«Использование современных информационных технологий в проектной деятельности учащихся начальных классов для создания условий формирования компетенций профессионального ученика»
Из опыта работы Шепелевой Валентины Анатольевны, учителя начальных классов, преподавателя СПб ГБПОУ «Педагогический колледж №8»
Современный мир диктует обществу и школе соответствующие требования. Социологи предоставляют данные о том, что за последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться. Поэтому профессионалы современной школы уже сегодня широко используют в работе информационные технологии. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Вот основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
· Интенсификация:
повышение эффективности и качества процесса обучения
повышение активности познавательной деятельности;
углубление межпредметных связей;
увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
· Развитие личности учащихся:
развитие различных видов мышления;
развитие коммуникативных способностей;
формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
· Выполнение социального заказа общества:
подготовка информационно грамотной личности;
подготовка пользователя компьютерными средствами;
осуществление профориентационной работы в области информатики.
Использование современных информационных технологий в проектной деятельности позволяет уже в начальной школе с успехом осуществлять эти задачи. Именно при выполнении проектов формируются качества личности необходимые современному человеку: умение наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, преодолевать конфликты и противоречия. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Обучение детей созданию компьютерных презентаций с дальнейшим представлением готового «продукта» дают мощный позитивный толчок в формировании профессионализма ученика, его компетенций – такой вывод я могу сделать спустя 4 года после начала кропотливой систематической работы в этом направлении. Сегодня мои выпускники-четвероклассники умеют создавать компьютерные презентации разного уровня и содержания, представляя свои работы на уроках, внеклассных мероприятиях, конференциях, семинарах, мастер-классах. Высоким показателем профессионализма своих воспитанников в освоении ИКТ считаю опыт взаимного обучения по схемам ученик ученик и ученик родитель. Следует отметить возросший общий кругозор учащихся, уровень их начитанности, умение работать с текстами различной сложности, активную позицию многих в желании дополнительного самообразования. Примерный план работы по обучению учащихся начальных классов созданию компьютерных презентаций в ходе проектной деятельности:
УЧИТЕЛЬ |
УЧАЩИЕСЯ |
второй класс |
|
Широкое применение в учебном процессе компьютерных технологий (игровые программы, компьютерные презентации по темам на всех предметах, викторины, кроссворды, игры) |
Активные участники учебного процесса. |
Вторая четверть. Обучение созданию компьютерных презентаций. Индивидуальная работа с учащимися. Группа «Эрудит». Индивидуальная работа с некоторыми родителями (по просьбе родителей) |
Создание презентаций в рамках проектов: ü «Моя семья» ü «Мои друзья» ü «Книга-долгожитель в моей семье» ü к датам этнокалендаря Помощь и консультации учителя, иногда помощь родителей.
|
Третья четверть. Обучение созданию компьютерных презентаций. Индивидуальная работа с учащимися. Группа «Эрудит» - эффекты анимации, использование готового «скелета» презентации по конкретной теме. Группа «Знайка» - обучение
|
Группа «Эрудит» - совершенствуют умения, осваивают новые возможности (в том числе уже и самостоятельно) Группа «Знайка» - обучаются созданию презентаций Создают презентации: ü по личному выбору или выбору группы ü в рамках проектов «Успешное чтение», «Мир вокруг нас», «Дебют» ü к датам этнокалендаря |
Четвёртая четверть. Обучение созданию компьютерных презентаций. Индивидуальная работа с учащимися. Группа «Новичок»
|
Итоговая конференция «Мой проект». Представление поисковых, творческих работ в форме компьютерных презентаций по темам: ü «Встречи» ü «В мире книг» ü «Мир вокруг нас» ü «Чтобы помнили» |
третий класс Работа продолжается в рамках проектов «В помощь учителю», «Книга на уроке», «Портфолио» |
|
Первая четверть Группа «Эрудит» - обучение составлениею викторин и игр по представленному в презентации материалу. Группа «Знайка» - обучение:эффекты анимации, использование готового «скелета» презентации по конкретной теме. Консультации. Группа «Новичок» - обучение созданию презентаций.
|
Группа «Эрудит» - самостоятельное выполнение презентаций по заданной теме и предложенному плану, включая викторины (по всем предметам) Группа «Знайка» - подготовка презентации при поддержке учителя. Группа «Новичок» - создание пробных (только под руководством учителя) компьютерных презентаций по окружающему миру |
Вторая четверть Группа «Эрудит» - обучение работе с управляющими кнопками, составление игры «Крестики-нолики». Группа «Знайка» - консультации по выполнению презентаций по заданной теме и предложенному плану. Обучение составлению викторин и игр по представленному в презентации материалу. Подготовка индивидуальных дисков с работами учащихся. |
Группа «Эрудит» - самостоятельное выполнение презентаций по заданной теме и по выбору. Индивидуальные и групповые консультации. Составление серии игр «Крестики-нолики» для учащихся 2-3 классов с последующим проведением. Группа «Знайка» - подготовка презентации при поддержке учителя, переход к самостоятельной работе. Консультации по необходимости. Работа с портфолио – создание странички «Мои компьютерные презентации» - диск |
Третья четверть Продолжаем работу по обучению с группами «Эрудит» и «Знайка» |
Группа «Эрудит» - самостоятельное выполнение презентаций по заданной теме и по выбору. Участие в подготовке презентаций и игр «Крестики-нолики» в рамках проекта «Книга на уроке» Мастер-класс для учащихся школы. |
Четвёртая четверть Группа «Новичок» - обучение созданию компьютерных презентаций. Индивидуальная работа с учащимися. Контроль работы в парах «Эрудит»-«Знайка» и «Эрудит»-«Новичок» , по обучению созданию компьютерных презентаций разных уровней сложности. |
Группа «Эрудит» - мастерклассы для групп «Знайка» и «Новичок»; обучающие индивидуальные занятия по созданию компьютерных презентаций с «Знайками» и «Новичками» |
Итог: круглый стол «Современная школа» - встреча с педагогами, презентация продукта совместной деятельности - диска с работами учащихся и учителя, вручение дисков с презентациями. |
|
четвёртый класс |
|
Учитель – предлагает темы , помогает планировать работу, консультирует, проводит инструктаж в группе «Знайка», проводит обучение для начинающих, организует инструктаж ученик-ученику. Учащиеся – по предложению учителя или самостоятельно выбирают темы для работы по созданию презентаций; заявляют о необходимости инструктажа со стороны учителя; группа «Эрудит» проводит мастерклассы, инструктажи и обучение, принимает участие в районных семинарах |
|
Первая четверть Создание и представление презентаций в ходе проектов: «Это интересно знать», «Книга на уроке» |
|
Вторая четверть Создание и представление презентаций в ходе проектов: «Реклама книга», «Новый год шагает по планете» |
|
Третья четверть Создание и представление презентаций в ходе проекта «Родословная моей семьи» |
|
Четвёртая четверть Совместная творческая работа по созданию презентации «Школьные годы чудесные» в ходе проекта «Выпускник» |
В основу такой многолетней целенаправленной систематической работы положен прежде всего компетентностный подход, создающий условия для формирования компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Использование в начальной школе 21 века современных информационных технологий призвано служить главному – научить ребят учиться, а значит, быть свободными, уверенными в себе людьми, способными жить в постоянно меняющемся мире.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.