Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"
Оценка 4.7

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
doc
русская литература
Взрослым
04.03.2018
Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"
В данной статье рассказывается о практической деятельности учителя русского языка и литературы в области проектно-иссследовательской деятельности. Использование проектной технологии в процессе изучения литературы развивает мышление учащихся, повышается их интерес к изучаемому предмету, формируются познавательные интересы пятиклассников. Этот материал пригодится педагогам, работающим в 5 классе.Данная статья поможет педагогам, работающим в 5 классе, развивать познавательные интересы учащихся.
Использование проектной технологии в процессе изучения литературы..doc
Н.В. Кутуева Использование проектной технологии в процессе  изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой  царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными   сказками)                                                Оглавление I. II. Введение. Цели и задачи проектно­исследовательской деятельности. Общая характеристика проекта. 1. Краткое содержание проекта. 2. Планируемые результаты обучения. 3. Основополагающие проблемы. 4. Гипотезы.  5. Критерии оценки проекта. 6. Необходимые начальные знания, умения, навыки. Этапы проектной деятельности (таблица) III. IV. Характеристика деятельности учащихся и учителя. V.  Описание  проекта (работа творческих групп). 1. Сравнительная характеристика героинь. 2. Сопоставление сказок. 3. Сравнительный анализ произведений. 4. Подведение итогов проекта. 5. Создание презентации. VI. Библиография. I. Введение Проектно­исследовательская     деятельность   осуществляется   самостоятельно учащимися  под руководством  педагога­руководителя.  Результатом работы над проектом,   его   выходом,   является   продукт,   который   создается   участниками проекта  в ходе решения поставленной проблемы. Цель   проектно­исследовательской   деятельности:   формирование условий для ведения проектно ­ исследовательской деятельности как основы саморазвития, самореализации и самообразования учащихся. Задачи: 1. Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать   с   другими   людьми   в   достижении   общих   целей,   оценивать достигнутые результаты; 2. Создать   условия   для   формирования   у   школьников   навыков самостоятельного   добывания   новых   знаний,   сбора   необходимой   информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.  II. Общая характеристика проекта. Краткое содержание проекта: проект направлен на изучение сказок  А.С.Пушкина,  В.А.Жуковского, сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» («Снегурочка») и русских народных сказок. Учащиеся  знакомятся с понятием « литературная сказка », находят её отличия от  народной, сопоставляют «Спящую царевну» Жуковского и «Сказку о мертвой царевне …» Пушкина, исследуют традиции и новаторство русских поэтов в  разработке данной темы. Предмет: литература Класс: 5  класс Приблизительная продолжительность проекта: 2 недели  Планируемые результаты обучения: помочь учащимся в исследовании сказок Пушкина и Жуковского,  увидеть  традиционные моменты народных сказок, показать художественные открытия  поэтов. В процессе работы необходимо будет сопоставить  сказки, выявляя  сходство и различия, постигая суть через выполнение различных творческих  заданий. После завершения проекта учащиеся смогут назвать основные отличия  литературной  сказки от народной, научатся составлять вопросы для  викторины и делать компьютерные презентации,  задумаются над проблемами  добра и зла в жизни. Ожидаемые результаты проектно­исследовательской деятельности: Универсальные учебные умения и навыки, формирующиеся в проектно­ исследовательской  деятельности:  Регулятивные:  выдвижение   идеи   (мозговой   штурм),   проблематизация, целеполагание   и   формулирование   задачи,   выдвижение   гипотезы,   постановка вопроса   (поиск   гипотезы),   формулировка   предположения   (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; Познавательные:  построение   устного   доклада   (сообщения)   о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов   деятельности,   изготовление   предметов   наглядности,   подготовка устного отчёта о проделанной работе; Коммуникативные: умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы; Метапредметные:  находить   информацию   по   каталогам,   контекстный поиск, в гипертексте, в сети Интернет. Основополагающие проблемы:  1.  Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем  она отличается от них?  2.Почему сюжеты литературных и народных сказок имеют сходство? 3.Какая сказка ­ «Спящая царевна» В.А. Жуковского или «Сказка о  мертвой царевне…» А.С. Пушкина ­ ближе к народной?   Необходимо показать традиции и новаторство в разработке сказочного  сюжета обоими  поэтами. 4. Согласны ли вы, что «ученик победил учителя?» 5.Почему в сказках зло всегда наказуемо? 6.В чём сходство сказок А.С. Пушкина, В.А. Жуковского и братьев Гримм? Гипотезы:  1. Сказка Пушкина – пересказ народной сказки? 2.   А.С.Пушкин   не   просто   пересказал   известный   сюжет,   а   написал   авторскую сказку,   в   которой   многое   изменил   в   связи   с   тем,   что   хотел   выразить   свои собственные идеалы, мысли и представления о жизни.  Критерии оценки проекта: Можно   оценивать:   степень   самостоятельности   в   выполнении   различных этапов работы над проектом;   степень   включённости   в   групповую   работу   и   чёткость   выполнения отведённой роли;   практическое использование предметных ЗУН;   количество   новой   информации,   использованной   для   выполнения проекта;   степень осмысления использованной информации;   уровень сложности и степень владения использованными методиками;   оригинальность идеи, способа решения проблемы;   осмысление   проблемы   проекта   и   формулирование   цели   проекта   или исследования;   уровень   организации   и   проведения   презентации:   устного   сообщения, обеспечения объёктами наглядности;   владение рефлексией;   творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации. Сведения о проекте: учебный,  монопредметный, групповой,  краткосрочный, текущий. Необходимые начальные знания, умения, навыки: для выполнения этого проекта учащиеся должны знать содержание сказок  Пушкина, братьев Гримм и Жуковского, владеть навыками сопоставительного анализа, уметь работать в группах, обладать художественным воображением и артистическими навыками. Понадобится  владение компьютером для   создания мультимедийной презентации. Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:  компьютер, принтер, цифровая камера, проекционная система, сканер,  другие типы интернет­соединений, телевизор. № п/п  1.    III.Этапы проектной деятельности: Этап работы Цели Организационно­ подготовительный этап 1.Выбор темы, поиск  проблемы, выбор  и  обоснование проекта. 2.Анализ предстоящей деятельности, выделение подтем. 3.Формирование творческих групп. 2. Планирование   (разработка проекта)   к заданий   отбор 1.Подготовка материалов исследовательской работе: формирование вопросов,   для   групп, литературы, источников информации. 2. технологического процесса. 3. документации, определение   форм выражения   Планирование   Разработка Формирование УУД Личностные УУД (мотивация), регулятивные (целеполагание), коммуникативны е (сотрудничество) на   всех   этапах работы над проектом.     Коммуникативн   ые: умение слушать и понимать других, выражать   себя, находить компромисс, взаимодействова ть внутри группы 3 4 Технологическая   стадия (исследовательская работа) Презентация   и   оценка результатов результатов.  Организация   рабочего места.   Сбор   и   изучение информации  Выполнение плана работ (чтение и анализ сказок).  Текущий контроль, Формулирование выводов 1.Оформление результатов деятельности. 2.Предварительная оценка продукта. 3.Планирование презентации подготовка презентационных материалов. и       5   результатов Анализ выполнения проекта  Оценка продукта  Оценка продвижения 1.Формулирование выводов   и   оценка результатов 2.Саморефлексия.                  IV.Характеристика деятельности учащихся и учителя № п/п  1.    Этап работы Организационно­ подготовительный этап   и Характеристика  видов деятельности  уч­ся  Определение анализ проблем   потребности информации Предлагают   темы, участвуют в обсуждении. Определение в     Познавательные УУД (работа   с   текстом, анализ сказок) Личностные (самоопределение, лидерство), познавательные (сбор информации, обобщение   знаний), коммуникативные (построение высказываний), регулятивные (контроль коррекция результатов) Регулятивные (самоконтроль), коммуникативные (общение в группе) и   Характеристика деятельности учителя Предлагает тему,  источники информации, помогает ученикам  на   всех   этапах работы над проектом. 2. Планирование   (разработка проекта) 3 Технологическая   стадия (исследовательская работа) Предварительно вычленяет главное, предлагает   темы и вопросы       для обсуждения, заранее разрабатывает вопросы   поисковой деятельности. Принимает участие в обсуждении, контролирует работу,   следит за дисциплиной. для     В   соответствии   с задачами своей творческой   группы выбирают   подтему для   себя,   активно участвуют в обсуждении работы, обсуждают будущую презентацию проекта. Знакомство с историей поэтического состязания между Пушкиным и Жуковским, работа с текстом сказки братьев Гримм «Снегурочка» (чтение, ответы на вопросы по содержанию текста), чтение и анализ сказок А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне..." и В.А. Жуковского "Спящая царевна". Исследовательска я работа учащихся (сравнительный анализ творчества этих писателей и фольклорных сказок). Читают и анализируют сказки, самостоятельно делают собственные 4 Презентация   и   оценка результатов     5   результатов Анализ выполнения проекта  Оценка продукта  Оценка продвижения предположения и выводы. Вначале   в   своей творческой   группе,   а затем вместе с другими группами   оформляют результаты   идёт деятельности, к   подготовка с выступлению презентацией   своей работы во время урока, а   затем   ­   к   участию   в районном   фестивале учебных проектов.   Самооценка результатов своей   деятельности, успехов   и   неудач Саморефлексия. Координирует и стимулирует   работу, консультирует уч­ся.   Оценивает   педагогическое руководство. своё                       V. Описание  проекта.    Тему данного учебного проекта  пятиклассники выбрали сами  после того,  как во время чтения сказок задали учителю вопрос: а почему сюжеты многих  авторских и народных сказок так похожи? После этого  и был организован  учебный творческий проект, в котором приняли участие 12 учеников 5 класса,  объединившихся в три группы. Работа над проектом  начинается с того, что в  ходе беседы с  учителем выясняются знания учащихся по данной теме, они  мотивируются на проведение исследований в проекте, определяются темы  исследований. Затем происходит деление на группы в соответствии со   способностями и интересами детей. Учитель вместе с ребятами разрабатывает  план работы над проектом, что позволяет им грамотно организовать свою  деятельность. Составляются критерии оценивания будущих работ, по которым  происходит контроль и самоконтроль в группах. Далее они под руководством   учителя знакомятся с историей создания сказок братьев Гримм, Жуковского и  Пушкина, делают обзор содержания сказок и собственные выводы. Ученики, входящие в состав первой группы, подготовили сведения о том,  что  не все современники принимали сказки А.С. Пушкина, считали, что это  подражание народным сказкам и что это умаляет талант известного поэта. Но  время показало другое: сказки Пушкина были и остаются любимым чтением  многих поколений детей и взрослых.  Они провели сопоставление  «Сказки о мёртвой царевне…» со сказкой  Жуковского «Спящая царевна» и русской народной сказкой  «Зеркальце»,   познакомились с понятием «бродячие сюжеты».       Учащимся были предложены следующие проблемные  вопросы для анализа: ­ Почему мачеха не смогла погубить царевну? ­Кто в сказке спасает царевну и кто вредит ей? ­Какое участие в судьбе царевны принимают зеркальце, Чернавка, Соколко,   лесные братья, Елисей? ­Почему сказка называется «О мертвой царевне и о семи богатырях»?        Проблемные вопросы  активизируют работу учащихся, помогают осмыслить  композицию произведения и понять: «добро нуждается в защите, оно не  всесильно».       Обращалось внимание на выявление народных истоков  пушкинской сказки,  звучащий в ней гимн добру и справедливости.        Приступая к анализу пушкинской сказки, следует обратить внимание учащихся на то, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является апофеозом  добрых народных нравов деревенской стихии. Царевна из сказки представляет  собой воплощение милой женственности в русском народном вкусе. Она кроткая,  терпеливая; богатыри называют ее «ласковой сестрою». Она заботливая хозяйка.  Попав в терем богатырей, она первым делом «все порядком убрала», «засветила  богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная и благовоспитанная. Когда ее  угощают, она отрекается от зеленого вина: «пирожок лишь разломила, да кусочек  прикусила». Она верна своему слову.       Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является  мачеха­царица, которая только и занята своей красотой и желает быть всех  красивее. Она тщеславна, «горда», «ломлива».      Смысл сказки – в противопоставлении «лица» и «души», красоты внешней и  красоты душевной. Именно эту антитезу имел в виду Пушкин, когда задумывал  свою сказку.      Ученики подготовили  материал о царице – мачехе по вопросам: ­ Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы,  которую хотела бы извести мачеха?  ­ Как царица­мачеха описана Пушкиным? Что в описании царицы вызывает  восхищение, но почему эта красота не радует окружающих?  Продолжая характеристику, ребята отмечают, что мачеха груба, сварлива и  завистлива, к тому же у нее нет настоящих друзей и даже зеркалу, с которым  «одним была добродушна и мила» не прощает истины. ­ Как отомстила царица­мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому? ­ Чем закончится история злобной мачехи? За что она оказалось наказанной? С любовью присматриваясь к героине, Пушкин показывает как ее внешнюю  («белолица, черноброва"), так и внутреннюю красоту(нраву кроткого такого,  красавица душа) , подчеркивает трудолюбие, внутреннее достоинство,  деликатность, терпение, покладистость, искренность и верность, внутреннюю  бесхитростность и  доброту. Не случайно для поэта она «царевна молодая», « моя  душа».        Итогом сравнительной характеристики героинь станет составление таблицы.                            Царевна                              Царица                                           Царского происхождения, умны, красивы                           злая                      завистливая                             гордая                                 своенравная                             ленивая                           грубая                      надменная                      жестокосердная                 добрая                 бескорыстная                 скромная                 кроткая                 трудолюбивая                 вежливая                 простая                 добродетельная   Затем школьники обратились к сопоставлению сказки Жуковского, Пушкина и народной сказки, отметив общее в этих сказках:  Борьба добра и зла  Добрым помогают волшебные силы  Используются волшебные предметы  Троекратные повторы и сказочные числа  Завершаются сказочной концовкой  Слова и выражения, свойственные народной сказке В чем различие пушкинской и народной сказок? ( Стихотворная форма и  авторство). Выводы, сделанные  учащимися: ­Мы говорили о том, что народные сказки строятся по особым законам и  правилам.  Сравнивали авторские сказки и пришли к выводу, что в основе  каждой из них лежит сюжет народной сказки. Сходность сюжетов авторских  сказок в литературоведении получило название «БЛУЖДАЮЩИЙ» сюжет.  Пушкиным и Жуковским было заключено шутливое соглашение на лучшую  обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая  царевна» Жуковского, «Сказка о царе Салтане» Пушкина и другие  пушкинские сказки. Так что и это шутливое соревнование послужило  стимулом к написанию сказок. Пушкин поставил перед собой цель  воспроизвести тип подлинной фольклорной  сказки и эту цель блистательно  осуществил. Каждая сказка Пушкина — как бы действующая модель,  созданная по фольклорной системе и из фольклорных материалов. Жуковский имел другую цель. Второй своей сказкой — «Спящая царевна» (1831) —  Жуковский показал, что можно, наоборот, сказку иноземную превратить по  колориту в чисто русскую. Сюжет «Спящей царевны» не зафиксирован в рус­ ском фольклоре. Задачи, которые следовало  выполнить уч­ся второй группы: рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной  народной сказкой (на материале сказки братьев Гримм «Белоснежка»); раскрыть фольклорные традиции и своеобразие пушкинской сказки; формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и  жанру; совершенствовать умение анализировать образ­персонаж в  художественном произведении.       Учитель консультирует школьников и актуализирует  знания учащихся о  признаках народной волшебной сказки: в ней есть сказочное место действия,  фантастические персонажи, волшебные превращения. Проблемный вопрос: Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные  сказки и чем она отличается от них?  Для ответа на этот вопрос предлагается обратиться к сопоставлению сказки  братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и  литературной сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сравнительный анализ осуществляется при следующих условиях:  тексты сказок прочитаны заранее,  учащиеся выборочно пересказывают и перечитывают фрагменты текста для  доказательства своих рассуждений. Сравнительный анализ: что общего в этих сказках? Отвечая на этот и на другие  вопросы, учащиеся заполняют таблицу. Сравни сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм «Белоснежка и семь  гномов» («Снегурочка»). Что общего в этих сказках? 1. Герои: _________________________________________ 2. События: _______________________________________ г е р о и – мать, мачеха, падчерица, жених, семь друзей; с о б ы т и я – падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу,  мачеха ее хочет убить, героиню выручают лесные друзья, а затем оживляет  принц. Сравнительный анализ: чем различаются сказки? Работа с таблицей. Каждый ответ также обязательно подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. Сказка братьев Гримм Сказка А. С. Пушкина   1. Семь гномов 1. Семь богатырей 2. Мачеха трижды пытается убить  Белоснежку тремя разными  способами 2. Черница приходит один раз с  яблочком 3. Принц случайно находит  Белоснежку. Она уже мертва 3. Жених, королевич Елисей, долго  ищет царевну, обращаясь к солнцу,  месяцу, ветру 4. Жестокий финал: мачеху  заставляют танцевать на  раскаленных углях 4. Сказка Пушкина гуманистична:  мачеха сама умирает от тоски и  зависти 5. Написана в прозе 5. Написана в стихах, красивым  литературным языком Особое внимание уделяется образу главной героини. Анализ образа молодой  царевны также строится на его сопоставлении с народными образами.  Учащиеся должны прийти к  выводам, что мачеха и падчерица встречаются в  таких русских народных сказках, как «Морозко», «Хаврошечка», «Белая  уточка». В них падчерица изображается скромной, доброжелательной,  трудолюбивой, ласковой девушкой. Пушкин продолжает эти фольклорные  традиции, дополняя и углубляя их.  В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, которого нет в народной сказке. Автор  любит свою героиню и восхищается  ею («красавица­душа», «милая девица», «моя душа», «так тиха, свежа  лежала» и т. д.). Поэт создает неповторимый индивидуальный  характер «царевны молодой» с помощью детального описания ее внешности,  речи, подробного изображения поведения героини, включает в текст сказки  многочисленные авторские оценки. Необходимо отметить, что в свое произведение Пушкин активно вводит и  такое средство создания литературного персонажа, как отношение к нему  других персонажей. Дети должны привести примеры отношения к царевне  Чернавки, богатырей,  Соколко,  Елисея и сделать вывод о том, что это  художественное средство помогает читателям еще глубже понять характер  героини: любящий, кроткий, доверчивый, нежный. Сообщения уч­ся, входящих в 3­ю группу (эти дети прочитали все три  сказки и готовятся к презентации проекта). ­ Немецкие ученые­филологи братья Гримм записывали сказки от народных  сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык.  Позднее они лишь обработали услышанные и записанные народные варианты,  придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно  рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок.  Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10–20­х годах ХIХ века, т. е.  раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень  большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким  вариантом сказки. После сопоставительного анализа сказок и коллективного обсуждения  работы учитель предлагает всем поразмышлять над следующими вопросами: Сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская сказка? Это сложный для  школьников вопрос, ведь  очевидно использование автором  фольклорных традиций. Однако проделанный сопоставительный анализ  позволяет прийти к выводу, что поэт создает свою  неповторимую, литературную сказку. Она отличается от сказки братьев  Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична,  красочна, изящна по ритму и языку. Зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм? Во­первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких  слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки  свидетельствуют:      образы богатырей, взятые из русских былин; терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу; троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие  русские народные песенные заклинания; язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами. Во­вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал  авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел  выразить свои собственные идеалы, мысли и представления о жизни. Сказка  братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и  очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных. В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив  поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – принципиально новое  «добавление» Пушкина к народному сюжету. Теме любви и верности  посвящена и начальная картина смерти родной матери («восхищенья не  снесла…»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей и их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и  любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко,  погибающего ради своей хозяйки.  После завершения работы заполняются листы самооценки работы в группах. На  уроке литературы учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности. В завершение работы коллективно обсуждаются выводы,  служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. Вначале  учащиеся  знакомятся с мнением учителя, затем оценивают презентацию. После   подводятся итоги работы всех групп, взаимооценивание и оценивание  учителем. После коллективного обсуждения, самооценки собственной работы, оценивания проекта учителем и выводов дети создали собственную  презентацию проекта, с которой выступили сначала перед одноклассниками, а затем и на районном фестивале учебных проектов. Считаю, что итогами проектно­исследовательской деятельности следует  считать не только успехи уч­ся в освоении предмета, а также их личностное  развитие, формирование навыков самостоятельной работы.                                               Библиография: 1. Кондратьева, Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно­методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей.­ Чебоксары, 2007. 2.Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной  деятельности. // Нар. образование. – 2000. ­ №7. 3.Павлова, М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании  школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана­Графф, 2003. 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000  5.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное  образование. – 1998. 6.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.,  2005. 8.Интернет­сайты: conf.cpkro.kirov.ru;  www.eidos.ru;  http://www.lit­ studia.ru/

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными сказками)"

Статья "Использование проектной технологии в процессе изучения литературы (сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с авторскими и народными  сказками)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018