Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"
Оценка 4.9

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
Взрослым
21.12.2017
Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"
Презентация к уроку литературы "Бунин - это целый мир"
Бунин-это целый мир.doc
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Курсавский региональный колледж «Интеграл» Методическая разработка  урока литературы с использованием  ИКТ "Бунин – это целый мир" с.Курсавка 2017 год Методическая разработка предназначена для организации проведения уроков литературы в рамках реализации дисциплин общеобразовательного цикла  при подготовке специалистов любого профиля. Организация   –   разработчик:  ГБПОУ   "Курсавский   региональный   колледж "Интеграл" Разработчик: Сологубова О.В., преподаватель ГБПОУ КРК "Интеграл" Рассмотрена и рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании Методического Совета ГБПОУ КРК «Интеграл» Протокол  № 4 от  15.12.2017 г. Председатель методсовета ____________ М.А.Уманская 357070 Ставропольский край, Андроповский район, с.Курсавка, ул. Титова, 15 тел.: 8(86556)6­39­82, 6­39­83 факс:6­39­79 kurs    _  integrall  @   mail      .  ru Пояснительная записка Рубеж веков в истории культуры всегда сложен и противоречив. Именно поэтому преподавателю,  работая над системой уроков по творчеству  И.А. Бунина, важно помнить, что его задача не просто познакомить обучающихся с биографией   и   отдельными   произведениями   писателя,   но   и   постараться естественно вписать творчество Бунина в историко­литературный контекст рубежа 19­20 веков. В   прозе   Бунина   мир,   изображенный   с   точки   зрения   повествователя, всегда вбирает в себя различные аспекты восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние...  Поэтому   часто  в  центре  его   внимания   оказывается   внутренняя жизнь личности, переживания которой раскрывается в многообразии деталей и признаков. Лирическая тональность, характерная для творчества Бунина, богатство   изобразительных   средств,   поиск   новых   композиционных   форм, бессюжетность определяют своеобразие его стиля, который оказал большое влияние на развитие русской прозы 20 века. В программе по литературе на изучение Бунина отводится всего 4 часа. Этого, конечно, недостаточно, чтобы понять творчество писателя в контексте его судьбы и историко­литературного процесса, но вполне достаточно, чтобы выявить   приметы   стиля   автора,   определить,   хотя   бы   в   общих   чертах, общечеловеческое содержание его произведений, выполнить анализ и создать интерпретацию произведения. В системе уроков по творчеству И.А.Бунина это первый урок, урок – знакомство   с   личностью   писателя,   с   его   поэтическим   наследием, направленный на выявление читательского восприятия. Предлагаемая методическая разработка рекомендуется для проведения уроков литературы при подготовке специалистов любого профиля. Методика организации и проведения урока Данный   урок   по   учебной   дисциплине   общеобразовательного   цикла ОУДБ.02 "Литература" проводится для обучающихся первого курса любого профиля   в   кабинете,   оснащенном   автоматизированным   рабочим   местом преподавателя   с   возможностью   использования   компьютерных   технологий. Продолжительность   урока   130   минут.   Форма   проведения   –   урок­беседа   в сочетании   с   иллюстративно­презентационным   методом   и   контролем полученных знаний в форме тестирования.  Занятие   предусматривает   коллективную   и   индивидуальную   формы работы,  в рамках  которых  можно  организовать  конструктивное   общение  и сотрудничество. Предварительная   подготовка   со   стороны   преподавателя   включает   в себя следующее: подбор материала для всех этапов, оформление кабинета – выставка книг Бунина, портреты писателя. Для наглядности готовятся слайды ко   всем   этапам   урока   с   помощью   программы  PowerPoint,  подбираются аудиозапись   авторского   чтения   стихотворения   «Одиночество», видеофрагмент   выступления   Бунина,   видеоролики   с   песнями   «Последний шмель», «Настанет день – исчезну я», распечатка тестов и стихов Бунина для обучающихся.  Урок проводится для студентов первого курса любой специальности. Предварительная подготовка со стороны обучающихся: 2 студента готовят сообщение о жизненном   и творческом пути писателя; 2­3 студента готовят выразительное чтение стихотворений И.А.Бунина (по выбору) В конце урока подводятся итоги изученного, делаются выводы. План урока Тема урока: "Бунин – это целый мир" Цель урока: Знакомство   с   жизненным   и   творческим   путем   И.А.Бунина, демонстрация своеобразия его поэзии путем анализа произведений Задачи Образовательные:   Познакомить с основными этапами жизни и творчества Бунина.  Определить место творчества Бунина в контексте эпохи.  Обозначить тематику и проблематику поэзии Бунина. Развивающие:   Развивать умение слушать и связывать новые знания с уже имеющейся информацией.   Развивать познавательные навыки обучающихся.    Развивать   критическое   и   творческое   мышление,   умение   увидеть, сформулировать и решить проблему.    Развивать умение анализировать поэтический текст  Отрабатывать навыки выразительного чтения. Воспитательные:   Воспитывать   чувство   эстетического   наслаждения   от   лирических произведений.  Воспитывать вдумчивого и внимательного читателя.   Воспитывать культуру поведения. Метапредметные:  регулятивная:   научить   управлять   своей   деятельностью,   развивать инициативность, самостоятельность;  коммуникативная:   развивать   речевую   деятельность,   формировать навыки сотрудничества;  познавательная:   научить   работать   с   информацией,   выполнять логические сравнения, анализ, обобщение. Методические:  совершенствовать методику проведения уроков с использованием ИКТ;  совершенствовать ИКТ– компетентность;   углубить междисциплинарные связи. Здоровьесберегающие:  создавать благоприятный морально­психологический климат в коллективе;  менять   виды   учебной   деятельности   с   целью   сохранения   активности обучающихся в течение урока. Тип урока: комбинированный Форма урока: урок­беседа Методы и приемы:  репродуктивный  эвристический  интерактивный Междисциплинарные   связи: философия Обучающиеся должны в соответствии с ФГОС СОО:  русский   язык,   история,   информатика, Знать:  воспроизводить содержание литературного произведения;  анализировать   и   интерпретировать   художественное   произведение, используя сведения по истории и теории литературы;  соотносить   художественную   литературу   с   общественной   жизнью   и культурой;   раскрывать   конкретно­историческое   и   общечеловеческое   выявлять содержание   изученных   литературных   произведений; «сквозные»   темы   и   ключевые   проблемы   русской   литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;  определять род и жанр произведения;  сопоставлять литературные произведения;  выявлять авторскую позицию;  выразительно   читать   изученные   произведения   (или   их   фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;  аргументировано   формулировать   свое   отношение   к   прочитанному произведению; Уметь:     XIX–XX вв.; образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей­классиков основные   закономерности   историко­литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико­литературные понятия.  Использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для:  создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;  участия в диалоге или дискуссии;  самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;  определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;  определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки   иноязычной   русской   литературы,   формирования   культуры межнациональных отношений. Формируемые  компетенции: o ОК   3  Принимать   решения   в   стандартных   и   нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. o ОК   4  Осуществлять   поиск   и   использование   информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. o ОК   5  Использовать   информационно­коммуникационные технологии   для   совершенствования   профессиональной деятельности. o ОК 6  Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. o ОК 7  Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. o ОК 8  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного   развития,  заниматься   самообразованием,  осознанно планировать повышение квалификации. Время урока:130 мин.  проектор,   компьютер,   бумага,   ручки,  выставка   книг, Оборудование: презентация по творчеству И.А.Бунина, выполненная в программе PowerPoint, аудиозапись   авторского   чтения   стихотворения   «Одиночество», видеофрагмент   выступления   Бунина,   видеоролик   с   песней   «Последний шмель»,  распечатка тестов и стихов Бунина для обучающихся Ход урока 1. Вводная часть (5 мин.) 1.1. Приветствие  1.2. Проверка готовности обучающихся  к уроку 1.3. Определение цели и задач урока 2. Основная часть(75 мин.) 2.1. Слово преподавателя (Приложение 1) 2.2. Биография писателя (Приложение 2) 2.3. Работа с лирическими произведениями И.А.Бунина (восприятие,  оценка, анализ) (Приложение 3): 2.3.1 Стихотворение «Одиночество» 2.3.2 Стихотворение «Последний шмель» 2.3.3 Стихотворение «Настанет день – исчезну я» 2.3.4 Выразительное чтение стихов 2.4. Тест по творчеству И.А.Бунина (Приложение 4) 3. Заключительная часть(10 мин.) 3.1. Заключительное слово преподавателя. (Приложение 5) 3.2. Рефлексия (Приложение 6) 3.3. Подведение итогов урока  3.4. Домашнее задание (Приложение 7) Библиографические источники 1. Беленький   Г.И.   Дидактические   материалы   по   литературе «Читаем, думаем, спорим». Г.И.Беленький.­ М.: « Просвещение», 2015. 2. Бабореко А.К. И.А.Бунин. Материалы к биографии. М., 2015. 3. Муромцева­Бунина В.Н. Беседы с памятью. М., 2014.  4. 5. 6. 7. 8. Ромашина Н.Ф. Литература. 5­11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. ­ Волгоград: «Учитель», 2017. https://perova.jimdo.com (дата обращения 04.12.2017) https://ru.wikipedia.org (дата обращения 04.12.2017) https://www.youtube.com (дата обращения 04.12.2017) http://docplayer.ru (дата обращения 04.12.2017) Слово преподавателя Приложение 1 Лишь слову жизнь дана И.Бунин Слайд 1. Ребята, на прошлых занятиях вы убедились, насколько многогранна и   противоречива   была   эпоха   рубежа   XIX­XX   вв.   И   сегодня   мы   с   вами поговорим о человеке, в творчестве которого в полной мере отразились все противоречия   данной   эпохи.   Этот   человек   –   Иван   Алексеевич   Бунин. Запишите   тему   и   эпиграф,   к   которому   мы   вернемся   в   конце   урока. Посмотрите  на  портрет  поэта:  видно,  что перед  нами интеллигент  рубежа веков, интеллектуал. Иван   Алексеевич   Бунин –  последний  русский  классик   порубежного времени. Иван   Алексеевич   Бунин   –   одно   из   самых   ярких   имен   русской литературы ХХ века. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы,   умение   передать   язык   разных   слоев   общества,   сила   воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его   творчества,   уходящего   корнями   в   русскую   классику.   Бунин   гордился своим   происхождением:   он   был   старинного   дворянского   рода,   «давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства». Достаточно сказать, что к роду Буниных принадлежал Василий Андреевич Жуковский. Гордился писатель и тем, что все его предки «были связаны с народом и землей, были помещиками». Эта связь с традициями дворянской культуры, с одной   стороны,   и   связь   «с   народом   и   землей»,   с   другой,   своеобразно отразились в творчестве Бунина, сделав его стиль неповторимо обаятельным и живописным. Бунин – это целый мир, в чем­то еще неизведанный, тайный. Всякий раз, читая его произведения, открываешь нечто новое в его творчестве. Более чем шестидесятилетняя литературная судьба Бунина сложилась на   редкость   счастливо.   Он   получил   признание   раньше   всего   как   поэт, стихотворец. Что же это был за человек? Давайте познакомимся с ним поближе. Приложение 2 Биография писателя (рассказывают подготовленные обучающиеся). Слайд 2­3.  10 октября 1870 г. в Воронеже в семье орловских помещиков Алексея Николаевича и Людмилы Александровны Буниных родился сын, в крещении названный Иваном.  Слайд 4.  До 11 лет воспитывался дома, а в 1881 г. Иван Бунин был зачислен в   первый   класс   Елецкой   уездной   гимназии,   а   в   1886   г.   отчислен   за неуспеваемость, гимназический курс проходит дома, под руководством брата Юлия.  Много занимается самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики.  Слайд 5.  В 17­летнем возрасте начинает писать стихи, и в 1887 — дебют Бунина в печати. В 1889 году переезжает в Орел и идет работать корректором в местную газету «Орловский вестник». Слайд 6. В 1891 г. в качестве приложения к «Орловскому вестнику» издана первая книга Бунина – «Стихотворения 1887 – 1891 гг», а с 1892г. рассказы Бунина начинают публиковаться в ведущих российских журналах.  (щелч)  В 1896 г. вышел в свет бунинский перевод «Песни о Гайавате» Г.Лонгфелло, а уже   в   1897   г.   в   Петербурге   издается   сборник   «На   край   света»   и   другие рассказы. Слайд   7.  Долго   не   складывалась   семейная   жизнь   Бунина.   Первой   его женщиной   была   Варвара   Владимировна   Пащенко,   с   которой   он   состоял   в гражданском   браке   с   1892   по   1894   гг.   После   разрыва   с   Варварой Владимировной   Иван   Алексеевич   в   1898   г.   женится   на   Анне   Николаевне Цакни, богатой одесситке греческого происхождения. Но и с ней Бунин не нашел   своего   счастья,  и   в   1899  г.  они   разошлись.   Лишь   в  1906   г.   Бунин, наконец, обретает семью. В доме писателя Бориса Зайцева он знакомится с Верой Николаевной Муромцевой, которая стала верной спутницей до конца его дней. Слайд   8.  Литературные   заслуги   писателя   были   высоко   оценены   уже   его современниками:  в   1903   г.   И.А.Бунину   присуждена   Пушкинская   премия Российской Академии Наук за поэтический сборник «Листопад» и перевод «Песни   о   Гайавате».   С   1902   по   1909   гг.   в   приложении   к   горьковскому издательству   «Знание»   выходит   первое   Собрание   сочинений   в   5 ненумерованных томах. А в 1909 г. ему присуждается вторая Пушкинская премия,   после   чего   Бунин   был   избран   почетным   академиком   Российской Академии Наук по разряду изящной словесности. В 1911 и 1915 гг. он был удостоен Золотых Пушкинских медалей. В 1910 г. в печати появляется первая большая   вещь   Бунина   –   повесть   «Деревня»,   вокруг   которой   разгорелись горячие споры, так как писатель показал в ней жестокий лик деревни. Слайд 9.  Бунин много путешествовал по России и за границей: в Италии, в Турции,   на   Балканах,   в   Греции,   в   Палестине,   в   Египте,   в   Алжире.   По возвращении   из   Италии   писатель   публикует   повесть   «Суходол»,   давшую название   сборнику   повестей   и   рассказов.   В   этом   же   году   торжественное празднование 25­летия литературной деятельности. В 1915 г. в издательстве А.Ф.Маркса выходит Полное собрание сочинений Бунина; в Москве издаются сборники рассказов ­ «Чаша жизни» (1915), «Господин из Сан­Франциско» (1916).  Убежденный   монархист,   человек,   далекий   от   политики,   противник всяческого   насилия,   он   трагически   переживал   события,   последовавшие   за Октябрьским   переворотом   1917года.   21   мая   1918   г.   Бунины   уезжают   в Одессу, занятую белыми, а оттуда при подходе большевиков 26 января  1920 г. ­ в Константинополь. В 1922 г. Бунины поселяются в г. Грасс, близ Ниццы, во Франции. Отношение Бунина к революции было крайне отрицательным, он считал, что ее затеяли те, кто ничего в ней не смыслит, потому что России нужна не революция, а эволюция. Эти размышления Бунина воплотились в дневнике, отразившем события революции   1917   и   Гражданской   войны,   опубликованном   под   названием «Окаянные дни». При отъезде за границу дневник был потерян, и Бунин уже в эмиграции восстановил его по памяти. Слайд 10.  В  этот период  он  пишет  рассказы «Легкое дыхание», «Митина любовь». Слайд 11. Даже оказавшись в эмиграции, лишившись родной языковой среды, Бунин   остался   самым   русским   писателем.   Жизнь   писателя   в   эмиграции складывалась   не   просто,   но,   несмотря   на   это,   его   душа   всегда   болела   за Россию. Живя за границей, Бунин продолжает литературную деятельность, и с 1927 г. по 1933 г. он работает над своим единственным автобиографическим романом   –   «Жизнь   Арсеньева».   По   словам  К. Г. Паустовского,   «Жизнь Арсеньева» — это не только вершинное произведение русской литературы, но и «одно из замечательнейших явлений мировой литературы». Слайд 12. В 1933 г. Иван Алексеевич становится первым русским писателем, удостоенным   Нобелевской   премии   в   области   литературы   –   «за   правдивый артистичный   талант,   с   которым   он   воссоздал   в   художественной   прозе типичный русский характер».  (Демонстрируется   кинофрагмент   записи   выступления   И.Бунина   при получении премии в 1933 году) Преподаватель:  Большую   часть  Нобелевской   премии   (1933),  Бунин раздал русским эмигрантам. Кстати,   кто   еще   из   русских   писателей   был   удостоен   Нобелевской премии?  (Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский). Во   время   Великой   Отечественной   войны   Бунин   не   раз   публично поддерживал   Советский   Союз,   из­за   чего   у   поэта   произошел   разрыв   со многими представителями эмигрантской интеллигенции.  Д.   С.Мережковский,   завидев   издали   Бунина,   всегда   переходил   на другую сторону улицы, чтобы не жать ему руку. Нужно сказать, что это было продиктовано, скорее, творческой завистью, так как Мережковский трижды вместе с Буниным номинировался на Нобелевскую премию, но так и не был ее удостоен. В противовес Бунину Мережковский однажды в выступлении по радио поддержал Гитлера, и в итоге к нему никто не пришел на похороны. Бунин   отказывался   от   любых   форм   сотрудничества   с  нацистскими оккупантами  и старался постоянно следить за событиями в России. Бунин неоднократно   выражал   желание   возвратиться   в   Россию.   «Великодушной мерой» назвал  в 1946 указ советского правительства  «О восстановлении  в гражданстве   СССР   подданных   бывшей   Российской   империи…»,   но постановление  Жданова  о   журналах   «Звезда»   и   «Ленинград»   (1946), растоптавшее А. Ахматову и М. Зощенко, привело к тому, что Бунин навсегда отказался от намерения вернуться на Родину. Слайд 13. В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как: «Митина любовь»(1924), «Солнечный удар»(1925), «Дело корнета Елагина» (1925). В 1943 г. в Нью­Йорке выходит первым изданием вершинная книга бунинской   прозы   «Темные   аллеи»;   в   1946­м   появляется   ее   парижское   – расширенное, итоговое – переиздание. В 1950 г. Бунин приступает к работе над книгой «Воспоминаний», подводя итог своей жизни в литературе. Слайд 14. 8 ноября 1953 г. в Париже Иван Алексеевич Бунин скончался. По словам   том романа Л. Н. Толстого «Воскресение».  Спустя   несколько   дней   он   был   постели   писателя лежал   очевидцев,   на   похоронен на русском кладбище под Парижем – Сен – Женевьев – де – Буа. Приложение 3 Работа с лирическими произведениями И.А.Бунина (восприятие, оценка, анализ)  Своеобразие   Бунина   раскрывается   в   его   любовной   лирике. Принадлежащая своим эмоциональным строем ХХ веку, она трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира. Красота порождает любовь – страсть, совершающую прорыв в одиночестве. В конечном счете любовь не спасает от одиночества. Исчерпав «земные» возможности, любовь ввергает героя   в   состояние   спокойного   отчаяния.   Этим   настроением   сдержанного трагизма проникнуто стихотворение Бунина «Одиночество». 1. Слайд   14.  Звучит   стихотворение   И.А.Бунина   «Одиночество»   в исполнении автора. После   прослушивания   стихотворения   учащиеся   отвечают   на   вопрос: Какие чувства и мысли вызывает у вас это стихотворение? Какую картину вы можете нарисовать? Беседа  по вопросам:  Какие чувства и мысли вызывает у вас это стихотворение?   Как построено стихотворение? Делится ли оно на строфы, сколько их?  Какая картина нарисована и с помощью каких художественных средств?  Есть ли в стихотворении лирический герой, каков его внутренний мир существования? Что с ним происходит?   Как   достигается   автором   эмоционально­смысловая   целостность стихотворения?   Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом?  Что вам особенно понятно и близко в этом стихотворении? Однако   стихотворение   И.Бунина   не   оставляет   какого­то   мрачного настроения,   ощущение   безысходности   сменяется   в   конце   произведения надеждой на что­то лучшее, светлое. Все прошло, все минуло, но свет в душе остался, поэтому пока «Хорошо бы собаку купить». Эта последняя строка звучит даже несколько иронично: ирония над самим собой. Была любовь – и хорошо, я был счастлив. И еще, уверен, буду. Стихи   И.   Бунина   необычайно   напевны,   мелодичны.   Примером   служит «Последний шмель». 2. Слайд   16.  Знакомство   с  музыкальным   клипом  на  стихотворение И.Бунина «Последний шмель» Беседа: Какое   настроение   вызывает   стихотворение?   Найдите   изобразительно­ выразительные средства, которые помогают создать настроение грусти. (Эпитет “последний” упоминается дважды, “черный шмель” и “черный бархатный шмель”, “заунывно гудящий”….) Как автор постепенно раскрывает тему тоски, грусти героя? (Заунывно, тоскуешь (со мной); Последние дни, засохшая татарка, усни; Опустели поля, в бурьян сдует ветер угрюмый … шмеля) Чем вызвана тоска героя?  Наступит   осень,   “уснет”   шмель,   ветер   сдует   его   в   бурьян   (сорные растения на задворках).  Значит, человек тоскует из­за ожидаемой смерти шмеля? За образом шмеля – его судьба, он думает о своей смерти. Шмель залетел к человеку, когда тот уже грустил, уже тосковал. Значит какая­то мысль, дума мучила его и до встречи со шмелем. О чем эта дума? В стихотворении о ней поэт говорит просто:  Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля. Что   скрывается   за   этим?   Обратимся   к   первой   строчке   последней строфы:  Не дано тебе знать человеческой думы… Можем   ли   мы   сказать,   что   лирический   герой   переживает   из­за собственной смерти?  “Человеческая дума” ­ дума, которая занимает многих, не только лирического   героя.   Лирический   герой   думает   о   смерти   всего   живого. Судьба шмеля – судьба всякого живого существа. Найдем, строки, описывающие будущую смерть шмеля: “на подушечке красной усни”.  Даже   тот,   кто   умер   на   царском   ложе,   будет   снесен   равнодушным ветром.   Смерть   неизбежна.   Эта   мысль   тяготила   человека   в   самом   начале, поэтому   и   пение   шмеля   кажется   ему   заунывным.   В   последней   строфе сообщается о скорой смерти шмеля. Прочитаем эту строку: “Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый…”.  Как изображает поэт смерть? Бурьян – сорные растения на задворках. Ветер   ­   “угрюмый”.   С   помощью   метафоры   говорится   о   смерти.   Смерть безжалостна. Даже красивого, величественного шмеля она сбросит в бурьян. В первой строчке мы видим антитезу ­ “черный” ­ символ смерти, а “золотой” ассоциируется с солнцем, светом, с жизнью. Поэтому   в   стихотворении   И.Бунина   нотки   грусти   не   оставляют   налета мрачности,   трагедийности   жизни.   Жизнь   скоротечна,   но   она   не   только прекрасна, но вечна. 3. Слайд 17.  Как  эта  мысль  раскрывается   в  стихотворении  «Настанет день – исчезну я»? Прослушайте   стихотворение   И.Бунина   в   исполнении   актера   и посмотрите клип. Обратите внимание на цветовую гамму стиха и зарисовки клипа и постарайтесь ответить на заданный вопрос. (Звучит стихотворение И.Бунина в актерском исполнении, видеоклип) Лирический герой грустит о том, что его скоро не станет, а мир будет всё так же маняще прекрасен. Стихотворение представляет собой сложный синтез   печали   и   радости,   неотвратимости   конца   и   надежды,   фатализма   и оптимизма, что отражается в цветовой гамме красок стихотворения. (Ответы учеников)  Многие   современные   исполнителя   обращаются   к   творчеству Слайд   18.  И.А.Бунина. Послушайте песню «Настанет день – исчезну я». 4. Подготовленные   обучающиеся   выразительно   читают   стихотворения И.А.Бунина. 5. Преподаватель дает оценку высказываниям ребят. Тест по творчеству И.А.Бунина (слайд 20) 1. Укажите годы жизни И.А. Бунина Приложение 4 А) 1860­1904  Б) 1865­1921  В) 1870­1953  Г) 1899­1960  2. По социальному положению Бунин был: А) купцом  Б) дворянином  В) мещанином  Г) разночинцем  3. Кто занимался образованием Бунина после его выхода из гимназии? А) родители  Б) старший брат Юлий  В) гувернантки  Г) сам разработал систему дальнейшего образования  4. Академическая Пушкинская премия была присуждена Бунину за: А) роман "Жизнь Арсеньева"  Б) цикл рассказов "Тёмные аллеи"  В) сборник стихов "Листопад"  Г) рассказ "Суходол" 5.   Какой   великий   русский   писатель   оказал   значительное   влияние   на формирование личности Бунина А) А.С. Пушкин  Б) Ф.М. Достоевский  В) Л.Н. Толстой  Г) Н.В. Гоголь  6. Какая тема является основной в раннем творчестве Бунина? А) тема любви  Б) тема гармонии и красоты в природе  В) тема России  Г) тема уходящего дворянского уклада  7. Как Бунин относился к революции? А) восторженно принимал и поддерживал  Б) был в растерянности  В) отвергал и негодовал, считая её концом России  Г) был равнодушен  8. Нобелевская премия была получена Буниным за: А) 1925 г. за рассказ "Солнечный удар"  Б) 1915 г. за рассказ "Господин из Сан­Франциско"  В) 1933 г. за роман "Жизнь Арсеньева"  Г) 1938 г. за цикл рассказов "Тёмные аллеи"  9. Автобиографический роман Бунина назывался: А) «Митина любовь» Б) «Жизнь Арсеньева»  В) «Суходол»  Г) «В Париже»  10. В 1920 г. теплоход "Спарта" навсегда увёз Бунина из России в: А) Англию  Б) Францию  В) Америку  Г) Германию Приложение 5 Заключительное слово преподавателя Звучит стихотворение «Слово». Молчат гробницы, мумии и кости, —  Лишь слову жизнь дана:  Из древней тьмы, на мировом погосте,  Звучат лишь Письмена.  И нет у нас иного достоянья!  Умейте же беречь  Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,  Наш дар бессмертный — речь.  Мы   возвращаемся   к   нашему   эпиграфу   –   «Лишь   слову   жизнь   дана». Бунин был убежден, что все суетное пройдет прахом, и только слово будет жить  вечно,  принося  в  каждую   эпоху   очередным  поколениям  все   новые   и новые смыслы. Бунин   начал   свой   творческий   путь   именно   как   поэт.   А.   Бахрах записывал:   "Бунин   неизменно   хотел,   чтобы   его   в   первую   очередь   считали поэтом,   а   как   раз   его   поэзию   как   бы   не   признавали   или   признавали   с оговорками.   <...>   Не   этим   ли   объясняется,   что   он   любил   издавать   свои рассказы в одном томе со стихами?"'. Вторит ему Г. Адамович, встречавшийся с Буниным в эмиграции: "Он не считал себя прозаиком, который тоже пишет и стихи, как, например, Тургенев, нет, он придавал своим стихам очень большое значение и с горечью должен был сознавать, что как поэт остался в тени"'. Бунин­прозаик, вольно или невольно, заслонил собой Бунина­поэта, хотя сам мечтал   об   обратном.   На   следующем   уроке   мы   с   вами   посмотрим,   какие художественные особенности отличают прозу И.Бунина. Для тех, кто заинтересовался жизнью и творчеством Бунина, советую найти и почитать книги (слайд 21): 1. В.Н.Муромцева "Жизнь Бунина", "Беседы с памятью" 2. М.Рощин «Князь» Приложение 7 Домашнее задание (слайд 22):   Перечитать   рассказы   из   сборника   «Темные   аллеи»   («Чистый понедельник», «Холодная осень»), «Легкое дыхание», «Митина любовь».  Подумать над проблематикой прочитанных рассказов Приложение 6 В заключение нашего урока хотелось бы вам пожелать научиться ценить каждое слово, бережно к нему относиться, любить русский язык и гордиться теми   великими   талантами,   которые   составляют   сокровищницу   нашей литературы.

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"

Методическая разработка и презентация урока литературы "Бунин - это целый мир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2017