.Материально-технические условия предусматривают:
· финансирование за счет средств муниципального бюджета, благотворительных взносов родителей и спонсоров;
· оборудование для полевого лагеря (палатки, спальники, коврики из пенополиуретана, тенты, костровое и т.д.);
· оборудованная волейбольная и футбольная площадки;
· полевая столовая;
· оборудованное место для приготовления пищи (на костре), дровницы;
· оборудованное место общего сбора вокруг лагерного костра;
· палатка для камеральной обработки собранного в экспедиционных маршрутах материала;
· штабная палатка;
· туристское снаряжение для занятий по ориентированию и технике туризма (основные и вспомогательные веревки, карабины, страховочные системы, призмы, компасы, наборы топографических карт, карточек участников соревнований и маршрутов и др.);
· оборудование для археологических и этнографических маршрутов (лопаты, крафт, диктофон, метровая рейка и т.д.);
· художественные средства, гитара, спортинвентарь, (мячи, ракетки и т.д.);
· хозяйственный инвентарь (баки для воды, емкости для хранения продуктов, групповая посуда, фонари, лопаты, волчатник и т.д.);
· аудиотека, фонограммы;
· канцелярские принадлежности;
· фото- и видеоаппаратура;
· генератор, сетевые фильтры для зарядки фото-видеоаппаратуры, телефонов, мегафон, компьютер с выходом в Интернет.
Перечень оборудования (из расчета 50 человек)
1. Палатки с тентом и стойками: 6-местная (типа «Aleksika») – 7 шт.х 10000 руб. =70000
2. палатки 2-местные – 5 шт. х 3500=17500
3. палатки армейские – 2 шт
4. спальники – 50 шт. х 600 р. =30000
5. коврик теплоизоляционный – 50 х 350=17500
6. тент хозяйственный – 3 х 6000 = 18000
7. набор тур.мебели – 15х15000=22500
8. кастрюли (40л) – 4 шт х550 =2200
9. кастрюли (20л) – 2 шт х300 =600
10. баки для воды (60л) – 4 шт х600=2400
11. канистры (10л) – 8 шт х350 =2800
12. ведра – 5 шт. х 120=600
13. тазы пластиковые 8х 40=320
14. лопаты штыковые, совковые – 10 шт х130=1300
15. топор – 2 шт х 170=340
16. пила – 2 шт х 560=1120
17. бензопила – 12000
18. костровое оборудование (на заказ) – 500 р
19. веревка 10 мм – 300м х 40,00=12000
20. веревка 6 мм – 50м х12,00=600
21. обвязки- 12 комплектов х 800=9600
22. карабины 30 шт х 500=15000
23. компасы жидкостные – 8 шт х 180=1440
24. рукавицы – 16 пар х 15=240
25. фонарь – 2 шт.х 1500=3000
26. рулетка метал.измерительная – 1 шт х 150=150
27. Мяч футбольный – 2 штх900=1800
28. мяч волейбольный – 2 штх900=1800
29. диктофон 2 шт х 4000=8000
30. ноутбук – 30000
31. цифровой фотоаппарат – 1 шт. х 8000=8000
32. столы обеденные (сборные) – 8 шт.
33. скамейки – 10 шт.
ИТОГО: 291310 рублей
3.Кадровые условия
№ п/п |
Ф.И.О. |
Должность |
Вид деятельности |
1. |
Черданцев А.М. |
Директор МБУ ДО «ЦДЮТиЭ» |
Куратор летнего лагеря |
2. |
Винников А.З. |
Д.и.н., профессор ВГУ |
Куратор летнего лагеря по науке |
3. |
Герлинская И.В. |
Зам. директора МБУ ДО «ЦДЮТиЭ» |
Начальник лагеря |
4. |
Лепешкина Е.Ю. |
К.и.н., доцент СОФ НИУ БелГУ; ПДО ЦДЮТиЭ, |
Зам.начальника лагеря по науке |
5. |
Романова М.Е. |
Зав.отделом туризма МБУ ДО «ЦДЮТиЭ» |
Зам.начальника лагеря по туризму |
6. |
Агибалова Л.П. |
Учитель истории МАОУ «СОШ № 24 с УИОП», ПДО ЦДЮТиЭ |
Зам.начальника лагеря по воспитательной работе |
7. |
Андрусенко Е.А. |
Зам.директора по науке МКУК «СОКМ», ПДО ЦДЮТиЭ |
Руководитель по этнографии |
8. |
Листкова Е.В. |
Учитель физвоспитания МАОУ «СОШ № 33, ПДО ЦДЮТиЭ |
Руководитель по физической культуре и спорту |
9. |
Ененко Е. |
Аспирант ВГУ |
Руководитель по археологии |
10. |
Швец Т.И. |
Учитель истории МБОУ «СОШ № 19 с УИОП» |
Старшая вожатая |
11. |
Захарова Г.С. |
родитель |
Заведующий питанием |
12. |
Дьяконова О.С. |
Медсестра МУЗ «Горбольница № 1» |
Медицинский работник |
13-18 |
7 человек |
Выпускники МБУ ДО «ЦДЮТиЭ», студенты ВУЗов |
Вожатые-инструкторы, кураторы отрядов |
4. Педагогические условия:
· соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагеря, создание условий для гармоничного, индивидуального развития личности ребенка через участие в общих мероприятиях;
· отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
· обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
· единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
5. Методические условия предусматривают:
· наличие необходимой документации, программы, плана;
· проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
· проведение ежедневных вечерних планерок с подведением итогов текущего дня и внесением корректировок в план последующего;
· коллективные творческие дела;
· теоретические и практические занятия по археологии, этнографии, экологии, истории и туризму;
· творческие мастерские;
· индивидуальная работа;
· тренинги;
· деловые и ролевые игры;
· самоуправление в отряде и в лагере.
Предполагаемые финансовые затраты
СМЕТА
расходов на проведение профильного полевого лагеря (с частичным приобретением тур.оборудования и снаряжения)
Количество дней: 15
Количество человек: 50
1. Оплата транспорта (бензин) на доставку участников лагеря: 150 л х 24,7=3705,00
2. Питание: 50 чел. х 200,00 х 15 дней=150000,00
3. Канцтовары – 1500,00
4. аптечка – 2000,00
5.бытовая химия – 800,00
6. призы (для победителей соревнований и конкурсов) – 5 000,00
7. приобретение тур.оборудования и снаряжения (частично):
веревка 10 мм – 300м х 40,00=12000
веревка 6 мм – 50м х12,00=600
обвязки- 6 комплектов х 800=4800
карабины 20 шт х 500=10000
компасы жидкостные – 8 шт х 180=1440
рукавицы – 16 пар х 15=240
палатки с тентом и стойками: 6-местная (типа «Aleksika») – 2 шт.х 10000 руб. =20000
спальники – 10 шт. х 600 р. =6000
коврик теплоизоляционный – 20 х 350=7000
ИТОГО: 225085,00 (двести двадцать пять тысяч восемьдесят пять) рублей.
Соответственно стоимость путевки: 4500 рублей. Однако, в настоящее время мы исключаем из стоимости путевки приобретение оборудования и получаем стоимость путевки на одного человека – от 2500 до 3000 тысяч. При этом учитывается материальная обеспеченность желающих поехать в лагерь детей. Поэтому стоимость путевки может быть меньше. Решение принимается педагогическим советом полевого лагеря.
Система контроля за реализацией программы
№ п/п |
Мероприятие |
Срок проведения |
Ответственные |
1. |
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации летнего отдыха детей |
Апрель |
Начальник лагеря |
2. |
Проведение «Отрядной свечи» с целью выявления интересов детей, характеров; «Экватора» с целью мониторинга адаптации детей к условиям жизни в полевом лагере; «Свеча по кругу» (участвуют дети и педагоги) с целью анализа результатов смены |
1 день смены, середина смены, предпоследний день смены |
Вожатые-инструктора |
3. |
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями |
В течение смены |
Начальник лагеря, педагоги, вожатые |
4. |
Различные формы анализа освоения теоретических и практических занятий по истории, археологии, этнографии, экологии, медицине, туризму |
В течение смены |
Педагоги - руководители направлений деятельности |
5. |
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий, сбор дневников |
Последний день смены |
Старшая вожатая, зам.начальника по воспитательной работе |
Ожидаемые результаты
1. формирование интереса к истории и культуре края, чувств патриотизма;
2. укрепление физического и психологического здоровья детей и педагогов в природной среде;
3. приобретение навыков исследований, полевых и камеральных работ, самостоятельной работы с разными видами источников;
4. приобретение обучающимися дополнительных знаний по истории, археологии, этнографии, туризму, экологии;
5. развитие эстетических представлений, воспитание духовно-нравственной, экологической культуры личности;
6. развитие творческих способностей;
7. самореализация, развитие лидерских и организаторских качеств, личностный рост участников лагеря;
8. социальная адаптация детей, формирование у ребят навыков общения и толерантности;
9. профессиональная ориентация обучающихся.
Работа в органах соуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:
· лидерские способности;
· чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив;
· умение общения со взрослыми;
· высказывание и отстаивание своей точки зрения;
· видение ошибок и умение находить пути их исправления;
· уважение мнения других.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с участниками лагеря проводится постоянный мониторинг. Каждый вечер у костра, в теплой дружественной обстановке проводятся беседы на разные темы, ролевые игры. Это позволяет обеспечить постоянный механизм обратной связи.
Формой обратной связи в лагере «ДЮНА» служит рукописная летопись, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей. Пишут ее ежедневно представители отрядов (каждый раз разные). В конце дня вожатые собирают листы, в которых дети пишут свои впечатления (позитив и негатив) за день, благодарности, предложения. Каждые три дня педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников лагеря, который представляет собой сравнительную таблицу результатов участия каждого во всех без исключения занятиях, мероприятиях на протяжении всей смены. Таблица вывешивается в начале смены на щите информации и ежедневно заполняется вожатыми. В конце каждого дня вечером на общем сборе у костра оглашаются результаты, и осуществляется награждение победителей грамотами и сладкими призами. В конце смены выявляются лидеры и команды-победительницы по отдельным видам и в общем зачете.
Анкета
1. Тебе нравится в лагере?
2. Какие теоретические занятия тебе больше нравятся?
3. Какие практические занятия тебе больше всего нравятся?
4. Чему ты научился в лагере?
5. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
6. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
7. Тебе хотелось бы поехать еще раз в этот лагерь?
8. Что ты рассказываешь дома о лагере?
9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
10. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
11. Нашел ли ты новых друзей среди ребят, среди взрослых?
12. Что особенно понравилось в лагере?
Библиографический список
1. Вульфов, Б.В. Патриотизм как социальный и психолого-педагогический феномен / Б.В. Вульфов // Внешкольник, № 1 (118). – М., 2007 – с.29-31.
2. Герлинская, И.В. Из опыта работы историко-археологических объединений школьников г. Старый Оскол/ И.В.Герлинская //Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, № 3(39), 2001.
3. Герлинская, И.В. Формирование у школьников интереса к изучению истории на занятиях кружка и в школьных летних профильных отрядах/ И.В.Герлинская // Развитие образования в городе Старый Оскол и Старооскольском районе: сб. материалов городской науч. конф. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2004. – С. 60-68.
4. Герлинская, И.В. Полевой лагерь «ДЮНА»/ И.В.Герлинская. Каталог проектов выставки «Инновационные технологии молодежного туризма». Федеральное агентство по делам молодежи. М., 2009.
5. Дик, Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей/ Н.Ф.Дик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 345 с.
6. Жариков, Е. С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
7. Константинов, Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей/ Ю.С.Константинов. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001. – 179 с.
8. Константинов, Ю.С. Педагогика школьного туризма: Учебно-метод. пособие/ Ю.С.Константинов, В.М.Куликов. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2006. – 208 с.
9. Кто в лагере живет? Педагогика школьных каникул: Методическое пособие / Сост. и науч. редактор С.В. Тетерский. – М.: «АСADEMIA», 2003. – 130 с.
10. Маслов, А.Г. Полевые туристские лагеря/ А.Г.Маслов, Ю.С.Константинов, И.А. Дрогов. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 207 с.
11. Остапец-Свешников, А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся/ А.А.Остапец-Свешников. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001. – 96 с.
12. Острые проблемы воспитания: поиски решения / Под ред. Б.З. Вульфова. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 240 с.
13. Отдых и оздоровление детей и подростков: Сб. нормативных документов / Сост. С.В.Барканов, М.И.Журавлев, В.И.Савоськина. – М.: Граф-пресс, 2002. – 216 с.
14. Развитие творческих способностей детей через организацию дополнительного образования в городе Старый Оскол. – Старый Оскол: Старооскольская типография, 2005. – 38 с.
15. Рождественская, С.Б. Содержание и методы этнографической работы школьников/ С.Б.Рождественская. – М., 1988.
16. Синягина, Н.Ю. Взгляд на некоторые острые проблемы молодежи / Н.Ю. Синягина // Внешкольник, № 1 (118). – М., 2007 – с.24
17. Стрижев, Ю.А. Туристу о природе/ Ю.А.Стрижев. – М., 1986.
18. Усыскин, Г.С. В классе, в парке, в лесу/ Г.С.Усыскин. – М., 1996.
19. Фомичева, О.С. Образование как откровение/ О.С.Фомичева. - М.: Гелиос АРВ, 2002.
20. Штюрмер, Ю.А. Профилактика туристского травматизма/ Ю.А.Штюрмер. – М., 1992.
21. Исаева Ю.И. Досуговая педагогика. – Режим доступа: www.uchkopilka.ru
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
Приложение 1. Права участника лагеря «Дюна»
Приложение 2. Законы «ДЮНЫ»
Приложение 3. Законы юных туристов
Приложение 4. Документы организационного периода.
Приложение 1
Права участников лагеря «ДЮНА"
· Право безопасности жизни
· Право уважения личности
· Право творческого созидания
· Право познания
· Право свободы выбора деятельности
· Право свободного общения
· Право на информацию.
· Право на инициативу
· Право быть счастливым
· Право на ошибку
Приложение 2
Законы «ДЮНЫ»
· Закон территории
· Закон точного времени
· Закон доброго отношения
· Закон охраны природы
· Закон здорового образа жизни
· Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения
· Закон соуправления
· Закон свободы слова
Приложение 3
Законы туристов
Это своеобразный кодекс туристской чести. Надо, чтобы туристы не только помнили эти законы, но и глубоко вникли в их содержание, считали своим долгом, честью их выполнение.
1. Нельзя понять смысл туризма, сидя дома.
2. Дорогу осилит идущий.
3. Туристы ходят цепочкой – бараны табуном.
4. Если ты устал – помоги товарищу и тебе станет легче.
5. Каким бы маленьким не был оставшийся кусочек хлеба – в походе его делят на всех.
6. Взятую у товарища вещь верни в те же руки.
7. Плохой поход бывает у плохих туристов.
8. Успех похода полностью зависит от его подготовки.
9. Наш девиз: не ныть! Не ныть, если холодно, если голодно, если подгорела каша.
10. Пошел в поход – не бойся, боишься – не ходи.
11. Если на полпути ты понял, что идешь не в ту сторону – не упрямься, вернись.
12. Семеро одного ждут.
13. Незаписанное наблюдение – потерянный клад!
14. Путешественник – это тот, кто людям добро несет. Кто топчет, ломает, жжет – презренным бродягой слывет.
15. В походе ничего личного нет. Твои ноги и ты сам принадлежат группе. Если у тебя заболел «твой» живот – болеет вся группа. Если ты не можешь идти – сидит вся группа.
16. Оставь место чище, чем оно было.
Приложение 4
4а) образец приказа управления образования
Министерство образования и науки
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
администрации Старооскольского
городского округа Белгородской области
(УО администрации Старооскольского городского округа)
ПРИКАЗ
« » ________________20__ г. № _____________
О проведении полевого лагеря «Дюна»
В целях формирования интереса обучающихся к изучению родного края, активизации исследовательской деятельности в рамках подготовки к областному конкурсу учреждений года и реализации областной целевой Программы по развитию школьного туризма для учащихся Белгородской области «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья – к святыням Отчизны»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Директору МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» Иванову П.И. организовать проведение комплексного полевого лагеря «Дюна» в село Ездочное Чернянского района Белгородской области с 15 по 29 июля 20__ года.
2. Назначить начальником лагеря ФИО, должность, заместителями начальника – ФИО, должность.
3. Назначить вожатыми-инструкторами ФИО, - выпускников МБУ ДО «ЦДЮТиЭ».
4. Направить группу обучающихся МБУ ДО «ЦДЮТиЭ» для участия в комплексном полевом лагере «Дюна» с 15 по 29 июля 20__ года в следующем составе:
1. Ф.И., класс, МАОУ «СОШ № 24 с УИОП»
2. ……… и т.д.
5. Директору группы централизованного хозяйственного обеспечения управления образования ФИО обеспечить сопровождение лагеря транспортом согласно заявки.
6. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в пути следования и во время проведения лагеря возложить на ФИО, должность,.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела воспитания и дополнительного образования ФИО.
Начальник управления образования ФИО
Исп.: ФИО
Тел.:22-12-62
С приказом ознакомлены: ФИО
4б) образец разрешения от родителей
Начальнику управления образования
администрации Старооскольского
городского округа
Филимоновой А.Г.
___________________________________________
(Ф.И.О. одного из родителей полностью)
__________________________________________ ,
проживающего(ей) по адресу _________________
___________________________________________
тел. № ___________________
Я, __________________________________________________________________
(ф.и.о. одного из родителей)
разрешаю своей дочери (своему сыну) ______________________________ ученику (це) __________ класса школы № ______ участвовать в работе комплексного полевого лагеря в с. Холки Чернянского района с 01 по 15 июля 2016 года, учитывая медицинские показания своего ребенка.
Ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка в пути и во время проведения экспедиции возлагаю на ФИО, должность.
«____»______________ 2016 г. ________________________
(подпись)
4в) образец заявки на транспорт
администрации Старооскольского
городского округа
Ивановой А.Г.
Прошу выделить два автобуса ПАЗ для проезда участников полевого комплексного лагеря «Дюна» и две грузовых ГАЗели для доставки снаряжения к месту проведения лагеря.
Количество участников: 45 человек
Время проведения: 15 – 29 июля 2016 года.
15 июля 2010 г.
ПАЗ (2 автобуса) - 9-30 - проезд участников полевого лагеря по маршруту: ЦДЮТиЭ – с. Ездочное и обратно (протяженность 190 км).
29 июля 2010 г.
ГАЗЕЛи (две грузовые) - 12-00 из с. Ездочное. Маршрут: Старый Оскол – с. Ездочное – ЦДЮТиЭ г. Старый Оскол (протяженность 190 км)
ПАЗ (2 автобуса) - 13-00 из с. Ездочное. Маршрут: Старый Оскол – с. Ездочное – ЦДЮТиЭ г. Старый Оскол (протяженность 190 км)
ИТОГО протяженность маршрута – 1520 км
Директор МБУ ДО «ЦДЮТиЭ» подпись ФИО
4г) список-памятка для участника лагеря
СПИСОК
снаряжения и продуктов для участия в полевом лагере «ДЮНА»
(с 5 по 19 июля 2016 года)
1. Палатка (если есть)
2.одеяло или спальник (обязательно), можно маленькую подушку
3. ветровка и свитер (или куртка)
4. спортивная одежда (не менее 2-х брюк)
5. носки (4 пары), шерстяные носки
6. белье, купальник
7. футболки (3 шт), шорты
8. Обувь: кроссовки, сланцы, резиновые сапоги или калоши, кеды
9. головной убор (кепка, шляпа и др.)
10. дождевик
11. платок х/б для посвящения (всем новобранцам), платок девочкам (для экскурсии в монастырь)
12. два полотенца (одно для ног)
13. фонарик (один на двоих)
14. средство от комаров и клещей
15. кружка, ложка, миска, нож, тканевый мешочек для посуды
16. З/щетка, з/паста, мочалка, мыло, шампунь, расческа
17. туалетная бумага, 5 бельевых прищепок,
18. 4 булавки
19. фотоаппарат (если есть),
20. гитара (если есть)
21. спортивный инвентарь (если есть)
22. лекарства (по показаниям)
23. активированный уголь (20 табл.), 1 бинт
24. пластиковая бутылка (объем – 5 л)
25. ручка, карандаш, тетрадь в клетку, резинка, линейка (обязательно)
26. краски, фломастеры (если есть)
27. атрибутика для творческих конкурсов, фестивалей (обрезки разноцветной ткани, пленки и т.д.)
28. сухой паек на день заезда (5 июля)
29. разрешение от родителей
30. медицинская справка
31. 2400 рублей (160 руб. в день), 4 кг мытой и сухой (можно старой) картошки.
СБОР в ЦДЮТиЭ 2 июля в 14 часов (авт. №№ 11,14, 15, 38, 101, 106 до ост. Ездоцкий центр)! В спортивной форме (отработка постановки палатки).
Принести: разрешение от родителей, медицинскую справку, деньги, крупные вещи (упакованные), сухую 5-литровую бутылку.
ВНИМАНИЕ!
Вещи не покупать, использовать старые!!!
Тел. Начальника лагеря ----------- (раб); сотовый
Выезд 05.07.2010г. в 8-30 от ЦДЮТиЭ
4д) образцы списков
СПИСОК
участников лагеря "ДЮНА" с 15-29 июля 2016 года
№ п/п |
Фамилия, имя |
дата рождения |
школа, класс |
адрес |
телефон |
Ф.И.О. родителей |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
СПИСОК участников лагеря "Дюна",
прошедших инструктаж по технике безопасности 15 июля 2016 года
№ пп |
Фамилия, имя инструктируемого |
Подпись инструктируемого о прохождении инструктажа |
Примечания |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
Подпись проводившего инструктаж ___________________ ФИО
СПИСОК
на выдачу и сдачу снаряжения
№ пп |
Фамилия, имя |
Выдано |
Сдано |
Прим. |
||||
Коврик |
Спальник |
Палатка |
Коврик |
Спальник |
Палатка |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4е) инструкции
Инструкция для руководителей
туристического похода
Руководитель туристического похода обязан:
1) Нести ответственность за жизнь, здоровье детей и безопасность экскурсии, за выполнение плана мероприятий, содержание познавательной оздоровительной воспитательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры.
2) Ознакомиться с условиями погоды в районе экскурсии и строго соблюдать утвержденный маршрут.
3) Принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, вплоть до изменения экскурсии в связи с возникшим опасными природными явлениями или другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания помощи пострадавшему.
4) Принять срочные меры по доставке заболевших участников в ближайшее медицинское учреждение.
5) О любых подозрительных происшествиях, ситуациях, предметах сообщить в ближайшие правоохранительные органы.
6) Знать (поминутно) о местонахождения каждого члена туристической группы.
Инструкция для учащихся
о поведении на маршруте
Участник туристического похода обязан:
1) Строжайше соблюдать дисциплину и своевременно выполнять указания руководителя.
2) Знать и неукоснительно соблюдать правила пожарной безопасности обращения с взрывоопасными предметами, способы предупреждения травматизма и оказание доврачебной помощи.
3) Бережно относится к природе, памятникам истории и культуры.
4) Своевременно информировать руководителя экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмировании.
5) Ни в коем случае не приближаться и не поднимать посторонние (оставленные) предметы.
6) Не отлучаться из группы, не предупредив руководителя.
7) Садиться в автобус, поезд и др. виды транспорта и выходить из них только в условленном месте при полной остановке.
8) Во время движения транспортного средства открывать окна с правой стороны по ходу движения с разрешения руководителя.
9) Не высовываться из окон, не выходить без руководителя в тамбур.
10) Из окон транспорта ничего не бросать, убирать мусор в пакеты.
11) Строго соблюдать правила передвижения группы (двигаться с правой стороны дороги навстречу идущему транспорту).
12) Соблюдать дисциплину во время поездки.
При возникновении экстремальной ситуации участник туристического похода обязан:
1. При передвижении по незнакомой местности иметь карту.
2. Не вступать в конфликты (споры) с незнакомыми людьми.
3. При обнаружении взрывоопасных или незнакомых предметов, их не трогать, немедленно сообщить в ближайшие: с/совет, милицию, военкомат.
4. При пожаре в лесу без паники выбираться к реке и дороге к селу (по возможности стараться ликвидировать пожар собственными силами).
5. Если заблудились, нужно идти на звук (шоссе, поезд, завод и т.д.,), двигаться вдоль дороги, реки.
6. При сложных заболеваниях и травмах обратиться в ближайший населенный пункт.
7. Не паниковать, слушаться руководителя.
1.1. К полевому лагерю, экскурсиям допускаются учащиеся, имеющие медицинский допуск и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
1.2. При проведении полевого лагеря, экскурсий необходимо учитывать возможное воздействие на участников следующих опасных факторов:
· потертости ног при неправильном подборе обуви;
· травмы и раны при неправильном использовании острых и режущих предметов, огня и кипятка;
· заражение желудочно-кишечными заболеваниями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов;
· отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами;
· самовольное оставление участниками места расположения группы.
1.3. При проведении полевого лагеря, экскурсий в группе должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов.
1.4. При несчастном случае, признаках заболевания участник обязан немедленно сообщить об этом руководителю.
1.5. Продолжительность и протяженность походов должны соответствовать возрастным возможностям участников и подготовке группы.
2.1. Участник должен пройти соответствующую подготовку, инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья.
2.2. Участник должен выходить в лагерь в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.
2.3. При закупке продуктов питания, медикаментов проверять срок их хранения.
3.1. При проведении лагеря руководитель обеспечивает безопасность в транспорте, при прохождении маршрута, во время бивачных работ.
3.2. При движении по маршруту назначать замыкающего группы, проверять наличие участников группы.
3.3. Руководитель группы обязан контролировать работу учащихся с колющими и режущими предметами.
3.4. Строго соблюдать правила организации купания в походе.
4.1. В случае резкого ухудшения погодных условий, физического состояния участников и т. п. принять меры к обеспечению безопасности и здоровья детей вплоть до прекращения лагеря, обеспечения выезда группы в населенный пункт.
4.2. В случае опоздания группы из лагеря к назначенному сроку руководитель группы обязан предупредить родителей об опоздании.
4.3. При получении травмы, заболевания оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в медицинское учреждение и сообщить об этом администрации Центра.
5.1. Проверить по списку наличие участников группы.
5.2. Проверить наличие и сдать на хранение снаряжение.
Соблюдение правил безопасности — первое и главное требование к участнику лагеря.
Каждый участник ОБЯЗАН выполнять следующие правила безопасности:
1. Точно и немедленно выполнять все распоряжения руководителя.
2. Перед выходом на маршрут, занятия проверить исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.
3. Топоры, пилы и другие колющие и режущие предметы упаковывать в чехлы и рюкзаки.
4. Во время переезда по железной дороге:
· при приближении поезда не стоять у края платформы;
· на ходу поезда дверей не открывать, из вагона не высовываться, в тамбурах не стоять;
· выходить из вагона только с разрешения руководителя;
· садиться в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда.
5. Строго соблюдать правила дорожного движения:
· при движении вдоль дороги из строя не выходить;
· идти по левой стороне обочины навстречу движущемуся транспорту;
· при переходе дороги быть предельно внимательным, шоссе переходить шеренгой.
6. При движении находиться в составе группы.
7. О всякой замеченной опасности немедленно докладывать руководителю.
8. При необходимости длительной остановки — замыкающий обязан остановить всю группу.
9. Строго соблюдать правила страховки и самостраховки.
10. Потертости ног не допускать, о возникновении потертостей немедленно докладывать руководителю.
11. О малейших признаках заболеваний немедленно докладывать руководителю.
12. Строго соблюдать питьевой режим.
13. Купаться можно только с разрешения руководителя, в указанном им месте и в его присутствии.
14. Во время купания не нырять с мостков, лодок, обрывов, не купаться в сумерках и ночное время.
15. Свечи и спички в палатке без разрешения руководителя не зажигать.
16. Порубок живых деревьев не производить. При порубке сучьев под деревьями не стоять. Тяжелых бревен и камней по одному не переносить.
17. На деревья без разрешения руководителя не залезать.
18. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить.
19. В лесу горящих спичек не бросать, костров без присмотра не оставлять.
20. Аккуратно обращаться с огнем и кипятком. Ведра с горячей водой и пищей ставить у самого костра или далеко от костра в специально отведенном месте.
21. У костра дежурные должны иметь рукавицы, головной убор и одежду, полностью закрывающую тело.
22. Если участник случайно остался один, он должен прекратить движение и спокойно ждать, пока его найдут. Самому поиски не предпринимать, тепло одеться и, по возможности, развести костер.
23. В местах бывших военных действий боеприпасы и оружие не собирать.
24. При обнаружении оружия и боеприпасов немедленно сообщить об этом руководителю. Самим найденные вещи не трогать. О найденных боеприпасах необходимо сообщить в местные органы власти, милиции, военкоматы.
Правила безопасности при купании в полевом лагере
1. Руководитель обязан лично проверить глубину и безопасность места, выбранного для купания.
2. Границы места купания нужно показать всем купающимся.
3. Каждое купание проводится с разрешения руководителя группы и только в его присутствии.
4. Для наблюдения и своевременного оказания помощи один из руководителей должен находиться на берегу.
5. Одновременно могут купаться не более 8 человек и не дольше 10 минут (время зависит от температуры воды и воздуха).
6. Во время купания не допускаются крики. Участники должны знать, что крик — это сигнал о помощи.
7. Запрещается нырять с лодок, обрывистого берега, купание в сумерки и ночное время, купание сразу после еды в течение 1,5 часов.
8. Запрещается купание вблизи дамб, шлюзов, плотин, водопоя животных.
Приложение 5
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.